ГЛАВА 5 Музыкальные занятия в воспитании и обучении детей дошкольного возраста с нарушениями слуха



Вопросы для размышления

Считаете ли вы, что музыку и пение надо исполь­зовать в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения слуха, с первых месяцев жизни? Объясните свою точку зрения.

Какие виды деятельности, связанные с музыкой, целесообразно использовать в работе с глухими и слабослышащими детьми дошкольного возраста?

В чем особенности формирования различных ви­дов деятельности, связанных с музыкой, у детей с нарушениями слуха дошкольного возраста по сравнению со школьниками?

Прочитайте главу и сопоставьте свою точку зрения с мнением специалистов.

5.1. Задачи и организация коррекционно-развивающей работы с использованием музыки

В настоящее время разработаны методики раннего (с пер­вых месяцев жизни) выявления нарушений слуха у детей, проведения комплексной медико-психолого-педагогиче­ской коррекционно-развивающей работы с ребенком с момента обнаружения нарушения слуха (Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, 1995).

Музыка и пение должны сопровождать жизнь малыша, имеющего нарушения слуха, как и слышащего ребенка. При восприятии веселой музыки (с помощью индивидуаль-

16*

243

 

ных слуховых аппаратов) у детей в ответ на эмоциональную реакцию взрослых возникает радостное оживление.

Родители побуждают малыша к «приплясыванию» и хлопкам при слушании плясовой музыки, к спокойному, плавному покачиванию туловищем при слушании спокой­ной, напевной музыки (например, колыбельной). Жела­тельно, чтобы при пении взрослые держали ребенка на ру­ках, двигались с ним в ритме музыки.

В коррекционной работе с детьми младенческого и ран­него возраста широко используются музыкальные игрушки и элементарные музыкальные инструменты (барабан, бу­бен, дудка, гармошка, металлофон, шарманка). Малыши учатся дифференцировать звучание музыкальных игру­шек (например, барабана и гармошки), определять распо­ложение источника звука (справа, слева, сзади, спереди) при постоянно увеличивающемся расстоянии, различать темп (быстрый и медленный), низкие и высокие звуки, плясовую музыку и колыбельную песню. На втором году жизни у ребенка благодаря целенаправленной рабо­те формируется условная двигательная реакция на музы­кальное звучание или пение: музыка звучит — ребенок вы­полняет определенные движения или «поет», т.е. имеются определенные голосовые реакции; музыки нет — не выпол­няет движения,, молчит; развивается эмоциональная отзыв­чивость на музыку (Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская, 1995).

В процессе воспитания и обучения детей с нарушениями слуха преддошкольного и дошкольного возраста (с 1,5—2 до 7 лет) важное значение придается коррекционно-разви­вающей работе с использованием музыкальных средств. В действующих программах для специальных детских са­дов выделен раздел «Музыкальное воспитание» (Програм­мы для специальных дошкольных учреждений. Воспита­ние и обучение глухих детей дошкольного возраста, 1991; Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста, 1991).

Использование музыки в воспитании и обучении глухих и слабослышащих детей содействует их более полноценно­му развитию.

Основные задачи музыкальных занятий включают кор­рекцию и компенсацию недостатков развития детей с нару-

244

 

шениями слуха. Проводится целенаправленная работа по развитию слухового восприятия детей, формированию пра­вильных, ритмичных и координированных движений, осу­ществляется вокально-интонационное развитие голоса и ритмико-интонационной структуры речи. Важное значе­ние придается эстетическому воспитанию детей, развитию их речи, памяти, воли, воображения, активизации познава­тельной активности.

Музыкальные занятия в специальных детских садах для глухих и слабослышащих детей проводятся дифференциро­ванно в зависимости от возможностей восприятия детьми музыки. В первоначальный период выявляют детей, вос­принимающих полный диапазон октав, и детей, восприни­мающих ограниченный диапазон октав фортепиано.

На музыкальных занятиях глухие дети воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппа­ратов в режиме, рекомендованном для постоянного ноше­ния. Слуховые аппараты применяются в электромагнитном поле, получаемом с помощью индукционной установки (при этом режим усиления на аппаратах уточняется), а так­же вне поля. Отметим, что занятия могут проводиться в ус­ловиях различной беспроводной аппаратуры, имеющейся в детском саду (например, использующей радиопринцип).

