Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей 12 страница
206
У глухих первоклассников развиваются умения исполнять гимнастические и танцевальные движения под музыку. Они овладевают элементарными гимнастическими движениями (например, наклоны, повороты головы, различные положения рук, круговые движения руками, плечами, полуприседание), простейшими построениями (в одну, две, три линии, в колонну, в шеренгу, в круг, свободное размещение в классе), элементами танца и пляски (пружинное полуприседание и вставание на носки, выставление ноги на пятку и носок, положения и движения рук, принятые в русском танце, плавные движения рук, шаг галопа, хороводный шаг, поскоки). Учащиеся разучивают несложные пляски (например, парная, русская), хороводы; участвуют в подвижных играх под музыку.
Во втором классе глухие школьники овладевают ритмичным исполнением танцевальных и гимнастических движений под музыку. При этом продолжается работа над выразительностью движений, их правильным выполнением. У детей совершенствуются основные движения и элементы танцев и плясок (например, ритмичная ходьба, ходьба на носках, легкий бег, кружение поскоками, шаг с притопом, повторные три притопа, выставление ноги на пятку с подпрыгиванием, шаг польки). Учащиеся осваивают перестроение группы (например, построение двух концентрических кругов, сужение и расширение круга, различные положения в парах), разучивают танцевальные композиции (например, полька, полька парами, русская пляска, хоровод).
|
|
В третьем классе ведется работа над выразительным правильным и ритмичным выполнением танцевальных и гимнастических упражнений под музыку. Дети совершенствуют основные движения, элементы танца и пляски (например, вальсовая дорожка, припляс, веревочка, присядка, упражнения с предметами). Они осваивают перестроения групп (например, фигурная маршировка, змейка, построение цепочками), танцевальные композиции.
Основное содержание работы в средних классах школы для глухих детей составляет разучивание различных танцевальных композиций. Систематические занятия приобретают для подростков особое значение, так как спо-
207
собствуют пропорциональному развитию фигуры, вырабатывают правильную и красивую осанку, формируют умения свободно владеть своим телом, придают собранность и изящество. Танец служит для детей источником глубокого эстетического удовлетворения.
В средних классах у учеников закрепляются умения ритмичного, правильного и выразительного исполнения. Основное внимание уделяется композициям народного, классического, современных бальных танцев, состоящих из несложных движений. Важное значение придается импровизации танцевальных движений под музыку разного характера.
|
|
При выборе музыкального сопровождения к упражнениям и танцевальным композициям следует учитывать возможности восприятия музыки глухими учащимися. Желательно, чтобы в начале обучения (подготовительный, 1—2 классы) музыка звучала в исполнении учителя на фортепиано: зрительное восприятие исполнителя и клавиатуры фортепиано помогает детям согласовывать движения с музыкой. В дальнейшем рекомендуем использовать музыку в записи.
В подготовительном классе ученики изменяют движения, ориентируясь на начало и конец звучания музыки, ца музыкальный акцент, на смену динамики (громкая, тихая музыка), разный темп (быстрый, медленный, умеренный), регистры (высокий, низкий, средний).
Первоклассники учатся исполнять движения ритмично под музыку двух-, трех-, четырехдольного метров в умеренном темпе. Во втором классе дети овладевают ритмичным выполнением упражнений под музыку дву-, трех-, четырехдольного метра в умеренном, медленном и быстром темпах. Школьники выполняют знакомые им движения под музыку, воспринимаемую на слух. Перед третьеклассниками ставится более трудная задача: научиться выполнять движения под музыку в записи. Рекомендуем сначала отработать ритмичные движения под фортепианную музыку, исполняемую учителем, а затем при звучании грамзаписи (музыка та же).
|
|
В средних классах музыкальное сопровождение к танцам звучит, в основном, в записи. Ученики меняют движения, ориентируясь, прежде всего, на динамику
208
звучания, изменение темпа, на разные части музыкальной пьесы (запев, припев, вступление, проигрыш, пьесы двух-, трехчастной формы), чередование сольного и коллективного, а также вокального, вокально-инструментального и инструментального исполнения.
На занятиях учитель использует музыку разного характера (например, веселую, лирическую, грустную, торжественную). Предпочтение следует отдавать простым по форме музыкальным пьесам, с четко выраженным метрическим акцентом. Желательно, чтобы музыка начиналась с сильной доли (русские народные мелодии «Полянка», «Пойду ль я, выйду ль я», «Полька» М.И. Глинки).
