Возникновение и развитие социологии религии



Социология религии своим возникновением во многом обяза­на тем процессам в европейском обществе, начало которым поло­жила в XVII—XVIII вв. эпоха Просвещения и антифеодальных буржуазных революций; пробуждается интерес к вопросу о соци­альной обусловленности религии и ее роли в обществе.

Одна из первых серьезных попыток решения этих вопросов принадлежала О. Конту (1798-1857), который ввел в употребле­ние само понятие «социология». Он предложил применить к ис­следованию социальной жизни индуктивные методы, с успехом используемые естественными науками. С помощью социологии он искал возможности преодоления кризисных явлений в евро­пейском обществе, вызванных потрясениями Французской рево­люции, средства, которые обеспечили бы его стабильность и нор­мальное развитие. Перед ним встал вопрос о том, что лежит в основе социального порядка и в этой связи — о роли религии. От­вет был дан в выдвинутом О. Контом «законе трех стадий истории».

Первая стадия — религиозная, «теологическое состояние», когда в человеческом сознании господствуют не имеющие доказательств фикции, выдумки, субъективный произвол. Вторая — философ­ская, «метафизическое состояние», когда господствуют абстрак­ция, чисто спекулятивные умозрительные построения принима­ются за саму реальность. Третья — позитивная, когда с помощью науки достигается точная оценка существующего положения ве­щей. Каждое из этих трех «состояний умов» образует основу всей социальной организации.

Теологическое состояние, т.е. вера в бога или богов, обуслов­ливает военно-авторитарные режимы и таким образом обеспечи­вает «гармонизацию» противоречивых интересов, препятствует распаду социальной системы, поддерживает порядок в обществе. Последней исторической формой теологического порядка вещей был, по Конту, соответствующий христианскому монотеизму сре­дневековый «католический и феодальный режим». Поскольку Конт признал неизбежным конфликт между религией и позитивным знанием, т.е. наукой, и предсказывал уже в недалеком будущем победу науки над религией, поскольку освобождающее и просве­щающее человека воздействие науки ведет, по мнению Конта, к упадку и неизбежной гибели религии, возникает угроза распада социальных связей.

До сих пор связующей силой, основой социального порядка служили религиозные убеждения. Религия выполняла интегратив-ную функцию в обществе. Теперь, когда религия приходит в упа-

11

док, эта функция переходит к позитивному синтезу научного зна­ния, сердцевину которого составляет социология, и именно она позволяет связать воедино идеи порядка и прогресса. Впоследст­вии Конт убедился в шаткости надежд на осуществление социаль­ного переустройства с помощью просвещения умов и пришел к выводу, что нужен «второй теологический синтез» как духовная опора социальных связей. Он разрабатывает «позитивную рели­гию» — культ человечества как единого «великого существа», ог­ромного социального организма, всех живших, ныне живущих и будущих поколений людей.

К. Маркс (1818—1883) также рассматривал религию в ее взаи­мосвязях с обществом, но в его понимании это не было взаимо­действие двух самостоятельно существующих величин. Маркс по­казал по сути впервые, что религия есть социальный феномен по самой своей природе. Она включена в систему общественных свя­зей, отношений и коренится в социальных структурах. В них сле­дует искать объяснения религии. Представления о сверхъестест­венном, священном порождаются этой основой: религия живет за счет земли, а не неба.

