Содержание музыкальных занятий в специальных детских садах для слабослышащих детей



Содержание работы по развитию восприятия музыки на

первом году обучения включает формирование эмоционального отклика и соответствующей двигательной активности на музыку веселого и спокойного характера (вос­приятие слухо-зрительное); развитие умений реагировать на сигнал, звучащий в каждой октаве фортепиано, постепенно увеличивая расстояние от инструмента; формирование ус­ловной двигательной реакции на начало и окончание фраг­ментов из музыкальной пьесы (или песни) (при восприятии на слух); обучение различению на слух непрерывного звуча­ния музыки и отдельных, прерываемых паузами сигналов, соотнесению со сказочными персонажами (медведь, зайчик, птичка).

На втором году обучения продолжается ра­бота по воспитанию у детей желания слушать музыку; их внимание привлекается к эмоциональному содержанию музыки, к изменению ее характера (маршевого и плясово­го, спокойного и веселого), к звучанию музыки в грамза­писи.

Воспитанники обучаются эмоционально реагировать на изменения музыкального звучания на основе знакомого об­разца, у них развиваются умения изменять заданные дви­жения в ответ на изменения в музыкальном звучании.

Происходит также дальнейшее развитие у детей сенсор­ной основы восприятия музыки: умения реагировать на на­чало и окончание музыки в низком и среднем регистрах, формируется восприятие звуков высокого регистра (воспри­ятие слуховое).

Дети изменяют заданные движения при восприятии на слух темпа (быстро и медленно) и динамики (громко и тихо) музыкального звучания, различают на слух регистры (низ­кий, средний, высокий) и соотносят их со сказочными пер­сонажами (медведем, зайчиком, птичкой).

На третьем году обученияу воспитанников расширяются музыкальные впечатления при прослушива­нии музыки в исполнении педагога и в записи; воспитыва­ется эмоциональная отзывчивость на музыку различного характера; появляется стремление к элементарному творче-

260

 

ству при передаче характера музыки, доступных средств музыкальной выразительности, развиваются умения дви­гаться в соответствии с характером музыки (маршевым, плясовым, спокойным, веселым). Дети учатся узнавать марш, знакомую пляску, реагируя соответствующими дви­жениями; изменяют заданные движения в соответствии с изменениями темпа (быстрого и медленного) и силы звука (громко и тихо) в пьесах двухчастной формы; соотносят вы­соту звучания инструментов детского оркестра с клавиату­рой регистров фортепиано, различают высокий и низкий регистры при прослушивании одной и той же пьесы в раз­ных регистрах, реагируют на изменения регистров музы­кального звучания сменой движений.

На четвертом году обучения продолжается воспитание у слабослышащих детей эстетического от­ношения к музыке, развивается интерес и любовь к музы­ке, эмоциональная отзывчивость на музыку. Формируют­ся элементарные представления о связи содержания му­зыки со звуками и образами окружающего мира. На музы­кальных занятиях детей привлекают к элементарному творчеству в поиске выразительных движений под музы­ку. У них развивают умения запоминать и узнавать музы­кальные пьесы, мелодии разученных танцев, игр, хорово­дов, определять жанр пьесы — марш, танец (полька, вальс), песня.

Воспитанники различают на слух и словесно определя­ют динамику музыкального звучания (громко и тихо), темп (быстрый, медленный, умеренный), регистры (низ­кий, средний, высокий), соотносят высоту звучания инст­рументов детского оркестра с регистрами фортепиано, ис­пользуя названия основных регистров (низкие, средние, высокие звуки).

На пятом году обучения у слабослышащих детей расширяются музыкальные представления при про­слушивании музыки в исполнении учителя и в записи. Их внимание привлекают к звучанию оркестра, хора, голосов (мужской, женский, детский).

На музыкальных занятиях и в праздничных выступле­ниях детей (в инсценировках, перестроениях, выступлени­ях солистов) используется грамзапись. У детей развиваются умения определять характер знакомой музыки (песен,

261

 

пьес); элементарно высказываться о настроении в музыке, его связи с образным содержанием и средствами вырази­тельности (динамика, темп, ритм, регистры), называть лю­бимые пьесы. Их внимание привлекается к изобразительно­сти музыки («Поезд», «Клоуны», «Марш деревянных сол­датиков»).