Слабослышащие дети с I и II степенью тугоухости по классификации JI.B. Неймана воспринимают, как правило, полный диапазон звуков фортепиано. Поэтому им в извест­ной мере доступно целостное восприятие музыки без помо­щи звукоусиливающей аппаратуры. Однако использование индивидуальных слуховых аппаратов в процессе формиро­вания восприятия музыки помогает в развитии слуховых и особенно вокально-речевых реакций детей (Г.В. Коротко- ва, 1991).

Организация работы музыкального работника предпола­гает использование фронтальных и индивидуальных форм обучения.

Фронтальные занятия служат основной формой обуче­ния и проводятся с учетом индивидуального подхода к раз­витию детей. На индивидуальных занятиях закрепляются и совершенствуются умения, полученные детьми на фрон­тальных занятиях. График работы составляется из расчета 6 учебных часов в неделю на каждую возрастную группу.

245

 

Учебное время распределяется на занятиях следующим об­разом:

проведение фронтальных музыкальных занятий два раза в неделю продолжительностью по 25—30 мин для преддошкольной, младшей и средней групп, по 30—35 мин для старшей и подготовительной групп;

проведение индивидуальных музыкальных занятий продолжительностью по 10—12 мин один раз в неделю на каждого ребенка;

проведение «часа отдыха» (досугов, утренников) один раз в месяц продолжительностью по 20—35 мин в каж­дой возрастной группе (объединяются младшая группа со средней, а старшая с подготовительной для совмест­ных занятий);

участие в физкультурных занятиях (проводятся и пла­нируются воспитателем) два раза в неделю в каждой возрастной группе.

Музыкальные фронтальные занятия, досуги, утренники планирует и проводит музыкальный работник. Фронтальные занятия по группам (в дневные часы) и подгруппам (в утрен­ние часы) проводятся с участием воспитателя, который помо­гает в организации и коррекции движений под музыку, дает речевой образец для сопряженного проговаривания в упраж­нениях для развития голоса и ритмодекламациях, осуществ­ляет показ табличек во время звучания музыки.

Участие музыкального работника в физкультурных за­нятиях предполагает прежде всего исполнение музыкаль­ного сопровождения при выполнении детьми двигательных упражнений, а также оказание помощи при коррекции дви­жений, выполняемых малышами индивидуально.

Основные разделы работы на музыкальных занятиях включают развитие эмоционального восприятия музыки, формирование слухового восприятия, обучение движениям под музыку и ориентировке в пространстве, развитие голо­са, ритмическую стимуляцию и хоровую декламацию.

В младшем дошкольном возрасте все виды деятельности, связанные с музыкой, выступают в тес­ной взаимосвязи, и их трудно разграничить между собой. Например, слушание может сопровождаться движениями, движения — вокализациями. Постепенно происходит более четкое вычленение видов музыкальной деятельности.

246

 

В первоначальный период обучения выявляется музы­кально-слуховой диапазон каждого ребенка с учетом состо­яния его слуховой функции, особенностей слухопротезиро­вания, уровня развития слухового восприятия речи и нере­чевых звучаний на начало обучения в специальном детском саду, акустических возможностей помещения.

Проверка восприятия звуков фортепиано проводится с помощью выработки у ребенка условной двигательной ре­акции на звучание фортепиано сначала в условиях, когда он видит исполнение музыки педагогом и слушает музыку, а затем в условиях, исключающих зрительное восприятие клавиатуры и пианиста. Ребенок учится выполнять элемен­тарные движения (хлопки, притопы, качание куклы) под музыку. Педагог учит малыша ждать начала музыкального звучания, начинать и заканчивать движение в соответствии со звучанием музыки. Для этого перерыв в звучании музы­ки, а также продолжительность музыкального фрагмента постоянно меняются.

Обследование глухих детей осуществляется при исполь­зовании индивидуальных слуховых аппаратов в режиме, определенном для постоянного ношения. Возможности вос­приятия музыки слабослышащими детьми проверяются как при использовании индивидуальных слуховых аппара­тов, так и без них. По возможности исключается воспри­ятие музыкального звучания через вибрацию пола (под но­ги ребенку можно подложить коврик).

В процессе обследования уточняется расстояние, на кото­ром ребенок четко реагирует на музыкальное звучание при восприятии его на слух; проверяется восприятие музыки различных регистров фортепиано (средний, высокий, низ­кий) и отдельных звуков во всем диапазоне регистров. Под­черкнем, что выявленное в первоначальный период обуче­ния расстояние не является постоянным. В ходе специаль­ной работы оно может быть увеличено. Проверяется также, слышит ли ребенок тихую музыку и не возникает ли у него неприятных ощущений при звучании громкой музыки. В соответствии с полученными данными режим работы слу­ховых аппаратов может быть уточнен совместно врачом- сурдологом и сурдопедагогом.

