Основные проблемы социологии религии 14 страница



6 Даже по теории Спенсера, категории — результат индивидуального опыта. Единственное различие, имеющееся на этот счет между заурядным эмпиризмом и эмпиризмом эволюционным, заключается в том, что, согласно последнему, ре­зультаты индивидуального опыта закрепляются при помощи наследственности. Но это закрепление не придает им ничего существенно нового; оно не вводит в них никакого элемента, который бы возник помимо индивидуального опыта. А та необходимость, с какой категории мыслятся нами теперь, в глазах эволюционной теории есть лишь продукт иллюзии, предрассудок, пустивший прочные корни в нашу мозговую организацию, но не имеющий основания в природе вещей.

123

объектом в частности, независимы от каждого отдельного субъек­та. Они являются обшей связью, соединяющей все умы, перекрест­ком, на котором они необходимо встречаются уже потому, что разум, представляющий собой не что иное как совокупность ос­новных категорий, облечен таким авторитетом, из-под власти ко­торого мы не можем освободиться по произволу. Когда мы пыта­емся восстать против него, освободить себя от некоторых из таких понятий, мы наталкиваемся на самое живое сопротивление. Сле­довательно, категории не только зависят от нас, но, напротив, они предписывают нам наше поведение. Эмпирические же данные имеют диаметрально противоположный характер. Ощущение и образное представление относятся всегда к определенному объек­ту или к совокупности объектов определенного рода; они выража­ют преходящее состояние отдельного сознания: они в существе своем индивидуальны и субъективны.

В силу этого мы можем относительно свободно распоряжаться представлениями, имеющими подобное происхождение, Правда, когда ощущения переживаются нами, они нам навязываются фак­тически. Но юридически мы остаемся хозяевами их, и от нас зави­сит, рассматривать их так или иначе, представлять их себе проте­кающими в ином порядке и т.п. По отношению к ним ничто не связывает нас. Таковы два вида знаний, представляющие собой как бы два полюса ума. В подобных условиях вывести разум из опыта — значит заставить его исчезнуть, ибо такой вывод равно­силен сведению всеобщности и необходимости, характеризующих разум, к простым видимостям, к иллюзиям, которые могут быть практически удобны, но которые не имеют под собой никакой реальной почвы. Это значит также отказаться признать объектив­ную реальность логической жизни, упорядочение и организация которой и являются главной функцией категорий. Классический эмпиризм примыкает к иррационализму и часто сливается с ним.

Априористы, несмотря на смысл, обычно придаваемый этому ярлыку, более почтительны к фактам. Они не допускают как само­очевидную истину того, что категории созданы из одних и тех же элементов, что и наши чувственные восприятия, они системати­чески не оголяют их, не лишают их реального содержания, не сводят все их к пустым словесным построениям. Напротив, они признают их характеристические черты. Априористы суть рацио­налисты. Они верят что мир имеет логическую сторону или грань, находящую свое высшее выражение в разуме. Однако для этого им приходится приписать разуму некоторую способность переходить за пределы опыта, и нечто присоединять к тому, что ему дано непосредственно. Но беда их в том, что они не объясняют

124

этой странной способности, так как нельзя же считать объяснением утверждение, что она присуща природе человеческого ума. Нужно было бы показать, откуда берется это удивительное превосходство наше и каким образом мы можем находить в вещах отношения, которые не может дать нам непосредственное наблюдение самих вешей. Сказать, что сам опыт возможен лишь при этом условии, — значит изменить, передвинуть, а не решить задачу. Ибо речь идет именно о том, почему опыт сам по себе недостаточен и предлага­ет условия, которые для него являются внешними и предшеству­ющими. Отвечая на этот вопрос, иногда прибегали к фикции выс­шего или божественного разума, простой эманацией которого яв­ляется разум человека. Но эта гипотеза имеет тот недостаток, по она висит в воздухе, не может быть экспериментально проверена и, следовательно, не удовлетворяет условиям, предъявляемым к научной гипотезе. Сверх того, категории человеческой мысли ни­когда не закреплялись в одной неизменной форме. Они создавались, уничтожались и пересоздавались беспрестанно; они изменялись, в зависимости от времени и места. Божественный же разум, напротив, одарен противоположным свойством. Каким же образом его неизменность может объяснить эту непрерывную из­меняемость?