Подбирая музыкальное сопровождение, следует предусмотреть возможности глухих учащихся изменять движения в соответствии с чередованием музыкальных выразительных средств. Так, в подготовительном классе и первом полугодии первого класса ученики могут изменять движения, ориентируясь прежде всего на смену темпа и динамики музыки. Не следует сразу добиваться ритмичного исполнения движений, хотя определенная согласованность может возникнуть спонтанно в силу естественной ритмичности движений детей. Ритмичное исполнение двигательных упражнений под музыку отрабатывается во втором полугодии первого класса, когда школьники научатся воспринимать сильную и каждую долю такта в музыке двух- и трехдольного метров.
|
|
Таким образом, при выборе музыкального сопровождения учитываются принципы не только художественности репертуара, но и доступности его глухим учащимся, что предполагает учет их знаний и умений, сформированных благодаря упражнениям по развитию сенсорной основы восприятия музыки.
Рассмотрим содержание обучения музыкально-ритмическим движениям в специальных школах для слабослышащих и позднооглохших детей (1988).
В первом классе дети овладевают умениями выразительно и ритмично выполнять под музыку различные движения типа: ходьба широким шагом со свободным, естественным движением рук друг за другом по одному, врассыпную с использованием всего пространства кабинета, а также змейкой; на носках, на пятках с соблюдением опре-
14-3506 209
деленного расстояния; легкий ритмичный бег в колонне, между расставленными предметами по кругу, по прямой; I простые движения с предметами (например, мячами, обру- j чами); выполнение элементарных построений и перестрое- ; ний в шеренгу, в колонну по одному, по два, в круг, на месте во время ходьбы.
На занятиях используются упражнения для разных групп мышц: |ЩР
упражнения для мышц плечевого пояса, движения рук вверх, вперед, назад без предметов и с предметами (с использованием флажков, обручей, палок, мячей), разгибание рук в стороны из положения перед грудью, круговые движения прямыми руками попеременно и вместе, медленное поочередное выпрямление рук вперед, сгибание их, слегка отводя назад, качание рук вперед и назад, вращение согнутых в локтях рук перед собой; упражнения для кистей рук с использованием предметов (флажков, скакалок) и без предметов; сжимание пальцев в кулак и разжимание;
упражнения для выработки правильной осанки: свободно ползать по ковру между предметами; стоя у стула, держась за его спинку, расправив плечи, прогнуть спину, поочередно выставлять ногу на носок вперед и в сторону;
упражнения для мышц ног: приседания (держась одной рукой за спинку стула и без опоры на руки); приседания с обручем, палкой, флажками, поочередное поднимание ног, согнутых в коленях, хлопок под коленом; попеременное выставление ног на носок вперед, в сторону (рука на поясе), поднимание на носки;
упражнения для туловища: при исходном положении стоя ноги вместе, повороты вправо и влево, то же сидя на полу, наклоны вперед, в стороны из положения стоя, ноги на ширине плеч; касание носков ног руками.
Дети выполняют расслабляющие упражнения: сидя на стуле, наклоны вперед и в стороны (класть предметы перед собой и сбоку, брать их); поочередное поднимание и опускание прямых ног из положения лежа на спине.
Первоклассники разучивают танцевальные движения: простой ход, бег на полупальцах, шаг галопа вперед (мед-
210
ленно, быстро), притопы одной ногой и поочередно левой и правой, кружение через правое плечо, кружение парами. Они учатся ритмично и выразительно выполнять под музыку несложные композиции, состоящие из нескольких движений: комплексы ритмической гимнастики под музыку в современных ритмах; танцы и пляски: свободную пляску, хороводы, танцы с предметами (например, «Танец с куклами»), вальс (например, праздничный вальс с лентами, флажками, шарами под музыку А. Филиппенко «Праздничный вальс»)и др.
На музыкально-ритмических занятиях в первом классе проводятся музыкальные игры, например: «Бери флажок», музыка В. Витлина, «Будь ловким», музыка Н. Ладухина; «Карусель», башкирская народная мелодия; «Поезд», музыка Н. Метлова; «Зайцы и волки», музыка Е. Тиличеевой; «Летчики», музыка В. Нечаева, Т. Ломовой.
При выполнении музыкально-ритмических движений дети учатся передавать характер музыки, исполнять движения четко, ритмично, точно их начинать и заканчивать в соответствии с началом и окончанием музыкального звучания (фортепиано, барабан, бубен); изменять движения, ориентируясь на темп музыки (медленный, быстрый), высоту звучания (высокий и низкий регистры); различать динамические оттенки (усиление и ослабление звучания); воспроизводить движениями под музыку несложный ритмический рисунок.
