Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 132 страница



 

 

Таким образом, эмпирическая психология как наука о душевных явлениях необходимо приводит к философскому учению о душе или к философии духа.

 

Но если, с одной стороны, философия духа есть конечная цель пси­ хологии, то, с другой стороны, те или другие философские теории о душе необходимо оказывают воздействие на объяснение тех или иных психи­ ческих явлений. Так, например, если психолог признает существование нематериальной души, то он не будет думать, что воспоминания хра­ нятся в форме каких-либо материальных следов. Если психолог при­ знает, что душа есть нечто активное, то процессы воспроизведения и ассоциации будут для него являться выражением активности духа. На­ оборот, если психолог отрицает законность самого понятия души, как активного принципа, то он все психические явления будет объяснять


 

И Российская психо.кмия                                         321


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

посредством простой ассоциации душевных элементов, которые пассив­ но соединяются друг с другом, и т. п. Если кто-либо стоит на волюнта­ ристической точке зрения, то это происходит не только из соображений эмпирического характера, но и потому, что волюнтаристическое объяс­ нение психических явлений служит подтверждением различных мета­ физических теорий (например, у Паульсена и Вундта).

 

Указанное только что воздействие философских теорий оказыва­ ется не какою-нибудь случайностью, а имеет характер чего-то необхо­ димого.

 

Если я говорю о психологии, которая делается философией, то из этого не следует, что я отрицаю чисто эмпирическую психологию. Можно признать право отдельного существования экспериментальной психо­ логии, криминальной психологии, психологии народов, психологии жи­ вотных и т. п. Пусть представители этих видов психологии описывают и объясняют психические явления в своей области. Они соберут очень ценный материал, который может представить огромную практическую важность. Но этого мало. Нужно этот материал систематизировать, свести к единству. Нужно указать положение тех или иных данных вобщей системе психологических знаний. Это уже есть задача той пси­ хологии, которую мы назовем общей, теоретической или философ­ ской психологией.

 

Необходимость такого различения между частно-психологически­ ми исследованиями и общей психологией ясна из предыдущего, но ее можно сделать еще более ясной при помощи следующего примера. Пусть кто-нибудь вполне хорошо опишет явления, связанные с глазо­ мером, или пусть он объяснит какую-либо группу зрительных иллюзий. Но этого для психологии еще мало. Нужно показать место, которое эти описанные и объясненные факты занимают в проблеме восприятия про­ странства, а затем нужно, в свою очередь, указать, какое место занима­ ет сама эта проблема восприятия пространства в объяснении основных законов духовной жизни: есть ли это восприятие что-либо врожденное, осуществляется ли оно при помощи ассоциации или при помощи так называемой психической химии и т. п. Это уже есть философская про­ блема.

 

Таким образом следует отличать частные психологические иссле­ дования, которые производятся в физиологии, психиатрии, в зоологии

 

т. п., от психологии, приводящей в систему эти отрывочные знания. Эту последнюю психологию следует считать психологией в собствен­ ном смысле. Это именно и есть психология теоретическая, общая или философская. Она исследует основные законы духа. Ее следует назы­ вать философской потому, что ее предмет может быть исследуем толь­ ко лишь при помощи философски обработанных понятий.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!