Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей 15 страница



Приведем фрагменты занятий по работе над песней на примере русской народной песни «Как у наших у ворот» (в первом классе). Цель занятий — выучить первую фразу этой песни.

На первом занятии у детей формируется умение исполнять под музы­ку ритм мелодии хлопками и произносить ритмично слоги: па-па-па... При этом используется табличка с записью ритмического рисунка пер­вой фразы.

Учитель сообщает школьникам: «Будем учить песню «Как у наших у ворот». Вы вчера слушали эту песню. Песня вам понравилась. Послушай­те еще эту песню и скажите, какая музыка». Он исполняет песню, акком­панируя себе на фортепиано. После слушания дети самостоятельно (или с помощью учителя) отвечают, что музыка веселая, похожа на танец, легкая, в умеренном темпе, надо считать на «два». Помощь учителя заключается в уточняющих вопросах, например: «Музыка веселая или грустная?», «Как будете считать?». Если дети затрудняются в ответах, учитель сам характеризует музыку, еще раз исполняет ее. Ученики слушают музыку, сопоставляя свои впечатления с ее характеристикой, данной учителем. После этого они обязательно снова самостоятельно характеризуют музыку.

Школьники учатся воспроизводить ритм мелодии хлопками и голо­сом, говоря при этом слоги па-па-па... Затем они выполняют это уп­ражнение самостоятельно, ориентируясь на графическое изображение ритма, сначала без музыки, а потом под музыкальное сопровождение. При этом учитель одной рукой играет мелодию, а другой дирижирует, подчеркивая кистью руки каждую длительность, четко проговаривая слоги.

На втором занятии школьники учатся одновременному взятию дыха­ния и воспроизведению ритма мелодии голосом на слоги па-па-па.

236

 

В начале занятия слушание песни проводится аналогично первому заня­тию. Дети слушают первую фразу. Учитель обращает внимание на ее ритм. Учащиеся отрабатывают одновременное «взятие» дыхания в харак­тере музыки по руке дирижера, четкое воспроизведение ритма мелодии хлопками и голосом на слог па. Затем дети говорят слоги па-па-па... в ритме мелодии под музыку, ориентируясь на дирижерский жест учите­ля, подчеркивающий каждую длительность звука, его четкую артикуля­цию (учитель поет мелодию на слог па).

На третьем занятии отрабатывается воспроизведение ритма мело­дии хлопками и голосом (на слог па) при дирижировании учителем по двухдольной схеме. Занятие проводится аналогично второму занятию, однако учитель не показывает рукой каждую длительность.

На четвертом занятии дети учатся воспроизведению в деклама­ции под музыку ритма мелодии. Слушание песни проводится анало­гично первому занятию. Затем учитель сообщает, что дети будут учиться говорить слова песни под музыку. Внятное воспроизведение слов отрабатывается с помощью фонетической ритмики. Учащиеся говорят под музыку, передавая ее ритмический рисунок. При этом учитель играет на фортепиано мелодию, поет и дирижирует по двух­дольной схеме.

На пятом занятии школьники учатся выделять логическое ударение во фразе. Учитель предлагает школьникам: «Слушайте мелодию и говорите слова тихо. Вы услышите, что одно слово звучит громче. Узнайте, какое слово звучит громче». Он исполняет немного громче первую долю, что соответствует слову как («гаку наших у ворот»). После слушания ученики определяют, что слово как звучит громче. Учитель подтверждает пра­вильность ответов и выразительно поет первый куплет под музыку, пере­давая задорный танцевальный характер песни.

Дети учатся воспроизводить фразу под музыку, выделяя логиче­ское ударение. При этом они ориентируются на дирижерский жест учителя (логическое ударение отмечается более широким движением руки).

На шестом занятии ученики закрепляют умение выделять логические ударения во фразе. Работа над логическим ударением проводится ана­логично пятому занятию. Целесообразно включить дирижирование де­тей совместно с учителем.

На седьмом занятии школьники закрепляют свободное, эмоциональ­ное воспроизведение первой и второй фраз. В данной песне вторая фра­за полностью совпадает с первой, поэтому дети учатся сразу исполнять обе фразы.

Ученики прослушивают выразительное исполнение песни учителем и тем самым настраиваются на эмоциональное исполнение первой и вто­рой фраз. После этого, упражняясь, дети закрепляют свободное и эмо­циональное исполнение данного фрагмента песни под управлением учи­теля.

237

 

В средних классах глухие дети учатся декламировать песни внятно (реализуя свои произноси­тельные возможности), эмоционально, выразительно, сво­бодно и легко, точно передавая ритмическую структуру ме­лодии, включая пунктирный ритм. В репертуар включается достаточно много песен в умеренно-быстром темпе, речевых упражнений под музыку, попевок в быстром темпе, что со­действует развитию у учащихся внятной речи в нормальном темпе. Дети учатся декламировать песни не только под аккомпанемент учителя, но и под грамзапись (исполнение этой же песни) и в ансамбле под управлением учителя.

