Основные проблемы социологии религии 61 страница



502

которую человеческий ум впадает почти спонтанно, то религия покоится на понятиях, которые едва ли по плечу интеллекту жи­вотного. На этом основании можно предположить, что в эволю­ции человеческого рода магия возникла раньше религии; что че­ловек стремился подчинить природу своим желаниям силою чар и заклинаний до того, как стал предпринимать попытки задобрить и смягчить замкнутое, капризное гневное божество нежной, вкрад­чивой молитвой и жертвоприношениями.

Вывод, к которому мы пришли дедуктивным путем, рассмат­ривая фундаментальные идеи магии и религии, находит индуктив­ное подтверждение: например, аборигены Австралии, которые яв­ляются наиболее отсталыми из всех известных нам племен дика­рей, повсеместно прибегают к магии, тогда как религия в смысле умилостивления и умиротворения высших сил им, по-видимому, почти неизвестна. Проще говоря, каждый австралиец является магом, и не один из них не является жрецом, каждый воображает, что с помощью симпатической магии он может оказать влияние на своих соплеменников и на протекание природных процессов, но никто и не помышляет об умиротворении богов путем молитвы и жертвоприношений.

Если в этом наиболее отсталом из человеческих обществ мы обнаруживаем столь явное использование магии при полном от­сутствии религии, то не логично ли предположить, что в какой-то период своей истории все цивилизованные народы мира прошли через подобную стадию интеллектуального развития, что они так же пытались принудить великие стихии природы выполнять свои желания, прежде чем подумали о снискании им милости через приношения и молитвы? Короче говоря, не прошло ли все челове­чество через эпоху магии, подобно тому как в области материаль­ной культуры оно прошло через каменный век? Есть веские осно­вания для положительного ответа на этот вопрос. Обозревая зону обитания человечества от Гренландии до Огненной Земли и от Шотландии до Сингапура, мы замечаем, что религиозные воззре­ния разделяют не только народы и расы. Они оказывают свое воз­действие на людей и на уровне более мелких социальных единиц, например на уровне государств и республик. Мало того, они раз­деляют города, селения и даже семьи.

Поверхность всех обществ мира изображена и подточена рас­щелинами и зияющими трещинами, которые образовались под разлагающим влиянием религиозных распрей. Но если выйти за пределы различных религиозных систем, которые затрагивают в основном интеллигентную, мыслящую общественную прослойку, то мы обнаружим полную гармонию в вопросах веры среди глу-

503

пых, слабых, невежественных и суеверных людей, которые, к со­жалению, составляют огромное большинство человеческого рода... Этой поистине всеобщей, вселенской верой является вера в дейст­венность магии. В то время как религиозные системы различны не только в разных странах, но и в одной стране в разные эпохи, симпатическая магия всегда и везде в своей теории и практике остается, по существу, одинаковой. У невежественных и суевер­ных прослоек современной Европы система магии во многом та же, что существовала тысячелетия назад в Индии и Египте и про­должает существовать у самых диких племен, сохранившихся до настоящего времени в отдельных уголках мира. Если видеть кри­терий истинности в численном преобладании, то магия куда боль­шим правом, чем католическая церковь, может начертать на своем знамени девиз: Quod semper, quod ubique, quod ab omnibus (всегда, везде, всеми признается — лат.).

