Физическое и сексуальное НАСИЛИЕ 2 страница



В разрешении этой коллизии существенна роль индивидуальных и груп­повых целей. К. Маркс писал, что цель «как закон определяет характер и по­следовательность действий». Здесь идет речь о внутреннем строении дея­тельности индивида. С другой стороны, как отмечает В.П. Фофанов, «Цель является первичным и определяющим элементом всякой деятельности, ...формирование у индивидов той или иной цели означает превращение их в

субъектов»1. Когда же одна и та же цель появляется у многих членов одной •                  группы людей, это ведет к сплочению членов этой группы и превращению в

субъект всей группы как единого целого. Как отмечает Эрнесто Лаклау, та­кой «субъект — это прежде всего социальный агент с выраженным центром; центр представляет собой набор четко определившихся интересов... Такими историческими субъектами могут быть, например, социальные классы»[6] [7].

Взаимодействие между субъектами, при котором происходит передача знания или опыта, принято называть интерсубъективностью. Впервые про­блема интерсубъективности была поставлена, видимо, Гуссерлем в контексте феноменологической рефлексии. Однако для описания подобного взаимо­действия между группами используется понятие интерсубъектности, очевид­но, чтобы сместить акцент с субъективной характеристики содержания на объективную (см. например, статью Друсиллы Корнелл и Адама Тершвел- ла[8] [9]). Различие между этими двумя понятиями сформулированы у В.П. Фо­* фанова: «В рамках традиции интерсубъективности, во-первых, соотносятся

индивиды, которые, во-вторых, берутся в своих субъективных характеристи­ках (например, «воля и представление»). В рамках принципа “межсубъектно­го взаимодействия” («интерсубъектность») целым является само взаимодей­ствие, внутри которого, во-первых, соотносятся субъекты как группы людей, которые, во-вторых, взяты в их именно субъектных характеристиках, пред­ставляющих собой единство субъективного и объективного»*.

В данной работе используется модель идеологического процесса, разра­ботанная В.П. Фофановым на основе субъект-субъектного подхода1. При этом учитываем разработку теории субъекта такими авторами как Э.В. Иль­енков, В.А. Лекторский, К.Н. Любутин, М.К. Мамардашвили, М.А. Парнюк, Е.Н. Причепий, В.А. Рыжко, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и др., а в зару­бежной литературе Ж. Батай, А. Гуссерль, Р. Дарендорф, Э. Лаклау, Д. Кор­нелл, К. Оливер, С. Стоянович, А. Тершвелл, М. Фуко и др.

Общественное сознание можно рассматривать как состоящее из двух уровней: массовое, т. е. ограниченное повседневным опытом жизни в обще­стве, и специализированное, т. е. стремящееся проникнуть в суть социальных процессов и подвести теоретическую базу под наблюдаемые явления. Полу­чаемая во втором случае система взглядов отражает интересы социальной группы и представляет собой ее идеологию.

Функции специализированного общественного сознания можно разде­лить на познавательную (помогает членам социальной группы осознать свое положение и определить свои интересы) и регулятивную (служит руково­дством в борьбе за осуществление своих интересов).

При рассмотрении структуры общественного сознания неизбежно встает вопрос о его видах (формах), т. е. о различных способах отражения действи­тельности (политическое, правовое, нравственное, религиозное). Данные ви­ды общественного сознания тесно связаны с интерсубъектными отношения­ми между меньшинством и большинством в обществе. Социальные группы, осознавшие себя меньшинством с объединяющей целью, вступают во взаи­модействие с другими коллективными субъектами социальной системы. Примечательно, что при взаимодействии коллективных субъектов на первый план выходит конфликт объединяющих целей, т.е. объективного. Например, если у первого субъекта цель — сохранение своего господствующего поло­жение, а у второго — освобождение от угнетения, это противоречие будет

