Физическое и сексуальное НАСИЛИЕ 11 страница



2 См. например, Grenz S. J., Olson R. I. Op.cit. — P. 213.


го мира. Основными категориями нашей истории являются не развитие и от­сталость, а господство и зависимость»1.

Не менее ярким примером эксплуатации под христианскими лозунгами является угнетение негров в США. В 1450 году, который считается началом колонизации Америки, первые чернокожие рабы были привезены в Перу, Миссисипи и Мексику. На протяжении четырех столетий принудительный труд негров использовался на рудниках, для сбора сахарного тростника и та­бака, на рисовых и хлопковых полях. Рабовладение было символом статуса: каждый европеец, приехавший осваивать Новый Свет, заводил себе хотя бы одного раба-негра как личную прислугу. Характерной для данного периода является картина Джорджа Бэйлли «Натюрморт с портретом», хранящаяся в картинной галерее Корнельского университета (США). На картине Дж. Бэйлли мы видим молодого негра, стоящего у стола, на столе — россыпь до­рогих канцелярских принадлежностей, трубка и табак, скрипка и флейта, пе­сочные часы. Произведение принадлежит к стилю «Vanitas», то есть «Суе­та»: на таких натюрмортах изображались не цветы и фрукты, а предметы роскоши. На шее у негра — массивная золотая цепь, символ преданности и покорности, а в руке он держит миниатюрный портрет своего хозяина — за­казчика картины; именно к этому лицу относится слово «портрет» в названии произведения. Запечатленный на картине чернокожий раб относится к кате­гории предметов роскоши, к «неживой природе».

В 1860 году началась гражданская война, причиной которой называлось именно рабство, процветавшее на Юге. Результатом стала официальная от­мена рабства в 1864 году. В 1865 году были приняты 14 и 15 поправки к конституции США, гарантирующие право голоса всем гражданам, независи­мо от расы, цвета кожи или того факта, что они некогда находились в рабст­ве.

К сожалению, юридическая свобода не стала свободой экономической.

Даже после отмены рабства выходцам из Африки запрещалось иметь землю в собственности на Юге, а на Севере, куда хлынул поток черных мигрантов, ее просто не хватало на всех. Тысячи бывших рабов оказались без средств к существованию и скитались по стране. «Человеколюбивый» Север не пред­лагал им никакой помощи, а на Юге их преследовали куклуксклановцы (тоже христианская организация).

В начале XX века три четверти освобожденных негров, оставшихся на Юге, батрачили на тех же плантациях у тех же белых хозяев, только теперь - - за мизерную плату. Несмотря на распространение грамотности среди нег­ров в 20-30-е годы возникшим в 1919 году обществом «За всестороннее улучшение жизни негров», к 50-м годам XX века этот слой населения оста­вался беднейшим и наименее образованным в США. Белые профессора объ­ясняли необразованность негров умственной отсталостью, якобы присущей африканцам, и не стеснялись хвалить колониальную политику своих отцов: «Африка не произвела на свет ни одного Канта, ни одного Бетховена, ни од­ного Микеланджело. Интеллектуально и политически это была невозделан­ная почва. Внезапно в регион хлынула цивилизация — европейские законы, обычаи, традиции и бизнес»1.

Экономическая зависимость бывших рабов не позволяла им воспользо­ваться конституционным правом на равенство. Во многих штатах были при­няты дополнительные законы, по которым при подсчете голосов негр рас­сматривался как 3/5 человека. Кроме того, были введены «налог на право го­лоса» в сумме, эквивалентной примерно половине недельного жалования среднего афроамериканца, и экзамены на чтение и знание законов штата как непременное условия для внесение человека в списки избирателей. В ре­зультате к 1964 г. меньше половины негров США смогли зарегистрировать­ся, а в Миссиссиппи процент чернокожих избирателей составлял и того


меньше — всего 6,4%.’