Во втором классе отрабатываемые на музыкально-ритмических занятиях движения усложняются. Дети разучивают двигательные упражнения, например: ходьба с левой ноги, чередование ходьбы с приседанием (приседание по воспринятому на слух акценту в музыке); ходьба широким, скользящим шагом со сгибанием коленей, с воображаемой тяжелой ношей, тяжелой поступью; бег на носках, бег широким шагом; прыжки (на месте или во время бега) с соблюдением акцента и ритма музыки; ходьба за ведущим в разных направлениях (по заданию учителя); ходьба парами с разнообразным положением рук. Они выполняют упражнения с предметами (например, с мячами, обручами), упражнения для мышц шеи, головы, плечевого пояса, кистей рук, например наклоны вперед, назад, вправо, влево; повороты вправо, влево; круговые движения го-
14* 211
ловой; выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх, раскачивание рук вперед и назад, выше и ниже; отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч, вращение рук, встряхивание и повороты кистей, сжимание пальцев в кулак и разжимание их (аналогичные упражнения при сгибании рук к плечам); упражнения для туловища (например, наклоны тела вперед и назад, с выпрямленной или согнутой спиной; повороты туловища вправо, влево, наклоны вперед и в стороны, назад); упражнения для мышц ног (полуприседания с подъемом на носки и опусканием на всю ступню, вытягивание носка ступни вперед и в стороны, отведение ноги в сторону от бедра, взмах рук через стороны вверх с хлопком).
Дети выполняют также упражнения для развития правильной осанки, расслабляющие упражнения. Они разучивают следующие танцевальные движения: шаг поскоком, шаг галопа (боковой) с изменением скорости (медленно, быстро); шаг с носка на пятку; притопы одной ногой, обеими ногами поочередно (дробушечки), ковырялочка, элементы современного танца и ритмической гимнастики. Ученики выполняют различные перестроения из колонны в шеренгу, в круг, из одного круга в два, три, четыре, из двух колонн, идущих в разные стороны, в два круга.
Слабослышащие второклассники учатся точно передавать движениями характер музыки (например, плавный, легкий, грациозный), изменения темпа (умеренный, замедленный, ускоренный), динамику звучания (тихо, громко, негромко), регистры (верхний, средний, нижний).
Дети разучивают комплексы упражнений ритмической: гимнастики под музыку в современных ритмах, танцевальные композиции (например, русский танец под русскую народную музыку, украинский танец «Гопак», польку «Дружные тройки», танец с цветами, хоровод вокруг елки, вальс). В содержание занятий включены музыкальные игры, например «Передай мяч» (музыка Глинки «Полька»), «Кот и мыши» (музыка Т. Ломовой); «Лови меня» (русская народная мелодия); «Лошадки в конюшне» (музыка М. Ра- ухвергера); «Прогулка с куклами» (музыка Т. Ломовой); «Чей кружок скорее соберется» (музыка Т. Ломовой).
В третьем классе дети учатся синхронно выпол нять под музыку фигурную маршировку (с флажками
212
и другими предметами), ходить большим и мелким шагом, пружинистым шагом с подчеркнутым размахом рук, с высоким подниманием колен; изменять темп ходьбы (умеренный, ускоренный).
В занятия включаются упражнения для мышц плечевого пояса, шеи и головы (наклоны головы вперед и назад; повороты головы вправо и влево; расслабленное падение головы вперед и назад; поднимание и опускание плеч); упражнения для развития правильной и красивой осанки (из положения рук, сцепленных сзади на уровне пояса, отведение плечей назад; опускание сцепленных рук вниз, отведение плечей назад и прижимание лопаток одной к другой, переход в исходное полоясение); упражнения для мышц ног (медленное полное приседание; перешагивание через палку, держась руками за ее концы; выпады вперед и в сторону; сидя на полу, подтягивание согнутых ног к туловищу, не отрывая стоп от пола; стоя на носках, опускаться на пятки и снова подниматься на носки); упражнения для туловища (из исходного положения руки на поясе повороты корпуса вправо и влево; наклоны вперед, назад, вправо, влево; из положения лежа на спине попеременное поднимание ног (с вытягиванием носка) на небольшую высоту с поворотом головы в сторону движения).
Дети выполняют движения с предметами (лентами, обручами, мячами), разучивают танцевальные движения (например, боковой ход, скользящий шаг на высоких полупальцах, веревочка, простая дробь, шаг польки, элементы народных танцев). Ведется работа над танцевальными композициями, например «Танец с цветами» (вальс), белорусский танец («Лявониха», полька «Янка»), «Танец снежинок» (вальс), «Танец матрешек» (русская народная мелодия), характерные танцы.
Ученики выполняют упражнения ритмической гимнастики под музыку на современные ритмы.
В работу также включаются музыкальные игры, например «День и ночь» (музыка А. Островского), «Караси и щуки» (музыка В. Герчик), «Веселая карусель» (русская народная мелодия в обработке Е. Тиличеевой). На занятиях проводятся эстафетные игры (с различными предметами) по музыкальному сигналу.