При обучении декламации песен под музыку большое значение придается осознанности исполнения, умению са­мостоятельно определять характер исполнения и вырази­тельные средства (например, логическое ударение, кульми­нацию, динамические оттенки), оценивать исполнение дек­ламации свое и своих товарищей.

При подборе репертуара целесообразно ориентироваться на тему занятия по слушанию музыки. Это позволяет, как отмечалось выше, достигать содержательной целостности урока. Так, при работе по теме «Музыка моего народа» по­лезно включить в репертуар народную песню, например «Как пошли наши подружки»; при работе по теме «Музыка о детях и для детей» — песни соответствующего содержа­ния, например В. Шаинского «Вместе весело шагать», А. Пляцковского «Настоящий друг», А. Островского «Пусть всегда будет солнце», Д. Кабалевского «Наш край», Д. Львова-Компанейца «Дружат дети всей Земли»; по теме «Природа в музыке» — Ц. Кюи «Осень». При знакомстве с творчеством отечественных и зарубежных композиторов можно выучить песни тех авторов, произведения которых дети слушали, например Л. Бетховена «Сурок», В. Моцарт» «Колыбельная». Методика работы над песнями такая же, как в младших классах.

Слабослышащие школьники в соответствии с програм­мой музыкально-ритмических занятий (1988) в первом классе учатся петь в диапазоне ДО—ЛЯ первой октавы, Они протяжно и отрывисто исполняют несложные вокал «и ные упражнения (на одном выдохе не менее 3—4 слогов) нл материале отдельных звуков, слогов типа: а,о,у, и; ма, ма, мам; та, та, та; па, па, па; дон, дон, дон. Ученики разучи

238

 

вают детские песенки, учатся точно воспроизводить ритми­ческую структуру мелодии под аккомпанемент учителя на фортепиано и без аккомпанемента, соблюдая правильное дыхание, узнавать на слух знакомые песни. У них формиру­ется умение петь в ансамбле.

Во втором классе учащиеся разучивают песни и вокальные упражнения в диапазоне ДО—ЛЯ первой окта­вы, учатся исполнять их естественным протяжным голосом нормальной громкости в ансамбле.

В работе широко используются народные попевки и при­баутки, например «Зайчик» (детская песня), «Андрей-воро- бей» (русская народная прибаутка), «Скок-поскок» (рус­ская народная песня»; «Я пою, хорошо пою», «Ай, ай, ай, ты меня поймай», «От топота копыт пыль по полю летит», «Скок-скок сапожок».

При работе над попевками дети упражняются в правиль­ном воспроизведении логического ударения во фразах, из­менении места логического ударения, побуждаются к точ­ному воспроизведению высоты звука в звукорядах (восхо­дящем и нисходящем).

Учащихся побуждают также к правильному исполнению мелодического рисунка песен. При этом требование точно воспроизводить мелодию относится только к детям с I и II степенями тугоухости. Дети учатся воспринимать на слух, отхлопывать, исполнять на музыкальных игрушках, шумо­вых инструментах ритмы исполняемых песен.

В третьем классе дети разучивают песни и по­певки в диапазоне ДО первой октавы — ДО второй октавы. Они учатся использовать на одном выдохе музыкальные фразы, состоящие из 12—15 звуков; песни поют без напря­жения, легким, напевным звуком. Учащиеся с I степенью тугоухости упражняются в точном (со II степенью тугоухо­сти — в приближенном) воспроизведении мелодий, включа­ющих интервалы терции, кварты, сексты, септимы.

Дети знакомятся с нотным станом и названием нот. Они разучивают упражнения, включающие пение на одном зву­ке слогов (типа: ма-мо-му-мэ-ми), попевок типа: «На улице две курицы с петухом дерутся, две девицы-красавицы смот­рят и смеются: Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха» (музыка Я. Френкеля, слова народные), «По дороге Петя шел, он горошину нашел. А горошина упала, покатилась

239

 

и пропала. Ох, ох, ох! Где-то вырастет горох» (музыка В. Красевой, стихи Н. Френкеля), «Ду-ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду — заиграла дудочка в зеленом саду»).

Учащиеся четвертого класса разучивают песни в диапазоне от ДО первой октавы до ДО второй окта­вы; ЛЯ малой октавы — ДО второй октавы. Учатся испол­нять на одном выдохе музыкальные фразы, воспринимать на слух и воспроизводить звуки первой октавы, пение ар­педжио. Учащиеся с I—II степенью тугоухости упражня­ются в точном интонировании мелодий песен, дети с III степенью тугоухости могут воспроизводить мелодический рисунок песни приближенно. Ученики знакомятся также с длительностью нот (целая, половинная, четвертная, восьмая) в двух- и трехдольном размерах, упражняются в узнавании на слух песен по ритмическому рисунку. В работе, как и в прошлые годы обучения, широко исполь­зуются попевки и народные прибаутки (например, «У со­сенки-сосенки повыросли опенки»; «Роет землю серый крот, разоряет огород»; «Вьюга воет, вьюга злится, на дво­ре метель кружится. Машет белым рукавом, сыплет бар­хатным снежком»; «Дождик, дождик, кап-кап-кап, мок­рые дорожки, нам нельзя идти гулять, мы промочим нож­ки» и др.).