Когда в 1965 году президент Линдон Джонсон подписал Акт об избира­тельном праве и отменил неконституционные местные законы, одновременно был произведен пересмотр географии избирательных округов: города поде­лили не по естественным границам районов, а с таким расчетом, чтобы места компактного проживания негров оказались раздроблены, и их голоса все равно оказались бы в меньшинстве по всем округам. Такое деление на изби­рательные округа сохраняется по сей день даже в самых «передовых» и кос­мополитичных городах США.

До 1967 года на всей территории США были официально запрещены межрасовые браки, и только после знаменитого судебного процесса «Лавинг против Вирджинии» положение начало меняться. Инициатором процесса был белый мужчина с символической фамилией Лавинг («любящий»), кото­рый полюбил негритянку и хотел жениться на ней. Верховный суд отменил расистский закон штата Вирджиния, и после этого подобные законы начали исчезать в других штатах. Последней сдалась Алабама, где запрет на межра­совые браки был отменен в 2000 году при помощи референдума; интересно, что против отмены проголосовало целых 40% участников2. Такой высокий процент отражает тот факт, что и сегодня, спустя полтора века после отмены рабства, в американском обществе сохраняются не только расистские на­строения, но и представление о неграх как о существах, недостойных назы­ваться людьми.

Действительно, несмотря на очевидный прогресс по сравнению с 1859 годом, наиболее привилегированной группой людей, реально обладающей представительским большинством во всех ключевых сферах и «по праву ро­ждения» имеющей преимущество перед остальными, до сих пор является WASP — White Anglo-Saxon Protestant (белый англосаксонского происхож­дения, протестант). За всю более чем двухсотлетнюю историю США только

1 Swinney R. Blacks have earned the right to vote//The Daily Mississippian, Thursday, February 26, 1998.

2 Padget T„ Sikora F. Color-Blind Love // Time, 12 May 2002, Bonus Section.

один президент (Дж. Ф. Кеннеди) не был WASP. Вместо «Р» у него было «С», Catholic — католик. Впрочем, с цветом кожи у него было «в порядке».

Религиозный аспект («Р») не случайно является составной частью успе­ха WASP. Оцерковление общества в США давно приобрело всепроникаю­щий характер. Каждый кандидат на губернаторское кресло, в конгресс или на пост президента страны обязательно отчитывается перед избирателями в своей религиозной принадлежности. Американцы любят говорить, что их страна построена на христианских принципах, а южные штаты называют «библейским поясом», где роль «пряжки» выполняет Миссисипи. Однако именно в южных штатах четыре века процветало рабство, а в Миссисипи по­ложение негров было особенно тяжелым. Противоречие это кажущееся. Де­ло в том, что под свое отношение к африканцам белые колонизаторы подво­дили теологическую базу: утверждалось, что у негров нет души, они прирав­нивались к животным, в качестве подтверждения использовались искажен­ные библейские тексты. Запрещалось проповедовать христианство рабам, и вход в церковь был для них закрыт, независимо от обстоятельств.

Именно в распространенности «белого» — расистского — христианства Дж. Коун и его соратники по борьбе видели причины устойчивого неравно­правия, которое, в свою очередь, являлось выразителем экономических инте­ресов правящего класса. Для разоблачения истинных мотивов белых пропо­ведников теологи предлагают обратиться к политэкономии:

«Чтобы справиться с несправедливостью в американском обществе, нам недостаточно грозить угнетателям карами небесными. Нужно хорошо знать политэкономию и разбираться, кто выигрывает при существую­щем положении дел в обществе. Марксизм как метод социального ана­лиза может послужить для разоблачения того, что власть имущие пы­таются скрывать. ...Христиане должны пользоваться марксистским ин­струментом не только для анализа учения и практики своих церквей, но также — и даже прежде того — для анализа публичных высказываний и


Ill

практических действий правительства»1.

