Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей 13 страница



При выборе движений следует учитывать принцип дос­тупности детям их технического исполнения, систематич­ности и последовательности в обучении. Важно, чтобы в первоначальный период использовались простые, инте­ресные для учащихся двигательные задания. Дети должны почувствовать согласованность движений с музыкой, полу­чить удовольствие от непринужденности и легкости испол­нения. Появившийся на первых занятиях интерес к движе­ниям под музыку способствует успешному обучению.

Следует научить школьника готовиться к выполнению движения. Задание учителя «Приготовьтесь» означает для детей, что необходимо вспомнить движение, его характер, особенности музыкального сопровождения, занять исход­ное положение и внимательно ждать начала звучания му­зыки.

На музыкально-ритмических занятиях широко исполь­зуют танцевальные композиции. Приведем несколько при­меров.

Обучение элементарным движениям русского танца уча­щихся подготовительного и первого классов целесообразно осуществлять в танцевальной композиции под музыку рус­ской народной песни «Возле речки, возле моста» (такты \— 8 исполняются громко, такты 9—16 — тихо).

216

 

Сначала школьники разучивают все фигуры последова­тельно. Затем они соединяют их в танцевальную компози­цию. Ученики встают в круг парами, берутся за руки (маль­чики стоят с левой стороны).

фигура. Такты 1—8: дети идут хороводным шагом, останавливаются лицом в круг; такты 9—16: мальчики хлопают в ладоши. Девочка обходит вокруг мальчика и возвращается на место (шаг — переменный, легкий, руки немного разведены в стороны, ладонями вперед).

фигура. Такты 1—8, как в первой фигуре; такты 9—16: девочки сто­ят на месте, хлопают в ладоши, мальчики обходят свою пару (руки на поясе).

фигура. Такты 1 —8 как в первой фигуре, но в конце дети встают ли­цом друг к другу; такты 9—16: дети выставляют ногу на пятку и носок (мальчик выставляет сначала правую ногу, а девочка — левую).

фигура. Такты 1—8 как в первой фигуре; такты 9—16: школьники выставляют ногу на пятку с полуприседанием (мальчики — с правой, де­вочки — с левой ноги).

фигура. Такты 1—8: хоровод делится на два полукруга, дети берут­ся за руки цепочками. Обе цепочки идут вправо за ведущими, перестра­иваются в две шеренги у центральной стены (шаг переменный); такты 9— 16: дети выполняют плавные поклоны.

При обучении выполнению приставного шага можно ра­зучить несложную композицию «Падеграс» (музыкальный размер 4/4, темп умеренный).

И.п. (исходное положение) — учащиеся стоят по два по кругу левым боком к центру, взявшись за руки, свободная рука мальчика — на поясе, девочки держатся за юбочку, ноги в третьей позиции, правая впереди. На счет «раз» — шаг правой ногой в сторону, на «два» — левую ногу приста­вить к правой, полуприсесть, на «три» — шаг правой в сторону, на «четы­ре» — левую вперед на носок. Затем повторить движения, но в другую сторону и с другой ноги. На счет «раз, два, три» школьники выполняют три шага вперед, начиная с правой ноги, на «четыре» — левая нога впе­ред на носок; на счет «раз, два, три» — три шага вперед начиная с левой, на «четыре» повернуться лицом друг к другу. Затем повторить первые че­тыре движения и вторые четыре движения. После этого, подавая правые руки друг другу, на счет «раз, два, три» выполнить три шага по дуге впра­во вперед с поворотом на 90 градусов, на «четыре» — левую ногу вперед на носок. Движение повторить, но с другой ноги. Закончить исходным положением.

217

 

При выполнении шага галопа рекомендуется разучить композицию «Галоп» (музыкальный размер 2/4, темп уме­ренно-быстрый).

И.п. — стоя парами по кругу, левым боком к центру, ноги в третьей позиции, левая впереди, руки в стороны—книзу, взявшись за руки скрестно.