Коррекционная работа с использованием музыкальных средств базируется на развитии восприятия музыки.

247

 

На музыкальных занятиях формирование восприятия музыки осуществляется на полисенсорной основе с использо­ванием специальных упражнений по развитию восприятия музыки только на слух. Сначала дети слушают музыку, на­блюдая за движениями рук играющего на фортепиано педа­гога, его эмоциями. При восприятии детьми музыки на слух необходимо исключить зрительную опору на движения рук (головы, корпуса) исполнителя с помощью экрана-ширмы. При ошибочных реакциях ширма должна легко отодвигать­ся, чтобы возвратить детей к прослушиванию музыки в ус­ловиях, когда они видят ее исполнение педагогом.

В дошкольном возрасте особенно важно формирование у детей с нарушениями слуха эмоциональной отзывчиво­сти на музыку, развитие сенсорной основы ее восприятия. Основу обучения составляет целенаправленное вслушивание в музыку, различение, узнавание и распознавание контра­стных музыкальных звучаний (поэтапное формирование восприятия элементов музыки, ее характера проводится аналогично обучению младших школьников).

Один из основных методических приемов развития вос­приятия музыки у дошкольников с нарушениями слуха — двигательное моделирование музыкальных структур, пе­редача в выразительных движениях характера музыки. Для контрастных музыкальных звучаний выбираются разные движения. По показу воспитателя, а затем самостоятельно дети выполняют под музыку двигательные упражнения. При выборе движений учитывается, что правильное их выполнение не должно затруднять детей, отвлекать их от целенаправленного вслушивания в музыку.

В процессе обучения используется также прием соотнесе­ния музыкальных звуков с определенным образом: напри­мер, низкие звуки — идет медведь, высокие — летит птич­ка. Кроме того, элементы музыки моделируются с помощью условных знаков, например: дети машут красным платоч­ком, слушая громкую музыку, синим — тихую.

Важное значение имеет выразительное исполнение му­зыки педагогом. Недопустимы искажения музыки произ­вольными задержками, замедлениями, преувеличенными динамическими контрастами, паузами. Фрагменты из му­зыкальных произведений должны быть законченными по форме.

248

 

Работа по развитию движений во всех возрастных груп­пах проходит с учетом требований по физическому воспита­нию. У детей целенаправленно формируются правильные и выразительные движения, соответствующие характеру музыки.

Знакомство детей с двигательным упражнением всегда соединено с музыкой: музыкальный руководитель испол­няет музыку, а воспитатель демонстрирует движения, выполняя их правильно, выразительно, эмоционально и ритмично. Словесные пояснения, сопровождающие по­каз, краткие, четкие, соответствуют уровню речевого раз­вития детей.

Дошкольники овладевают правильным и выразитель­ным исполнением движений в процессе неоднократных по­вторений. Следует добиваться осмысленной работы детьми над движениями с помощью четких заданий, показа пра­вильного выполнения, создания у воспитанников положи­тельного эмоционального настроя. Выученные движения используются в различных плясках, музыкально-двига- тельных играх. Детей старшего возраста побуждают само­стоятельно составлять танцевальные композиции из известных им движений.

В процессе обучения используются основные движения, гимнастические упражнения (с предметами и без предме­тов), элементарные танцевальные движения, несложные пляски и танцы, хороводы, музыкально-двигательные иг­ры, имитационные движения из области сюжетной драма­тизации.

Приведем примеры плясок, музыкально-двигательных игр, элементов подражательных движений.

Пляски для детей младшей группы

1. Музыкальное сопровождение — русская народная песня. Дети, встав с воспитателем в круг, под музыку выполняют простейшие плясо­вые движения: повороты кистями, топание одной ногой, притопывание ногами поочередно, пружинные полуприседания, кружение, выставле­ние ноги на пятку, прыжки на двух ногах. Каждое плясовое движение воспитатель исполняет на один куплет песни. Можно исполнять танец с платочками. В этом случае воспитатель также использует их в пляске.

249

 

2. Музыкальное сопровождение — русская народная песня. Дети встают в пары. Первая часть музыки звучит громко — дети, держась за руки, спокойно идут друг за другом по кругу. Вторая часть музыки звучит тихо — дети опускают руки, поворачиваются друг к другу ли­цом и на месте весело топают поочередно двумя ногами (руки на по­ясе, дети смотрят друг на друга). С началом первой части движения повторяются.

