Содержание музыкальных занятий в специальных детских садах для глухих детей
Коррекционно-развивающая работа на музыкальных занятиях базируется на формировании у глухих детей эмоционального восприятия музыки. На первом году обучения внимание детей привлекают к звукам музыки. У них вызывают желание действовать, реагируя на музыкальное' звучание. Дети пытаются извлекать звуки из му- зыкально-шумовых инструментов.
На втором году обучения у воспитанников развивают эмоциональную готовность к движениям под музыку, желание вслушиваться в ее звучание и активно реагировать на звуки музыки.
253
В дальнейшем, на третьем и четвертом годах обучения расширяются музыкальные впечатления детей. Их внимание привлекают к красоте музыки, ее ритмичности, выразительности, изобразительности, показывают связь с образами окружающего мира. У детей целенаправленно развивают интерес к музыке, умение живо реагировать на изменения в ее звучании. Поощряются элементарные творческие проявления детей при выборе движений под музыку, попытки передавать движениями некоторые средства музыкальной выразительности. На пятом году обучения у детей закрепляют умения эмоционально выполнять музыкально-ритмические движения, развивают желание самостоятельно действовать под музыку. Их внимание привлекают к разнообразным музыкальным и шумовым инструментам.
Одним из важных направлений работы на музыкальных занятиях является развитие слухового восприятия воспитанников. На первом году обучения у детей формируют слу- хо-зрительно-вибрационное, слухо-зрительное и слуховое восприятие музыки. В процессе специальных упражнений детей побуждают реагировать на звуки во всех октавах фортепиано, выявляют музыкально-слуховой диапазон каждого ребенка. В работе используют также детские музыкальные инструменты (барабаны, бубны, металлофоны, гармошки и др.) и игрушки со звуками нефиксированной высоты. У детей вырабатывают'умения вслушиваться в различные шумы и неречевые звучания, формируют условную двигательную реакцию на данные звучания.
|
|
Важное значение в этот период придают формированию слухового восприятия музыкального звучания в разных регистрах, начиная с низкого. У детей вырабатывают двигательную реакцию на начало звучания фрагмента из музыкальной пьесы или песни, а также на «фортепианный сигнал» (созвучие малой и большой октав повышенной и умеренной громкости).
На втором году обучения уточняют возможности слухового восприятия воспитанников. Продолжается целенаправленная работа по развитию слухового восприятия музыки во всем диапазоне регистров при активном использовании элементарных движений и более сложных видов музыкально-ритмической деятельности. У детей вырабаты-
|
|
254
вают, по возможности, дистантные реакции на звуки каждой из октав. Воспитанники учатся реагировать на начало и окончание музыки (около фортепиано — на слух, на расстоянии — слухо-зрительно), различать на слух умеренный (марш) и быстрый темпы музыки, слухо-зрительно различать регистры (низкий, средний, высокий), используя при двигательном воспроизведении характерные образы (медведь, зайка, птичка).
В дальнейшем у детей накапливаются музыкально-слу- ховые впечатления, развивается эмоциональный отклик на характер музыки, который выражается прежде всего с помощью разнообразных двигательных образов. У воспитанников целенаправленно развивают стремление согласовывать свои действия со звучанием музыки. Они обучаются слушать музыку не отвлекаясь, дослушивать до конца. Дети различают на слух музыкальные темпы (спокойный, быстрый и медленный), громкое и тихое звучание соотносят со сказочным образом (медведь, зайка, птичка), узнают на слух марш, соотносят при слухо-зрительном восприятии звучание музыкально-шумовых инструментов с соответствующим регистром фортепиано. У них развиваются умения различать на слух пьесы разного характера — веселые, бодрые и спокойные, напевные.
|
|
Воспитанники, прошедшие полный курс дошкольного коррекционного обучения, должны уметь внимательно слушать музыку, различать и словесно определять силу звучания (громко, тихо), темп (быстрый, медленный), регистры (низкий, средний, высокий). Они соотносят высоту звучания инструментов детского оркестра с регистрами фортепиано, называя низкие, средние, высокие звуки, а также очень низкие и очень высокие звуки, различают исполнение одной и той же пьесы в высоком и низком регистрах, выполняя при этом соответствующие движения, узнают неоднократно прослушанные пьесы разного характера.
