Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей 11 страница



Кроме того, дети обязательно выполняют упражнения, направленные на развитие способности импровизации. При этом творческая активность проявляется у школьников по- разному: в самостоятельном выражении движениями эмо­ционального содержания музыки, в подборе известных им движений при прослушивании нового музыкального сопро­вождения, в выразительном выполнении под музыку разу­ченных движений. Важно, чтобы в процессе импровизации ученики не придумывали движений, не связанных с харак­тером музыки. Поэтому необходимо постоянно привлекать внимание учащихся к характеру музыкального сопровож­дения.

Приведем примеры основных и танцевальных движе­ний, которыми овладевают ученики на музыкально-ритми­ческих занятиях.

Основные движения

Ходьба:

бодрый шаг — обычный шаг, но более устремленный и решительный, чему способствуют движения рук с сильными махами (одной вперед, другой назад). Следует обращать внимание учащихся на осанку, положе­ние головы (взгляд направлен чуть выше затылка впереди идущего); на занятиях они выполняют ходьбу в колонне на расстоянии вытянутых рук, ходьбу по кругу, не сужая его;

высокий шаг — свободная нога, согнутая в колене, резко поднимает­ся вперед; бедро принимает горизонтальное положение, а голень обра­зует с бедром прямой угол. Корпус прямой, голова поднята; руки сжаты

199

 

в кулак, кистями помогают движению энергичными махами одной впе­ред, другой назад (когда поднимается правая нога, вперед выносится левая рука и наоборот); шаг небольшой, но решительный;

тихий шаг — ноги ступают мягко на всю стопу, корпус немного накло­няется вперед; размах рук меньше, чем при высоком шаге, кулаки разжи­маются.

Бег легкий, свободный; ноги активно отталкиваются от пола, мягко приземляются.

Пружинное подпрыгивание на двух ногах: выполняется при активной работе стоп; во время отскока ноги в подъеме быстро выпрямляются (пятки вместе), приземляются мягко на носки, затем на всю стопу (тя­жесть тела на пятки не переходит); колени слегка пружинят, осанка пря­мая, движение вверх подчеркнуто вертикальное.

Поскоки: движение легкое, без напряжения, с одной ноги на другую, с оттянутым вниз носком, остановка прыжком на обе ноги.

Упражнения с мячом:

броски мяча двумя руками под музыку вальса (на счет «раз» — бросок, на «три» — поймать мяч), под музыку польки (на счет «раз» — бросок, на «два» — поймать мяч);

броски и ловля мяча одной рукой под музыку вальса или польки: и.п. — руки в стороны, мяч на правой ладони; полуприсед, рука с мячом внизу; выпрямляясь, бросок мяча вверх; мяч поймать на левую ладонь с полуприседом, рука опускается вниз;

выпрямляя ноги, левую руку с мячом отвести в сторону;

удары мяча об пол под музыку польки (на счет «раз» — удар, на ' «два» — поймать), под музыку вальса (на счет «раз» — удар, на «три» — поймать);

переброска мяча друг другу по кругу, через одного или через круг любому партнеру под музыку вальса или польки;

переброска мяча стоящему в центре круга под музыку вальса (на счет «раз» ученик, стоящий в кругу, делает бросок, на «три» стоящий в центре ловит мяч, на «раз» он бросает, на «три» ловит следующий ученик, стоящий в кругу);

плавные движения с наклоном корпуса вправо и влево с поднятым вверх мячом под плавную, медленную музыку;

кружение на месте, подняв мяч над головой (музыка спокойная, плавная).

Композиции с мячом:

музыкальное сопровождение «Медленный вальс» Т. Островской; дети стоят по кругу, у одного из них в руках мяч; на счет «раз, два, три» ученик бросает мяч вверх, на счет «раз, два, три» ловит, на следующие два такта делает плавное движение поднятыми вверх руками, ведя мяч слева напра­во с наклоном корпуса, после чего передает мяч стоящему справа; следу­ющие три такта второй ученик кружится, поднимает мяч над головой на

200

 

сильную долю и, постепенно опуская его вниз, передает мяч соседу справа; упражнение повторяется;

• музыкальное сопровождение «Вальс» Ф. Шуберта; дети стоят по кругу, первая часть — плавным и мягким движением мяч перебрасывается вправо по кругу правому соседу (на счет «раз» — бросок, на счет «три» — ловить); на первый и второй такты второй части мяч перебрасывается соседу с ударом об пол, на третий и четвертый такты держащий мяч и его сосед справа меняются местами, пробегая четырьмя мягкими шагами справа друг от друга; вторая часть повторяется.