На счет «раз, два» — два шага галопа к центру, на счет «раз» — шаг ле­вой в сторону, на «два» — притоп правой.

На «раз, два, раз, два» — то же от центра с другой ноги, на счет «раз, два, раз, два» — четыре подскока вперед, начиная с левой ноги.

На «раз» — шаг левой вперед, на «два» притоп правой сзади левой, на «раз» — шаг правой назад, на «два» — притоп левой перед правой. Затем движения повторить.

При разучивании танцевальной композиции важно учить школьников запоминанию последовательности дви­жений. Для этого целесообразно выполнение двух-трех дви­жений с паузой между ними. Это дает ученикам время вспомнить следующее движение. Затем данная последова­тельность движений выполняется без паузы. После этого прибавляется еще одно движение и т.д. Определенную помощь в запоминании последовательности движений ока­зывает их словесное определение.

Выученные движения школьники используют в различ­ных танцевальных и гимнастических композициях, играх. При этом совершенствуется не только само движение, но и сочетание его с различной музыкой. Это способствует бо­лее глубокому осознанию детьми связи характера движе­ния с музыкой.

При обучении целесообразно сочетать индивидуаль­ную и коллективную проверку усвоения учебного мате­риала учащимися. При этом необходимо создавать атмо­сферу, вызывающую у неуверенных детей надежду на ус­пех и ограничивающую излишне самоуверенных учени- коц.

Выполнение заданий оценивает не только учитель, но и сами ученики. Эффективен показ упражнений одним из учеников. Замечено, что дети лучше схватывают движения, их связь с музыкой, когда упражнение выполняет ровес­ник. Такой прием учит их видеть и оценивать правильное исполнение.

218

 

При планировании работы по обучению музыкально- ритмическим движениям следует помнить, что на занятии на нее отводится не более 10 мин. Поэтому включение всех видов движений в одно занятие (например, основные дви­жения, элементы танца, танцевальные композиции, игры) не представляется возможным. В начале занятия не более 5 мин дети выполняют основные движения, перестроения, элементы танца. Важно, чтобы эти упражнения были свя­заны с основным содержанием занятия. Например, если на занятии в первом классе глухие дети учатся слушать танцы различного характера, то в начале занятия целесо­образно отработать какой-либо элемент танца — хоровод­ный шаг или галоп, а не маршировать или бегать под му­зыку. Если в танцевальной композиции предусмотрено пе ­рестроение группы, то целесообразно отработать его в на­чале урока.

Разучивание танцевальной композиции занимает не­сколько занятий. На первом занятии ученики знакомятся с новой композицией: учитель называет танец, показывает иллюстрацию, изображающую танец. Перед прослушива­нием музыкального сопровождения к танцу он предлагает детям определить, какая музыка: веселая или грустная (торжественная, спокойная), в каком темпе (быстром, мед­ленном или умеренном), плавная или отрывистая, громкая или тихая, как надо считать и т.п. При предъявлении зада­ний глухим детям (особенно в начале обучения) все слова, характеризующие музыку, написаны на табличках, при­крепленных на доске. После слушания музыки дети отвеча­ют на вопросы учителя, определяя характер и доступные им средства выразительности. Затем учитель выразительно ис­полняет танцевальную композицию. Музыка звучит в грам­записи.

Со второго занятия учащиеся начинают разучивать ком­позицию по отдельным элементам. В одно занятие включа­ется не более двух элементов.

Перед разучиванием движения учитель исполняет музы­кальное сопровождение к танцу, что помогает ученикам настроиться на него. Затем дети определяют характер му­зыки и элементы, важные для согласования движений с му­зыкальным сопровождением.

Учитель показывает движение, объясняет особенности его выполнения.

