Основные проблемы социологии религии 2 страница



* Гоббс Томас. Избранные произведения: В 2 т. М., 1965. Т. 2: Левиафан. Гл. XXXIX. С. 459-462, 463, 464.

25

рище возбужденных людей, тогда оно являлось «беспорядочной

церковью».

Иногда под этим словом подразумеваются люди, имеющие право быть членами таких собраний, хотя фактически не собран­ные, т.е. подразумевается совокупность всех христиан, как бы они ни были рассеяны, как там, где сказано (Деян. 8, 3), что «Саул терзал церковь», и в этом смысле Христос назван главой церкви. Иногда же под словом церковь подразумевается лишь определен­ная часть христиан, как, например, в словах (Колосс. 4, 15): «При­ветствуйте домашнюю церковь его»; иногда также подразумева­ются лишь избранные, например в следующих словах (Ефес. 5, 27): «Славная церковь, не имеющая пятна или порока, святая и непорочная», где подразумевается торжествующая церковь или гря­дущая церковь. Иногда под этим словом подразумевается собрание исповедующих христианство независимо от того, искренне ли они исповедуют его или лицемерно, как это следует понимать там, где говорится (Матф. 18, 17): «Скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник или мытарь».

Только в этом последнем смысле можно говорить о церкви как о едином лице, т.е. что она имеет способность желать, произно­сить, приказывать, заставлять повиноваться себе, составлять зако­ны или совершать какое бы то ни было другое действие. Ибо все, что делается сборищем людей, не имеющих правомочий законно­го собрания, является частным действием каждого из участников сборища, поскольку оно содействовало тому, что было совершено, а не действием всей толпы в совокупности как единого тела, и тем меньше это является действием отсутствовавших или тех, кто хотя и присутствовал, но был против того, чтобы соответствующее дей­ствие свершилось.

В соответствии с этим смыслом я определяю церковь как обще­ство людей, исповедующих христианскую религию и объединенных в лице одного суверена, по приказанию которого они обязаны собраться и без разрешения которого они не должны собираться. И так как во всех государствах всякое собрание, не имеющее разрешения граж­данского суверена, является незаконным, то точно так и церковь, собравшаяся в каком-либо государстве, запретившем ее собрание, является незаконным собранием.

Христианское государство и церковь — одно и то же.

Отсюда следует, что нет на земле такой универсальной церкви,

которой все христиане обязаны были бы повиноваться, так как

нет такой власти на земле, по отношению к которой все другие

государства были бы подданными. Христиане имеются во владе-

26

ниях разных монархов и государств, но каждый из этих христиан есть подданный того государства, членом которого он состоит, и, следовательно, не может подчиняться приказаниям какого-либо другого лица. Поэтому такая церковь, которая способна приказы­вать, судить, оправдывать и осуждать или совершать какой-либо другой акт, есть то же самое, что гражданское государство, состо­ящее из людей, исповедующих христианство, и такое государство называется гражданским государством (civile state) в силу того, что его подданные — люди, и церковью — в силу того, что его поддан­ные — христиане. Слова мирская и духовная власть являются лишь двумя словами, внесенными в мир, дабы у людей двоилось в гла­зах и дабы люди не понимали, кто их законный суверен. Верно, конечно, что после воскресения тела праведников будут не толь­ко духовны, но и вечны, однако в этой жизни они грубы и под­вержены тлению. Поэтому в этой жизни нет другой власти ни в государстве, ни в отношении религии, кроме мирской. Если вер­ховный правитель как государства, так и религии запрещает про­пагандировать какое-либо учение, то никто из подданных не мо­жет его законным образом пропагандировать. Должен быть один верховный правитель, иначе необходимо возникнут в государстве мятеж и гражданская война между церковью и государством, меж­ду приверженцами духовной власти и приверженцами мирской влас­ти, между мечом правосудия и щитом веры и (что еще хуже) воз­никнет борьба в груди каждого христианина между христианином и человеком. Учители церкви называются пастырями, точно так же называются и гражданские суверены. Но если пастыри не бу­дут подчинены один другому так, чтобы мог быть один верховный пастырь, людей будут учить противоположным учениям, из кото­рых оба могут быть, но одно должно быть ложным. Кто должен быть этим верховным пастырем на основании естественного за­кона, мы уже показали: им должна быть верховная гражданская власть.

И следовательно, те, кому бог путем сверхъестественного от­кровения не приказывает противного, обязаны во всяком государ­стве повиноваться законам своих суверенов в отношении своих внешних действий и в отношении исповедания религии. Что же касается сокровенных мыслей веры людей, которых человеческие правители не могут знать (ибо один бог знает сердце человеческое), то они непроизвольны и обусловлены не законами, а сокровен­ной волей и могуществом бога и, следовательно, не подпадают под обязательство... В христианском государстве никто, кроме су­верена, не может знать, что есть и что не есть слово божье.