В нашу задачу не входит рассмотрение того, какое воздействие оказывает на будущее человечества наличие в жизни каждого об­щества глубинного пласта дикости, не затрагиваемого поверхност­ными изменениями религии и культуры. Проникнув в глубины магии, беспристрастный наблюдатель увидел бы в ней не что иное, как постоянную угрозу цивилизации. Мы, как видно, движемся по тонкой корке, которая может в любой момент треснуть под воздействием дремлющих подземных сил. Время от времени глу­хой рокот или неожиданно вырвавшийся на поверхность язык пла­мени указывает на то, что происходит под нашими ногами. Время от времени просвещенную часть человечества поражает заметка в газете, в которой рассказывается о том, что в Шотландии было найдено истыканное булавками чучело, изготовленное с целью убить несносного помещика или священника; что в Ирландии женщина была поджарена на медленном огне по обвинению в кол­довстве; что в России ради изготовления свечей из человеческого жира, при свете которых воры надеются незаметно обделывать свои ночные делишки, была убита и разрезана на куски девочка, тело которой пошло на изготовление свечей. Возобладают ли те влия­ния, которые способствуют прогрессу, или те, которые угрожают разрушить все, что достигнуто? Окажется ли сильнее импульсив­ная энергия меньшинства, влекущая человечество к новым вер­шинам, или мертвый груз предрассудков большинства, погружаю­щий его во мрак? Вопросы эти входят в компетенцию мудреца, моралиста и государственного деятеля, чей орлиный взгляд прон­зает будущее, а не в компетенцию скромного ученого, изучающего прошлое и настоящее человечества. Нас интересует другой вопрос: в какой мере единообразие, всеобщность и постоянство веры в

504

магию, по сравнению с бесконечным разнообразием и текучестью религиозных учений, дает основание полагать, что первая пред­ставляет собой более грубую и раннюю фазу в развитии человечес­кого интеллекта, через которую на пути к религии и к науке про­шли (или проходят) все расы?

Если предположить, что эпоха магии повсеместно предшест­вовала эпохе религии, то, естественно, подлежат исследованию причины, которые побудили человечество (или его часть) оста­вить теорию и практику магии и перейти к религии. Если взять в расчет количество, разнообразие и сложность подлежащих объяс­нению фактов и скудность наших сведений, то едва ли можно надеяться на совершенно удовлетворительное разрешение столь глубокой проблемы. Самое большее, чего можно достичь при ны­нешнем состоянии наших знаний, — это выдвижение более или менее правдоподобной гипотезы. Со всей надлежащей скромнос­тью я бы предложил следующую гипотезу: признание присущей магии ложности и бесплодности побудило мыслящую часть чело-Р вечества заняться поисками более истинной теории природных ' явлений и более плодотворного метода использования природных ресурсов. Со временем проницательные люди, должно быть, заме-is тили, что в действительности магические обряды и заклинания не приносят результатов, на которые они рассчитаны. Великое от­крытие недейственности магических процедур произвело, вероят-|: но, радикальный, хотя и медленный, переворот в умах тех, у кого ' достало сообразительности его сделать. Открытие это привело к тому, что люди впервые признали свою неспособность по собст­венному произволу манипулировать силами природы, которые до того времени считались полностью находящимися в их власти. Это было признанием своего невежества и слабости. Люди увидели, что принимали за причины то, что таковыми не являлось, поэтому |; все старания действовать с помощью этих воображаемых причин I оказались тщетными. Мучительный труд затрачивается даром, пытливая изобретательность расточалась бесцельно. Люди дергали нити, к которым ничего не было привязано. Им казалось, что они I шли прямо к цели, тогда как в действительности они блуждали по ! кругу. Природные явления, которые люди с помощью магии ста­рались вызвать, происходили, но совершалось это без вмешатель­ства человека: дождь все так же падал на иссохшую почву, солнце I все так же совершало свое дневное, а луна ночное круговращение, молчаливая процессия времен года все так же двигалась по Земле в любую погоду. На свет по-прежнему рождались люди для трудов и страданий, и по-прежнему после короткого пребывания на зем­ле они навечно уходили к праотцам в заоблачную обитель. Все

505

шло своим обычным ходом, но для того, с чьих глаз спала пелена, это теперь выглядело иначе. Он не мог более тешить себя прият­ной иллюзией, что руководит движениями земли, неба, что стоит ему убрать с рулевого колеса свою слабую руку и светила прекра­тят свои великие круговращения. Он более не видел в смерти сво­их врагов или друзей, доказательство неодолимой силы своих соб­ственных или вражеских заклинаний. Теперь он знал, что как дру­зья, так и враги пали жертвами силы более могущественной, чем та, которой обладал он сам: они подчинялись судьбе, перед кото­рой и он бессилен.