При таком подходе капитализм а приори считается злом, а социализм, хотя и не приравнивается к Царствию небесному, все же полагается идеальной формой социального устройства.

Тем не менее, было бы ошибкой сводить теологию освобождения к мар­ксизму. Вера имела определяющее значение в жизни борцов за свободу. Де­отис Робертс пишет: «Если всерьез относиться к библейской вере и догмату о боговоплощении, результатом всегда будет теология освобождения. Как теологи мы можем оказаться в лагере угнетателей или угнетенных, но в лю­бом случаем мы занимаемся толкованием освободительного евангелия»[55] [56].

К аналогичным выводам приводит и анализ угнетения женщин. Исто­рически общество и церковь были оплотом андроцентризма, т.е. идеологии, при которой люди мужского пола считались изначально выше и совершен­нее, чем люди женского пола. По мнению Ж. Батая, «отсутствие женнщины в армии и церкви является выражением подавленных' сексуальных импуль­сов, вызываемых культом отца»[57]. Впрочем, изначальная причина андроцен­тризма не так важна для темы данной работы.

В обществе андроцентризм проявляется в лишении женщин политиче­ских, экономических, юридических прав. Внутри каждой угнетенной соци­альной группы женщины оказываются угнетены вдвойне, будучи «рабынями рабов». Например, в Декларации независимости США утверждалось, что все люди равны, но, например, к избирательным урнам допускались только бе­лые (за исключением нескольких северных штатов), мужчины (кроме Нью- Джерси) и при этом владеющие землей. Получалось, что для получения рав­ноправия неграм-мужчинам требовалось преодолеть две преграды, а черно­кожим женщинам — три. В 1960 году американские женщины зарабатывали


в среднем 60% от того, что в среднем получали мужчины, а негритянки еще меньше — 42%. Разница объяснялась, во-первых, тем, что женщинам было труднее устроиться на высокооплачиваемую работу, а во-вторых тем, что на одной и той же должности женщинам назначали более низкую зарплату, чем мужчинам. В 1992 году эти цифры выросли, соответственно, до 71% и 65%, по-прежнему значительно уступая заработкам мужчин.

Зависимое положение женщин отразилось в формировании английского языка. Например, когда говорят о трудоустроенном мужчине, обычно назы­вают его профессию, а про женщину, до самого недавнего времени, принято было говорить «а working mother» (работающая мать) или «а career woman» (работающая женщина), поскольку традиционно женщины занимались толь­ко детьми и домашним хозяйством, любая профессия в такой ситуации была уже достижением, и никто не предполагал, что реальная должность может быть настолько хороша и престижна, что заслуживала бы упоминания (см. данные о зарплате женщин, приведенные в предыдущем абзаце). Высо­кооплачиваемые на Западе профессии врача (doctor) и юриста (lawyer) тради­ционно считались «мужскими», а потому, если эту должность занимала женщина, требовалось уточнение «woman doctor», «woman lawyer». Выйдя замуж, женщина теряла не только фамилию, но и имя, т.е. «Жаклин Бувье» автоматически становилась «миссис Джон Ф. Кеннеди», и такое положение вещей отражено в письме английского писателя Генри Джеймса своему дру­гу, написанном в 1894 году: «Нам вспоминались ты и миссис ты»1.

Даже в начале XXI века положение женщин в мире далеко от равно­правного. В Индии ежегодно около ста молодых жен погибает от рук мужей, недовольных размером приданого. В Китае политика «одна семья — один ребенок» привела к массовым убийствам нерожденных и новорожденных де­вочек, в результате в некоторых провинциях число женихов превышает чис­ло невест в десять раз. В Японии медицинская страховка не покрывает стои- 1 Цит по: Holmes J., Meyerhoff М., eds. The Handbook of Language and Gender. — Oxford, UK: Blackwell, 2003. — P. 76.