27

2. О СУЕВЕРИИ И ИССТУПЛЕНИИ

Д.Юм

Утверждение, что порча лучшего порождает худшее, преврати­лось в прописную истину и обычно доказывается, в частности, пагубностью суеверия и (религиозного) исступления (enthusiasm) — продуктов извращения истинной религии.

Эти два вида ложной религии, хотя они оба пагубны, обладают весьма различной и даже противоположной природой. Человечес­кий дух подвержен всякого рода страхам и опасениям, происхож­дение которых можно объяснить либо неудачным стечением об­стоятельств в личной или общественной жизни, либо плохим здо­ровьем, либо меланхолическим и мрачным характером, либо соче­танием всех указанных обстоятельств. При таком состоянии духа человек склонен приписывать свои бесконечные несчастья неиз­вестным агентам, и там, где реальные объекты, вызывающие стра­хи, отсутствуют, душа, откликаясь на свое собственное предубеж­дение и разжигая свои же склонности, отыскивает объекты вооб­ражаемые, приписывая им беспредельную мощь и злобность. По­скольку такие враги совершенно невидимы и неизвестны, то и способы их умиротворения совершенно необъяснимы и находят свое выражение в церемониях, обрядах, ритуалах, умерщвлении плоти, жертвоприношениях и других действиях, которые, как бы они ни были абсурдны или фривольны, рекомендуются слепой и запуганной доверчивости глупостью или мошенничеством. Таким образом, истинные источники суеверия — это слабость, страх и меланхолия в сочетании с невежеством.

Но человеческий дух подвержен также странному подъему и самонадеянности, возникающим вследствие наличия успеха, пре­восходного здоровья, жизненной энергии (strong spirits) или само­уверенного характера. При таком состоянии духа воображение преисполняется величественными, но путанными представления­ми, которым не соответствуют под луной никакие красоты и ни­какие удовольствия. Все смертное и тленное исчезает как недо­стойное внимания. Воображению предоставляется полный про­стор в невидимых областях, или мире духов, где душа свободна тешиться любой грезой, лишь бы она лучше всего удовлетворяла ее вкус и настроение в данный момент. Это порождает восторжен­ность, увлеченность и удивительнейшие полеты фантазии; с еще большим возрастанием самоуверенности и самонадеянности эти

* Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1965. Т. 2. С. 605-610.

28

восторги, будучи совершенно необъяснимыми и кажущимися та­кими, будто они совершенно превышают наши обычные способ­ности, приписываются непосредственному вдохнове нию, даруе­мому тем божественным существом, которое является объектом поклонения. И вскоре такая вдохновенная личность начинает ви­деть в себе возлюбленную избранницу божества. И как только слу­чится такое безумие, а это есть высшее проявление исступления, любая причуда приобретает священный характер, человеческий разум и даже нравственность отвергаются как лживые советники, и безумный фанатик слепо и безоговорочно предает себя мнимо безошибочному духу и вдохновению свыше. Надежда, гордость и богатое воображение в сочетании с невежеством — таковы, следо­вательно, подлинные источники исступления.

Эти два вида ложной религии могут дать повод ко многим раз­мышлениям, но я ограничусь в данном случае некоторыми сооб­ражениями, касающимися их влияния на общество и правительство. Мое первое соображение таково: суеверие выгодно для власти духовенства, а исступление не менее или даже более ей враждебно, чем здравый рассудок и философия. Суеверие опирается на страх, печаль и подавленность духа; вследствие суеверия человек сам себе кажется столь презренным, что считает себя недостойным пред­стать перед лицом бога, а потому, и это совершенно естественно, он ищет помощи у любой другой личности, святость жизни кото­рой, а возможно, дерзость и хитрость снискали ей, как он полага­ет, расположение божества. Этой личности суеверный человек вверяет свои упования: ее заботе он вверяет свои молитвы, хода­тайства и жертвоприношения, с ее помощью он надеется добиться того, чтобы его мольбам вняло разгневанное божество. Этому обя­заны своим происхождением жрецы. Их по праву можно считать изобретением боязливого и жалкого суеверия, которое, будучи всег­да в себе неуверенным, не осмеливается само воздавать поклоне­ние, а обнаруживая все свое невежество, надеется поручить себя попечению божества через посредство его предполагаемых друзей и слуг. А поскольку суеверие составляет значительную часть почти всех религий, даже самых фанатичных, и нет ничего кроме фило­софии, что могло бы полностью преодолеть упомянутые необъяс­нимые страхи, то отсюда следует, что почти в любой религиозной секте имеются жрецы, причем, чем больше сгусток предрассудков, тем авторитет духовенства выше.