Понимание религии как социального феномена означает так­же понимание того, что она выполняет вполне реальные функции в жизни общества, отвечает вполне определенным потребностям. Религия как социальный феномен представляет собой объектив­ный фактор, внешним и принудительным образом воздействую­щий на людей подобно любому другому общественному институ­ту. Маркс заложил, таким образом, основу развитого впоследст­вии функционального метода исследования религии. У Маркса его отличительную особенность составляет убеждение в истори­ческой природе религии как порождения не вечных, но преходя­щих социальных условий — тех условий, основу которых состав­ляет система присвоения чужого труда, социальное неравенство, когда свобода одних предполагает и означает порабощение дру­гих; отсюда — социальное расслоение общества, социальные ан­тагонизмы, классовая борьба. Религия, согласно Марксу, больше обуславливаемый этими общественными отношениями, нежели обуславливающий их фактор. Религия — надстройка над порож­дающим ее экономическим базисом, производное от него. Ее об­щественная функция заключается в том, что она определенным образом интерпретирует существующие отношения, а не проду­цирует их. Религия есть идеология, ее самая ранняя, исторически первая форма. Ее социальная функция — функция идеологичес­кая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существую­щие порядки, или осуждает их, отказывает им в праве на суще-

12

ствование. Она может питать социальный конформизм, служа тор­мозом общественного развития, или же стимулировать социаль­ный протест. Что касается христианства, то с тех пор как оно стало государственной религией Римской империи (в IV в.), его социальные принципы оправдывали порядки, основанные на экс­плуатации человека человеком. Обещая за терпение в этом мире награду после смерти, христианство было «опиумом народа».

Критическая по отношению к религии мысль XVII-XV1II вв. была во многом определена опытом вызванной Реформацией рели­гиозной розни, вылившейся в опустошившие Европу религиозные войны. Для достижения мира и спокойствия в обществе нужно было заново продумать место религии в обществе, разграничить сферы влияния светской и духовной власти, государства и церкви. Это было время, когда перед лицом религиозного фанатизма и нетерпимости, насилия над совестью трудно было говорить об интегрирующей функции религии. Социальная философия этого времени обосновывала автономию светского государства, полити­ки, права, морали, свободу совести и мысли, заново определяя место религии и церкви в обществе. В Англии этим были заняты в первую очередь Т. Гоббс и Д. Юм, во Франции — Ш.Л. Монтес­кье, Ф.М. Вольтер, Ж.Ж. Руссо, энциклопедисты, в Германии — Г.Э. Лессинг и И. Кант, несколько позже — Г.В.Ф. Гегель. Этот круг вопросов представлен в хрестоматии в первом разделе.

Во второй половине XIX в. ситуация для религии в европей­ском обществе заметно меняется. Усилившиеся в связи с инду­стриализацией и урбанизацией процессы социальной дифферен­циации остро поставили вопрос о факторах, интегрирующих об­щество. О позитивной роли религии в качестве такого фактора начинают говорить ученые, обратившиеся к осмыслению соци­альных отношений, прогресса, стабильности и порядка. С точки зрения Э. Дюркгейма, религия отвечает важной социальной по­требности обеспечения солидарности в обществе, его целостнос­ти. Источник религии — само общество. Дюркгейм обращается к элементарным формам религиозной жизни, чтобы выделить в ре­лигии главное и постоянное во всех ее модификациях, выявить ее функции в общественной жизни.

Он определяет религию как «целостную систему верований и обрядов, относящуюся к священным, т.е. отделенным (от обыч­ных — В.Г.), запретным вещам, — верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто им следует»1. Она будит социальное чувство, культивирует кол-

1 Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. P., 1912. P. 65.

13

лективные представления. В религии реализуется присущая лю­дям способность к обожествлению обычных вещей, им придается сакральное значение, благодаря которому они становятся способ­ными выполнять функцию сплочения общества в единое целое.