Песенный репертуар содержит детские народные и сов­ременные песни, отобранные в соответствии с принципа­ми художественности репертуара, доступности учащимся в соответствии с уровнем общего и речевого развития, со­стояния слуховой функции, произносительной стороны речи. При выборе репертуара учитываются интересы уча­щихся.

В качестве примерного репертуара приведем песни, пред- ложенные в программе: «Дед Мороз» (музыка В. Витлина, слова Ю. Бойко); «Новогодний праздник» (музыка А. Старо- кадомского, слова О. Высотской), «Счастливый день» (музы­ка М. Красева, слова М. Ивенсен), «Веснянка» (перевод О. Высотской, обработкам. Лобачева), «На лугу пасутся ...» (музыка А. Пахмутовой), «Осень» (музыка М. Красева, сло­ва М. Ивенсен); «Солнечная песенка» (музыка Ю. Чичкова, слова Н. Синявского); «Что за дерево такое?» (музыка А. Ста- рокадомского, слова Л. Некрасовой); «Во поле береза стояла* (русская народная песня); «Гимн Москве» (музыка В. Мура-

240

 

 

дели, слова А. Коваленкова); «Хороводная» (музыка А. Фи­липпенко, слова Ю. Бойко); «Новогодний праздник» (музы­ка А. Старокадомского, слова О. Высотской); «Здравствуй, весна!» (музыка А. Островского, слова О. Высотской); «Ужасно интересно» (музыка И. Шаинского, слова Г. Осте- ра); «Песня о маме» (музыка В. Витлина, слова С. Погорель­ского); «Самая хорошая» (музыка А. Филиппенко, слова С. Погорельского); «Веснянка» (музыка А. Луканина, слова Н. Френкеля). (Программа музыкально-ритмических заня­тий, 1988.)

Методические приемы работы над песней со слабослыша­щими детьми включают слово учителя о песне (например, беседу, краткий рассказ), анализ текста (работу над осоз­нанным и выразительным чтением) и музыкального сопро­вождения (определение характера музыки и доступных средств музыкальной выразительности), выразительное, эмоциональное пение учителя, целенаправленное вслуши­вание детей в музыку и точное воспроизведение ритмиче­ского и, по возможности, мелодического рисунка, дирижи­рование, отхлопывание ритмического рисунка мелодии, а также многократные упражнения для отработки правильно­го и выразительного исполнения при предъявлении каждый раз точного задания. Важное значение придается работе над дикцией. При отработке внятного произношения широко ис­пользуется подражание речи учителя, которую дети воспри­нимают слухо-зрительно и на слух, а также фонетическая ритмика. Как и глухие школьники, слабослышащие учени­ки разучивают песню на нескольких занятиях (А.С. Кагар- лицкая, Н.А. Тугова, Н.И. Шелгунова, 1992).

Контрольные вопросы и задания

Объясните систему работы по развитию восприятия основных элементов музыки у глухих и слабослышащих детей.

Разработайте дидактические игры, направленные на развитие восприятия элементарных музыкальных структур у детей с наруше­ниями слуха.

Разработайте наглядный материал для специальной работы по развитию восприятия звуковысотных, темпоритмических, динамиче­ских и тембровых отношений в музыке у детей с нарушениями слуха.

Составьте конспект фрагмента музыкально-ритмического за­нятия по развитию восприятия определенных музыкальных структур

16

—3506

241

 

(выборочно в младших и средних классах школ для глухих или слабо­слышащих детей).

Разработайте систему музыкально-ритмических занятий (фрагменты) по развитию восприятия музыкальных произведений глухими и слабослышащими детьми (выборочно в младших и сред­них классах школ для глухих или слабослышащих детей).

Составьте танцевальную композицию для учащихся младших классов.

Составьте танцевальную композицию для учащихся средних классов.

Какова система работы над музыкально-ритмическими движе­ниями у глухих и слабослышащих детей?

В чем различие в работе над песней с глухими и слабослыша­щими детьми?

Объясните систему работы над песней с глухими и слабослы­шащими детьми.

Самостоятельно отработайте технику дирижирования песней при использовании музыкального репертуара из программ специ­альных школ для глухих и слабослышащих детей.

Разработайте или подберите в методической литературе пар­титуру инструментального ансамблевого исполнения несложного музыкального произведения. Как учить детей игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле?

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!