С другой стороны, можно заметить, что все люди, охваченные (религиозным) исступлением, давно освободились от гнета духов­ных лиц и проявили большую независимость в своей вере, прези­рая формы, церемонии и традиции. Квакеры — это наиболее отъяв-

29

ленные, хотя и наиболее невинные из одержимых исступлением людей, какие когда-либо были известны. Они, пожалуй, единст­венная секта, которая никогда не терпела у себя служителей куль­та. Индепенденты из всех английских сектантов ближе к квакерам как в своем фанатизме, так и в своей свободе от засилья духовен­ства. Далее идут пресвитериане, в равной степени уступая в том и другом отношении индепендентам. Короче говоря, это наше на­блюдение основано на опыте, но оно также может иметь и рацио­нальное обоснование, коль скоро мы сообразим, что поскольку преступление возникает из претенциозной гордости и самоуве­ренности, то охваченный им человек считает себя достаточно до­стойным, чтобы приблизиться к богу без всякого человеческого посредничества. Восторженные молитвы исступленных людей столь пламенны, что они воображают себя даже действительно приближенными к богу посредством созерцания и внутренней бе­седы, что заставляет их отвергать все те внешние церемонии и обряды, в которых, по представлениям суеверных почитателей, необходимо содействие духовенства. Фанатик сам себя освящает и придает своей особе священный характер, превосходящий вся­кую другую святость, которая опирается на формы и институты разных церемониалов.

Мое второе рассуждение по поводу этих видов ложной рели­гии состоит в том, что религии, связанные с исступлением, сперва более жестоки и насильственны, чем те, которые связаны с суевери­ем, но быстро становятся более мягкими и умеренными. Неистовст­во этой разновидности религии, когда оно подогрето ее новизной и испытываемыми ею преследованиями, проявляется в неисчис­лимых случаях: анабаптисты в Германии, камизары во Франции, левеллеры и другие фанатики в Англии, а также ковенантеры в Шотландии. Исступление, будучи основано на силе духа и пре­тенциозной дерзости характера, естественно, порождает самые крайние решения, особенно после того, как оно достигает таких высот, что внушает введенному в заблуждение фанатику, будто его вдохновил бог. И он с презрением попирает общепринятые пра­вила разума, морали и благоразумия.

Именно так (религиозное) исступление вызывает наиболее жестокие беспорядки в человеческом обществе. Однако его неис­товство подобно неистовству грозы и бури, которые быстро исто­щаются, после чего воздух становится спокойнее и чище, чем был раньше. Когда первый пароксизм исступления минует, люди во всех фанатических сектах совершенно естественно впадают в сво­их священнодействиях в апатию и безразличие. Среди них не ока­зывается ни одного человека, наделенного достаточной властью, в

30 tf.

интересах которого было бы поддерживать религиозный дух; нет ни обрядов, ни церемоний, ни священных ритуалов, которые мог­ли бы войти в обыденную жизнь и избавить от забвения священ­ные принципы. Суеверие, напротив, вкрадывается постепенно и незаметно и делает людей смиренными и покорными, оно не враж­дебно гражданским властям и кажется безобидным народу, пока, наконец, жрец, твердо установив свою власть, не станет тираном и источником беспорядка в человеческом обществе в силу вызывае­мых им бесконечных раздоров, преследований и религиозных войн. Как легко римская церковь преуспела в приобретении власти! Но зато в какие ужасные потрясения ввергла она Европу, чтобы со­хранить эту власть! С другой стороны, наши сектанты, которые были первоначально столь опасными фанатиками, стали ныне сво­бодомыслящими, и квакеры, по-видимому, приближаются к един­ственно во всей вселенной правильной организации деистов, а именно к литератам, т.е. ученикам Конфуция в Китае.

Мое третье замечание в связи с данной темой состоит в том, что суеверие враждебно гражданской свободе, а исступление ей спо­собствует. Так как люди, находящиеся во власти суеверия, стонут под игом жрецов, а охваченные исступлением люди разрушают всякую церковную власть, то одного этого факта достаточно для обоснования данного замечания. Не буду уже говорить о том, что исступление, являясь слабостью смелых и честолюбивых натур, естественно связано с духом свободы, тогда как суеверие, напро­тив, делает людей безвольными и жалкими и превращает их в ра­бов. Мы знаем из английской истории, что во время гражданских войн индепенденты и деисты, несмотря на все различие их рели­гиозных принципов, были едины политически и одинаково страстно служили республике. И с момента возникновения вигов и тори вожди вигов были или деистами, или латитудинариями, т.е. были веротерпимыми, относились безразлично к любой из христиан­ских сект. Сектанты же, для которых была характерна изрядная доля исступления, всегда, без всякого исключения, действовали, совместно с данной партией при защите гражданских свобод. Сход­ство в суевериях долго объединяло тори, сторонников англикан­ской церкви, с католиками в их поддержке прерогатив королев­ской власти, хотя, встретив дух терпимости, свойственный вигам, католики в последнее время, по-видимому, примирились с этой партией.