1 Фофанов В. П. Абстрактная модель идеологического процесса и ее методологическое значение И Мето­дологические проблемы социологической теории: Межвуз. сб. науч. тр.—Новосибирск: НГУ, 1984.—С. 167. иметь большее значение, чем субъективные цели каждого индивида, входя­щего в состав этих групп. Например, негр, которому удалось устроиться на приличную работу, продолжает чувствовать антагонизм по отношению к бе­лым, если большинство его собратьев не имеет возможности улучшить свое положение. Женщина, не имеющая личной цели стать священницей, может испытывать крайнее" возмущение по отношению к церкви, официально за­прещающей женщинам принимать сан. Здесь проявляется существенная трансформация в сознании каждого индивида, произошедшая в тот момент, когда он осознал себя частью меньшинства. При этом наибольшее значение принимают не индивидуальные переживания каждого человека, а общий для них социальный опыт.

Все разновидности теологий освобождения указывают на «опыт» как на определяющий фактор в процессе создания теологии. Это совпадает с на­блюдением Луи Альтюссера: «Идеология идентична жизненному опыту че­ловеческого существования»1. Важно отметить, что для освободителей (как секулярных, так и религиозных) «опыт» имеет значение только в том случае, если он включает в себя «страдания» и «особые условия жизни» социальной группы, в интересах которой создается идеология.

Французское направление в социальной философии, связанное с имена­ми Жоржа Батая и Мишеля Фуко, возводит опыт в ранг особого субьекта, обозначая его термином «предельный опыт» (limit-experience). «По Ницше, Бланшо и Батаю, опыт есть процесс "отрывания" субъекта от самого себя та­ким образом, что это уже и не субъект вовсе, а нечто, отличное от самого се­бя, или даже такое его состояние, при котором субъект близок к полному ис­чезновению»2. Описанное Фуко исчезновение субъекта-индивида в процессе приобретения и опосредования субъекта-опыта — это растворение отдельной личности в коллективе. Только в группе опыт приобретает универсальное

1 Althusser L. Ьёпіпе et la philosophic. — Paris : F. Maspero, 1969. — P. 11.

2 Foucalt M. Remarks on Marx: Conversations With Duccio Trombadori: Trans, from French. — New York: Routledge, 1991. — P.7.

значение. «Опыт — это, конечно, некое индивидуальное переживание, но оно не может иметь существенного влияния, пока индивид не сумеет вы­рваться от полной субъективности таким образом, что другие могли бы — я не говорю в точности пережить — но хотя бы приблизительно прочувство­вать его»1. Батай выразил это еще более категорично: «Вне коллектива нет опыта»2.

Торжество чувственного опыта и интуиции над разумом и рациональ­ным мышлением характерно для идеологов XX века, достаточно посмотреть работы Эдварда Крэйга, Хелен Лонгино, Жан-Люка Нанси, Ричарда Рорти и других. Например, Элизабет Беллами и Артемис Леонтис утверждают, что опыт — это «транс-историческая основа политического и научного знания, интуитивная гносеология без рационального метода...»3, а Аннетт Байер на­зывает Д. Юма первым гносеологом феминизма именно за его усилия по свержению разума с пьедестала. «Юм, перечисляя источники познания, включает в свой список человеческие страсти и называет их "рефлексивными по сути." Он рассматривает все знание как исключительно социальное явле­ние. .. Знание множественно и разнородно, есть истины, а не Истина»4.

Последнее утверждение Байер отражает положение дел в академических кругах на Западе. Постепенное разрушение традиционных авторитетов при­вело к тому, что плюрализм идей стал своего рода религией. Так, Жак Дер­рида утверждает, что множественность истин может быть обнаружена в лю­бом тексте и нет необходимости предпочитать одну другой: «Я не считаю, что сегодня может идти речь о каком-либо выборе, прежде всего потому, что

Foucalt М. Remarks on Marx. — Р. 40.

2 ЦитпоДауМ. The Limits of Limit-Experience:Bataille and Foucault//Constellations 2:2 1995. — P. 166.

3 Bellemy E. J., Leontis A. A Genealogy of Experience: From Epistemology to Politics // The Yale Journal of Criticism, 6:1, Spring 1993.