Итак, наш примитивный философ, оторвавшийся от прежних якорных цепей, носимый по бурному морю сомнения и неопре­деленности, жестоко поколебленный в своей прежней вере в себя и свои силы, должно быть, был совершенно сбит с толку и выве­ден из равновесия, пока, подобно кораблю, который после бур­ного путешествия прибывает в тихую гавань, не остановился на новой системе веры и действия, разрешившей его тревожные со­мнения и давшей замену (пусть непрочную) верховной власти над природой, от которой он был вынужден отречься. Если весь ог­ромный мир продолжал идти своим ходом без помощи его и ему подобных, то происходило это, конечно, потому, что имелись другие существа, похожие на него, но куда более могуществен­ные, направляющие, будучи сами невидимыми, течение природы и порождавшие разнообразие серии явлений, которые человек до сих пор ставил в зависимость от совершаемых им магических об­рядов. Теперь он понял, что эти высшие существа заставляли дуть штормовой ветер, блистать молнию и громыхать гром. Это они заложили основание земной тверди и положили пределы беспо­койному морю. Это они заставили сиять славные небесные свети­ла, дали пищу птицам небесным и добычу диким зверям пустыни, приказали плодородной земле рожать в изобилии, высоким хол­мам — одеться лесами, кипящим источникам — бить из-под скал в долинах, а зеленым пастбищам — раскинуться на берегах спо­койных вод. Это они вдохнули в человека дыхание жизни и насы­лали на него голод, чуму и войны. Человек обращался теперь к этим могущественным существам, униженно признаваясь в своей зависимости от их незримой силы, умоляя даровать ему всевоз­можные блага, защитить от опасностей, которыми со всех сторон окружена жизнь смертного, привести его бессмертный дух, осво­божденный от телесного бремени, в счастливый мир, недосягае­мый для боли и тревог, в мир, где он мог бы навечно успокоиться в блаженстве и радости вместе с душами других благочестивых людей. 506

I

Можно предположить, что так, или примерно так, самые про­зорливые из людей совершили великий переход от магии к рели­гии. Но даже в них подобная перемена не могла произойти вне­запно. Совершалась она, вероятно, очень постепенно и для своего более или менее полного завершения потребовала многих лет. Признание человеком того, что он бессилен оказать существенное влияние на ход природных процессов, пришло, должно быть, по­степенно: он не мог сразу, одним махом отказаться от своего вооб­ражаемого господства. Шаг за шагом освобождался человек от своей гордыни, пядь за пядью со вздохом сожаления сдавал свои пози­ции. То он признавал себя неспособным подчинить своей воле ветер, то дождь, то солнце, то гром. Природные стихии одна за другой выпадали из-под влияния до тех пор, пока то, что когда-то казалось царством, не сжалось до размеров тюрьмы. Человек все более проникался чувством собственной беспомощности и созна-I нием могущества невидимых существ, которые его окружали. Ре-1 лигия начинается со слабого, частичного признания существова­ния сверхличных существ, но с накоплением знаний человек при-| ходит к признанию своей полной и абсолютной зависимости от божественного начала. Его в прошлом непринужденная манера держать себя с богом сменяется глубочайшей прострацией перед таинственными невидимыми силами, и подчинение их воле ста­новится величайшей добродетелью. In la sua volontare e nostra pace |(наше успокоение в его воле — итал.).

Но это углубление религиозного чувства и прогрессирующее подчинение божественной воле во всех вопросах касается только людей высокого ума, чей кругозор достаточно широк, чтоб по­стичь и громадность мира, и незначительность места человека в нем. Люди же недалекого ума не в состоянии постичь великих идей: их слабому зрению ничто, кроме них самих, не представля­ется действительно великим и важным. Они вообще едва ли под­нимаются до религиозных воззрений. Их, правда, обучают внеш­нему соблюдению религиозных предписаний и исповеданию ре­лигиозных учений, но в глубине души они цепляются за старые магические суеверия, которые религия может отвергать и осуж­дать, но искоренить которые она не властна, поскольку своими корнями они глубоко уходят в ментальную (психическую) струк­туру огромного большинства рода человеческого.

