РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА



Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. М.: Аспект Пресс. 1996. - 775 с.

 

Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. (сост.) Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. М.: Аспект Пресс. 1996. - 775 с.

 

Религия и общество =Хрестоматия по социологии религии 1996

 

Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы готовится и издается при содействии Института «Открытое общество» (Фонд Сороса) в рамках программы «Высшее образование».

Редакционный совет: В.И. Бахмин, Я.М. Бергер,

Е.Ю. Гениева, Г.Г. Дилигенский, В.Д. Шадриков

религия и

ОБЩЕСТВО

ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ

 

Рекомендовано Отделом гуманитарного образования Государственного комитета РФ по высшему образованию в качестве учебного пособия для высших учебных заведений

Як

АСПЕНТ ПРЕСС

Москва 1996

ББК 86 Р36

Религия и общество: Хрестоматия по социологии

Р 36 религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. — М.: Аспект Пресс, 1996. - 775 с. –

ISBN 5-7567-0113-3

В хрестоматию включены классические тексты и работы наиболее авторитетных современных социологов. Ряд текстов впервые появляется в хрестоматии в переводе на русский язык. Помимо работ специалистов-социологов публикуются фрагменты текстов историков, философов, психологов, необходимые для понимания ряда пограничных проблем социологии религии.

Предназначается для студентов и преподавателей высших учебных заведений гуманитарного профиля.

_ 0304000000-027 _ ,

Р---------------------- Без ооъявл. ,

И(03) - 96

ББК 86

ISBN 5-7567-0113-3

«Аспект Пресс», 1996

ПРЕДИСЛОВИЕ

5 Предлагаемая хрестоматия по социологии религии предназна­чена прежде всего для студентов социологических факультетов, изучающих социологию религии, и студентов тех вузов, в которых изучается религиеведение. Она составлена в расчете на то, что бу­дет служить подспорьем и дополнением к учебникам по социоло­гии религии и религиеведению.

Во введении представлена социология религии как научная дисциплина, рассказано о ее предыстории, возникновении и раз­витии, охарактеризована ее основная проблематика и таким обра­зом дано обоснование и объяснение построению хрестоматии, со­стоящей из шести разделов: «Религия в истории социальной мыс­ли», «Методологические основы социологии религии», «Религия в социальной структуре общества», «Религия и личность. Социаль­но-психологический аспект религии», «Религия и культура», «Ре­лигия и социальная динамика».

В отборе работ, представленных в хрестоматии, мы руководст­вовались двумя мотивами — включить классические тексты и ра­боты наиболее авторитетных современных социологов. С сожале­нием приходится констатировать крайнюю скудость отечествен­ной литературы по социологии религии. Ряд текстов впервые появляется в хрестоматии в переводе на русский язык. Помимо работ специалистов-социологов мы сочли полезным дать также фрагменты работ историков, философов, психологов, необходимых для понимания тех или иных проблем социологии религии. Таким образом, благодаря хрестоматии основная масса студентов прак­тически впервые получит возможность работать с текстами, без знания которых невозможно сколько-нибудь серьезное изучение религиеведения, включая социологию религии.

Учитывая, что религия, ее роль в жизни общества сегодня по ряду причин вызывает большой интерес, издание хрестоматии может быть делом полезным для системы гуманитарного образо­вания в целом.

В. И. Гараджа

 

В. И. Гараджа

Введение

РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Религия и наука о религии

Внешние проявления религии, с которыми обычно связаны наши представления о ней, это — совокупность взглядов на мир, основанных на вере в бога, сотворившего этот мир и самого чело­века и давшего ему в «откровении» знание, которое должно при­нимать на веру (поэтому религию принято называть просто «ве­рой»); религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Это, далее, совокупность действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношении и пр. Это, затем, нормы и правила поведения, которым должен следовать человек как требованиям, предъявляе­мым богом. И это, наконец, объединения религиозных людей в те или иные организации, такие как церковь или секта, монашеский орден или общества с благотворительными или какими-либо дру­гими целями.

Признаки, фиксирующие эти лежащие на поверхности прояв­ления религиозной жизни, образуют то, что составляет феномен религии. Не довольствуясь выявлением и описанием признаков религии, человеческая мысль с давних пор стремится объяснить феномен религии, понять его природу и значение, определить его сущность.

А. В развитых религиях это стремление реализуется в богословии. Объяснение религии дается здесь «изнутри», с позиций человека, принимающего истины веры и из них исходящего: религия — это «встреча человека с богом». Человек знает о боге, верует в него, потому что бог открылся ему. Религия исходит от бога, она по природе своей дело не человеческое, но божественное. С этой точ­ки зрения понять, что есть религия, может только религиозный человек и только на основе опыта «встречи с богом».