На музыкальных занятиях предусматривается развитие движений под музыку и ориентировки в пространстве. Это обусловлено прежде всего необходимостью развития у дошкольников правильных, ритмичных, координированных движений, формирования правильной осанки, значимостью использования двигательного моде-
255
лирования как важного методического приема развития слухового восприятия и формирования произносительной стороны устной речи.
В первоначальный период обучения у малышей вызывается двигательная активность, развивается координация движений. В младшем дошкольном возрасте дети учатся ходить поднимая колени, бегать не шаркая ногами, подпрыгивать на двух ногах, пружинить ногами, слегка приседая, притопывать попеременно двумя ногами или одной, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук, кружиться по одному и в парах, выполнять движения с предметами (флажком, погремушкой, платочком), выполнять образные движения (кошка умывается, самолет летит). Двигательные упражнения побуждают малышей использовать все пространство помещения: ходить и бегать группой к противоположной стене, ходить и бегать стайкой за взрослым; строиться и ходить друг за другом, расширять круг (отходить назад, не поворачиваясь) и сужать его, стоять в кругу, ходить по кругу, взявшись за руки. Они учатся запоминать последовательность из двух-трех движений и самостоятельно выполнять их.
|
|
В дальнейшем, на третьем году обучения, у детей развиваются умения занимать правильное исходное положение, выполнять движения в общем для всех темпе, ходить и бегать в колонне и по кругу, равняться в колонне, шеренге, круге; двигаться парами друг за другом, кружиться, меняя направление. Они овладевают равномерными ритмичными движениями в марше, беге, прыжках, учатся выполнять танцевальные движения (легко пружинить ногами, слегка приседая), двигаться галопом, выполнять движения с предметами, а также разнотипные движения в упражнениях с участием солиста.
Старшие дошкольники координируют свои движения, соотнося их с движениями других детей в коллективных действиях. У них совершенствуются умения ходить в колонне по одному и по два, прямым и расходящимся направлениями; бегать врассыпную и перестраиваться в колонну (шеренгу, круг); подравниваться в колоннах, шеренгах, кругах; ходить бодро, ритмично; бегать легко, на носках; выполнять подскоки, выбрасывать ноги вперед при прыжке. Дети учатся выполнять движения по-разному: хо-
256
дить торжественно, празднично или плавно, мягко; бегать стремительно, широко или легко, мягко; выполнять подскоки энергично, высоко или мягко, легко; перестраиваться. Они выразительно передают различные игровые образы (хитрая лиса, веселый колобок), овладевают элементарными танцевальными движениями — шагом польки, боковым галопом, шагом с притопом, приставным шагом с приседанием, поворотами в три притопа. В свободных плясках дети самостоятельно используют элементы знакомых движений. У них развиваются умения двигаться выразительно и непринужденно, оценивать эстетичность исполнения музы- кально-двигательных упражнений и танцев.
На музыкальных занятиях в специальном детском саду большое внимание уделяется развитию голоса, ритмической стимуляции и хоровой декламации. При проведении этой работы важное значение имеют преемственность в работе над устной речью с сурдопедагогом, внимательное вслушивание в голоса детей, знание особенностей формирования, развития и коррекции голоса у детей с нарушениями слуха.
В начале обучения на музыкальных занятиях проводятся специальные упражнения с целью вызвать у детей голосовые реакции на звучание музыки в сочетании с игровыми движениями. Этому способствует соответствующий эмоциональный настрой малышей в связи со слушанием музыки, выполнением ими игровых музыкально-ритмических действий, откликом на соответствующие эмоциональные реакции педагога и воспитателя. Взрослые поддерживают у детей голосовые реакции, хвалят за любые попытки к артикулированию .
На занятиях дети побуждаются протяясно говорить гласные звуки (а, о, у, и) и слоги, а также звукоподражания, сочетая произношение с движениями фонетической ритмики и подкрепляя соответствующую высоту голоса и протяжное произношение гласных и слогов соответствующим звучанием фортепиано (можно использовать игру ребенка на инструменте с помощью взрослого, что особенно нравится детям).