Вот два понимания, которые в течение веков борются друг с другом, и если этот спор все еще продолжается, то только потому, что аргументы обеих сторон почти равносильны. Разум как форма одного лишь индивидуального опыта означает отсутствие разума. С другой стороны, если разумом признать способности, ему бездоказательно приписываемые, то этим самым мы как будто ста­вим его вне природы и вне науки. При наличности прямо проти­воречивых возражений решение остается неопределенным. Но если допустить социальное происхождение категорий, то дело примет тотчас же совершенно иной оборот.

Основное положение априоризма гласит, что знание состоит из двоякого рода элементов, несводимых друг к другу7. Наша ги­потеза удерживает целиком этот принцип. В самом деле, знания, которые зовутся эмпирическими, которые одни всегда служили теоретикам эмпиризма для обоснования их взглядов на разум, — эти знания возникают в нашем уме под прямым действием объек­тов. Следовательно, мы имеем тут дело с индивидуальными состо­яниями, которые всецело объясняются психической природой

7 Может быть, удивятся тому, что мы не определяем априоризм как гипотезу врожденных идей, но в действительности понятие врожденности играет лишь вто­ростепенную роль в априорической доктрине.

125

индивида. Напротив, если категории (как мы думаем) являются существенно коллективными представлениями, они выражают со­бой прежде всего те или другие состояния коллективности, они зависят от ее состава и способа организации, от ее морфологии, от ее институтов — религиозных, моральных, экономических и т.д. Следовательно, между этими двумя родами представлений суще­ствует такое же расстояние, какое отделяет индивидуальное от со­циального. Нельзя поэтому выводить коллективные представле­ния из индивидуальных, как нельзя выводить общество из инди­вида, целое из части, сложное из простого8.

Общество есть реальность sui generis, оно имеет собственные свойства, которых нельзя найти вовсе или в той же самой форме в остальном мире. Поэтому представления, которые его выражают, имеют совершенно иное содержание, чем представления чисто индивидуальные, и заранее можно быть уверенным, что первые прибавляют кое-что ко вторым.

Даже самый способ образования тех и других ведет к их дифференцированию. Коллективные представления — продукт об­ширной, почти необъятной кооперации, которая развивается не только в пространстве, но и во времени. Для их создания множество различных умов сравнивали между собой, сближали и соединяли свои идеи и свои чувства, и длинные ряды поколений накопляли свой опыт и свои знания. Поэтому в них как бы сконцентрирова­лась весьма своеобразная умственная жизнь, бесконечно более богатая и более сложная, чем умственная жизнь индивида. Отсюда понятно, почему разум обладает способностью переходить за пре­делы эмпирического познания. Он обязан этим не какой-нибудь неизвестной мистической силе, а просто тому факту, что человек, согласно известной формуле, есть существо двойственное. В нем два существа: существо индивидуальное, имеющее свои корни в организме и круг деятельности которого вследствие этого оказы-

8 Не нужно, однако, понимать эту несводимость абсолютным образом: мы не хотим сказать, что в эмпирических представлениях нет ничего, что не предвещало бы представлений рациональных, а равно, что в индивиде нет ничего, что не могло бы рассматриваться как проявление социальной жизни. Если опыт был бы чужд всего рационального, то разум не мог бы к нему прилагаться; точно так же, как если бы психическая природа индивида была абсолютно неспособна к соци­альной жизни, общество было бы невозможно. Полный анализ категорий должен, следовательно, найти, даже и в индивидуальном сознании, зародыши рациональ­ности. Мы в дальнейшем изложении вернемся к этому вопросу. Все, что мы хотим обосновать здесь, сводится к тому, что между нерасчлененными зародышами ра­зума и разумом в собственном смысле имеется расстояние, близкое к тому, какое отделяет свойства минеральных элементов, из которых состоит живое существо, от характеристических атрибутов жизни после ее возникновения.