У читателя может возникнуть соблазн спросить: «Почему же умные люди не могли раньше обнаружить ошибочность магии? Как могли они продолжать питать иллюзии, которые неизменно приносили разочарование? Почему они упорно разыгрывали ос­вященные веками пантомимы, бормотали торжественный вздор,

507

который не приносил никакой пользы? Почему они цеплялись за верования, которые столь явно противоречили опыту? Как реша­лись они повторять эксперименты, которые столь часто оканчива­лись неудачей?» Дело в том, что ошибку здесь было далеко не так просто обнаружить, неудача ни в коем разе не была очевидной: потому что во многих случаях — возможно даже, в большинстве их — желаемое событие по истечении какого-то времени после совершения обряда, направленного на то, чтобы его вызвать, дей­ствительно наступало. Для понимания того, что его причиной не обязательно был обряд, требовался необычайно проницательный ум. За обрядом, с помощью которого хотели вызвать ветер или дождь или наслать смерть на врага, всегда рано или поздно следо­вало желаемое событие, и первобытного человека можно извинить за то, что он рассматривал это событие как прямой результат об­ряда и как лучшее доказательство его эффективности. Точно так же обряды, отправляемые утром, чтобы помочь солнцу взойти, и весной, чтоб разбудить дремлющую землю от зимнего сна, по край­ней мере в зонах умеренного климата будут неизбежно увенчи­ваться успехом. Ведь в этих зонах солнце каждое утро зажигает на востоке свой золотой светильник, а весенняя земля из года в год одевается богатым зеленым нарядом. Поэтому практичный дикарь с его консервативными инстинктами мог остаться глух к словам радикального философа, который позволил себе намекнуть на то, что в конце концов восход солнца и приход весны могут не быть прямыми следствиями пунктуального исполнения тех или иных ежедневных или ежегодных обрядов и что, возможно, деревья бу­дут расцветать, а солнце всходить и без исполнения обрядов. Есте­ственно, что эти скептические предположения были отвергнуты соплеменниками с негодованием и презрением, как пустые фан­тазии, губительные для веры, разительно противоречащие опыту. «Что может быть понятнее того, — отвечали ему, — что солнце зажигает в небе великий огонь, потому что я на земле зажигаю свечку за два пенса? А когда я весною надеваю свой зеленый на­ряд, как могут деревья не сделать того же? Это всем известные факты, и на них я опираюсь. Я просто практик, а не ваш брат теоретик, ловец блох и резонер. Вероятно, теории и спекуляции — дело совсем неплохое, и я не имею ни малейшего возражения про­тив того, чтобы вы ему предавались. Но позвольте мне придержи­ваться фактов: тогда, по крайней мере, я буду знать, на каком я свете». Ошибочность этого рассуждения для нас очевидна потому, что оно построено на фактах, относительно ложности которых у нас давно нет никакого сомнения. Но если аргумент подобного рода выдвигается применительно к вопросам, находящимся в про-

508

цессе обсуждения, то не станет ли английская аудитория аплоди­ровать ему как здравому и не сочтет ли его автора человеком осто­рожным, может быть, не блестящим и не эффектным, но абсолют­но здравомыслящим и практичным. Если такие аргументы счита­ются здравыми в нашем обществе, то стоит ли удивляться тому, что в течение долгого времени не удавалось обнаружить их лож­ность дикарю?                                                                    '•-,,;