Основные позиции рук и ног:

позиция рук — руки впереди на высоте диафрагмы, ладони обраще­ны к туловищу, локти округлены и разведены в стороны, плечи опущены, пальцы одной руки на расстоянии 5—10 см от пальцев другой;

позиция рук — округленные руки разведены в стороны, находятся немного ниже плеч и впереди туловища, локти по сравнению с первой позицией слегка выпрямлены и обращены назад, ладони обращены друг к другу;

позиция рук — руки вверху (в поле зрения), кисти и локти обраще­ны в стороны, ладони вверх;

(во всех позициях учащиеся держат кисти рук без напряжения; сред­ний палец приближен к первому);

позиция ног — пятки соединены, носки развернуты в стороны;

позиция ног — ноги врозь на расстоянии длины стопы, носки раз­вернуты в стороны;

позиция ног — пятка одной стопы прижата к середине другой, нос­ки развернуты в стороны.

Танцевальные движения

Приставные шаги в сторону— на счет «раз» каждого такта сделать не­большой шаг в сторону одной ногой, на счет «два» приставить к ней дру­гую ногу с легким пружинистым полуприседанием. При этом одна пятка четко ставится к другой, сохраняя правильный разворот стоп (стопы не поворачивать носком внутрь). Шаг мягкий, слегка пружинящий. Корпус в сторону шага не поворачивать.

Шаг бокового галопа — на счет «раз» каждого такта сделать правой ногой шаг вправо, на «и» левую ногу приставить* ней, пяткой к пятке, как бы выталкивая ее снова вправо для следующего шага (на «два»). Движе­ние влево начинать левой ногой. Носки обеих ног слегка разведены. Тя­жесть тела переносится легким прыжком с правой ноги на левую. Все движения пружинистые, легкие, полетные (корпус не поворачивать и не наклонять в сторону движения). Голова чуть приподнята.

Шаг галопа рекомендуется осваивать только по прямой линии: это помогает почувствовать и сохранить правильное положение корпуса.

Переменный шаг — подготовительное движение к исполнению шага польки. Состоит из двух шагов: приставного шага и шага с ноги, стоящей

201

 

впереди. Следующий переменный шаг выполнить с другой ноги. И.п. — III позиция ног, правая впереди. На счет «раз, два» — приставной шаг пра­вой ногой впереди, на «три» — шаг правой вперед, левая сзади на носке, на «четыре» — левую ногу разогнуть вперед—книзу скользящим движе­нием по полу (слегка сгибая). То же с другой ноги.

Шаги выполнять с носка. Ногу приставлять в указанную позицию, дви­жение ног сопровождать движением туловища и головы (с какой ноги вы­полнен шаг, в ту же сторону поворачивать голову и плечи).

Шаг польки — переменный шаг, выполненный легкими поскоками. Различают шаги польки вперед, назад, с поворотом кругом.

Шаг польки вперед: и.п. — III позиция ног, правая впереди, руки на по­ясе. Выполнить подскок на затакт в музыке. И.п. — небольшой подскок на левой ноге, правая вперед — книзу; на счет «раз» — приставной шаг впе­ред с правой ноги, выполненный чуть заметным прыжком, на «два» — не­большой шаг вперед правой ногой, на «и» — небольшой прыжок на пра­вой ноге, левую вперед и книзу. То же с другой ноги.

Шаг польки назад делать так же, как и вперед. Шаг польки с поворо­том кругом — как переменный шаг в сторону, но с двумя легкими прыж­ками: на приставном шаге в сторону и при повороте кругом.

Польку исполнять легко, изящно. Ногу, выносимую вперед на подско­ке, хорошо оттянуть в колене и носке. Приставной шаг осуществлять лег­ким, чуть заметным прыжком. В одном шаге польки два прыжка. Шаг польки делать поочередно то с правой, то с левой ноги.

