Физическое и сексуальное НАСИЛИЕ 1 страница



60 06-

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский государственный университет

На правах рукописи

     

ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ:

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Специальность 09.00.01 - социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Научные руководители: доктор философских наук, профессор В.П. Фофанов, кандидат философских наук

Т.Г. Кругова

Новосибирск 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                                                 3

Глава I. Теоретико-методологические основания исследования теологии

освобождения ........................................................................................  11

1.1. Общественное сознание и идеологический процесс ......................................  11

1.2. Трансформация христианства как идеологический процесс.......................... 45

Глава II. Возникновение и основные формы теологии освобождения ...................... 51

2.1. Становление и развитие теологии освобождения ............................................ 51

2.2. Основные социальные формы теологии освобождения.................................. 64

Глава III. Составные части и концептуальные характеристики теологии освобождения 82

3.1. Имманентность Бога как сущностная характеристика теологии

освобождения............................................................................................................ 82

3.2. Онтологическое наполнение богословских метафор ................................. 88

3.3. Интерпретация социальных реалий в теологии освобождения................. 104

Глава IV. Особенности социального функционирования теологии освобождения  120

4.1. Радикализм и насилие как форма освободительной борьбы .....................  120

4.2. Реформизм и поиски компромиссов как форма освободительной

борьбы .....................................................................................................................  134

Заключение ..........................................................................................................................  158

Список использованной литературы............................................................................... 162

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется тем, что изменчивость хри­стианства в современный период усилилась и сделала его крайне зависимым от социальных процессов, в том числе и в России. Общечеловеческий ду­ховный кризис способствует распространению так называемой «религиозно­сти без веры». В ряде случаев это происходит не стихийно, а путем активной трансформации традиционной религиозной системы. Все больше экстреми­стских и националистических группировок обращается к православному хри­стианству как идеологической основе, при этом они модифицируют христи­анскую теологию так, чтобы она оправдывала их методы ведения политиче­ской борьбы и поддерживала их лозунги. Данные группировки опираются на западный опыт построения подобных идеологий с использованием доми­нирующей христианской конфессии как религиозной составляющей, а имен­но, теологии освобождения.

Теология освобождения или, иначе, политическая теология, — это мо­дификация христианства, используемая борцами за свободу в качестве идео­логии. Фактически, она представляет собой специализированное сознание выделенной социальной группы и имеет целью освобождение членов этой группы от угнетения. Различаются несколько разновидностей теологии ос­вобождения, из которых наиболее известной в России является латиноамери­канская. Все разновидности теологии освобождения строятся по сходной схеме, которую и заимствуют русские экстремисты и националисты.

Степень разработанности проблемы. В советский период изучалась в основном латиноамериканская теология освобождения, более того, принята была узкая трактовка этого термина, когда под словом «теология освобожде­


ния» понимался исключительно ее латиноамериканский вариант, причем ка­толический, без протестантской составляющей. Негритянская теология осво­бождения рассматривалась обычно лишь попутно, в связи с другими сюже­тами, а феминистская теология освобождения как таковая фактически не вы­делялась. Анализ латиноамериканской теологии освобождения в более ран­ний период освещен в реферативном сборнике ИНИОН АН СССР «Католи­ческая церковь в социально-политической борьбе в странах Латинской Аме­рики» (1983), а достаточно представительный обзор литературы более позд­него периода, когда этой темой занимались такие авторы как В.П. Андроно­ва, Т.И. Благова, И.Р. Григулевич, Э.В. Деменчонок, Н.А. Ковальский, В.М. Пассика, А.А. Радугин, С.И. Семенов, В.Ф. Титов и др., представлен в статье А.С. Попова «Теология освобождения и марксизм: особенности синтеза» (1992). Для последующего десятилетия характерно падение интереса к этой теме, и только в последние годы число публикаций вновь возрастает. В связи с резким ростом гендерных исследований в поле зрения ряда авторов все ча­ще стала попадать феминистская теология освобождения, хотя специфика подхода соответствующих авторов приводит к тому, что она освещается да­леко не всегда достаточно адекватно. Среди сегодняшних авторов в России и СНГ теологией освобождения в той или иной степени занимаются

A. А. Батуро, Т.И. Благова, Л.В. Варфалви, В.А. Еленский, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская, А.С. Попов, А.А. Сазоненко, С.И. Самыгин, Л.И. Ситнова,

B. Суковатая, Н. Шелковая и др. Изучением различных направлений христи­анской теологии занимались или занимаются такие исследователи как Ю.Н. Вылегжанин, С.А. Лохов, Б.А. Малиновский, Г.Г. Пиков, А.П. Элкин и др..