219

 

Ученики отрабатывают технику движения по подража­нию учителю без музыкального сопровождения или при привлечении «маленького учителя» под музыку. При этом они разучивают движения под счет, соответствую­щий ритму музыки (например, в вальсе под счет «раз, два, три»).

Сначала движения можно выполнять в более медленном темпе, потом обязательно в темпе, соответствующем музы­кальному. Это помогает школьникам ритмично выполнять упражнение под музыку.

Для отработки ритмичного исполнения движения снача­ла можно выполнить под музыку элементарные движения (хлопки), подчеркивая сильную и каждую доли такта, а за­тем самостоятельно исполнить под музыку разучиваемое движение.

На каждом занятии учитель побуждает школьников к выразительному исполнению упражнения в характере музыки. Например, учитель говорит: «Музыка веселая, легкая. Выполняйте движения весело, легко, ритмично».

После разучивания первого и второго движений целесо­образно научить детей исполнять их последовательно. За­тем ученики разучивают третье движение и исполняют под­ряд первое, второе и третье движения. Таким образом, они разучивают композицию до конца. В начале обучения для запоминания последовательности движений целесообразно записать их названия на доске. Например, в композиции «Танец моряков» движения можно назвать следующим об­разом: моряки идут, моряки смотрят в бинокль, моряки тя­нут канат, моряки плывут, моряки сигналят, моряки тан­цуют, моряки уходят.

После того как школьники познакомятся с понятием «вступление», они учатся начинать движение после вступ­ления в соответствующих музыке характере и темпе. Слу­шание вступления помогает детям настроиться, уточнит.!, характер музыки, средства музыкальной выразительности. В начальный период обучения, когда учащиеся затрудня- ются в определении окончания вступления, целесообразно посчитать вместе с ними число тактов в нем. Глухие и сла­бослышащие дети достаточно легко овладевают навыком выполнения движений после вступления, и это помогает им при исполнении танца.

 

220

 

С первых занятий школьники учатся согласовывать свои движения с движениями товарищей. В этом им помогает не только музыка, но и ориентация на хорошо успевающих учеников.

Важно предусмотреть планомерную работу над танцем, время и место специальных упражнений на конкретном за­нятии.

При правильной организации работы дети с нарушени­ями слуха успешно овладевают ритмичным и выразитель­ным исполнением гимнастических и танцевальных дви­жений, несложных гимнастических и танцевальных композиций. Они самостоятельно (без помощи учителя) исполняют танец, ориентируясь на музыкальное сопровож­дение.

Подчеркнем, что глухим и слабослышащим детям нра­вится этот вид исполнительской деятельности, они с удо­вольствием осваивают новые танцы на музыкально-ритми­ческих занятиях и в кружках.

Обучение игре на музыкальных инструментах

Обучение игре на элементарных музыкальных инстру­ментах является одним из разделов программы музыкаль­но-ритмических занятий в специальных школах для глу­хих и слабослышащих детей. Данный вид музыкально-ис- полнительской деятельности способствует развитию у уча­щихся звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха, эмоционального восприятия музыки. Школьники знакомятся с названиями музыкальных инст­рументов, овладевают приемами игры на разных инстру­ментах, учатся исполнять в ансамбле ритмический акком­панемент к музыкальной пьесе или песне на элементарных музыкальных инструментах (например, металлофоне, буб­не, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольни­ках), а также выразительно играть несложные мелодии на фортепиано, ксилофоне, металлофоне, флейтах. При этом учитель в большинстве случаев исполняет ведущую партию на фортепиано.

В процессе обучения игре на элементарных музыкаль­ных инструментах используются звучание игрушек и инструменты:

221

 

игрушки-инструменты или инструменты с нефиксиро­ванным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, трещотки, кастанье­ты, колотушки, музыкальные молоточки, деревянные ложки, колокольчики);

игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки);

игрушки с фиксированной мелодией (органчики, му­зыкальные шкатулки и др.);

игрушки-инструменты или инструменты с диатониче­ским либо хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты, саксофоны, бая­ны, гармоники, губные гармошки, колокольчики, цит­ры, домры, балалайки);

электромузыкальные инструменты.