Детей упражняют в узнавании на слух пьес, песен, опре­делении жанра музыки (марш, танец, песня). Продолжает­ся работа по развитию у воспитанников сенсорной основы восприятия музыки: развиваются динамический, ритмиче­ский, тембровый слух, умения различать на слух ускорение и замедление темпа, затихание и возрастание громкости, смену регистров при прослушивании одинарных звуков в каждом регистре (низком, среднем, высоком).

Важное значение на музыкальных занятиях придается развитию двигательной сферы детей, формированию пра­вильных, координированных, ритмических движений, хо­рошей осанки. У самых маленьких развивают двигательную активность. Они учатся ходить, поднимая колени, бегать не шаркая, подпрыгивать на двух ногах, пружинить ногами, слегка приседая, притопывать попере­менно ногами (и одной ногой), хлопать в ладоши, повора­чивать кисти рук, кружиться по одному и в парах, выпол­нять движения с предметами (флажком, погремушкой, платочком), движения-имитации (кошка умывается, са­молет летит). У детей формируются умения построения и перестроения, ориентирования в пространстве помеще­ния: ходить и бегать группой к противоположной стене, ходить и бегать стайкой за взрослым, строиться и ходить друг за другом; расширять круг (отходить не поворачива­ясь) и сужать, стоять в кругу, ходить по кругу, взявшись за руки. Они запоминают и самостоятельно выполняют последовательно 2—3 движения в играх, плясках, упраж­нениях.

На втором году обучения дети учатся со­гласовывать свои движения в коллективных действиях. Уже в младшей группе дети танцуют парами, кружатся по одному и парами, подпрыгивают с небольшим продвижени­ем вперед, приседают, легко пружиня ногами, ставят ногу на пятку, двигаются прямым галопом, выполняют движе­ния с предметами и образные движения.

262

 

На третьем г од у обучения происходит пре­жде всего развитие координации и ритмичности движе- •ний, формируется умение переключаться на разнообраз­ные движения не останавливаясь.

В дальнейшем у детей целенаправленно развивается стремление выразительно и непринужденно двигаться, ра­доваться общему успеху; воспитывается эстетическая оценка совместно выполненных действий. Они учатся са­мостоятельно занимать правильное исходное положение. На музыкальных занятиях воспитанники ходят в колонне по одному и парами, в прямом и расходящемся направле­ниях, бегают врассыпную, перестраиваются и подравнива­ются в колонне, шеренге, круге. Дети учатся выполнять подскоки, приставной шаг с приседанием, выбрасывание ног вперед на прыжке, выразительно передавать игровые образы различного характера (хитрая лиса, веселый коло­бок), выполнять движения с предметами. Они овладевают элементарными танцевальными движениями: шаг польки, боковой галоп, шаг с притопом, повороты в три притопа. В свободных плясках побуждаются творчески использо­вать элементы знакомых движений.

У слабослышащих детей, прошедших полный курс до­школьного обучения, в большинстве случаев развивается желание танцевать, самостоятельно подбирать вырази­тельные движения, соответствующие настроению музыки, выступать солистами, ведущими. Дети выполняют движе­ния выразительно и ритмично, согласуют движения в па­рах (колоннах, кругах), выразительно передают игровые образы в инсценировках, хороводах, удерживая образно- ролевое действие на протяжении всей композиции. Они знакомы с элементами национальных танцев народов ми­ра, с особенностями характерных танцевальных движе­ний, их ритмичностью, выразительностью.

Один из основных разделов коррекционно-развивающего обучения на музыкальных занятиях — развитие детского голоса. Повторим, что в процессе этой работы особенно ва­жен контакт с сурдопедагогом. Развитие у слабослышащих детей голоса связано с формированием музыкально- слуховых впечатлений от восприятия звучания разных ре­гистров фортепиано. Основным методическим приемом формирования у воспитанников умения изменять высоту

263

 

голоса является соотнесение своих голосовых проявлений, вызванных музыкально-игровым образом, с регистрами клавиатуры фортепиано.