Научное изучение феномена теологии освобождения представляется ак­туальным, поскольку при ее создании используется рационалистический ме­тод. Взаимодействием религии и науки занимались такие отечественные ав­торы как С.С. Аванесов, А.В. Васютин, С.В. Девятова, О.В. Демченко, С.И. Ковалев, Т.А. Костюкова, Т.Г. Кругова, С.А. Кутолин, О.Н. Ладова, Я.А.

Ленцман, Л.А. Маркова, О.О. Никитина, А.И. Осипов, Ю.В. Петров, Г.И. Петрова, В.С. Поликарпов, А.Б. Ранович, Е.Н. Собольникова и др. Взаимоот­ношения религии и политики с разных углов зрения рассматривали Л.А. Ан­дреева, А.Л. Демчук, В.А. Еленский, Н.И. Пектяшева, В.С. Полосин, В.И. Супрун, С.А. Токарев, В.П. Тоцкий, И.В. Татаренко, А.К. Уледов, Д.М. Уг- ринович, В.П. Фофанов, К. Шиманьски и др..

Подводя итог характеристике степени изученности темы в отечествен­ной литературе, особо следует отметить, что наименьшее внимание уделяет­ся концептуальным, методологическим проблемами теологии освобождения.

Литература, посвященная теологии освобождения в странах Запада и Третьего Мира, чрезвычайно обширна ввиду практической актуальности те­мы. Назовем лишь некоторых наиболее известных авторов: Л. Бофф, К. Бофф, Э. Дуссель, Г. Кук, П.Э. Сигмунд и др. (по латиноамериканской теоло­гии освобождения); У.Л. Бэнкс, Дж. Коун, К.Э. Линкольн, А.Д. Литфин, С.Б. Муррей, К. Уэст и др. (по негритянской теологии освобождения); Дж. Батлер, В. Молленкотт, Р.Р. Рютер и др. (по феминистской теологии). Однако эта литература имеет в основном описательный характер (частично по причине того, что многие из этих авторов сами являются теологами-освободителями), а методология создания теологии освобождения относительно слабо иссле­дована не только в отечественной философии, но также и на Западе.

Ни сами теологи-освободители, ни ведущие западные теологи- систематики не могут объективно оценивать теологию освобождения в связи с отсутствием опоры в ином типе знания, а именно — в научном. Впрочем, даже философы, придерживающиеся научного подхода, избегают резкой критики в адрес «движения против дискриминации», а ограничиваются осто­рожными комментариями. Неопределенность метода освободительных дви­жений XX века, желавших порвать с прошлыми философскими системами, но нуждавшихся в некоторых элементах этих систем показана у С. Бенхабиб, Дж.Р. Вашингтона, Х.П. Миранды, К. Оливер, В. Панненберга, Дж.А.О. Прейса, М. Фуко, П.Д. Янг и др.

Основная проблема состоит в том, что теоретически, концептуально не изучен значимый феномен современной общественной жизни (теология ос­вобождения), который имеет тенденцию к распространению. До сих пор от­сутствовало социально-философское понимание того, что такое феномен теологии освобождения. Хотя она обладает чертами теологии и может быть трактована как теология, очевидно, что это не есть теология в традиционном смысле этого слова (как в христианском, так в научном). Данная диссертаци­онная работа представляет собой первое в России всестороннее социально­философское исследование теологии освобождения, затрагивающее основ­ные аспекты этого феномена, включая его генезис, метод, содержание и ха­рактерные черты, а также социальную роль. Таким образом, проблема состо­ит в том, что, хотя теология освобождения играет большую роль в современ­ном обществе, она недостаточно изучена и не описана как особая форма ду­ховной жизни. Представляется целесообразным использовать социально­философский аппарат для всестороннего описания теологии освобождения.

Объектом исследования являются процессы трансформации христиан­ского сознания под влиянием социальной практики.

Предметом исследования является феномен теологии освобождения как характерная для современного периода форма трансформации христианства под влиянием освободительных движений и движений против дискримина­ции.

Цель диссертационной работы — всестороннее рассмотрение феномена теологии освобождения как элемента духовной жизни, установление содер­жания теологии освобождения и ее социальной функции.