126

вается узкоограниченным, и существо социальное, которое явля­ется в нем представителем наивысшей реальности интеллектуаль­ного и морального порядка, какую мы только можем познать пу­тем наблюдения, — я разумею общество. Эта двойственность на­шей природы имеет своим следствием в порядке практическом несводимость морального идеала к утилитарным побуждениям, а в порядке отвлеченной мысли — несводимость разума к индивиду­альному опыту. В какой мере индивид причастен к обществу, в той же мере он естественно перерастает самого себя и тогда, когда он мыслит, и тогда, когда он действует.

Тот же социальный характер позволяет понять, откуда проис­ходит необходимость категорий. Говорят, что идея бывает необхо­димой тогда, когда она, благодаря своей внутренней ценности, сама навязывается уму, не нуждаясь в каком бы то ни было доказатель­стве. Следовательно, в ней есть нечто принудительное, что вызывает согласие без предварительного изучения. Априоризм постулирует, но не объясняет эту своеобразную силу категорий. Сказать, что категории необходимы, потому что они неразрывно связаны с деятельностью мысли, — значит просто повторить, что они необходимы. Если же они имеют происхождение, которое мы им приписываем, то их превосходство перестает заключать в себе что-либо удивительное.

И в действительности они выражают собой наиболее общие из отношений, существующих между вещами. Превосходя своей ши­ротой все другие понятия, они управляют всеми сторонами нашей умственной жизни. Поэтому, если бы в один и тот же период ис­тории люди не имели однородных понятий о времени, простран­стве, причине, числе и т.д., всякое согласие между отдельными умами сделалось бы невозможным, а следовательно, стала бы не­возможной и всякая совместная жизнь. В силу этого общество не может упразднить категорий, заменив их частными и произволь­ными мнениями, не упразднивши самого себя. Чтобы иметь воз­можность жить, оно нуждается не только в моральном согласии, и в известном минимуме логического единомыслия, за пределы ко­торого нельзя было бы переступать по произволу. Вследствие это­го общество всем своим авторитетом давит на своих членов и стре­мится предупредить появление «отщепенцев». Если же какой-ни­будь ум открыто нарушает общие нормы мысли, общество пере­стает считать его нормальным человеческим умом и обращается с ним как с субъектом патологическим. Вот почему, если в глубине Нашего сознания мы попытаемся отделаться от этих основных Понятий, мы тотчас же почувствуем, что мы не вполне свободны, Мы встретим непреодолимое сопротивление и внутри и вне нас.

127

Извне — нас осудит общественное мнение, а так как общество представлено также и в нас, то оно будет сопротивляться и здесь, противополагая наше внутреннее «я» этим революционным поку­шениям, благодаря чему у нас и получится впечатление, что мы не можем упразднить категорий, не рискуя тем, что наша мысль пере­станет быть истинно человеческой мыслью. Авторитет общества в тесном союзе с известными видами мышления является как бы неизбежным условием всякого общего действия9. Необходимость как основная черта категорий не составляет, следовательно, ре­зультата простых навыков ума, от которых он мог бы освободиться путем соответствующих усилий; она тем не менее может быть фи­зической или метафизической необходимостью, так как категории изменяются сообразно времени и месту, но она есть особый вид моральной необходимости и в умственной жизни играет ту же роль, какую моральный долг играет по отношению к нашей волевой деятельности10. Но если категории сызначала выражают только социальные состояния, не следует ли отсюда, что они могут при­лагаться к остальной природе лишь в качестве метафор? Если они возникли единственно с целью ближайшего определения социаль­ных явлений, то могут ли они быть распространены на другие раз­ряды фактов иначе, как условно? В силу этих соображений за ними, когда мы их прилагаем к явлениям мира физического или биоло­гического, не следует ли признать лишь значение искусственных символов, полезных только практически? Таким образом, мы с известной точки зрения как будто снова возвращаемся к номина­лизму и эмпиризму.