6

В богословском понимании «религия — это связь человека с непостижимым источником бытия». Так, в православном учении подчеркивается различие между «знанием о Боге» и «знанием Бога»: стать специалистом по Священному Писанию и учению Церкви может и безбожник, но неверующему не дано «знание Бога», са­мой сокровенной «тайной премудрости».

Б. Подход к объяснению феномена религии «извне», не пред­полагающий заранее в качестве предпосылки существование бога и его откровения, возникает вместе с развитием философии как мудрости человеческой, а не божественной. В отличие от теолога, философ не довольствуется объяснением религии как веры в «выс­шее начало», бога или богов, но стремится ответить на вопрос, насколько обоснована и на чем держится эта вера, имеет ли она основания в человеческом опыте и разуме. Религия должна прой­ти проверку разумом. Так возникает критический подход к рели­гии. Причем критический не в том смысле, что обязательно нега­тивный, отрицающий религию, но — не довольствующийся про­стым принятием на веру какого бы то ни было утверждения, без всякого исключения. Истинным может быть признано только то суждение, которое прошло проверку разумом и подтверждено опы­том. Такой подход присущ и религиозной философии, предста­вители которой верят в бога, но считают задачей философии ра­циональное обоснование этой веры. При этом неизбежно возни­кает различие между богом как объектом религиозной веры и бо­гом как предметом философского размышления, «Богом Авраама, Исаака и Иакова» и «богом философов».

В. Только в прошлом XIX в. складывается научный подход к объяснению религии, которая становится предметом научного ис­следования, тщательно собирающего и накапливающего эмпири­ческие данные, исторические сведения, психологические наблю­дения, касающиеся религии, анализирует и обобщает их с помощью выработанных научным мышлением методов.

К концу XIX в. наука о религии — религиеведение — склады­вается как самостоятельная область знания, как наука со своим предметом и методами. Причем предметом науки о религии не является предмет религиозной веры — бог или боги, «священное», «сверхъестественное». Она изучает религию как составную часть культуры, в ее связи и взаимодействии с другими областями дея­тельности человека: как и какой образ действительности склады­вается в религиозном сознании, каким образом религия объясняет мир и какие способы действия, нормы поведения она предлагает, какие обязательства накладывает она на человека и как влияет на эмоциональную жизнь, на поведение индивида.

J

Для того чтобы от размышлений о «природе» или «тайне» реп лигии, в основе которых лежал прежде всего субъективный опыт* собственной духовной жизни того или иного мыслителя, перейти к изучению религии как объективной данности, как способу само­выражения человека в ряду других способов и форм человеческого мышления и поведения, нужно было преодолеть важный барьер — представление о религии как «тайной премудрости», недоступной для научных методов мышления, решиться взглянуть на религию как на постижимое человеческим разумом явление, признать, что подобно морали или искусству религия поддается научному объяс­нению.

Научное знание о религии является объективным и отличает­ся этим от идеологического, «оценочного», нацеленного на то, чтобы обосновать либо позитивное, либо негативное отношение к религии. Наука о религии не берет на себя функции ее зашиты и обоснования, или наоборот — критики, отрицания, опроверже­ния. Вопросы о том, «как ты относишься к религии» и «что ты знаешь о религии», конечно, соприкасаются, и все же это разные вопросы. Научное знание о религии само по себе не является ни религиозным, ни антирелигиозным, атеистическим. Среди уче­ных, успешно работавших в области религиеведения, были и есть как верующие, так и неверующие. Это знание, которое обуслов­лено не конфессиональной принадлежностью, тем или иным от­ношением к религии занятых ее исследованием ученых, но преж­де всего объективными фактами. Конечно, и здесь, как в любой другой общественной науке, сказывается влияние идеологии, глав­ным образом, — в решении методологических проблем. Но в ко­нечном счете результаты исследований оцениваются и получают признание на основе их соответствия научным критериям, а не идеологическим.

Религия — явление сложное. Развитие религиеведения шло путем разработки совокупности дисциплин, каждая из которых рассматривает религию в каком-то из ее аспектов.