4 Baier A.C. Hume: The Reflective Women’s Epistemologist? // L.Alcoff, E.Potter, eds. Feminist Epistemologies. — New York: Poutledge, 1993. — P. 312.

мы живем в эпоху, когда сама категория выбора упразднилась»1. Если рань­ше «истина» была синонимом понятия «факт», теперь она отождествляется с «мнением».

Такова гносеологическая основа теологии освобождения: превосходст­во коллективного восприятия над индивидуальным определяет роль соци­альной группы и коллективных целей в построении новой системы общест­венного сознания. Одновременно, множественность знания оправдывает любые, самые смелые и неожиданные инновации, вносимые в традиционный материал.

Итак, система общественного сознания является отражением сущест­вующей в данном обществе системы социальной деятельности, поскольку действительность дана сознанию через возникающий в процессе практиче­ской деятельности опыт человека. Идеология — это опыт, переработанный в интересах определенной социальной группы. Так, Корнел Уэст указывает, что ощущение жизненной трагедии зависит не от обстоятельств, в которых живет человек, а от того, как человек эти обстоятельства интерпретирует[10] [11].

Таким образом, чтобы разобраться в процессе создания теологии осво­бождения, важно понять, каков характер системы социальной деятельности, элементом которой становится эта новая теология; какие политические собы­тия предшествовали ее появлению; каков был исторический и экономический контекст. Во всех случаях теология освобождения появляется там, где имеет место некое социальное неравенство и где находятся люди, которые начина­ют это неравенство осознавать. Как отмечает В.И. Красиков, «отрицание на­личности, неудовлетворенность настоящим, всегда порождает проблемность бытия. Свобода и есть состояние проблемности бытия. Неудовлетворен­ность своим положением (=своим уделом) и "запускает" действие "механиз­ма" свободы — переосмысление предлагаемых моделей поведения, выдви­жение альтернатив и формирование ситуации выбора»1. Интересы двух (или нескольких) социальных групп вступают в конфликт, причем, действительно, эти интересы не всегда можно назвать чисто экономическими. Как правило, первостепенное значение придается ценности человеческой личности, но при этом подчеркивается принадлежность этой личности к коллективу. Теологи- освободители любят подчеркивать, что их главная цель — добиться призна­ния равнодостоинства всех членов общества. На практике это означает: хотя бы уравнять в гражданских правах две социальные группы, т.е. ставших бывшими эксплуататоров и эксплуатируемых.

Идеи массовости, массового человека и поведения толпы были рассмот­рены у 3. Фрейда, Г. Лебона, С. Московичи, М. А. Хевеши и X. Ортега-и- Гассета, особый интерес представляет анализ последним «избранных мень­шинств». Согласно определению Хосе Ортега-и-Гассета, «общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство — сово­купность лиц, выделенных особо; масса — не выделенных ничем»[12] [13]. В нашем случае меньшинство выделено своим угнетенным, ущемленным положением в обществе. При этом не следует ограничивать слово «меньшинство» коли­чественным фактором. Численность угнетенного населения может превы­шать численность угнетателей или быть сравнима с ней. Важно, что мень­шинство отличается идеологическим единством, т.е. единством причин для обособления от остального общества. До определенного момента угнетен­ный класс, слой, социальная группа не осознают, что являются конкретным меньшинством, отличающимся от остального общества. Нередко они вос­принимают свое бесправное положение как данность, не подвергая сомне­нию существующее социальное устройство. «Для создания меньшинства, какого угодно, сначала надо, чтобы каждый по причинам особым, более или


менее личным, отпал от толпы»1. В отечественной литературе вопросами общественного сознания и массовости занимались Г. М. Андреева, А. И. Анищенко, В. А. Демичев, Г. Г. Дилигенский, В. Ж. Келле, Л. Г. Почебут, А. Г. Спиркин, А. К. Уледов, В. П. Фофанов и др.