«Священные вещи» отличаются от обычных, «профанных». На священных животных нельзя охотиться, употреблять их мясо в пищу. Они служат для других целей. Они становятся объектом особой — ритуальной — деятельности, почитания, благоговения. Они священны как символ данной социальной группы, в них во­площена жизнь и благополучие входящих в нее людей. Социаль­ная жизнь коллективна по своей природе. Переживание членами группы объединяющей их связи с «высшей силой», воплощенной, например, в тотеме, ритуальная деятельность, совместные обряды, сопровождающие рождение, брак, смерть, — все это укрепляет чувство групповой солидарности. Религия предстает, таким обра­зом, как особое социальное действие, которое отличается от дру­гих своей направленностью на священный объект. Представления о священном облекаются в мифологическую форму и выливаются в ритуалы, роль которых состоит в том, что они открывают доступ к священным объектам. Почитание тотема — это почитание свое­го «социума», прочность которого — залог продолжения жизни рода, это признание его безусловной власти над каждым и над всеми вместе. Тотем — знак, отмечающий принадлежность чело­века к определенному социальному целому. Источник религии — сам социальный способ существования людей.

Наряду с Дюркгеймом основоположником социологии рели­гии по праву считается немецкий ученый М. Вебер (1864—1920). Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обще­стве, влияние религии на развитие экономики, политических сис­тем, семьи. Другой важный аспект исследований М. Вебера — ана­лиз форм институционализации религии, ее типология. Если Дюрк-гейма интересовала религия в ее простейших формах, т.е. в обще­стве на сравнительно низкой ступени его развития, то Вебер ис­следовал главным образом мировые религии и их влияние на ход истории. В работе, которая сделала его знаменитым, «Протестант­ская этика и дух капитализма» (1904—1905), он исследует влияние христианства на историю Запада, его экономическое развитие и социальную жизнь. Протестантизм дал мощный стимул развитию современной западной цивилизации, тогда как восточные рели­гии послужили барьером, который воспрепятствовал индустриаль­ному развитию в таких, например, странах, как Китай и Индия.

Вебер доказывал, что решающую роль в возникновении «духа капитализма» сыграло теологическое учение одного из реформа-

14

торов христианства Ж. Кальвина о предопределении. Согласно это­му учению каждому еще до рождения определена его судьба — спасение или вечные муки. Никакие усилия человека и помощь церкви ничего изменить не могут. Все решено богом, когда он сотворил мир. Никто не знает, к чему он избран. Как показал Вебер, в этом учении с точки зрения социологического анализа важны два момента — так называемая «мирская аскеза» и поиски возможности преодолеть мучительные сомнения, найти призна­ки, указывающие на избранность к спасению. Кальвинистское учение о предопределении закрыло путь, ведущий на небо с помо­щью «добрых дел» или монастыря — «внемирской аскезы». Един­ственным поприщем, на котором человек мог достичь успеха, ко­торый давал бы надежду, свидетельство об избранности, остава­лась профессиональная деятельность, все остальное — искусство, созерцание, все это — идолопоклонство. Должно быть отброшено все, что мешает преуспеванию в делах, умножению богатства. Так формируется образ мышления, необходимый для капиталистичес­кого развития: труд ради труда, исполнение долга, самоограниче­ние и отказ от роскоши. Капитализм для своего развития нуждал­ся в мощных моральных стимулах, которые «на старте» могла ему дать только религия. В той мере, в какой капитализм как особый способ регуляции производственных отношений, им обусловлен­ная и его поддерживавшая «хозяйственная этика» получили разви­тие, капитализм обрел собственные механизмы, обеспечивающие его функционирование, и во все большей мере отказывался, ста­новился независимым от поддержки со стороны религии. Резуль­татом явился капитализм, представляющий собой секуляризиро­ванное общество, экономическое развитие которого оказывается практически никак не связанным и не зависимым от религии.

Так от анализа рождения капитализма и религиозных корней современной эпохи Вебер приходит к разработке второй ведущей темы его социологии религии — анализу так называемого «про­цесса разволшебствления». Разволшебствление мира — это про­цесс, в ходе которого из человеческой деятельности, используе­мых средств достижения определенных целей постепенно устра­няются все магические средства они уступают место ориентиро­ванным исключительно на достижение успеха, нужного результа­та средствам, методам действия. В основе такого — рационалисти­ческого — образа действий лежит убеждение в том, что мир есть «материя», которую человек способен постичь и подчинить себе. К такому представлению о мире приводит само развитие религи­озного сознания в иудаизме и христианстве, которое достигает в Реформации, в кальвинизме своей кульминации: чем больше под-

15

черкивается разница между миром и богом, тем больше бог отде­ляется от мира, который оказывается полностью «обезбоженным», в нем не остается ничего, кроме голой «материи». Протестантизм отказывается от всего, что можно заподозрить в «идолопоклонст­ве»: бог действует только в истории.

