Основные проблемы социологии религии 8 страница



74

здравомыслящими людьми, утомленными бесконечной и пустой тяжбой между божественным правом и главенством народа.

Итак, вот крупный, но, очевидно, единственный пробел, кото­рый надо заполнить, чтобы завершить построение позитивной философии. Теперь, когда человеческий разум создал небесную физику и физику земную, механическую и химическую, а также и физику органическую, растительную и животную, ему остается для завершения системы наук наблюдения основать социальную физи­ку. Такова ныне самая большая и настоятельная во многих отно­шениях потребность нашего ума и такова, осмеливаюсь это ска­зать, главная и специальная цель этого курса.

Когда это условие будет в действительности выполнено, совре­менная философская система во всей своей совокупности будет, наконец, поставлена на прочное основание; ибо тогда будут уста­новлены пять главных категорий явлений — астрономических, физических, химических, физиологических и социальных, кото­рые,, очевидно, обнимут все доступные наблюдению явления.

Теологическая стадия (или фиктивная)*

В их первоначальном проявлении, неминуемо теологическом, все наши умозрения сами собой выражают характерное предпо­чтение наиболее неразрешимым вопросам, наиболее недоступным всякому исчерпывающему исследованию предметам.

В силу контраста, который должен в наше время с первого взгляда казаться необъяснимым, но который, в действительности, был тогда в полной гармонии с истинно младенческим состояни­ем нашего ума, человеческий разум в то время, когда он еще не­способен разрешать простейшие научные проблемы, жадно и поч­ти исключительно ищет начала всех вещей, стремится найти либо начальные, либо конечные, основные причины различных пора­жающих его явлений и основной способ их возникновения — сло­вом, стремится к абсолютному знанию. Эта примитивная способ­ность естественно удовлетворяется, насколько этого требует такое состояние, и даже, насколько она действительно могла бы когда-либо удовлетворяться, благодаря нашему извечному стремлению все облекать в человеческие образы, уподобляя всякие наблюдае­мые нами явления тем, которые мы сами производим, и которые в силу этого начинают нам казаться, вследствие сопровождающей их непосредственной интуиции, достаточно известными. Для того чтобы лучше понять чисто теологический пух, являющийся рс-

Ктип О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. С. 3—7.

75

зультатом все более и более систематического развития этого пер­вобытного состояния, не нужно ограничиваться рассмотрением его в последнем фазисе, заканчивающемся на наших глазах у наи­более передовых народов, но представляющемся далеко не наи­более характерным, — необходимо бросить истинно философский взгляд на весь его естественный ход, дабы оценить его основное тождество во всех последовательно свойственных ему трех глав­ных формах.

Наиболее непосредственным и наиболее резко выраженным фазисом является собственно фетишизм, преимущественно заклю­чающийся в том, что всем внешним телам приписывается жизнь, существенно аналогичная нашей, но почти всегда более энергич­ная, вследствие их обыкновенно более сильного действия. Покло­нение небесным светилам характеризует наиболее возвышенную ступень этой первой теологической стадии, вначале едва отличаю­щейся от умственного состояния, на котором останавливаются высшие породы животных. Хотя эта первая форма теологической философии постоянно с очевидностью выступает в интеллекту­альной истории всех наших обществ, она господствует теперь не­посредственно только среди самой немногочисленной из трех ве­ликих рас, составляющих человеческий род.

В своем втором основном фазисе теологическое мышление, отливаясь в настоящий политеизм, очень часто смешиваемый со­временными народами с предыдущей стадией, — ясно представля­ет свободное умозрительное преобладание воображения, между тем как раньше инстинкт и чувства имели перевес в человеческих тео­риях. Первоначальная философия подвергается в этом состоянии наиболее глубокому преобразованию, какому только доступна со­вокупность ее реального назначения, — преобразованию, выража­ющемуся в том, что материальные предметы, наконец, лишаются навязанной им жизни, мистически переносимой на разные вы­мышленные, обыкновенно, невидимые существа, беспрерывное активное вмешательство которых становится отныне прямым ис­точником всех внешних, а затем даже и человеческих явлений.

Именно на протяжении этого характерного фазиса, еще недо­статочно теперь оцененного, нужно, главным образом, изучать теологический дух, который здесь развивается столь полно и одно­родно, как никогда после: это время является во всех отношениях временем его наибольшего расцвета, одновременно умственного и социального. Большинство нашего рода не вышло еще из этой стадии, на которой упорно продолжает оставаться теперь, кроме выдающейся части черной расы и наиболее передовой части бе­лой, наиболее многочисленной из трех человеческих рас.