В связи с вопросами массовости встает проблема харизмы. Эта тема об­суждалась М. Вебером, который понимал харизму исключительно индиви­дуалистично. Более поздние авторы Э. Шиле, А. Селигман расширили это понятие до коллективного. Волна общественных движений, связанных с теологией освобождения, несет в себе именно коллективную харизму, кото­рой наделены как действия и роли, так и идеологические символы освободи­телей. Таким образом, теологи имеют в своих руках адекватный аппарат для описания и конструирования реальности.

Конструирование реальности в теологии освобождения начинается с поиска идентичности. Каждой социальной группе, в интересах которой трансформируется христианство, необходимо ощутить себя единым целым. Истоки теорий идентичности можно найти еще в классической философской традиции, где идентичность рассматривалась в связи с отношениями субъек­та и объекта (И. Г. Фихте, Л. Фейербах, Ф. В. Шеллинг и др.). Следует упо­мянуть и таких авторов как Дж. Мид (символический интеракционизм), К.-Г. Юнг (учение об архетипах), Э. Эриксон (неофрейдистская концепция иден­тичности) и Ж. Лакан (поструктуралистская теория проблематичной иден­тичности), чьи идеи послужили питательной средой для формирования инте­реса к данной теме со стороны конструктивистов. В более поздний период проблемы идентичности стали рассматриваться в связи с вопросом конст­руирования реальности, и здесь следует упомянуть разработки, сделанные П. Бергером, К. Висенской, С. Вульгаром, Т. Лукманом, Н. Луманом, Дж.Р. Серлем, Ю. Хабермасом, Я. Шматкой, Ф. Шмидтом, А. Шутцем и др., а в отечественной литературе — О.Д. Волкогоновой, А.И. Зиминым,


В.С. Зуйковым, И.К. Мишариной, В.А. Тишковым и др. Ряд авторов (О. Д. Волкогонова, В.А. Тишков и др.) изучал проблему идентичности в свя­зи с вопросами этноцентризма и национализма. Одним из последних иссле­дований в этой области является диссертационная работа И.В. Татаренко (Москва, 2003).

Вопросы выработки нового типа сознания и формирование новой карти­ны мира рассмотрены в работах С. Бенхабиб, Т. Куна, И. Лакатоса, Л. Лауда- на, Н. Ньютона-Смита, К. Поппера, Дж. Поттера, X. Уайт, Б. Уорфа, П. Фей- ерабенда и отечественных авторов Л.М. Андрюхиной, В.Ф. Войно- Ясенецкого, Л.М. Волынской, Т.П. Григорьевой, Т.Г. Круговой, Л.А. Марко­вой, В.Н. Михайловского, В.В. Налимова, Н.А. Нечаевой, И.В. Носовой, В.С. Степина, В.С. Швырева, Б.Г. Шулицкого и др.

Определенное значение для понимания подобных процессов имеет пси­хологическая составляющая общественного сознания. Психология общест­венного сознания была описана у Эриха Фромма, Карла-Густава Юнга, Гус­тава Лебона, Кеннета Гергена, Д.Б. Мангейма и Р.К. Рича, а также у отечест­венных философов Г.Г. Дилигенского, Г.М. Андреевой и др. Наиболее цен­ным для изучения теологии освобождения является анализ коллективных фантазий у Эриха Фромма в связи с тем, что теология освобождения как раз обвиняет традиционную религию в оказании на угнетенный народ наркопо­добного фантазийного эффекта, обеспечивающего социальную стабиль­ность1, и концепция «коллективного бессознательного» у Карла-Густава Юн­га, поскольку развитие движения за освобождение как раз представляет со­бой пример «возникновения новых идей из сокровищницы изначальных об­разов»2. Эрих Фромм предложил метод социальной психологии как подход к изучению религии3, этот подход уравнял религиозные течения с другими идеологическими теориями. Так, Э. Фромм рассматривает религиозное соз-

1 Фромм Э. Догмат о Христе. — С. 10.

