Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 123 страница
308
ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...
Возьмем примеры посложнее. «Лунный свет слабее света солнца ». Есть ли это предложение предмет психологии или физики? Конечно, и физика этот вопрос может занимать так же, как он может занимать психолога, но не с точки зрения, с какой он занимает психолога. Ведь высказывая это положение, я могу думать, что оно является продуктом измерения при помощи так называемой нормальной свечи; тогда я буду думать об относи тельной интенсивности света, как о чем-то от меня независимом. Это будет просто что-то объективное. Но если я говорю об интенсивности света в том смысле, как если бы я хотел выразить, что на меня производит такое впе чатление, что один свет сильнее другого, то это будет положение психоло гическое. Раз я говорю, что на меня «производит впечатление», то я этим хочу выразить, что в этом случае мое «я» задето определенном образом. Если так, то ясно, что отношение к моему «я», субъекту, имеется. Если я скажу, что «звук проходит с известной скоростью», то я говорю о чем-то объективном, от меня независимом. Как только я говорю о звуке, что оно приятно, что оно неприятно и т. п., то сейчас же отношение к моему «я» и его субъективный характер становится отчетливым.
|
|
|
|
|
|
Из этих примеров ясно, что представление, ощущение, суждение при обретают психологический характер в том случае, когда они приводятся в связь с представлением нашего «я», при чем это представление о нашем «я» является частью представление о нашем физическом, частью о нашем психическом «я».
В тесной связи с вопросом об объективации и субъективации содержа ний находится вопрос о том, что имеет более непосредственный харак тер: наши психические состояния или вещи внешнего мира? Смысл этоговопроса сводится к вопросу: что в нашем первоначальном сознании мы на чинаем раньше мыслить: процессы психические или вещи материальные? Многие отвечают на этот вопрос таким образом, что психические состоя ния, например представления, мы познаем непосредственно, между тем как вещи, физический мир, мы познаем через посредство психических со стояний, представлений. С защищаемой здесь точки зрения не может быть сомнения в том, что первоначально мы начинаем мыслить ни психическое, ни физическое, а то, что мы мыслим, есть просто известное содержание.
|
|
умышленно обозначаю предмет первоначального восприятия этим тер мином, потому что едва ли иначе можно назвать то, что не имеет ни субъек тивного, ни объективного характера, чему еще не придана та или другая окраска.
Если мы какое-либо из этих первоначальных содержаний приводим в связь с представлением субъекта, то получается предмет психологиче ский, если оно приводится в связь с вещами, не зависящими от субъекта, то получается представление вещи. Эта дифференциация представлений на субъективные и объективные идет совместно, а потому о большей непо-
309
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
средственности одного класса представлений в сравнении с другим не мо жет быть речи. Психические и физические процессы для нашего сознания имеют одинаково непосредственный характер.
Но есть еще одна точка зрения, с которой можно говорить о большей или меньшей непосредственности познания психических и физических яв лений, это именно точка зрения интуитивности познания или независи мость от гипотетических вспомогательных понятий. В этом смысле,по Вундту, познание психических явлений имеет характер непосредствен ный, между тем как познание физических явлений имеет характер посред ственный. По Вундту, «опыт представляет нечто иное, находящееся в свя зи. Всякий опыт содержит два в действительности нераздельных фактора: объект опыта и испытывающий субъект. Естествознание старается опре делять свойства и взаимные отношения объектов. Оно поэтому абстраги рует совершенно, поскольку это возможно, в силу общих условий позна ния, от субъекта. Поэтому его способ познания есть посредственный и, так как абстракция от субъекта требует гипотетических вспомогательных по нятий, которым не соответствует какое-либо конкретное представление, то эти понятия суть в то же время абстрактно понимаемые (begriffliche). Психология вновь уничтожает абстракцию, введенную естествознанием, чтобы исследовать в его непосредственной действительности. Поэтому она дает отчет о взаимоотношении между субъективными и объективными факторами непосредственного опыта и о возникновении отдельных содер жаний этих последних и их связи. Способ познания психологии в противо положность к способу познания естествознания есть непосредственный и интуитивный, поскольку субстратом ее объяснений является сама кон кретная действительность без применения абстрактных вспомогательных понятий. Отсюда следует, что психология есть опытная наука, координи рованная с естествознанием, и что рассмотрение их дополняет друг друга в том смысле, что они вместе исчерпывают возможно опытное познание»1.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!