И еще одна важная часть веберовской социологии религии — изучение типов религиозных организаций, которое приводит к рассмотрению соотношения «церковь и секта».

К числу основоположников социологии религии должен быть отнесен еще также Б. Малиновский (1884-1942). В 20-х гг. он вел исследования на Тробриандовых островах (в Меланезии), на основании полученных данных он пришел к новому пониманию мышления так называемых примитивных народов. Дж. Фрэзер и впоследствии Л. Леви-Брюль считали, что на ранней стадии развития человека его мышление носит пралогический характер. Разграничивая магию и религию, Фрэзер полагал, что магия коре­нится в некомпетентности и невежественности, обрекает усилия человека, к ней прибегающего, на неудачу. Религия же коренится в социальной природе человека, она обрекает магию на гибель, приходит на смену ей. Малиновский показал, что на самом деле люди мыслят вполне рационально там, где их деятельность доста­точно им подвластна — на своем огороде, в лагуне на рыбной ловле. Магия вступает в силу там, где велик элемент риска и не­предсказуемости результатов деятельности.

Свои выводы Малиновский изложил в вышедшей в 1926 г. книге «Магия, наука и религия». Магия и наука представляют собой не две стадии эволюционного процесса (наука приходит на смену магии), но две антропологические константы, т.е. сосуществуют бок о бок. У магии — свое и достаточно прочное место в жизни и действиях человека, поскольку они полностью никогда не нахо­дятся во власти человека и не укладываются ни в какие расчеты. Степень, масштабы влияния магии в том или ином обществе зави­сят от степени достигаемого в этом обществе контроля над при­родными и социальными процессами. Магия находит место и в сегодняшнем обществе. Малиновский предлагает, таким образом, чисто функциональное понимание магии. Он, как и Фрэзер, ви­дит сходство ее с религией в том, что в обоих случаях речь идет о получении желаемого результата с помощью средств, которые не поддаются проверке.

Согласно функциональному взгляду на религию и культуру в целом, в каждом типе цивилизации каждый обычай, идея, верова­ние выполняют некоторую жизненную функцию. Из них главная — поддержание стабильности общественного порядка. Функция ма-

16

гии, согласно Малиновскому, состоит в том, чтобы помогать чело­веку справляться с казалось бы безнадежными ситуациями, над которыми он не властен, помогать преодолевать страх, обретать надежду и таким образом преодолевать трудности. С точки зрения функционализма религия играет аналогичную роль: она является, как и у Дюркгейма, фактором интеграции общества.

Работы названных основоположников социологии религии определили все ее последующее развитие, основные направления исследований, проблематику, методологию. К концу XIX—началу XX вв. социология религии складывается как самостоятельная дис­циплина.

 

Социология рассматривает религию в ее отношении к общест­ву, анализирует ее связь с организацией социальной жизни. Это связь двусторонняя. Как бы ни оценивалось и ни интерпретирова­лось воздействие общества на религию, социология не может не признавать сам факт такого воздействия хотя бы уже потому, что в отличие от теологии понимает видоизменения в содержании ре­лигии и формах ее организации как результат действия не сверхъ­естественных, а естественных сил, в первую очередь социальных. Могут быть разными оценки и объяснения роли религии в создании, поддержании и изменении социального порядка, формировании и мотивации действий личности, но именно функционирование религии в обществе составляет главный предмет социологическо­го анализа религии.

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!