Но толковать как социологическую теорию познания — это значит забывать, что если общество и представляет специфичес-

9 Наблюдения показывают, что социальные волнения имели почти всегда своим следствием усиление умственной анархии. Это служит лучшим доказательством   , того, что логическая дисциплина есть лишь особый вид социальной дисциплины.   | Первая ослабляется, когда ослабляется вторая.                                                         |

1(1 Между этой логической необходимостью и моральным долгом есть анало-   | гия, но нет тождества, по крайней мере в настоящее время. Теперь общество   j иначе обходится с преступниками, чем с субъектами, одержимыми лишь умствен-    | ной ненормальностью, а это служит доказательством, что авторитет логических   j норм и авторитет, принадлежащий нормам моральным, несмотря на значитель-   ; ные сходства, имеют все же различную природу. Это два различных вида одного и того же рода. Было бы интересно исследовать, в чем состоит и откуда проистекает это различие, которое едва ли можно считать первобытным, так как в течение долгого времени общественное мнение плохо различало помешанного от преступ­ника. Мы ограничиваемся здесь простым указанием проблемы. Из сказанного выше видно, сколько интересных задач может возбудить анализ понятий, считаю-   | щихся обычно элементарными и простыми, в действительности же являющихся в   i высшей степени сложными.

128

кую реальность, однако оно в то же время не есть государство в государстве; оно составляет часть природы, ее наивысшее прояв­ление. Социальное царство есть царство естественное, отличаю­щееся от других царств природы лишь своей большей сложнос­тью. Основные отношения между явлениями, выражаемые катего­риями, не могут поэтому быть существенно различными в различ­ных царствах. Если в силу причин, которые будут исследованы нами, они проявляются более отчетливо в социальном мире, то отсюда не следует, чтобы они не существовали и в остальной при­роде, хотя и под более скрытыми формами. Общество делает их более очевидными, но они не являются его исключительной осо­бенностью. Вот почему понятия, созданные по образцу и подобию социальных фактов, могут помочь нашей мысли и тогда, когда она обращена на другие явления природы. Если в силу того только, что это — понятия, построенные умом, в них имеется нечто ис­кусственное, то мы должны сказать, что искусство здесь по пятам следует за природой и стремится все более и более слиться с нею".

Из того, что идеи времени, пространства, рода, причины по­строены из социальных элементов, не следует, что они лишены всякой объективной ценности. Напротив, их социальное проис­хождение скорее ручается за то, что они имеют корни в самой природе вещей12.

Обновленная таким образом теория познания кажется призван­ной соединить в себе положительные достоинства двух соперни­чающих теорий без их явных недостатков. Она сохраняет все ос­нования начала априоризма, но в то же время вдохновляется духом того позитивизма, которому пытался служить эмпиризм. Она не лишает разум его специфической способности, но одновременно

11 Рационализм, свойственный социологической теории познания, занимает среднее место между эмпиризмом и классическим априоризмом. Для первого ка­тегории суть чисто искусственные построения, для второго, наоборот, они — дан­ные чисто естественные; для нас они в известном смысле произведения искусства, подражающего природе с совершенством, способным увеличиваться безгранично.

'- Например, в основе категории времени лежит ритм социальной жизни. Но можно быть уверенным, что есть другой ритм и в жизни индивидуальной, и в жизни вселенной. Первый лишь более ясно отмечен и более заметен, чем другие. Далее, понятие рода образовано по аналогии с человеческой группой. Но если люди образуют естественные группы, то можно предположить, что и между веща­ми существуют группы, одновременно и сходные, и различные. Это естественные группы вещей, составляющие роды и виды. Очень многие еще думают, что нельзя приписывать социальное происхождение категориям, не лишая их всякой теоре­тической ценности. Это происходит оттого, что общество еще весьма часто при­знается явлением неестественным. Отсюда и заключают, что представления, вы­ражающие общество, не выражают ничего из реально существующего в природе.