213
В четвертом классе работа по развитию музыкально-ритмических движений включает такие движения под музыку, как: непринужденная ходьба с естественными взмахами рук; ходьба на наружных сторонах стопы, с закрытыми глазами, вперед спиной, скрестным шагом, с перекатом с пятки на носок, со сменой направления; ходьба с движением рук (движения руками и ногами выполняются с равной скоростью: на один шаг — два-три хлопка). На занятиях проводятся упражнения для мышц плечевого пояса, шеи, головы.
Важное значение придается правильной и красивой осанке при использовании следующих упражнений: из положения стоя на коленях (руки свободно опущены вниз) сесть на пол сбоку от голени и вернуться в исходное положение; из положения стоя на коленях и упираясь руками в пол полное вытягивание верхней части корпуса вперед, касаясь грудью пола и до конца вытянув руки.
Дети овладевают правильным и ритмичным исполнением следующих танцевальных движений: большой и малый батманы, ковырялочка с притопом; движения ноги на пятку, на носок с притопом поочередно каждой ногой; шаг с поскоком. Четвероклассники разучивают народные, бальные и современные танцы, например: «Пляска с притопами» (украинская народная мелодия, обр. Н. Метлова), «Полька парами» (чешская народная мелодия), «Новогодний хоровод» (музыка А. Филиппенко), «Бусинки» (музыка Т. Ломовой). На занятиях проводятся музыкальные игры.
Рассмотрим основные методические приемы, используемые при обучении глухих и слабослышащих школьников движениям под музыку.
Одним из основных приемов служит показ движений учителем. Показывая детям новое движение, учитель исполняет его выразительно, чтобы донести до них характер и особенности исполнения.
Словесные пояснения учителя, сопровождающие показ движений, должны быть лаконичными, доступными учащимся по уровню их речевого развития. Учитель подчеркивает характерные особенности движений, разъясняет технику их выполнения, например: «Спина прямая», «Тяните носок», «Выполняйте поскоки легко». Следует обращать внимание школьников на взаимосвязь движений и музыкального сопровождения.
214
Новые термины вводятся при одновременном показе учителем движений. Например, учитель предлагает: «Будете выполнять галоп. Посмотрите». Затем он демонстрирует движение и предлагает ученикам: «Выполняйте галоп. Слушайте музыку. Музыка веселая, быстрая, легкая».
Краткий рассказ о новом танце или игре целесообразно сопровождать рисунками, помогающими школьникам понять объяснение учителя.
С первых уроков разучивания двигательных упражнений учеников побуждают вслушиваться в музыкальное сопровождение. Дети уясняют, что все «команды» дает им музыка и только при постоянном внимании к ней можно исполнять движения выразительно и ритмично.
Перед показом и разучиванием двигательного упражнения ученики обязательно слушают его музыкальное сопровождение, определяют характер музыки и доступные им средства выразительности. Слушание организуется с помощью предварительных вопросов, например: «Какая музыка: веселая или грустная?», «Какой темп?», «Как будете считать: на «два» или на «три»?».
В процессе разучивания упражнений на каждом занятии организуется прослушивание его музыкального сопровождения. Это помогает учащимся вспомнить характер музыки, уточнить ее выразительные средства.
В тех случаях, когда изменение движения связано с чередованием определенного средства музыкальной выразительности, к нему привлекается внимание учащихся, например: «Громкая музыка — будете выполнять галоп, тихая — кружиться на месте».
Иногда ученикам трудно сразу выполнить такое задание, ибо приходится внимательно следить за музыкой и правильно двигаться. В таких случаях целесообразно сначала научить детей, ориентируясь на музыкальное сопровождение, чередовать элементарные движения (хлопки, притопы). Например, учитель говорит: «Слушайте музыку внимательно: громкая музыка — хлопайте, тихая музыка — топайте правой ногой». Затем школьники выполняют под музыку основные движения: чередуют галоп и кружение на месте.
Иногда бывает необходимо уточнить ритмичность Движений учащихся. В этих случаях рекомендуется сначала научить детей самостоятельно ритмично хлопать под музы-
215
ку и только после этого исполнять разучиваемое движение под музыкальное сопровождение. При исполнении под музыку разученной композиции дети также побуждаются к постоянному вслушиванию в музыку, диктующую характер, ритм, темп движений, их чередование.
При многократном повторении упражнений большое значение имеет конкретность предъявляемых заданий. Один элемент можно отрабатывать на протяжении нескольких занятий. При этом каждый раз перед учениками ставится новая задача.
Приведем пример разучивания хлопков в ладоши как элемента русской пляски. На первом занятии отрабатывается правильность положения рук при хлопках (руки подняты вперед до уровня пояса, локти присогнуты, ладонь одной руки ударяет сверху по ладони другой), ритмичность исполнения. На втором —целесообразно закрепить это умение, добиваясь свободного исполнения. На третьем занятии ученики выполняют движение самостоятельно, правильно, ритмично, свободно и эмоционально.
Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!