Шаг вальса выполнять вперед, назад, в сторону и с поворотом кругом. |

Вальсовый шаг вперед и назад исполнять тремя небольшими шагами. Первый шаг — перекатом с носка на всю стопу, слегка сгибая колено, де­лают на сильную долю такта. Два последующих шага — на носках.

Вальсовый шаг в сторону: на счет «раз» — шаг правой ногой в сторо­ну с носка перекатом на всю стопу, слегка сгибая колено (носок обращен вправо), на «два» — шаг левой ногой за правую на носок (носок обращен влево), на «три» — приставить правую ногу к левой в стойку на носках. То же с левой ноги влево. Тело покачивается вправо и влево.

Вальсовый поворот представляет собой поворот на 360 градусов вправо (правый поворот) или влево (левый поворот) на два музыкальных такта. Движение состоит из шести шагов и делится на две части, каждая : из которых заканчивается III позицией ног.

Первая часть (один такт). И.п. — стоя лицом к центру, ноги в III пози- ! ции, правая впереди, руки на поясе. На счет «раз» — шаг правой ногой вперед вправо, на «два» — поворот направо в стойку, ноги врозь, спи­ной к центру, на «три» — приставить правую ногу впереди левой в III по­зицию.

Вторая часть (один такт). На счет «раз» — шаг левой ногой влево, на «два» — поворот направо кругом в основную стойку, ноги врозь, лицом к центру, на «три» — приставить левую ногу сзади правой в III позицию. При выполнении вальсового шага с поворотом налево движение начинать с левой ноги.

202

 

Шаги и повороты выполнять мягко, плавно, в медленном темпе. В на­чале обучения руки держать на поясе, сохраняя хорошую осанку.

Последовательность разучивания вальсового шага: на счет «раз, два, три», «раз, два, три» — шаги на носках по кругу;

на счет «раз» — шаг вперед с полуприседом, затем два шага на нос­ках; вальсовый шаг вперед;

и.п. — стойка на носках лицом к опоре; «раз, два» — шаг правой ногой в сторону с перекатом с носка на всю стопу в небольшой полуприсед, на «три» приставить левую в стойке на носках; то же с другой ноги;

на счет «раз» — шаг правой ногой вправо, на «два» — шаг левой ногой скрестно за правой, на «три» правую ногу приставить к левой;

вальсовый шаг в сторону;

вальсовый шаг с поворотом кругом.

Положение и движения рук, принятые в русской пляске:

руки отведены в стороны, ладонями вперед, кисти открыты (чем яр­че пляска, тем шире раскрываются руки и тем больше плечи отводятся назад);

положение подбоченившись: стоя с опущенными вдоль корпуса ру­ками, сжать кисти в кулаки, поднять руки в стороны, сгибая в локтях, по­ставить на пояс (локти в стороны);

руки скрещены на груди, пальцы одной руки спрятаны (это положе­ние для девочек);

одна рука подбоченившись, другая — поднята с платочком в сторо­ну и вверх, слегка согнута в локте (выполняют девочки);

взмахи платочком: держать платочек в правой руке, слегка поднятой впереди, левая рука на поясе; глядя на платочек, взмахнуть им вправо и вверх, затем опустить руку влево и вниз перед собой, движение легкое, свободное, маховое, корпус и голова могут слегка поворачиваться, сле­дуя за движением руки (выполняют девочки);

хлопки в ладоши: поднять руки вперед до уровня пояса, локти при- согнуть; ударять ладонью одной руки сверху по ладони другой;

хлопушки: ударять ладонью по ноге выше колена, по голени или по­дошве, согнув ногу в колене и держа ее поперек опорной ноги (выполня­ют мальчики).

Хороводный шаг: отличается от обычной ходьбы большей плавностью и устремленностью. Девочки идут спокойно, сдержанно, опустив руки вдоль тела и не раскачивая ими; мальчики идут более размашистым ша­гом, раскачивая руками. Этим шагом дети водят хороводы, также он ис­пользуется в начале многих плясок для выхода.

Топающий шаг на всей стопе: исполнять с небольшим продвижением вперед. Ноги ставить на всю стопу с легким акцентом, почти не отделя­ясь от пола (но не шаркая), колени присогнуты, корпус прямой, голова приподнята. Руки кулачками на поясе или отведены слегка в стороны, ла­донями вперед (у девочек могут быть скрещены на груди).