2 Юнг К.-Г. Указ. соч. — С. 6.

3 Фромм Э. Психоанализ и религия И Сумерки богов — М„ 1989.

нание как вариант группового сознания, развивающийся и действующий по 1 тем же законам.

Подчеркивая роль социальной психологии в становлении теологии, мы вместе с тем исходим из того, что теология освобождения есть некая идеоло­гическая форма, определенная идеология, которая формируется и функцио­нирует в определенных социально-исторических условиях. Следовательно, для решения задач данной работы, необходимо привлечь те положения соци­альной философии, которые раскрывают взаимосвязь сознания индивидов, образующих ту или иную социальную группу и ее идеологии.

Здесь представляется необходимым обратиться к теории различных уровней, имеющихся в общественном сознании. Согласно этому подходу, общественное сознание можно рассматривать как состоящее из двух уров­ней: массовое, т. е. ограниченное повседневным опытом жизни в обществе, и специализированное, т. е. стремящееся проникнуть в суть социальных про­,                  цессов и подвести теоретическую базу под наблюдаемые явления. Получае­

мая во втором случае система взглядов отражает интересы той или иной со­циальной группы и представляет собой ее идеологию1.

Идеология не возникает стихийно; из повседневного опыта рождается общественная психология данного класса, которая создает определённую почву для распространения и усвоения его идеологии[14] [15]. Распространяясь в обществе и приспосабливаясь к уровню массового сознания, идеология соот­ветствующим образом влияет на общественную психологию. Изначальная формулировка и последующее переопределение идеологии осуществляется носителями специализированного сознания конкретной социальной группы, которых К. Маркс называл «активными носителями идеологии»[16]. Очевидно, что выявление «истинных» интересов группы должно предшествовать этим


процессам, а для этого необходимо провести тщательный анализ опыта чле­нов группы.

Авторство термина «идеология» приписывается французскому филосо­фу Дестюту де Траси, который утверждал, что идеология, исследуя всеобщие принципы и законы возникновения идей, позволяет тем самым установить твёрдые основы для политики, этики, воспитания и т. д. Несмотря на то, что де Траси ввел понятие «идеология» более двухсот лет назад, оно и поныне вызывает споры. После де Траси над концепцией идеологии работали такие классики западной философии как Конт, Дюркгейм, Спенсер, В. Парето, М. Вебер, Д. Б. Мангейм, Г. Лукач, А. Грамши и др. В XX веке концептуализа­цией идеологии занимались такие зарубежные авторы как Дж. Ларрейн, М. Селинджер, А. Гульднер, М. Фуко, П. Рикёр, Ф. Фукуяма, С. Жижек и др., интересен социолингвистический подход Дж.Б. Томпсона, Р. Будона и др. В современной отечественной философии вопросами идеологии занимались Э.Ю. Абелинскас, О.В. Будницкий, А.А. Водолагин, В.В. Желтов, Л. Н. Жи­лина, А.А. Зиновьев, Б.Г. Капустин, М.А. Киссель, А.В. Колесников, В.А. Кононов, М.Я. Корнеев, Ю.Б. Кувшинов, В.П. Макаренко, Ю.Г. Манышев, М.А. Маслин, В.А. Никитин, А.С. Пашков, С.И. Попов, А.Н. Привалов, А.Р. Тузиков и др. Несмотря на подробное и многостороннее рассмотрение кон­цепции идеологии социальными философами, это понятие продолжает оста­ваться одним из самых неоднозначных в истории социальной мысли и соци­альных наук. Это, по-видимому, объясняется тем, что идеология как соци­альный феномен проявляет себя практически во всех сферах социальной жизни и неотделима от социальной реальности и общественного сознания.

Проблемы идеологии изучаются в двух основных аспектах. Распростра­нен институциональный подход, где идеология выступает в качестве инсти­тута воспроизводящего социальную идентичность, консолидацию и легити­мацию властных отношений. С другой стороны, идеология может рассматри­ваться как один из важнейших элементов культуры общества.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 53; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!