76

В третьем теологическом фазисе монотеизм, в собственном смысле слова, начинает собой неизбежный упадок первоначаль­ной философии, которая, вполне сохраняя за собой в течение дол­гого времени большое социальное влияние, хотя более кажущее­ся, чем действительное, — претерпевает отныне быстрое уменьше­ние ее интеллектуального значения, в силу естественного следст­вия, само собою вытекающего из характерного упрощения, благо­даря которому разум начинает все более и более сокращать преж­нее господство воображения, давая постепенно развиваться до тех пор почти незаметному всеобщему чувству, говорящему о необхо­димом подчинении всех явлений неизменным законам. Эта край­няя форма предварительного порядка вещей в ее чрезвычайно раз­личных и даже совершенно несогласимых видах продолжает еще оставаться более или менее прочной у громадного большинства белой расы. Но хотя наблюдение ее должно было быть, таким об­разом, более легким, тем не менее личные предубеждения, ме­шающие достаточно разумному и достаточно беспристрастному ее сравнению с двумя предыдущими формами, слишком часто пре­пятствуют и теперь ее справедливой оценке.

Каким бы несовершенным не должен казаться теперь такой философский метод, весьма важно неразрывно связать нынешнее состояние человеческого разума со всем рядом его предшествовав­ших состояний, признавая, что теологический метод должен был быть долгое время столь же необходимым, как и неизбежным. Ограничиваясь здесь простой умственной оценкой, было бы прежде всего излишне долго останавливаться на невольной тенденции, которая даже теперь совершенно очевидно увлекает нас к тому, чтобы давать объяснения по существу теологические, коль скоро мы хотим непосредственно коснуться недоступной тайны основ­ного способа образования явлений и, в особенности, образования тех, реальные законы которых мы еще не знаем. Наиболее выдаю­щиеся мыслители могут констатировать в тех случаях, когда это незнание мгновенно сочетается у них с какой-либо ярко выражен­ной страстью, — их собственное естественное расположение к наи­более наивному фетишизму. Если же все теологические объясне­ния подверглись у новых западно-европейских народов возрастаю­щей и разрушительной критике, то это единственно потому, что таинственные исследования, которые имеют в виду эти объясне­ния, были все более отвергаемы, как совершенно недоступные нашему уму, постепенно привыкшему непреложно заменять их знаниями, более действительными и более соответствующими на­шим истинным потребностям. Даже в эпоху, когда истинный фи­лософский дух одержал верх в вопросах, касающихся наиболее

77

простых явлений и столь легкого предмета, как элементарная тео­рия столкновения тел, — памятный пример Мальбранша напо­мнит всегда о необходимости прибегать к непосредственному и постоянному вмешательству сверхъестественной силы всякий раз. когда пытаются восходить к первопричине какого-либо события. Но с другой стороны, такие попытки, насколько ребяческими они теперь справедливо ни казались, составляют поистине единствен­ное первоначальное средство определять беспрерывный подъем человеческих умозрений и само собой освобождают наш ум из грубого порочного круга, в котором они по необходимости были заключены сначала вследствие коренного противодействия двух одинаково настоятельных условий. Ибо если современные наро­ды должны были провозгласить невозможность основать какую-либо прочную теорию иначе, как на достаточном фундаменте со­ответственных наблюдений, то не менее бесспорно, что челове­ческий разум не мог бы никогда сочетать, ни даже собрать эти необходимые материалы, если бы он не руководствовался всегда некоторыми предварительно установленными секулятивными взглядами.

Эти первобытные концепции могли, очевидно, явиться про­дуктом только философии, по своей природе чуждой всякой сколь­ко-нибудь продолжительной подготовке и способной, так сказать, самопроизвольно возникать под единственным давлением непо­средственного инстинкта, как бы нелепы не были умозрения, лишенные таким образом всякого реального основания. Таково счастливое преимущество теологических принципов, без которых, необходимо это признать, наш ум не мог бы никогда выйти из своего первоначального оцепенения и которые одни только могли позволить, руководя его спекулятивной деятельностью, постепен­но подготовить лучший строй мысли. Этой основной способнос­ти, впрочем, сильно благоприятствовала врожденная склонность человеческого разума к неразрешимым вопросам, которыми пре­имущественно занималась эта первобытная философия. Мы мог­ли познать объем наших умственных сил, и. следовательно, разум­но ограничить их назначение лишь после достаточного упражне­ния. А это необходимое упражнение могло сначала иметь место в особенности относительно наиболее слабых способностей нашей природы, без страстности, которая присуща таким исследовани­ям, где столько плохо просвещенных голов упорно продолжают еще искать наиболее быстрого и наиболее полного решения самых обычных вопросов. Дабы победить нашу врожденную косность, нужно было даже долгое время прибегать к заманчивым иллюзи­ям, самопорождаемым такой философией, о почти бесконечной

78

власти человека видоизменять по своему желанию мир, рассмат­риваемый тогда как устроенный главным образом в интересах че­ловека, и о том, что никакой великий закон не мог еще избавиться от верховного произвола сверхъестественных влияний. Едва про­шло три века, как у избранной части человечества астрологичес­кие и алхимические надежды — последний научный след этого первобытного мышления — действительно перестали служить мо­тивом для повседневного накопления соответствующих наблюде­ний, как это показали Кеплер и Бертоле.