Пляска для детей средней группы

Музыкальное сопровождение — русская народная мелодия двухча­стной формы: первая часть медленная, вторая — быстрая. На первую часть мальчики встают со стульчиков, ходят «важным» шагом (руки держат за спиной), меняя направление. На вторую часть девочки вста­ют со стульчиков и легко, быстро, на носочках бегут к мальчикам, по­махивая платочками, мальчики хлопают. Первая часть (вариация) — дети медленно кружатся в парах, взявшись за руки, вторая часть (ва­риация) — девочки выполняют притопы на месте, помахивая платоч­ком, мальчики хлопают, первая часть (вариация) — дети медленно кру­жатся в парах, взявшись за руки, вторая часть (вариация) — мальчики выполняют полуприсядку, девочки хлопают. Первая часть (вариа­ция) — дети перестраиваются в круг и идут хороводным шагом, с окончанием музыки останавливаются, пляска завершается покло­ном, лицом в центр круга.

Танцы для старшей и подготовительной групп

Танец «Летка-енка». Дети встают друг за другом, держа друг друга за пояс. Сначала делают прыжок на правой ноге с одновременным вы­брасыванием левой Ноги вперед, затем прыжок на двух ногах. Движе­ния повторяют два раза. Затем выполняют те же движения, но с левой ноги и делают прыжок на двух ногах вперед, затем прыжок назад. Дела­ют три прыжка с продвижением вперед. Далее все движения повторя­ются.

Танец снежинок. Музыкальное сопровождение — «Танец снежинок» М. Красева.

Дети держат в каждой руке по снежинке — пушистому шарику из ва­ты на ниточке. Все стоят по кругу левым плечом к центру, рассчитавшись на первые и вторые номера. При звучании первой части пьесы дети лег­ко, на носках, бегут по кругу, то держа снежинки перед собой, то отводя их в стороны, то приподнимая вверх, следя глазами за их полетом (так­ты 1—2). На такты 3—4 они медленно поворачиваются через правое плечо, делая на месте маленькие шаги на носках и поднимая высоко снежинки. Затем снова бегут вперед и кружатся на месте. Во второй ча­сти пьесы дети останавливаются и широким взмахом раскачивают сне­жинки: первые номера вправо, вторые — влево, затем в противополож­ном направлении (такты 1—2), кружатся, подняв снежинки вверх (такты 3—4). Все движения повторяются еще раз. Вновь проигрывается первая

250

 

часть пьесы — повторяются те же движения, что вначале. На заключи­тельную часть учащиеся плавно кружатся на носках, постепенно расши­ряя круг. На такты 1—2 несколько снежинок сбегаются к центру. Они мяг­ко опускаются на колено и остаются неподвижными до конца музыки. На такты 3—4 к ним присоединяются еще несколько снежинок. Остальные продолжают медленно кружиться, постепенно приближаясь к центру и опускаясь на колено.

Примеры подражательных движений

Образы птиц. Дети бегают легким (летящим) бегом, руки-крылья разведены в стороны. Следует обращать внимание учеников на то, что крылья у птиц мягкие: надо мягко выпрямлять локти, не напрягая плечей.

Изображая маленьких птиц, дети прыгают вперед, вбок и кружась на слегка расставленных ногах. Следует обращать внимание детей на то, что птицы прыгают на прямых ногах. Руки-крылья можно сложить за спи­ной ладонями вместе.

Изображая больших птиц, воспитанники плавно машут руками, стоя на месте или во время бега. Чтобы показать, как клюют птицы, дети при­саживаются на корточки или стоят, сложив руки за спиной. Затем накло­няют корпус вперед и имитируют клевание движениями головы.

Исполняя роли петухов, малыши расхаживают важным шагом, подни­мая вперед прямую ногу или согнутую в колене. Энергичный характер «высокого» шага должен меняться: петух, поднимая ногу, плавно ее под­жимает и затем выпрямляет вперед для шага. Это создает важность его походки. Руки можно держать за спиной.

Дети, исполняющие роли цыплят, подражают суетливому, мелкому бегу цыплят. Они отводят согнутые в локтях руки назад или, прижав лок­ти к корпусу и отведя руки в стороны, трясут кистями, чтобы передать трепет крылышек.

Образ зайца. Заяц мягко прыгает на слегка расставленных ногах. Его прыжки отличаются от прыжков птиц тем, что на приземлении колени больше сгибаются, сами прыжки несколько выше. Передние лапки-руки согнуты в локтях, кисти мягко свисают перед грудью.