При подборе репертуара учитель может ориентироваться на соответствующие пособия для работы со слышащими детьми, например «Детский оркестр» Н.А. Ветлугиной.

Обучение глухих школьников младших классов включает следующее: в первом классе, обучаясь аккомпаниро­вать, дети одновременно исполняют только сильную долю та­кта в музыке двух-, трех-, четырехдольного метров в умерен­ном темпе; учащиеся во втором классе обучаются одновременно и поочередно исполнять на разных музыкаль­ных инструментах одинаковый ритмический рисунок; в третьем классе ученики осваивают воспроизведе­ние в аккомпанементе различных ритмических рисунков на разных инструментах. В четвертом и пятом классах ученики аккомпанируют на музыкальных инст­рументах в ансамбле при исполнении учителем на фортепиа­но ведущей партии, а также при декламации детьми песен под музыку; самостоятельно выбирают инструменты, соответст- ш вующие характеру музыки, подбирают подходящий ритмиче­ский аккомпанемент, выражая свое творческое начало в му­зыкально-исполнительской деятельности.

Слабослышащие первоклассники -учатся вое- j принимать на слух и воспроизводить на треугольниках, ложках, маракасах, румбах, бубнах и других элементарных I музыкальных инструментах (под аккомпанемент учителя на фортепиано) несложные ритмы, а также простые по рит­мическому рисунку песни.

222

 

Ученики второго класса исполняют на металло­фонах и других инструментах со звукорядом простые мело­дии, например «Тень-тень-потетень» (музыка Б. Калинни­кова), «Маленькой елочке холодно зимой» (музыка М. Красева), «Во саду ли, в огороде» (русская народная пес­ня), воспринимают и воспроизводят на слух различные рит­мы, в том числе ритмы разучиваемых песен.

В третьем классе эти умения у детей закреп­ляются и совершенствуются; усложняются ритмы, кото­рые ученики определяют на слух, отхлопывают и воспро­изводят на элементарных музыкальных инструментах; кроме того, дети исполняют на музыкальных инструмен­тах ритмический рисунок разучиваемых песен; учатся играть несложные мелодии, например на фортепиано, электрооргане.

В четвертом классе учащиеся исполняют не­сложные мелодии на фортепиано или электрооргане в со­провождении оркестра шумовых инструментов под дири­жирование ученика.

Игра на элементарных музыкальных инструментах в ан­самбле не только способствует развитию у детей с наруше­нием слуха общей ритмичности, возможностей восприятия характера музыки и основных средств музыкальной выра­зительности, но весьма полезна для развития чувства коллективизма, умения согласовывать коллективные действия. Участие в «детском оркестре» является одним из любимых видов музыкально-исполнительской деятельно­сти детей с нарушениями слуха.

4.3. Обучение исполнению песен

На музыкально-ритмических занятиях глухие школьни­ки учатся выразительной декламации песен под музыку. При этом глухие дети не воспроизводят голосом высоту музыкального звука, т.е. не поют. Они говорят текст песни под музыку, точно соблюдая ритмический рисунок и темп мелодии. Выразительность исполнения достигается благо­даря внятной, эмоционально окрашенной речи (в зависимо­сти от характера песни дети говорят спокойно, весело, гру­стно, торжественно), воспроизведению различных динами­ческих оттенков (громко, тихо, негромко, тише, громче),

223

2300238948232353234848

 

выделению логического ударения, изменению темпа в соот­ветствии с характером песни или отдельного куплета, пере­даче определенного характера звуковедения (плавно, отры­висто, легко и т.п.).