На первом году обучения слабослышащих детей необходимо вызвать голосовые реакции на звучание музыки. Развитию интонированного воспроизведения зву­коподражаний способствуют игровые имитационные дви­жения. Подражая звукам на протяжении звучания всего музыкального периода (8—16 тактов), дети выполняют следующие движения: мяу — имитация движений умываю­щейся кошки, топ-топ — медведь идет, оп-оп — зайчик прыгает, пи-пи — птичка летает, клюет, ам-ам — собака ла­ет, прр — лошадка скачет, в-в-в — самолет летит, у-у-у — па­ровоз гудит, та-та — барабан бьет, а-а-а — кукла спит, ля-ля — кукла пляшет. Важное значение придается опреде­лению основного диапазона речевого голоса у каждого ребенка. Детей учат протяжным произнесением гласного выделять ударение в слогах, словах и фразах (тетя тут, мишка упал, лапа болит, Вова идет), приучают прислуши­ваться к мелодии и словам песен, побуждают подпевать взрослому, воспроизводя отдельные слова, слоги.

На втором году обучения укрепление и рас­ширение голосового диапазона на музыкальных занятиях связано с побуждением детей к активному участию в пе­нии, ритмодекламациях, подпевании отдельных фраз и слов песен, к подражанию интонациям взрослого. Дети овладевают умением выделять громким голосом отдель­ные возгласы и восклицания при использовании эмоцио­нальной игровой ситуации и акцентного движения (Лови! Лови! Вон! Уходи, лиса!), учатся владеть низким и высо­ким голосом. При этом используется методический прием соотнесения высоты голоса с игровыми образами и регист­рами фортепиано в звукоподражательных упражнениях (топ-топ — медведь и пи-пи — птичка, та-та — барабан и у-у — труба, мяу — кошка, ква ква — лягушка и пи-пи — мышонок, бом-бом — колокол и динь-динь — колоколь­чик). У детей развивается также умение повышать голос на последнем слоге в таких словах-звукоподражаниях, как ау, баю-бай, ку-ка-ре-ку.

На третьем году обучения у воспитанников укрепляется голос нормальной высоты, силы и тембра,

264

 

продолжается работа по развитию умений изменять высоту голоса (низкий, средний и высокий) в таких звукоподража­тельных упражнениях, как: дон — большой колокол, дан — колокол поменьше, динъ — колокольчик; мяу — кот, мяу — кошка, мяу — котенок. У детей развиваются также умения плавного и протяжного звуковедения в зву­коподражательных упражнениях для высокого и низкого тембров голоса, например: баю — кукла спит и баю — мишка спит, топ-топ — кукла идет и топ-топ — мишка идет, ля-ля — кукла поет и ля-ля — мишка поет. Дети разу­чивают простейшие песенки (например, «Кошечка», музы­ка В. Витлина; «Зайка», русская народная мелодия; «Баю- бай», музыка М. Красева). Исполняют их протяжно и плав­но, пытаются повышать и понижать голос в некоторых фразах, подражая интонациям взрослого. В процессе обу­чения широко используются ритмодекламации, способст­вующие закреплению произносительных умений, нор­мальному звучанию голоса. Дети выполняют задания типа: «Пой песенку», «Говори в ритме музыки».

На четвертом году обучения у детей развиваются умения свободно изменять высоту своего го­лоса в звукоподражательных упражнениях для низкого, среднего и высокого голосов. Дошкольники учатся поль­зоваться очень высоким голосом, отличая его от зоны высокого регистра голоса. С этой целью используются та­кие упражнения, как пи-пи — комар, фъю — свисток, медвежонок в сказке завизжал: Ай! JIo-ви-и! На занятиях широко используется драматизация, в ходе которой у де­тей закрепляются умения имитировать голоса различных персонажей в инсценировках сказок (типа «Три медве­дя»). У воспитанников выявляются и расширяются воз­можности в интонировании мелодий песен. Внимание де­тей привлекается к поступенному движению мелодии, интервальным ходам. Слабослышащие малыши учатся петь, подражая интонациям взрослого. В процессе ритмо- декламаций продолжается работа над укреплением у де­тей голоса нормальных высоты, силы и тембра, над закре­плением умений выразительно владеть громким или ти­хим голосом, передавая веселую, торжественную, требо­вательную, ласковую и жалобную интонации. При инсце­нировании сказок, работе над стихами (потешками, счи-

265

 

талками) закрепляются умения детей говорить вырази­тельно, ритмично.