Шаг на всей стопе исполнять и при кружении на месте, при этом ноги постоянно держать вместе.

203

 

Выставление ноги на пятку и носок: и.п. — подбоченившись кулачка­ми. На счет «раз» выставить правую ногу вперед на пятку, носок поднят ; вверх (пальцы остаются свободными, вверх не загибаются). Тяжесть те­ла на опорной левой ноге (колено не сгибать). На «два» выпрямить подъ­ем ноги и коснуться пола пальцами. На «три, четыре» вернуть ногу в и.п. и с притопом поставить рядом с левой ногой. Корпус прямой, голова приподнята. Те же движения исполняются левой ногой.

Выставление ноги на пятку с полуприседанием: и.п. — подбоченив­шись кулачками. На счет «раз» — пружинное полуприседание и выпрям­ление колена. На «два» выставить правую ногу вперед на пятку, согнув в подъеме (так держать до конца такта). Затем на «раз» приставить правую ногу к левой, одновременно исполнить полуприседание; на «два» выста­вить на пятку левую ногу.

Девочки выполняют движение легко, с задором. Мальчики приседают глубже, двигаются энергичнее. Они постоянно держат хорошую осанку.

Шаг с притопом на месте: и.п. — подбоченившись.

Первый вариант: на счет «раз» нечетных тактов сделать небольшой шаг правой ногой вправо. На «два» топнуть левой ногой рядом с правой, не перенося на нее тяжесть тела. На четных тактах те же движения по­строить с левой ноги влево.

Второй вариант: на первом такте на счет «раз» сделать маленький шаг правой ногой вправо. На «два» топнуть левой ногой рядом с правой. На втором такте те же движения повторить с левой ноги влево.

Третий вариант: на счет «раз» топнуть правой ногой на месте. На «два» топнуть левой ногой впереди правой, не перенося на нее тяжесть тела. Носок левой ноги повернут влево. На «раз» следующего такта поставить левую ногу рядом с правой. На «два» топнуть правой ногой впереди ле­вой.

Каблучный шаг: и.п. — основная стойка. На счет «раз» — шаг правой ногой вперед с пятки перекатом на всю стопу, руки вправо, на «два» — шаг левой ногой вперед с пятки перекатом на всю стопу, руки влево. На «три», «четыре» — то же, что на счет «раз», «два». Выполнять легко, за- I дорно: голову поворачивать в сторону «шагающей» ноги; перекат с пятки на стопу осуществлять четко, резко, с последующим небольшим полу­приседанием на опорной ноге.

Тройной притоп: и.п. — руки на поясе. На счет «раз» — притоп правой ногой, на «два» — притоп левой ногой, на «три» — то же, что на счет «раз», ; на «четыре» —■ пауза. Тройной притоп попеременно начинать то с правой, то с левой ноги. Обращать внимание на своевременный перенос тяжести тела с ноги на ногу. Удар по полу выполнять легко, всей стопой.

Дробный шаг: и.п. — руки на поясе. На счет «раз» — небольшой шаг правой ногой вперед в полуприседании, с ударом всей стопой о пол, на «два» — приставить согнутую левую ногу с ударом стопой о пол к середи­не стопы правой, поворот туловища влево. На «три», «четыре» — то же, что на счет «раз», «два», но с другой ноги. Дробный шаг выполнять на по­лусогнутых ногах поочередно то с правой, то с левой ноги. Во время уда-

204

 

pa стопой о пол тяжесть тела переносить на опорную ногу. Туловище дер­жать прямо, плечи не поднимать. Движения выполнять весело.

Русский переменный шаг: и.п. — руки на поясе. На счет «раз» — шаг правой ногой вперед, на «два» — шаг левой ногой вперед, на «три» — шаг правой ногой вперед в полуприсед, на «четыре» — встать на правую но­гу, левую скользящим движением вперед-книзу, поворот туловища и го­ловы влево. Повторить движение с другой ноги.

Шаги выполнять с носка, плавно, без остановок. По мере овладения ими включать движения руками: на счет «разь, «два» — руки вперед ладо­нями вверх, на «три», «четыре» — поворачивая кисти ладонями вниз, ру­ки на пояс.