Зачем учить глухих школьников декламации песен под музыку, если их исполнение никогда не достигнет красоты и выразительности пения слышащих детей? Отвечая на этот вопрос, подчеркнем, что школьники с тяжелыми на­рушениями слуха учатся декламации песен под музыку не ради исполнительско-концертной деятельности. Да и успе­хи их оценить могут только учителя, родители и одно­классники. Обучение декламации песен под музыку — это еще одно средство совершенствования произносительной стороны речи учеников, ее внятности, интонационной структуры.

Развивающиеся у учеников возможности восприятия му­зыки, осознание ими содержания и смысла слов помогают детям проникнуться ее настроением. Именно характер му­зыки и смысл слов побуждают учащихся к бодрому, энер­гичному исполнению песен-маршей, веселому, легкому — песен танцевального характера (в ритме польки), несколько грустному, немного протяжному исполнению лирических песен, спокойному — колыбельных. Кроме того, при декла­мации сама мелодия, ее выразительные средства диктуют необходимость воспроизведения глухими детьми важней­ших элементов речевой интонации: ученики вслушиваются в мелодию и учатся точно передавать ее ритмическую стру­ктуру, логическое ударение, динамические оттенки и тем ­повые изменения, говорить плавно или отрывисто. Раз- i| витие у школьников восприятия звуковысотной линии мелодии (звуки идут вверх или вниз; звуки идут по поряд­ку, скачут, звучат на одном месте), необходимость передачи при декламации кульминации в песне, логического ударения во фразе, связанных в музыке с изменением высо­ты и силы звуков-, побуждают детей к определенным моду­ляциям голоса. Это важно, ибо развитие голосовых модуля• ций необходимо для более естественного звучания речи глухих детей. Обучение декламации песен способствует также совершенствованию дикции: дети учатся внятно и четко воспроизводить слова песни, стремясь наиболее полно реализовать свои возможности в произношении.

224

 

Декламация песен под музыку содействует также разви­тию восприятия музыки. В процессе разучивания песен учащиеся постоянно обращаются к анализу музыки. Они определяют ее характер, форму произведения (запев, при­пев), манеру звуковедения (плавно, отрывисто), анализиру­ют звуковысотную и ритмическую структуру мелодии, динамические оттенки, темповые изменения. Все это, без сомнения, обогащает слуховые впечатления глухих учащихся о музыке. Разнообразная тематика песен спо­собствует развитию кругозора учеников, обогащению их словарного запаса новой лексикой.

Основным содержанием работы является обучение уча­щихся выразительной декламации песен в ансамбле под аккомпанемент учителя. Дети обучаются декламировать свободно, без напряжения. Этому способствует целенапра­вленная работа по развитию речевого дыхания. У детей формируется естественный вдох (спокойный, бесшумный, без поднимания плеч, через рот и нос) и глубокий выдох. При выработке правильного дыхания внимание детей обра­щается на движение брюшной стенки. При выборе упраж-^ нений, песен, попевок следует исходить из программных требований по развитию речевого дыхания, увеличивая ко­личество слогов, произносимых на одном выдохе (от 4—5 в подготовительном классе до 10—12 в третьем).

Например, в первоначальный период обучения целесооб­разно разучивать русские народные мелодии типа «Заинь­ка», прибаутки типа «Ладушки», песенки-попевки типа «Кошка» (музыка А. Александрова), «Паровоз» (музыка В. Красевой), «Барабанщик» (музыка Е. Тиличеевой), со­стоящие из коротких музыкальных фраз. В дальнейшем следует стремиться использовать репертуар, соответствую­щий возрасту учащихся.

Важное значение придается работе над силой голоса. Не следует добиваться от детей громкого исполнения. Это может привести к возникновению различных дефектов голоса, так как под действием слишком сильного напряжения воздуха края голосовых связок приходят в беспорядочное, негармо­ничное колебание. Целесообразно использовать умеренные динамические оттенки. В подготовительном и первом клас­сах школьники исполняют песни (попевки) негромко; во втором классе декламируют разные по характеру куплеты


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 69; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!