мостъ родов, поскольку «это не болезнь», и многие женщины из экономии рожают на дому, приглашая акушерку или просто родственницу, которые не могут помочь даже при минимальных осложнениях. По данным Междуна­родного фонда развития женщин при ООН (ЮНИФЕМ), к 2001 году из 188 стран-членов ООН только 8 выполнили международное соглашение о пре­доставлении женщинам равных с мужчинами возможностей в получении среднего образования и обеспечении женщинам 30% доли мест в парламен­тах. В США, например, хотя и был решен вопрос со средним образованием, женщины-сенаторы соствляли всего лишь 12% от общего числа. Феминист­ки обеспокоены тем, что андроцентризм имеет мировой масштаб, и ему спо­собствует низкое самосознание женщин во многих регионах. С детства впи­тывая образы и понятия, насаждаемые мужчинами, женщины становятся пас­сивными страдалицами и не пытаются изменить положение вещей.

Главным идеологом христианского андроцентризма феминистки назы­вают Фому Аквинского, утверждавшего в своей «Summa Theologica», что женщины биологически ущербны и приносят мужчинам только зло, а тер­петь на этом свете их можно лишь ради того, чтобы они производили новых мужчин. Библия, будучи книгой, написанной мужчинами для мужчин, и мужчинами же истолкованная, становится мощным орудием в закреплении патриархата в христианской религии. Сотворение женщины «из ребра Ада­ма» рассматривалось как достаточное основание для ее подчиненного поло­жения в семье и обществе, а фраза из послания Апостола Павла «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Коринфянам 14, 34) — как оправдание запрета на священство женщин в церкви. Во многих конфессиях женщины до сих пор лишены права на равное с мужчинами участие в таинствах. Так, в Русской Православной церкви даже обряд крещения проводят по-разному для маль­чиков и для девочек, несмотря на объявленное в Символе веры «единое кре­щение».

Феминистская теология — ответ на многовековую историю униженного положения женщин, одобрявшегося официальной церковью. Тем не менее, разоблачая дискриминационный характер принятого христианства, фемини­стки не спешат отказываться от этой религии. Они полагают, что истинное христианство, основанное на догмате о распятом Христе, неизбежно указы­вает на самую страдающую социальную группу как воплощающую страда­ния Господа. «Говоря о Голгофе, мы не можем не говорить об унижениях, которые терпят женщины», считает Элизабет Джонсон1. Анализ угнетенного положения женщин становится неотъемлемой частью, основой, источником феминистской теологии.

Говоря об угнетении, было бы нелогично на нем и остановиться. Ана­лиз угнетения необходим теологам именно для того, чтобы определить путь к спасению. Спасение же заключается в очеловечении всех отношений в ре­альном историческом контексте, т.е. в социальном освобождении. По мне­нию теологов-освободителей, в процессе трансформации общества происхо­дит истинная встреча человека с Богом, и никакого иного общения — потус­тороннего, возвышенного, духовного, мистического — быть не может. Тео­логи считают, что устранение несправедливости равносильно избавлению общества от греха, ибо дискриминация вызвана греховным мироустройством. Они становятся на сторону данной социальной группы, страдающей от при­теснений, и зовут ее членов на борьбу с эксплуататорами. «Бог всегда от­крывается нам в ситуации исторического освобождения»2.

Теологи убеждены, что спасение, обещанное человеку в Библии, нельзя сводить к некоему потустороннему событию. Например, Г. Гутьеррес резко осуждает идею «развития», распространенную среди латиноамериканских политиков, и несущую в себе надежду на некий экономический рост и посте­пенное улучшение уровня жизни для беднейших слоев населения. Рефор­мизм не кажется ему адекватным методом преобразования общества именно из-за умеренного характера перемен, их неспешности и поверхностности.

1 Johnson Е. Op. cit. — Р. 20.

2 ConeJ. Н. A Black Theology of Liberation. — P. 141.

«Только радикальный прорыв, разрушение статус-кво, глубокая трансфор­.                  мация системы частной собственности, передача власти эксплуатируемому

классу и социальная революция, способная разрушить зависимость [от ино­странного капитала], позволят совершиться настоящим переменам: появится новое общество, социалистическое общество»1.

