Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 127 страница



 

Заступаю его место с приятным сознанием, что, будучи сторонником того же философского направления, я являюсь продолжателем его рабо­ ты. Я воспользуюсь сегодняшней лекцией, которая по университетским традициям должна носить программный характер, для того чтобы пока­ зать, что в очень существенном пункте я являюсь единомышленником мо­ его предшественника и именно в том, что я также являюсь защитником законности философских построений и важности этих последних для раз-

 

 

ЧелпановГ.И. Сборник статей (психология и школа). М., 1912. С. 71-83.


 

314


ПЕРВЫЕ ПРОГРАММЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ...

 

вития самой науки. Для этой цели я рассмотрю вопрос, правильное разре­ шение которого имеет существенное значение для судьбы психологии:

разумею вопрос об отношении психологии к философии, и именно воп­ рос о том, находится ли психология в какой-либо зависимости от филосо­ фии или нет.

Как известно, психология составляла некогда неотъемлемую часть философии или метафизики. Это происходило от того, что психология счи­ талась наукой о природе души. Задача психологии заключалась в изучении природы души. Типичным представителем такой психологии в новейшей философии является Гербарт.

 

основу своих психологических исследований он кладет метафизи­ ческое определение души. По его мнению, душа представляет собою абсо­ лютно простое существо, которое из самосохранения вступает в борьбу с другими простыми существами, с так называемыми реалиями. Из этой борь­ бы возникают представления, взаимодействие которых дает различные душевные состояния, например чувства, волю и т. п. Исходя из этих пред­ положений о свойствах души, предположений, как это легко видеть, имею­

 

щих спекулятивный характер, Гербарт старался вывести дедуктивно за­ коны душевных явлений. У него, например, объяснение ассоциации идей, восприятия пространства и т. п. находится в зависимости от взгляда на при­ роду души.

 

психологии такого типа объяснение законов душевных явлений на­ ходилось в зависимости от взглядов на природу души. В ней философ­ ские теории являлись необходимым предположением психологических построений. Без философского учения о душе нельзя было приступать к объяснению законов душевных явлений. Законы же душевных явлений выводились дедуктивно из принципов, которые лежали в основе учений о душе.

 

Отрицательное отношение к зависимости психологии от философ­ ских теорий мы находим уже в немецкой философии XVIII в., но в послед­ нее время признание зависимости психологии от философии встречает осо­ бенно сильное противодействие.

 

настоящее время очень многие утверждают, что каких бы взглядов на природу души мы ни держались, это не может иметь определяющего значения на наше объяснение законов душевных явлений. Будем ли мы сто­ ять на материалистической, спиритуалистической или иной какой-нибудь точке зрения, мы все равно должны будем рассматривать душевные явле­ ния только лишь, как душевные явления. Наши чувства, мысли, волевые

 

процессы могут быть изучаемы сами по себе, но не как проявления какой-либо души. Философское рассмотрение души, поэтому, для психологии, как науки о душевных явлениях, оказывается совершенно излишним. Мало того, природу психических явлений можно изучать и в том случае, если мы


 

315


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

совсем не признаем существования души. Таким образом, возникает пре­ словутая психология без души, т. е. психология без допущения гипотезы души.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!