На пятом году обучения у детей закрепляют умения изменять высоту регистра своего голоса (низкий, средний, высокий, очень высокий). В подготовительной группе дети учатся передавать голосом свои слуховые пред­ставления о разнообразии звуков окружающего мира — звучащих предметах и явлениях (например: звенит, скри­пит, грохочет, гудит, рычит) и соотносить данные звучания с регистрами фортепиано. У ребят выявляются и закрепля­ются возможности интонирования мелодий песен: умения повышать и понижать голос при воспроизведении песенных фраз с поступенным и скачкообразным строением мелоди­ческого рисунка; удерживать высоту повторяющегося тона, пропевая его длительно, протяжно. В ритмодекламациях развиваются выразительность речи, умение говорить весе­ло, задорно, легко, энергично, ласково — в соответствии с эмоциональным содержанием текста и характером музы­кального сопровождения.

Основное содержание работы по разделу «Ритмическая стимуляция и хоровая декламация» разнообразно. На первом году обучения у детей формируют навы­ки элементарной ритмичности движений. У них вызывает­ся отклик на ритм марша, пляски в условиях, когда они слышат музыку и видят ее исполнение педагогом на форте­пиано. Важное значение придается развитию элементарной ритмичности повторяющихся движений (хлопки, шлепки, удары в барабан, покачивания, переступания). В хоровод­ных ритморечевых упражнениях используются доступные произношению слоги и слова в сочетании с движениями (хлопками, притопываниями, покачиваниями), с игрой на детских ударных инструментах.

На втором году дети учатся ритмичным движени­ям в марше и в пляске, играя на шумовых инструментах. Про­должается работа по целенаправленному развитию ритмично­сти повторяющихся движений. При этом движения становят­ся более разнообразными (например, притопы, переступания, пробежки, взмахи, шлепки, покачивания туловищем, рука­ми, кистями), используется игра на элементарных музыкаль­ных инструментах. Дети учатся также выполнять акцентное движение, согласуя его с выделением ударного слога в речи,

266

 

сочетать движения с ритморечевыми звучаниями, составлен­ными из отрабатываемых в речи слов, слогов.

На третьем году обучения дети учатся опре­делять на слух умеренный, быстрый, медленный темпы, ритмично двигаться в этих темпах. Ведется работа по разви­тию умений выделять ударный слог в слогосочетаниях и словах (с использованием фонетической ритмики). В про­цессе упражнений используется декламация стихов, счита­лок, потешек, например:

Вам! Вам! Вам! Вам!

Вот бьет барабан!

Самолет высоко!

Пароход далеко!

Вот кот, вот кот

Моет лапы, моет рот.

Проговаривая определенный речевой материал, дети од­новременно выполняют в соответствующем ритме хлопки, притопы, шлепки, плавные движения и качания рук, их взмахи; играют на шумовых инструментах. Правильное воспроизведение ритма движениями побуждает их к точной передаче ритмического рисунка слогосочетаний, словесно­го и фразового ударения.

На четвертом году обучения продолжает­ся развитие ритмичности движений детей, совершенствует­ся восприятие ими метрической пульсации в танцах, играх, упражнениях, при выполнении подражательных движе­ний. Дети обучаются элементарному дирижированию, игре на шумовых инструментах. При выполнении различных со­четаний движений (шаги, прыжки, хлопки, взмахи, пока­чивания), при игре на инструментах шумового оркестра де­ти учатся точно передавать различные сочетания долгих и коротких длительностей, например: ТА-та, та-ТА, ТА-та- та, та-ТА-та, та-та-ТА, включенных в ритмодекЛа- мацию. Они побуждаются к осознанному выполнению рит­мических упражнений, опираясь на звучание ритмов, их графическое отображение и движение.

На пятом году обучения у детей закрепляют­ся умения ритмично выполнять двигательные упражнения, ориентируясь на изменение характера музыки, темпа, вос-

267


 

производить небольшой ритмический рисунок в танцах, играх, упражнениях, согласовывать движения (хлопки, при­топы, танцевальные шаги) с ритмической структурой отраба­тываемых в произношении слов и фраз. Дети учатся осознан­но выполнять ритмические упражнения. У них закрепляются умения передавать метроритмы и акценты в самостоятель­ной игре на инструментах детского шумового оркестра (при сольном исполнении), а также при ансамблевом аккомпане­менте на элементарных музыкальных инструментах.

