Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 129 страница



 

Рассмотрим сначала утверждение, что философские предпосылки могут быть совершенно устранены из изучения законов душевной жизни, что психо­ логия как наука должна совершенно игнорировать понятие души, что ее зада­ ча должна сводиться к простому описанию и классификации душевных явле­ ний. При таком понимании психология превращается в чисто эмпирическую науку; она не пользуется никакими философскими понятиями. С таким пони­ манием задач психологии нельзя согласиться. Многим кажется, что нет ниче­ го проще, чем установление факта, чем описание того или иного явления; что описание может осуществляться, если только мы пожелаем изобразить то, что является предметом непосредственного восприятия. Но это неправильно. Описание или классификация душевных явлений не может осуществлять­ ся без каких-либо теорий или вообще каких-либо руководящих идей. В са­мом деле, описание не может никогда представлять простого изображения явлений. Для того чтобы произвести описание какого-либо явления, мы в боль­ шей или меньшей мере изменяем его. Мы упрощаем его, разлагаем на состав­ ные части, мы анализируем его. Для того чтобы произвести описание, мы долж­ ны обратить внимание на какую-нибудь существенную сторону явления. Чтобы отличить, что в явлении существенно, для этого нужна какая-либо тео­ рия или какая-нибудь руководящая идея. В еще большей мере это справедли­ во относительно классификаций. Для того чтобы расположить предметы в каком-либо порядке, для этого нужно, чтобы мы руководились каким-либо соображением, отличая тот признак, который мы кладем в основу классифи­ кации. Это показывает, что простое описание и классификация психологиче­ ских фактов невозможны.


 

317


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

Всякое описание предполагает необходимо объяснение. Для объясне­ ния необходимо выходить за пределы того, что дано в непосредственном восприятии, т. е. при изучении психических явлений мы должны выходить за пределы непосредственно воспринимаемых психических процессов,

 

это, как мы увидим ниже, предполагает употребление каких-либо поня­ тий, философски обработанных.

Возможно ли вообще устранить понятие души? Можно ли считать вы­ ражение «психология без души» правильным? Это выражение при тща­ тельном анализе приходится считать просто ложным. Понятие души есть такое понятие, которое мы необходимо примышляем, когда мы думаем о тех или иных психических явлениях. В большинстве случаев мы не можем описывать какие бы то ни было психические явления, не примышляя поня­ тия души, субъекта. Даже описание такого процесса, как, например, суж­ дение, уже предполагает допущение какого-либо субъекта, который явля­ ется активным в собственном смысле слова.

 

Душа нами мыслится как какое-то единство, в котором представле­ ния находятся, которое содержит в себе представления, которое комбини­ рует и связывает. Она мыслится нами как среда, в которой находятся ду­ ховные явления.

 

Кажется, что понятие души может быть совершенно устранено по той причине, что оно есть коллективное понятие, понятие о существе, состоя­ щем из ряда элементов или душевных атомов. Но это несправедливо. Душа не состоит из душевных атомов, потому что душевные атомы не имеют ре­ ального существования. Душевные атомы суть просто абстракции. Мы о них самих не можем думать без того, чтобы не думать о душе, о личности, которой присущи эти атомы. Представление о душе, о личности всегда пред­ варяет представление о различных элементах, которые служат для сози­дания представления о нашем «я». Если понятие души есть понятие необ­ ходимое для мышления отдельных элементов, то нельзя сказать, чтобы оно складывалось из каких-либо элементов.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!