129

объясняет ее, не выходя за пределы наблюдаемого мира. Она ут­верждает как нечто реальное двойственность нашей умственной жизни, но сводит ее к ее естественным причинам. Категории пере­стают быть в наших глазах фактами первичными, не допускающи­ми анализа, весьма простыми понятиями, которые первый встреч­ный мог извлечь из своих личных наблюдений и которые, к не­счастью, усложнило народное воображение; а напротив, они счи­таются нами ценными орудиями мысли, терпеливо созданными в течение веков общественными группами, вложившими в них луч­шую часть своего умственного капитала13. В них как бы резюмиро­вана каждая часть человеческой истории.

Во всяком случае, для успешного понимания и обсуждения их необходимо прибегнуть к иным приемам, чем те, которые были в ходу до настоящего времени. Чтобы знать, как создались эти по­нятия, которые установлены не нами самими, недостаточно обра­щаться с запросами к нашему сознанию, а нужно выйти наружу, нужно наблюдать факты и изучать историю, нужно установить целую науку, науку сложную, которая может развиваться лишь медленно и только с помощью коллективной работы.

Почему общество может быть источником логической мысли?

Что могло превратить социальную жизнь в такой важный ис­точник логической жизни? Ничто, кажется, не предназначало ее для этой роли, потому что, очевидно, не для удовлетворения спе­кулятивных потребностей объединились люди.

Может быть, найдут слишком смелым с нашей стороны брать­ся за решение такой сложной проблемы. Для этого, казалось бы, нужно иное знакомство с социологическими условиями познания, чем то, которым мы теперь обладаем. Однако самый вопрос так важен, что мы должны напрячь все усилия, чтобы не оставить его без ответа. Может быть, есть возможность и в данное время уста­новить некоторые общие принципы, способные осветить вопрос и облегчить его решение.

Содержание логической мысли состоит из общих понятий (кон­цептов). Исследовать, почему общество может играть роль в про­исхождении логической мысли, — это значит спросить, в силу чего оно может принимать участие в образовании концептов.

Если видеть в концепте лишь общую идею — как делается обыч-

13 Потому позволительно сравнивать категории с орудиями, что и орудия суть сбереженный материальный капитал. Вообще между тремя понятиями: орудие, категория и институт — существует тесное родство.

130

но, — то проблема становится неразрешимой. И в самом деле, индивид может путем своих собственных средств сравнивать свои восприятия и образы, выделять из них общее — одним словом, обобщать. Поэтому не видно, почему обобщение возможно лишь в обществе и через общество? Но прежде всего нельзя допустить, чтобы логическая мысль характеризовалась лишь большей широ­той представлений, ее составляющих. Если частные идеи не за­ключают в себе ничего логического, то почему дело должно обсто­ять иначе с идеями общими? Общее существует лишь в частном, это тоже частное, но частное упрощенное и чего-то лишенное. Поэтому первое не может иметь свойств, которых бы недоставало у второго. И обратно, если мысль, орудующая концептами, может прилагаться к роду, к виду, к разновидности, как бы сужена пос­ледняя ни была, то спрашивается, почему она не могла бы обнять и индивида, т.е. достигнуть предела, к которому стремится пред­ставление по мере ограничения его объема? И действительно, есть немало понятий, имеющих своими объектами индивидов. Во вся­кой религии божества суть индивидуальности, отличные друг от друга; однако они понимаются, а не просто воспринимаются. Каж­дый народ представляет себе определенным образом, в зависимос­ти от времени, своих исторических или легендарных героев; и эти представления, разумеется, не могут быть предметом чувства или его восприятия. Наконец, каждый из нас составляет себе опреде­ленное мнение об индивидах, с которыми он находится в тех или иных отношениях, об их характере, об их физиономии, об отличи­тельных чертах их физического и морального темперамента; и эти мнения или сведения суть настоящие концепты. Правда, они име­ют, вообще, довольно грубые очертания; но даже среди научных понятий много ли таких, о которых можно было бы сказать, что они вполне адекватны своему объекту? В этом отношении между теми и другими существует только различие в степени.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!