Важное значение придается разучиванию ритмодеклама- ций (считалок, потешек, скороговорок, стихов разного хара­ктера — торжественных или веселых), в процессе которого у детей закрепляются умения точно передавать простейшие ритмы (включая паузу как элемент ритмического рисунка), укрепляется голос, развивается умение воспроизводить зву­ковую и ритмико-интонационную структуру речи.

5.4. Организация детских праздников в специальных Детских садах

Детский праздник — важное, радостное событие в жизни ребенка! Праздник в детском саду для детей с нарушенным слухом — это не только развлекательное мероприятие, но и средство подведения итогов обучения, повторения пройден­ного материала.

Детский праздник является синтезом практически всех ви­дов искусств — литературы, музыки, живописи, театра, пан­томимы. Праздник позволяет расширить кругозор детей, со­действует их эстетическому воспитанию, формированию ху­дожественного вкуса, развивает творческие способности, культуру поведения, способствует речевому развитию.

В детских садах для детей с нарушенным слухом тради­ционно организуют праздник осени, Новый год, Восьмое марта, «До свиданья, детский сад». В последние годы появ­ляются и новые праздники, например народный праздник Масленица.

Основой любого праздника является музыкальная дея­тельность, которая оживляет его, делает эмоциональным. В праздник включаются танцы, гимнастические упражне­ния под музыку, музыкально-ритмические игры, инсцени­ровки, игра на элементарных инструментах в ансамбле, ме-

268


 

лодекламация (пение). При постановке танцев, исполнении песен, игре на музыкальных инструментах проводится ра­бота по развитию слухового восприятия музыки, основных средств музыкальной выразительности.

На праздничных выступлениях при проведении утрен­ников дети воспринимают музыку на слух (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов) и видят исполне­ние педагога. При этом некоторые элементы и целые музыкальные ритмические композиции (танцы, упражне­ния, игры) исполняются детьми при восприятии музыки на слух, исключая зрительное восприятие клавиатуры и пианиста.

Важное значение в празднике имеет активная речевая де­ятельность детей, к которой их побуждают взрослые. Перед разучиванием стихотворений и инсценировок педагог тща­тельно отбирает речевой материал в соответствии с уровнем речевого развития, состоянием произносительной стороны речи каждого ребенка.

У дошкольников с нарушениями слуха деятельность на празднике разнообразна. Она связана с музыкой, игрой, инсценировками, чтением стихов. Деятельность малышей носит в большинстве случаев репродуктивный характер (направлена на получение уже известного результата из­вестными средствами). Старшие дошкольники действуют более самостоятельно. Важное значение придается разви­тию у них предпосылок к творческой деятельности.

Подготовка и проведение праздника — долгая и кропот­ливая работа, требующая совместной деятельности сурдо­педагога, воспитателей, музыкального руководителя и де­тей. Правильная организация праздников предполагает их предварительное планирование, работу над сценарием, ре­петиции, оформление зала, изготовление костюмов, прове­дение праздника, подведение его итогов.

В ходе подготовки к празднику развиваются умения де­тей в области изобразительной деятельности. Готовясь к празднику, они делают подарки (например, рисунки) роди­телям, приглашения на праздник, участвуют в оформлении зала, групповой комнаты, изготовлении несложных эле­ментов праздничных костюмов.

Зал надо украшать заранее, чтобы дети могли его посмо­треть (многообразие ярких впечатлений может разволно­вать детей, вызвать у некоторых из них слушком большую

269


 

 

активность или, наоборот, заторможенность). В зале реко­мендуется провести несколько репетиций. При этом сцена­рий праздника не должен быть раскрыт детям полностью (оставить сюрпризы).

Праздник обычно длится не более 35—45 мин в старшей и подготовительной группах и 25—30 мин в младших груп­пах. В выступлениях должны участвовать все дети. На празднике постоянно используются какие-нибудь сюрприз­ные моменты, так как внимание малышей неустойчиво. Ис­пользование разнообразных видов деятельности и обяза­тельное включение игр содействуют поддержанию интереса детей на празднике, снижению их утомляемости.