5. МАГИЯ И РЕЛИГИЯ

Б. Малиновский*

^                 Искусство магии и могущество веры

Магия! Само это слово — как бы завеса, за которой скрыт та­инственный и загадочный мир! Даже для тех, кому чужда тяга к оккультному, кого не манит блеск крупиц «эзотерических истин», кому неведом обжигающий интерес, в наши дни подогреваемый модой, к полупонятным воскрешенным из небытия древним веро-I ваниям и культам, получившим теперь названия различных «тео-f 'софий», «спиритизмов» или «спиритуализмов» и прочих псевдо­научных учений, «логий» и «измов». Даже для тех, кому свойст­венна ясность научного мышления, смысл этого слова обладает особой привлекательностью. В какой-то мере это, быть может, объясняется надеждой найти в магии некую квинтэссенцию важ­нейших устремлений первобытных людей и их мудрости — цен­ность такого знания невозможно оспорить, каким бы ни было его содержание. Но, кроме того, нельзя не признать, что слово «ма­гия» как бы пробуждает в нас дремлющие духовные потенции, скрытую в тайниках души надежду на чудо, веру в незнаемые воз­можности человека. Вспомним хотя бы ту покоряющую силу, ка­кой обладают слова «магия», «чары», «колдовство», «волшебство» в поэзии, где их эмоциональная значимость выступает со всей оче­видностью и остается неподвластной бегу времени.

Но когда к изучению магии приступает социолог, пытающий­ся переступить порог этого таинственного мира — что, впрочем, вполне осуществимо, благодаря возможности наблюдать жизнь современных нам человеческих обществ, сохранивших быт и куль­туру каменного века, — он с некоторым разочарованием обнару-

* Малиновский Б. Магия, наука и религия//Магический кристалл. М., 1992. С. 84-11 О/Пер. Б. Поруса.

509

живает, что магия — это вполне прозаическое, трезво рассчитан­ное и даже грубоватое искусство, к которому прибегают из чисто практических соображений, в основе которого лежат некие при­митивные и поверхностные верования, искусство, сводящееся к выполнению ряда простых и однообразных приемов. Об этом уже шла речь, когда мы пытались так определить магию, чтобы отли­чать се от религии, и указывали на ее сводимость к чисто практи­ческим действиям, выступающим в качестве средства достижения некой цели. Мы сталкиваемся с этим и тогда, когда пытаемся рас­путать узлы, которыми она так крепко сплетена со знанием и прак­тическими искусствами, что внешне почти неотличима от них, и нужны достаточные усилия, чтобы уловить существенную специ­фику ее ментальных установок и особую ритуальную природу ак­тов. Магия первобытных людей — каждый специалист по полевой антропологии знает это по своему опыту — это крайне монотон­ная и безэмоциональная деятельность с вполне определенными средствами, круг которой очерчен некоторой совокупностью ве­рований и исходных предпосылок. Стоит вникнуть в суть какого-то одного обряда, изучить процесс какого-то одного чародейства, выяснить принципы магического верования, искусства магии и его социальные характеристики — и вы сможете не только понять чуть ли не каждое действие данного первобытного племени, но даже сумеете, разнообразя свое поведение от случая к случаю, вы­ступить в роли мага, где бы это ни происходило и где бы ни сохра­нялась до сих пор вера в это столь привлекательное искусство.

1. Обряд и чародейство

Рассмотрим некоторый типичный акт магии — хорошо извест­ный и, как правило, выступающий в форме стандартизованного театрального представления акт черной магии. У туземцев среди прочих магических действий, по-видимому, самым распространен­ным является колдовство, совершаемое при помощи стрелы, за­остренной палки, кости или иглы какого-либо животного. Дикарь нацеливает это оружие или бросает его в сторону своего вообража­емого врага, которого хочет погубить, сопровождая это гримаса­ми, угрожающими жестами и выпадами. Все это составляет опре­деленный ритуал. Его многочисленные описания можно найти в древнсевропейских и древневосточных трактатах по черной ма­гии, а также в этнографических исследованиях и рассказах путе­шественников. Гораздо реже можно встретить описание мимики и экспрессии дикарей, участвующих в подобных представлениях. Но как раз они-то и имеют самое важное значение.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!