Решающее значение этих различных интеллектуальных моти­вов могло быть, сверх того, сильно подкреплено, если бы характер этого трактата позволил мне в достаточной мере указать непре­одолимое влияние важных социальных потребностей, которые я надлежащим образом рассмотрел в моем вышеупомянутом сочи­нении. Можно, таким образом, сначала вполне доказать, насколь­ко теологический дух должен был долгое время быть необходи­мым в особенности для постоянного сочетания моральных и по­литических идей еще в более сильной степени, чем для всяких других сочетаний идей, как в силу их большей сложности, так и потому, что соответственные явления, первоначально очень слабо выраженные, смогли приобрести заметное развитие лишь после чрезвычайно продолжительного роста цивилизации. Странной непоследовательностью, едва объяснимой бессознательной крити­ческой тенденцией нашего времени, является стремление призна­вать, что древние не могли рассуждать о простейших предметах иначе как в теологическом духе и в то же время отрицать, в осо­бенности у политиков, наличность настоятельной потребности в аналогичном образе мышления в области социальных вопросов. Но нужно, кроме того, понять, хотя я не могу установить это здесь, что эта первоначальная философия была не менее необходимой как для предварительного развития нашей общественности, так и для подъема наших умственных сил либо с целью примитивного построения известных общих доктрин, без которых социальная связь не могла бы приобрести ни обширности, ни постоянства, либо для само собой осуществляемого единства мыслимого тогда Духовного авторитета.

...Этот первоначальный образ мышления, действительно соот­ветствующий младенческому состоянию человечества, резко отли­чается во всех отношениях от того направления ума, которое, как мы увидим, отвечает зрелому состоянию человеческой мысли, и это рахчичие слишком глубоко для того, чтобы постепенный пере­ход от одного метода к другому мог впервые совершиться как у Индивида, так и у целого рода, без возрастающей помощи по-

79

средствуюшей философии, по существу ограниченной этой вре­менной функцией. Таково специальное участие собственно мета­физической стадии в основной эволюции нашего ума, который, не терпя резких изменений, — может таким образом подниматься почти незаметно от чисто теологического до открыто позитивного состояния, хотя это двусмысленное положение по существу при­ближается гораздо более к первому, чем ко второму.

Теперь очень легко наблюдать этот способ философствования, который, оставаясь еще преобладающим в области наиболее слож­ных явлений, дает ежедневно, даже в наиболее простых и наиме­нее отсталых теориях, столько заметных следов его долгого гос­подства1.

8. РЕЛИГИОЗНОЕ ОТЧУЖДЕНИЕ

К. Маркс*

Экономическо-философские рукописи 1844 года

...Чем больше рабочий выматывает себя на работе, тем могу­щественнее становится чужой для него предметный мир, созда­ваемый им самим против самого себя, тем беднее становится он сам, его внутренний мир, тем меньшее имущество ему принадле­жит. Точно так же обстоит дело и в религии. Чем больше человек вкладывает в бога, тем меньше остается в нем самом. Рабочий вкладывает в предмет свою жизнь, но отныне эта жизнь принадле­жит уже не ему, а предмету... Самоотчуждение рабочего в его про­дукте имеет не только то значение, что его труд становится пред­метом, приобретает внешнее существование, но еще и то значе­ние, что его труд существует вне его, независимо от него, как не­что чужое для него, и что этот труд становится самостоятельной противостоящей ему силой; что жизнь, сообщенная им предмету, выступает против него как враждебная и чуждая.

1 Почти все обычные объяснения, относящиеся к социальным явлениям, боль­шая часть объяснений, касающихся интеллектуального и морального человека, огромная часть наших физиологических или медицинских теорий и даже много химических теорий и т.д. напоминают еше странный способ философствовать, который'по поводу, например, усыпительного свойства опия, так забавно, но без сильного преувеличения охарактеризовал Мольер, сообразно решительному уда­ру, нанесенному Декартом всякой системе сущностей.

* Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 560—561, 563. 567-568; Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 388, 389, 392-393, 394, 414-415, 422-423; Т. 23. С. 82, 89-90.

80

...Подобно тому как в религии самодеятельность человеческой фантазии, человеческого мозга и человеческого сердца воздейст­вуют на индивидуума независимо от него самого, т.е. в качестве какой-то чужой деятельности, божественной или дьявольской, так и деятельность рабочего не есть его самодеятельность. Она при­надлежит другому, она есть утрата рабочим самого себя.

Теперь посмотрим, как это понятие отчужденного, самоотчуж­денного труда выражено и представлено в реальной действитель­ности. Если продукт труда мне чужд, если он противостоит мне в качестве чуждой силы, кому же в таком случае он принадлежит? Если моя собственная деятельность принадлежит не мне, а есть деятельность чуждая, вынужденная, кому же принадлежит она в таком случае?

Некоторому иному, чем я, существу. Что же это за существо? Не боги ли? Правда, на первых порах главная производственная деятельность, например строительство храмов и т.д. в Египте, в Индии, в Мексике, шла по линии служения богам, и самый про­дукт принадлежал богам. Однако боги никогда не были одни хозя­евами труда. Не была хозяином и природа. Да и каким противоре­чием было бы такое положение, при котором чем больше человек благодаря своему труду подчиняет себе природу и чем больше чу­деса богов становятся излишними благодаря чудесам промышлен­ности, тем больше человек должен был бы в угоду этим силам отказываться от радости, доставляемой производством, и от на­слаждения продуктом!

Чуждым существом, которому принадлежит труд и продукт труда, существом, на службе которого оказывается труд и для на­слаждения которого создается продукт труда, таким существом может быть лишь сам человек.

Если продукт труда не принадлежит рабочему, если он проти­востоит ему как чуждая сила, то это возможно лишь в результате того, что продукт принадлежит друголiy человеку, не рабочему. Если деятельность рабочего для него самого является мукой, то кому-то другому она должна доставлять наслаждение и жизнерадостность. Не боги и не природа, а только сам человек может быть этой чуж­дой силой, властвующей над человеком.

...понятие самоотчужденного труда (самоотчужденной жизни) мы получили, исходя из политической экономии, как результат движения частной собственности. Но анализ этого понятия пока­зывает, что, хотя частная собственность и выступает как основа и причина самоотчужденного труда, в действительности она, наобо­рот, оказывается его следствием, подобно тому как боги первона­чально являются не причиной, а следствием заблуждения челове-

6-527

81

ческого рассудка. Позднее это отношение превращается в отноше­ние взаимодействия.

Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство и т.д. суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону. Поэтому положительное упразднение частной собственности, как присвоение человеческой жизни, есть поло­жительное упразднение всякого отчуждения, т.е. возвращение че­ловека из религии, семьи, государства и т.д. к своему человечес­кому, т.е. общественному бытию. Религиозное отчуждение как та­ковое происходит лишь в сфере сознания, в сфере внутреннего мира человека, но экономическое отчуждение есть отчуждение действительной жизни — его упразднение охватывает поэтому обе стороны.

К еврейскому вопросу

...Так как бытие религии есть бытие несовершенства, то источ­ник этого несовершенства надо искать лишь в сущности самого государства. Религия для нас уже не причина мирской ограничен­ности, а лишь ее проявление. Поэтому мы объясняем религиозные путы свободных граждан государства их мирскими путами. Мы не утверждаем, что граждане государства должны покончить со своей религиозной ограниченностью, чтобы уничтожить свои мирские путы. Мы утверждаем, что они покончат со своей религиозной ограниченностью только тогда, когда уничтожат свои мирские путы. Мы не превращаем мирские вопросы в теологические. Мы превра­щаем теологические вопросы в мирские. После того как историю достаточно долго объясняли суевериями, мы суеверия объясняем историей: Вопрос об отношении политической эмансипации к рели­гии становится для нас вопросом об отношении политической эман­сипации к человеческой эмансипации. Мы критикуем бессилие по­литического государства в отношении религии, критикуя полити­ческое государство в его мирской форме, независимо от его бесси­лия в отношении религии. В противоречии между государством и определенной религией — например, иудейством, — мы раскрываем человеческий характер этого противоречия как противоречия между государством и определенными мирскими элементами, противоре­чия между государством и религией вообще как противоречия меж­ду государством и его предпосылками вообще.

Политическая эмансипация иудея, христианина, религиозного человека вообще есть эмансипация государства от иудейства, от христианства, от религии вообще. На свой лад, тем способом, ко­торый соответствует его сущности, государство эмансипирует-


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!