На праздник обычно приглашают родителей и других гостей. Их можно привлекать к активному участию в подго­товке праздника, а также к его проведению. Желательно, чтобы родители и приглашенные на праздник дети не были пассивными зрителями, а принимали участие в играх, эмо­ционально проявляли свое положительное отношение к вы­ступлениям малышей.

Контрольные вопросы и задания

Сравните на основе анализа программ по музыкальному воспи­танию специальных детских садов для глухих и слабослышащих де­тей, а также нормально слышащих детей:

задачи и основное содержание музыкальных занятий;

содержание работы по развитию основных видов деятельности, связанных с музыкой.

Какие методические приемы используются при развитии у до­школьников с нарушениями слуха восприятия музыки, различных видов музыкально-исполнительской деятельности?

Составьте конспект музыкального занятия в детском саду для глухих или для слабослышащих детей.

Составьте сценарий праздника. Отметьте особенности его под­готовки и проведения в детском саду для детей с нарушением слуха.

 

Рекомендуемая литература

Абдуллин Э.В. Теория и практика музыкального обучения в общеобразо­вательной школе. — М., 1983.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М., 2000.

Апраксина OA. Методика музыкального воспитания в школе. — М., 1983.

Апраксина OA. Методика развития музыкального восприятия. — М., 1985.

Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медве­дева, И.Ю. Левченко, JI.H. Комиссарова, Т.А. Добровольская. — М., 2001.

Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. — М., 1990.

Бенина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движения. — М., 1981, 1983, 1984.

Велик И.С. Музыка против глухоты: Опыт индивидуальных занятий му­зыкой с неслышащими детьми по программе детской музыкальной шко­лы. — М., 2001.

Ветлугина НА. Музыкальное воспитание в детском саду. — М., 1981.

Ветлугина НА., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспи­тания в детском саду. — М., 1983.

Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. — М., 1989.

Волкова ГА. Логопедическая ритмика. — М., 1985.

Волкова К А. Методика обучения глухих произношению. — М., 1980.

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т./ Гл. ред. А.В. Запорожец. — M., 1982—1984.

Головчиц Л А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение до­школьников с нарушениями слуха. — М., 2001.

Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольни­ков. — М., 1985.

Запорожец А.В. Избр. психолог, труды: В 2 т. — М., 1986.

Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей млад­шего возраста. — М., 2000.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. — 2-е изд. — М., 1984.

Кабалевский Д£. Как рассказывать детям о музыке? — 2-е изд. — М., 1982.

Кагарлицкая А.С., Тугова НА., Шелгунова Н.И. Музыкально-ритмиче- ские занятия в школе для слабослышащих детей (1—2 годы обучения). — М., 1992.

Книга для учителя школы слабослышащих / Под ред. К.Г. Коровина. — М„ 1995.

Кузьмичева Е.П. Развитие речевого слуха у глухих / Под ред. Т.А. Вла­совой. — М., 1983.

Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих уча­щихся. — М., 1991.

Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г. Развитие речи детей с нарушенным слу­хом в семье. — М., 1991.

Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х ч. — М., 1996.

Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей / Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова. — M., 1991.

Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нару­шениями слуха. — М., 2001.

271

 

Носкова Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих. — М„ 1987.

Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. — М., 2000.

Программа по музыке: Для общеобразовательной школы. — М., 1982.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежде­ний I вида. — М., 1997.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учрежде­ний II вида. — M., 1997.

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста. — M., 1991.

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — M., 1991.

Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили МЛ. Музыкальное воспитание дошкольников. — M., 1994.

Развитие устной речи у глухих школьников /Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, O.B. Шевцова. — M., 2001.

Pay Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глу­хих. — M., 1981.

Pay Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей. — M., 1981.

Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика. — M., 1987.

Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С.А. Гераси­мова. — M., 1983.

Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. — М., 1989.

Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988.

Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. / Ред. H.C. Лейтес, И.В. Равич- Щерба. — M., 1985.

Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. — М., 1995.

Яхнина Е.З. Содержание и организация музыкально-ритмических заня­тий в подготовительном классе школы для глухих детей. — М., 1991.

Яхнина Е.З. Музыкально-ритмические занятия с глухими учащимися младших классов. — М., 1997.

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!