Поставленная цель определяет следующие задачи:

— определить место феномена теологии освобождения в структуре общест­венного сознания;

— проанализировать содержание и характерные черты теологии освобожде­ния;

— выявить и описать основной метод создания теологии освобождения;

— показать, что в ходе создания теологии освобождения имеет место типич­ный идеологический процесс;

— выявить основные схемы функционирования теологии освобождения.

Теоретико-методологическая основа исследования. Данная работа опи­рается на такие понятия социальной философии, как «социальные субъекты», «социальная деятельность», «общественные отношения», «общественное сознание», «массовое и специализированное сознание», «религиозное созна­ние», «картина мира», «идеологический процесс и его носители», «социо­культурный контекст» и другие понятия.

Термин «теология освобождения» трактуется в том смысле, как этот термин используется на Западе: в него включаются идеологические разно­видности, созданные по различным социальным основаниям, т.е. он является более широким понятием, чем только «латиноамериканская теология осво­бождения».

Системное представление идеологического процесса мы проводим при помощи субъект-субъектной схемы идеологического процесса, предложен­ной В. П. Фофановым. Оказывается, что к теологии освобождения схема идеологического процесса применима. При создании теологии освобожде­ния субъектом является угнетенная социальная группа; контрсубъектом — доминирующая социальная группа. Сознание субъекта и контрсубъекта де­лится на специализированное (церковная догматика и теология освобожде­ния) и массовое (обыденное сознание угнетателей и угнетенных). Данный аппарат позволяет применить все признаки идеологического процесса к опи­санию теологии освобождения, а потом описать конкретные формы теологии освобождения и показать, как она функционирует.

Научная новизна исследования:

1. Для описания метода создания теологии освобождения предложено но­вое понятие — «социальное отождествление». Этим термином мы обо­значаем процесс, когда образ Иисуса Христа трансформируется так, что Ему придаются внешние черты характерного представителя этой группы, а также приписываются призывы к освобождению именно этой социальной группы от угнетения и эксплуатации, т.е. Иисус Хри­стос отождествляется с характерным представителем угнетенной соци­альной группы, с носителем ее массового сознания.

2. Показано, что теология освобождения есть одна из современных форм трансформации христианской религии (особенно догмата об Иисусе Христе) в системе, где обмирщенная религия способствует социальной несправедливости, и эта форма конструируется для использования в качестве идеологии в борьбе за достижение социальной справедливо­сти.

Положения, выносимые на защиту:

1. При создании теологии освобождения имеет место типичный идеологи­ческий процесс. Важными идейно-теоретическими источниками теологии освобождения являются марксизм, традиционное христианство, теология не­мецкого антифашистского движения и опыт угнетения.

2. Содержание и характерные черты теологии освобождения определяются особенностями и интересами той или иной угнетенной социальной группы. Существует несколько разновидностей теологии освобождения, из которых основными являются три: латиноамериканская, негритянская и феминист­ская, создаваемые, соответственно, в интересах бедных, негров или женщин.

3. Хотя образ Христа в теологии освобождения можно трактовать как ме­тафору относительно канонического образа Христа, в процессе конструиро­вания идеологии он приобретает онтологические характеристики. С точки зрения христианского богословия, теология освобождения есть крайняя фор­ма модификации христианства, где Богу приписывается свойство радикалъ- ной имманентности в ущерб Его трансцендентности. Бог становится на­столько имманентным угнетенному человеку, что уже не существует вне со­циальной группы; более того, каждый представитель угнетенной социальной группы превращается в реальную, онтологически оправданную частицу Об­раза Божия.

4. Такая трансформация христианской догматики определяет социальную роль теологии освобождения как средства устранения эксплуатации. В гла­зах угнетенных действия освободителей становятся тождественны действиям Бога, а их слова тождественны словам Иисуса Христа. С точки зрения теоло­гии освобождения, тот, кто критикует теологов-освободителей, критикует Самого Господа Бога, а следовательно, заслуживает проклятия.

5. По особенностям выполнения своей социальной функции теология ос­вобождения может быть разделена на два направления — радикальное и ре­формистское. Первое допускает применение насилия против эксплуататоров, а второе выступает за мирные методы достижения тех же целей. Показано, что с практической точки зрения, несмотря на кажущуюся эффективность первого направления, больших результатов удается достичь второму.