У молинистов и янсенистов во Франции были тысячи бессмыс­ленных диспутов, не заслуживающих внимания человека, у кото­рого есть здравый смысл. Но что преимущественно делает указан­ные секты различными и что единственно заслуживает внимания,

31

так это различие в духе обеих религий. Молинисты, руководимые иезуитами, — большие приверженцы суеверия, непреложного со­блюдения внешних форм и церемоний. Они подчиняются власти служителей культа и традиции. Янсенисты же объяты исступлени­ем, они ревностные сторонники страстного богопочитания и внут­ренней жизни, для них авторитет имеет мало значения, короче говоря, они полукатолики. Вытекающие отсюда последствия точ­но соответствуют вышеизложенному рассуждению. Иезуиты — тираны народа и рабы двора. Что касается янсенистов, то только у них поддерживаются крохотные искры любви к свободе, которая может быть обнаружена среди французской нации.

i ,        3. ОБ ОТНОШЕНИИ ЗАКОНОВ

К УСТАНОВЛЕННОЙ В СТРАНЕ РЕЛИГИИ

Ш. Монтескье*                         , ,

»

. - h^v ,i;'.\

, (   , '                 О религиях вообще        ,,;,;  ,

Подобно тому как между различными степенями мрака мы можем распознать мрак наименее густой и между различными без­днами — бездны наименее глубокие, мы можем и между ложными религиями искать такие, которые наиболее соответствуют целям общественного блага, такие, которые хотя и не ведут человека к загробному блаженству, но тем не менее могут немало способство­вать его земному счастью.

Итак, я буду рассматривать различные существующие на свете религии исключительно в их отношении к тому благу, которое они доставляют гражданскому быту, независимо от того, кроются ли корни их на небе или на земле.

Выступая в этом сочинении не в качестве богослова, а в ка­честве политического писателя, я могу высказать в нем положе­ния, вполне справедливые только с точки зрения человеческого мышления, так как они вовсе не были рассмотрены по отноше­нию к высшим истинам.

Что касается истинной религии, то потребуется немного бес­пристрастия, чтобы убедиться в том, что я никогда не искал пред­почтения политических интересов ее интересам, но стремился к сочетанию тех и других; а прежде чем сочетать их, необходимо их познать.

Монтескье Ш. О духе законов // Избр. произведения М., 1955. С. 530—560.

32

Христианская религия, повелевающая людям любить друг дру­га, желает, конечно, чтобы всякий народ имел наилучшие поли­тические и гражданские законы, потому что после нее они составля­ют величайшее благо, какое только человек может дать и получить.

Парадокс Бейля

Бейль брался доказать, что лучше быть атеистом, чем идолопо­клонником; другими словами, что менее опасно вовсе не иметь религии, чем иметь дурную религию. «Я предпочитаю, — говорит он, — чтобы обо мне сказали, что я не существую, чем говорили, что я дурной человек». Это — софизм, основанный на том, что для человечества вопрос: верят или не верят в существование того или другого человека, не имеет никакого значения, тогда как вера в существование бога весьма полезна. Из понятия его небытия вы­текает понятие нашей независимости или, если мы этого понятия не можем иметь, идея нашего бунта против него. Говорят, что религия не есть обуздывающее начало, потому что она не всегда обуздывает; это то же, что сказать, что и гражданские законы ли­шены обуздывающей силы. Изложить в обширном сочинении длин­ную вереницу причиненных религией страданий и не рассказать так же подробно о содеянном ею добре — плохое рассуждение против религии. Если бы я стал рассказывать о всех тех бедствиях, которые причинили человечеству гражданские законы, монархия, республиканский образ правления, я наговорил бы ужасных ве­щей. Даже если бы религия могла оказаться бесполезной для под­данных, она все-таки осталась бы полезной для государей, для которых, как для всех, кто не боится человеческого закона, она составляет единственную узду.

Государя, любящего религию и боящегося ее, можно уподо­бить льву, когда он слушается руки, которая его ласкает, и голоса, который его укрощает; государь, который боится религии и нена­видит ее, подобен дикому зверю, когда он кусает цепь, которая ему мешает бросаться на проходящих; государь, вовсе не имею­щий религии, подобен ужасному животному, которое чувствует свою свободу только тогда, когда терзает и пожирает.

Вопрос вовсе не в том, что лучше: чтобы отдельный человек или целый народ вовсе не имели религии или чтобы они злоупот­ребляли той, которую имеют. Вопрос заключается в том, какое зло меньше: чтобы люди от времени до времени злоупотребляли рели­гией или чтобы ее у них вовсе не было.

Желая уменьшить ужас, внушаемый атеизмом, слишком уж нападают на идолопоклонство. Несправедливо предполагать, что

;-:                                                                                                                 33


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!