В ответ на критику со стороны консерваторов Г. Гутьеррес приготовил веские аргументы. Действительно, христианское богословие основано на догмате о том, что Иисус Христос пришел в мир, чтобы спасти людей от по­разившего их греха. Однако только «наивные оптимисты» могут ограничи­вать грех исключительно религиозной сферой и отрицают его роль в истории человечества. «Теология освобождения выбирает подход, при котором грех не является индивидуальным, частным, внутренним явлением... Грех — это социально-исторический факт, выражающийся в отсутствии братской любви

* между людьми, разрушение дружеских отношений с Богом и другими

,                 людьми, деградация личности. При таком рассмотрении выявляется коллек-

* тивный аспект греха... Грех очевиден в государственной системе подавле­ния, в эксплуатации человека человеком, в господстве одних народов-рас- классов и рабстве других... это корень социальной несправедливости и угне­тения... Необходимо радикальное освобождение от греха, что обязательно предполагает освобождение политическое»2. Те же, кто настойчиво пропо­ведуют «духовное освобождение» и приуменьшают глубину спасения, да­руемого Христом, пекутся не об истинной вере, а о собственных интересах. Они играют на стороне эксплуататоров, а потому как раз они-то и утратят свое спасение: освобождающая десница Божия превратится для них в ка­рающий меч.

Взгляды негритянских теологов близки к позиции латиноамериканцев. Вслед за Дж. Коуном, Деотис Робертс определял спасение как «результат участия в освободительной борьбе», при этом огромное значение имеет кол-

1 Gutierrez G. Op.cit.. — Р. 27.

2 Gutierrez G. Op.cit. — Р. 175-176.

лективность этого процесса. Освобождение одного отдельно взятого инди­вида — бессмысленно: «Христос освобождает нас, чтобы мы могли освобо­дить других»1. Мы в очередной раз убеждаемся в коллективном характере теологии освобождения. Эта ее черта определила и интерес участников нег­ритянского движения к теме исхода иудеев из Египта: сокрушив все прегра­ды и рассеяв всех врагов, Бог вывел из рабства не одного лишь Моисея, а весь Свой народ. До сих пор популярна песня Луи Армстронга «Отпусти Мой народ» (Let Му People Go). С этой же темы начинает изложение негри­тянской теологии и Дж. Коун. Дж. Коун отвергает вероятность того, что в Новом Завете идет речь только о «духовном» освобождении, поскольку с Из­раиля Иисус начинает движение за освобождение всего мира.

Слияние эсхатологической надежды и реальной исторической револю­ции характерно для негритянской теологии так же, как для латиноамерикан­ской. Дж. Коун неоднократно подчеркивал, что речь идет об освобождении от реального угнетения: «Освобождение как конечное событие нельзя рас­сматривать как нечто потустороннее, нет — это божественное будущее, про­рывающееся в наше социальное существование и несущее полноту и целост­ность в ситуацию боли и страданий; оно дает черным людям возможность понять, что их теперешнее состояние угнетенности противоречит их настоя­щей человеческой сущности, предназначенной для Бога»2.

В то же время теологи не отказываются (как их нередко обвиняют кон­сервативные критики) от библейских концепций Конца света и Второго при­шествия, по крайней мере — не отказываются полностью. «Важно заметить, что негритянская теология, хотя и относится к истории со всей серьезностью, не ограничивает освобождение временными рамками. ... Если угнетенные массы смогут за историей своего унижения увидеть эсхатологическое буду­щее, то «вздох угнетенных», по выражению Маркса, может стать торжест­вующим воплем революции, опрокидывающей теперешний общественный

Roberts J. D. Contextual Theology: Liberation and Indigenization.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!