Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 116 страница



 

Главный опытный мотив, определяющий восприятие глубины, есть двигательно-осязательный опыт. Многочисленные теоретические сообра­ жения и опытные данные, приведенные мною в главе «о зрении и осяза­ нии », по моему мнению, неопровержимо доказывают это. Так как по пред­ положению мы в этом случае имеем дело с процессом ассоциации, т. е. вызывания осязательных идей, то он не представляет ничего особенного в сравнении с обычными психологическими процессами. Впрочем, психоло­ гии будущего предстоит указать ближе те психологические процессы, по­ средством которых совершается восприятие третьего измерения.

 

Из всего этого следует, что глубина развитого сознания не есть перво­ начальное содержание ощущений, а есть не что иное, как преобразование


 

298


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

плоскостной протяженности. Этим признанием я не отступаю от своей ос­ новной точки зрения на непроизводность протяженности, так как сущность протяженности вижу во внеположности, то естественно, что преобразова­ ние плоскостной протяженности может давать начало тем или другим мо­ дификациям глубины. Конечно, представлять себе первоначальной плос­ костную протяженность является довольно затруднительным, потому что это значило бы принимать отвлечение за реальность, но я думаю, что здесь ничего подобного не имеется: глубина есть та же внеположность, которой характеризуется протяженность вообще, и только она имеет так сказать иное расположение, чем то, что мы привыкли называть плоскостной про­ тяженностью в собственном смысле.

 

 

ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ 1

настоящей статье я имею целью рассмотреть вопрос о предмете пси­ хологии. Положение психологии в ряду других наук все еще остается не­ определенным потому, что не выяснен вопрос, каков предмет ее в отноше­ нии к предмету естествознания. Если сказать, что предметом психологии является мир психический, коренным образом отличающийся от мира фи­ зического, и именно тем, что мир физический есть мир «внешний» в отли­ чие от мира психиче-ского, который является миром «внутренним», как

 

если бы дело шло о двух мирах, отделенных пространственно друг от дру­ га. Такое понимание нужно считать очень распространенным. Очень мно­ гие в настоящее время думают, что мысль совершается в мозгу. Многие, если и соглашаются с тем, что это утверждение неверно, однако все же считают вполне законным вопрос «а где же совершаются психические про­ цессы?» и обыкновенно отвечают на него таким образом, что совершаются они где-то в пределах нашего организма. Из такого ответа получается пред­ ставление какого-то особенного внутреннего психического мира, мысли­ мого по аналогии с физическим миром, но только меньшего размера. Но действительно ли так нужно понимать отношение между явлениями физи­ ческими и психическими? Не является ли такое толкование отношения меж­ ду явлениями физическими и психическими ложным? Для того чтобы ре­ шить этот вопрос, необходимо определить, что такое «психический» в отличие от «физического ». Я не имею в виду выяснять вопрос о том, суще­ ствует ли душа отдельно от тела и т. п. Моя задача заключается в том, что­ бы выяснить вопрос, что мы называем «психическим » в отличие от «физи­ ческого». Это я и называю вопросом о предмете психологии.

 

Вопросы философии и психологии. 1908. Кн. 93. С. 228-250. Читано в Московском Психологическом Обществе 22 марта 1908 г.


 

299


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

Обыкновенно принято говорить, что между предметом психологии и предметом наук о природе есть то существенное различие, что предмет психологии познается путем особого приема, который называется само­ наблюдением. Такой способ выражения нужно считать вполне правиль­ным. Нет никакого сомнения в том, что самонаблюдение или внутреннее восприятие является исходным пунктом познания психических явлений. Совершенно справедливо утверждение, что если бы мы даже объективно наблюдали проявление психической жизни, например у ребенка, у живот­ ных, у душевнобольных и т. п., то тем не менее эти проявления могут сде­ латься для нас понятными только в том случае, если при истолковании их мы воспользуемся тем, что нам известно из самонаблюдения. Но термино­ логия, которой мы пользуемся в этом случае, именно когда мы восприни­ маем при помощи «внутреннего зрения» и т. п., нуждается в ближайшем разъяснении, потому что попытка понимать процесс т. н. внутреннего вос­ приятия по аналогии с процессом внешнего восприятия может привести к ложному истолкованию природы психического процессов. Возникает во­ прос, как можно было бы истолковать процесс внутреннего зрения, само­ наблюдения?


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 39; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!