При обучении детей воспроизведению звукоподражаний используются различные образы (игрушки) и имитационные движения. Например, при произношении звукоподра-
17 3506 257
жания мяу дети имитируют движения умывающейся кошки, топ-топ — медведь идет, пи-пи-пи-пи — птичка летает, клюет, ам-ам-ам — собака лает, прр — лошадка скачет, ввв — самолет летит, ууу — паровоз гудит, та-та-та — барабан бьет, ля-ля-ля-ля — кукла пляшет, а-а-а — укачивание куклы, ау — позвать куклу, ааа — кукла появилась, оп- оп-оп-оп — зайчик прыгает.
В процессе обучения малыши соотносят различную высоту голоса при воспроизведении звукоподражания с регистрами фортепиано. Совместно с сурдопедагогом определяется основной диапазон речевого голоса каждого ребенка. Дети учатся тянуть гласные в слогах, словах (без стечения согласных), например: тетя Оля, Вова упал, мама там.
В упражнениях по ритмической стимуляции и хоровой декламации у детей развивается элементарная ритмичность на основе слухо-зрительного восприятия музыки, формируется ритмичность повторяющихся движений (например, удары в барабан, бубен, хлопки, взмахи, притопы). У них вызывается желание действовать, сохраняя ритмичность повторяющихся движений. В хоровых ритморечевых упражнениях используются доступные произношению детей слова и слоги. Малыши овладевают умением выделять ударный слог в словах при использовании соответствующих акцентных движений. Хоровые ритморечевые упражнения (ритмодекламация) строятся на ритмизированных сочетаниях слогов и слов, например: Та-та-ТО, Та-та-ТО, Тут ав- То, Тут ав-То.
Начиная с третьего года обучения дети овладевают элементарными приемами игры на инструментах музыкально-шумового оркестра (барабан, бубен, погремушки, тарелочки, дудка, гармонь, металлофон), используют их в ритмических упражнениях. Применяя сочетания различных движений (например, шагов, прыжков, хлопков, взмахов, покачиваний) и инструментов шумового оркестра, дети воспроизводят долгие и короткие по длительности звучания, двух- и трехсложные ритмы, как, например: ma-TA, TA-ma, ТА-та-та, та-та-ТА, ma-TA-ma. Они побуждаются к осознанному выполнению ритмических упражнений с опорой на звучание ритмов и их графическое отображение. От ритмизованных слоговых упраж-
258
нений дети переходят к хоровой декламации считалок, потешек, стихов.
Важное значение придается закреплению умений детей говорить голосом нормальной высоты, изменять высоту своего голоса в естественном диапазоне, использовать данные умения для имитации голосов персонажей сказок; например: «Три медведя» (голоса — низкий, средний, высокий и очень высокий), «Волк и козлята» (голоса — низкий и высокий).
Старшие дошкольники, выполняя упражнения по ритмической стимуляции и хоровой декламации, овладевают осознанным выполнением ритмических упражнений, опираясь на звучание музыкальных ритмов и их графическое отображение. Они учатся отмечать сильную долю такта хлопком, притопом, овладевают подражательным элементарным дирижированием, игрой на шумовых инструментах. У детей закрепляются умения воспроизводить ритмы основных словосочетаний. В ритмические упражнения включаются паузы. В хоровых декламациях используют считалки, потешки, различные по настроению стихи.
Поощряются попытки воспитанников изменять высоту голоса в естественном диапазоне, подражая интонациям взрослого. При этом обращается внимание на то, что ребенок, изменяя высоту голоса, должен сохранять его нормальный тембр и силу. Ведется работа над изменением детьми силы голоса (громко, тихо), сохраняя естественную высоту и тембр.
Широко используется декламация детских песен под музыку. Дети говорят под музыку эмоционально и выразительно, передавая в речи ритмический рисунок мелодии, реализуя возможности воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи.
Выразительность речи глухих детей развивается при инсценировании сказок. Дети передают сказочные образы выразительными движениями, имитируют голоса персонажей сказок, говорят эмоционально, реализуя свои произносительные умения и навыки.
17*
259
Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!