Припадание: и.п. — стоя на правой ноге, левую в сторону—книзу, ру­ки на поясе. На счет «раз» — шаг левой ногой в сторону с носка перека­том на всю стопу в полуприсед, на «два» — встать на правый носок скрестно за левой ногой, левую в сторону—книзу, на «три», «четыре» — то же, что на счет «раз», «два». При выполнении припадания носки раз­вернуть наружу. Сгибать и разгибать ноги мягко, эластично. Небольшой наклон туловища и головы в сторону, одноименную направлению дви­жения. Припадание выполнять плавно, передавая лирический характер медленных танцев.

На музыкально-ритмических занятиях в первоначаль­ный период обучения используются музыкальные игры. Они имеют определенный сюжет, правила и обучающие за­дачи — закрепление умений восприятия музыки, развитие двигательных способностей, воображения и творчества. Те­матика игр обычно связана с народными персонажами (Пе­трушка) или сказочными (чаще всего животными), а также с подвижными играми, используемыми на уроках физиче­ского воспитания. В связи с проведением сюжетных игр, в которых требуется передать музыкально-игровой образ пер­сонажа, на музыкально-ритмических занятиях школьники разучивают элементы подражательных движений птицам и зверям.

Приведем примеры музыкально-двигательных игр

«Колобок* — для закрепления правильного и ритмичного исполнения шага польки, хороводного шага, легкого бега под музыку; различения темпов музыки: умеренного (шаг польки), медленного (хороводный шаг) и быстрого (легкий бег).

Водящий — Колобок, остальные дети — герои сказки. Водящий сидит на корточках в центре, остальные исполняют под музыку соответствую­щие движения. С окончанием музыки один из учеников обращается к Ко­лобку, передавая интонации своего персонажа: «Колобок, Колобок, я те-

205

 

бя съем!», и пытается догнать его (бегают по внешнему кругу). Если он не догнал Колобка, говорит грустно: «Не догнал!» или радостно: «Ой, пой­мал!» Пойманный Колобок становится в круг и исполняет роль того, кото­рый его догнал. Звучит другая музыкальная пьеса, и игра продолжается. Музыкальный материал предъявляется в последовательности, исключа­ющей догадку.

«Один лишний» —- для закрепления переменного и топающего шага, различения медленного и быстрого темпов музыки.

Школьники становятся парами в круг (их должно быть нечетное чис­ло), один ученик — в центре его. Под медленную музыку русского лири­ческого танца они движутся парами, исполняя переменный шаг. С изме­нением музыкального сопровождения (на быструю музыку) дети, стоя­щие ближе к центру, образуют круг и, взявшись за руки, двигаются впра­во по кругу мелкими, быстрыми шагами, задевая пятками пол; остальные тем же ходом двигаются в противоположном направлении, поставив ру­ки на пояс. Один лишний танцует в центре, произвольно подбирая дви­жения. С прекращением музыки внутренний круг разрывается, все дети, в том числе и лишний, быстро выбирают себе новую пару. Один играю­щий становится лишним. Игра повторяется.

«Замри» — для закрепления умения слышать (определять) окончание музыки, исполнения плясовых движений.

Дети танцуют под веселую плясовую музыку, выбирая движения про­извольно или по заданию учителя. С прекращением музыки они замира­ют в разных позах, а водящий пытается их рассмешить. Тот, кто пошеве­лится, уходит с водящим. Игра продолжается до тех пор, пока останется один ученик, который и становится водящим.

Рассмотрим содержание обучения музыкально-ритми­ческим движениям глухих школьников (1997).

В подготовительном классе ученики вы­полняют несложные гимнастические и танцевальные дви­жения под музыкальное сопровождение учителя (например, легкий бег, спортивную ходьбу, поскоки, прямой и боковой шаг, шаг с притопом на месте) разучивают пляски и хорово­ды. Особое значение придается выразительности и эмоцио­нальности исполнения. Дети овладевают также простейши­ми построениями (например, в колонну, шеренгу, круг, сво­бодное размещение в классе). На занятиях используются подвижные игры под музыку (например, «Не опоздай», «Кот и мыши»). Школьники учатся также передавать выра­зительными движениями под музыку повадки животных, их характер. Начиная с подготовительного класса и на про­тяжении всего обучения учащиеся побуждаются к импро­визации движений под музыку.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!