Теоретическая значимость исследования:

Используемый социально-философский аппарат позволяет разобраться в методе создания, структуре и способах функционирования теологии освобо­ждения и показать, что процесс создания теологии освобождения занимает вполне определенное место в структуре общественного сознания и представ­ляет собой формирование специализированного сознания угнетенной соци­альной группы. Кроме того, изучение содержания и методов теологии осво­бождения может дать исследователю возможность в явном виде пронаблю­дать процессы, имевшие место в христианской мысли на протяжении веков, но не осознаваемые их носителями. Можно использовать выявленный метод для изучения взаимодействия российских политических движений и христи­анства. Результаты данной диссертационной работы можно использовать для дальнейшего изучения идеологических процессов, христианства и осво­бодительных движений.

Практическая значимость исследования:

Материал, изложенный в диссертации, может быть включен в курс со­циальной философии или преподаваться в качестве спецкурсов «Теология освобождения», «Религия и идеология», «Религия и политика». Положения диссертации, связанные с феминизмом, могут быть включены в программу курса «Современный английский язык» и спецкурсов «Гендерные вопросы и христианство», «Социолингвистика», «Политкорректность в современном английском языке» и др.

Апробация работы:

Ряд основных положений диссертации был представлен в докладах на международных конференциях «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, НГУ, 1996) и «Языки в современном мире» (Москва, МГУ, 2004), на международном научно-методическом семинаре «Германистика в России. Традиции и перспективы» (Новосибирск, НГУ, 2004) и на городских межвузовских конференциях «Обучение иностранным языкам и межкуль­турная коммуникация» (Новосибирск, НГУ, 2003), «Английский язык в сис­теме "школа-вуз"» (Новосибирск, НГУ, 2003), «Инновационные технологии в обучении иностранным языкам: региональный аспект» (Новосибирск, Си- 6АГС, 2004),

Автор осуществил перевод книг «Христос и общество» Р. Нибура и «Учение и жизнь ранней Церкви» С. Холла, сопроводив каждую постранич­ным комментарием и вступительной статьей.

В полном объеме диссертация обсуждалась на заседании кафедры фило­софии Новосибирского государственного университета.


ПЕРВАЯ ГЛАВА
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕОЛОГИИ ОСВОБОЖДЕНИЯ

1.1. Общественное сознание и идеологический процесс

В 1960-80-е годы в отечественной социальной философии сложилась трактовка общественного сознания в тесном единстве с формами социально­практической деятельности и общественными отношениями. В рамках тако­го подхода имелись различные позиции, причем различия затрагивали весьма существенные аспекты проблемы1. В контексте нашего исследования рас­сматривать эти особенности позиций нет необходимости, в соответствии с чем в данном параграфе мы сосредоточимся на тех положениях теории обще­ственного сознания, которые необходимы и достаточны для решения задач данной работы.

В одной из первых работ, положивших начало разработке взаимосвязи общественного сознания и социально-практической деятельности, А. К. Уле- дов отмечает: «Все социальные отношения (а не только экономические) вы­ступают как отношения интересов. Отсюда следует, что анализ взаимоотно­шений есть вместе с тем анализ взаимоотношений интересов между классами и другими социальными группами, нациями, обществом и личностью и т.д., есть анализ их объективного содержания и осознания людьми»[1] [2]. Далее А. К. Уледов указывает на то, что внутренние закономерности сознания являются


точным отражением связей между видами деятельности людей и видами их отношений и выделяет три группы этих внутренних закономерностей: «Во- первых, это закономерности взаимосвязи между видами общественного соз­нания, особенно обнаруживающие себя в процессе формирования состояний сознания; во-вторых, закономерности взаимосвязи между сферами сознания, проявляющиеся во взаимопроникновении их содержания и взаимодополне­нии функций; в-третьих, взаимосвязи между историческими типами созна­ния, проявляющиеся главным образом в преемственности идей и взглядов и других духовных образований»1.

Ключевую роль при таком подходе имеет проблема субъекта деятельно­сти. В контексте данного исследования важен аспект формирования субъек­та. Значение этой проблемы хорошо осознается теоретиками, ориентирован­ными на решение практических задач освобождения угнетенных. Так, Келли Оливер пишет: «Что нам нужно, так это теория субъекта, которая не лишала бы угнетенных возможности организоваться ради освобождения»[3] [4]. Возни­кающую при этом дилемму описывает Мишель Фуко: «С одной стороны, люди, борющиеся за освобождение, настаивают на праве быть отличными от [других людей] и потому превозносят все, что делает индивида индивидом. С другой стороны, они отвергают все, что разлучает индивида с его группой, что разрывает его связи с другими»[5].


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!