Пляшет заяц подбоченившись: он двигается как бы в полуприсядку, но ноги поочередно выбрасывает в стороны; он может исполнять разные доступные детям плясовые движения, но с особенной легкостью. Заяц бегает торопливо, откидывая назад лапки; корпус при этом несколько наклоняется вперед.

Веселый заяц держит голову высоко, самодовольно и задорно (как будто у него торчат уши и усы).

Образ медведя. Медведь ходит вперевалку на задних лапах, тяжело подтягивая ноги; колени слегка согнуты, стопы носками внутрь. Корпус несколько откинут назад, голова поднята. Передние лапы-руки, согну­тые в локтях, немного разведены в стороны; кисти свисают мягко, пас-

251

 

сивно. При ходьбе медведь поворачивает голову, как бы принюхиваясь и прислушиваясь к окружающему. В пляске медведь сохраняет характер движений. Он может чуть-чуть с трудом подпрыгивать на одной или двух ногах.

Примеры музыкально-двигательных игр

«Пляска» — для развития способности дошкольников импровизиро­вать плясовые движения в характере музыки, начинать и заканчивать движение в соответствии с музыкой, выполнять перестроение из сво­бодного размещения в колонну.

Дети пляшут под музыку, используя знакомые плясовые движения. С окончанием музыки они бегут на свои места и строятся в две колонны. Выигрывает колонна, которая построилась быстрее. Кроме того, следу­ет учитывать правильность, выразительность, вариативность и ритмич­ность исполняемых движений. При повторении игры продолжительность музыкального фрагмента обязательно меняется.

«Найди игрушку» — для закрепления умений различать громкую и тихую музыку.

Учащиеся свободно располагаются в помещении. Один из них прячет игрушку (в руках за спиной). Водящий, ориентируясь на смену динамики звучания музыки, пытается найти игрушку: тихая музыка — водящий идет не в том направлении, громкая — идет к игрушке правильно, музыки нет — игрушка спрятана у данного ученики.

Работа по развитию голоса, ритмическая стимуляция и хоровая декламация проводятся в тесной связи с работой сурдопедагога с учетом состояния слуховой функции и про­износительной стороны речи детей, программных требова­ний по развитию слухового восприятия и формированию произношения. При отборе речевого материала учитывает­ся также уровень развития речи воспитанников.

На музыкальных занятиях детей побуждают к макси­мальной реализации их произносительных возможностей. Особое внимание уделяется работе над голосом и ритмико- интонационной структурой речи.

Работа по развитию речи строится аналогично с другими занятиями в специальном детском саду, с учетом особенно­стей речевого развития глухих и слабослышащих. На пер­вых годах обучения речевой материал, используемый на музыкальных занятиях, достаточно ограничен: музыка, му­зыки нет, идите, бегите, прыгайте, стойте, слушайте, пойте, поет, говорит, постройтесь, руки так, ноги так, красиво, верно, неверно, барабан, труба, погремушка, бубен,

252

 

елка, Дед Мороз, подарок, праздник, слушайте марш, слу­шайте музыку, играй на барабане (трубе), идите в зал, станьте в круг.

В дальнейшем в процессы целенаправленного обучения словарь детей становится более обширным, включает лек­сику, соответствующую разнообразной музыкально-ритми­ческой деятельности воспитанников.

Приведем примерный речевой материал, используемый в работе со старшими дошкольниками: Какую музыку вы слушали? Сначала мы слушали быструю музыку, а потом медленную (тихую, громкую). Что вы слушали? В песенке музыка плавная (ласковая, грустная). В марше музыка громкая, четкая. В пляске музыка веселая (быстрая, рит­мичная ). Каким голосом поет птичка? Каким голосом мы будем петь? Ты поешь средним (низким, высоким) голосом. Играл на барабане (шагал, плясал, стучал) ритмично (не­ритмично). Покажи, где ударение. Говори с ударением и стучи погремушкой. Маршировал красиво. Постройтесь в колонну (шеренгу, круг). Выполняйте поскоки (галоп). Пляшите польку. Пляска моряков (петрушек ). Смотрите концерт. Полька — веселый танец. Музыка отрывистая, можно танцевать поскоками, галопом. Танцует плавно, движения легкие. Марш громкий, торжественный, дети шагают на праздник. Песня ласковая, нежная, музыка ти­хая, плавная. Поет песню красиво. Говори весело. Выступа­ет оркестр, хор, солисты.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!