На первых порах получило развитие сравнительное религиеве­дение и утвердилась мысль о том, что религия есть историческое явление. Главное внимание уделялось изучению мифологии, ее истории. В мифологии увидели исторически ранний способ выра­жения человеческого переживания и объяснения реального мира, которому свойственно воспринимать природные явления и исто-

рические события как божественные деяния. Исследователи фольк­лора в народных верованиях, обычаях, сказках обнаружили остат­ки древних мифов, доживших до нашего времени. Важную роль в развитии религиеведения сыграли исследования М. Мюллера (1823—1900) в области мифологии и сравнительной лингвистики. Он стремился понять, что такое религия, какие основания имеет она в душе человека, каким законам следует она в историческом развитии. Он опирался на сравнительный метод, утверждая, что «тот, кто знает одну религию, не знает ни одной»: чтобы понять ту или иную религию, нужно выявить ее древнейшую форму и срав­нить ее с другими религиями. Не составляет в этом отношении исключения и христианство. Оно является одной из многих рели­гий, его можно сравнивать с другими религиями, выявляя сходст­ва и различия. Ко всем религиям должно быть одинаково объек­тивное отношение. Каждая конкретная религия должна рассмат­риваться в контексте истории, определение же сущности религии должно быть философским и вычленять элементы, присущие всем религиозным формам. Так было положено начало объективному изучению религии; в религиеведении, утвердившемся в качестве самостоятельной дисциплины, получила развитие в первую оче­редь история религии.

Изучая историю религий в различных цивилизациях, ученые пришли к выводу о том, что корни религиозных представлений и обычаев следует искать в том обществе, в котором они сущест­вуют, что важно определить функции этих обрядов, обычаев, ве­рований в данной социальной структуре. Исторические исследова­ния приводили к пониманию религии как элемента социаль­ной среды, к необходимости дополнения исторических методов изучения религии антропологическими, этнологическими, соци­альными.

Понимание связи религии с обществом возникает уже у таких историков как Фюстель де Куланж, Робертсон Смит. К истори­ческим исследованиям близко примыкали работы в области соци­альной антропологии, этнологии. Здесь интерес к религии в зна­чительной мере сосредоточивался на вопросе о ее происхождении. Считалось, что ответ на этот вопрос дает ключ к пониманию рели­гии. Значительное влияние в этом отношении оказала эволюци­онная теория Ч. Дарвина, его работа «Происхождение видов» (1859). В исследованиях первобытного общества ставились вопросы о про­исхождении семьи, государства, искусства, частной собственнос­ти, права, морали, религии.

Эволюционный подход к изучению разных сторон жизни об­щества, включая религию, подкрепляла также идея О. Конта о том,

9

что религия представляет собой первую стадию исторического раз­вития человечества, на смену которой приходит в конечном счете господство науки. Важная роль в этой области принадлежит рабо­там Э.Б. Тайлора. Он проследил эволюцию цивилизации от пер­вобытного человека, высший уровень развития которого он видел в ныне живущих, отставших в своем развитии народов, таких как, например, австралийские аборигены, до человека, представляю­щего европейскую культуру. Тайлор разработал теорию анимизма, согласно которой вера в существование души, «вера в духовные существа» является исходной элементарной формой религии, ко­торая развилась затем в более сложные религиозные представле­ния и действия.

Историю эволюции религиозного сознания разрабатывал так­же Дж. Фрэзер, собиравший и сравнивавший материал, относя­щийся ко всем историческим эпохам. В книге «Золотая ветвь» он изложил свое понимание эволюции религии в первобытном обще­стве, согласно которому магия исторически предшествовала религии. В магии он видел неправильное применение разума, «при­митивную науку».

Продолжение исследований в этом направлении привело к ус­тановлению такой формы религии, которая связана с верой в не­кую «силу». Так, исследования, которые проводились в 70-80-х гг. прошлого столетия в Меланезии, обнаружили, что основным понятием в религии меланезийцев является понятие «мана» — повсюду действующая таинственная сила. В отличие от «души» или «духовного существа» «мана» означает безличную сверхъесте­ственную силу. Согласно теории преанимизма Р. Маретта, самая древняя форма религии коренится в человеческих эмоциях и вы­ражает опыт восприятия «сверхъестественного», прежде всего — это «чувство страха». Таково общее основание магии и религии: человек сначала эмоционально воспринимает и переживает сверхъ­естественное, а уже затем выражает его в осознанном виде. На психологическом уровне сверхъестественное переживается как «ужасное», как нечто внушающее страх.

Таким образом, исторический подход был дополнен психоло­гическим анализом религии. Религия предстала не только как ис­торике-социальный, но и психологически-личностный феномен, относящийся к внутреннему миру человека. Психология религии получила развитие в работах У. Джемса, В. Вундта и позже — 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Юнга и др. В XX в. психоанализ внес существенный вклад в понимание религии как на индивидуально-психологическом, так и социально-психологическом уровне.

10


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!