Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей 9 страница



181

 

На четвертом и пятом этапах школьники учатся воспрщ нимать музыкальный материал предыдущих занятий тоЛяН ко на Слух. Музыку исполняет учитель. Обучение проводит-1 ся аналогично второму и третьему этапам.

На шестом этапе ученики воспринимают эти же музщ кальные пьесы в грамзаписи. Дети неоднократно слушаю*] пьесы, а затем учатся самостоятельно их узнавать.

На седьмом этапе ученики сразу определяют, какая зву­чит пьеса (без предварительного ее прослушивания).

В процессе обучения дети также учатся самостоятельна определять жанр и характер во впервые услышанной пьеОМ Например, первоклассники научились узнавать и<и| полняемые учителем или в грамзаписи «Марш» С. Про'| кофьева, «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чай' ковского и народную песню «Перепелочка» как пример»»! марша, танца и песни, а также узнавать марши, танпШ и песни разного характера. Они упражняются в самосто«'| тельном определении жанра при слушании новых пьес, В этих пьесах должны быть ярко выражены жанровые при! знаки. Учитель исполняет вальсы, марши, песни, а де'Щ сразу называют жанр этой музыки: марш, танец или песня!

Сначала школьники упражняются в самостоятельном ом ределении жанра в условиях, когда они видят исполнен им учителем музыкальной пьесы, затем определяют жанр мш слух, после этого — в грамзаписи. Музыкальный материал не повторяется: чем больше дети прослушают пьес, тем) j прочнее у них закрепится умение определять жанр усльИ шанной музыки. Вот примерный музыкальный материал!| «Полька» Д. Кабалевского, «Полька» С. Рахманинова,-! «Вальс» Д. Кабалевского, «Вальс» из балета «Золушка* j С. Прокофьева, «Вальс» Шуберта, русская народная плясО™ вая песня «Камаринская», «Марш» JI. Бетховена, «Марш» Д. Кабалевского, «Пусть всегда будет солнце» А. Островско- У го, «Наш край» Д. Кабалевского, «Катюша» М. Блантера.

Аналогично второклассники упражняются в само- j стоятельном определении характера прослушанной пьесы, Сначала они учатся узнавать пьесы разного характера в ус - ловиях ограниченного выбора: две части пьесы JI. Бетховена «Веселая. Грустная», три части пьесы Д. Кабалевского «Три подружки», пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского при выборе из семи. Обучение включает описанные выпи

182

 

семь этапов. Затем дети учатся воспринимать характер |> новой музыкальной пьесе, исполняемой учителем и в грамзаписи. Приведем примерный музыкальный материал: фрагменты пьес из цикла «Времена года» П. Чайковского, «Камаринская» М. Глинки, «Весенние воды» С. Рахманино­ва, «Жаворонок» М. Глинки, «Скворцы прилетели» И. Ду­наевского, пьесы из «Альбома для юношества» Р. Шумана.

В третьем классе дети знакомятся с симфониче­ской сказкой С. Прокофьева «Петя и волк», балетом и опе­рой на сказочный сюжет. Они слушают музыку в грамзапи­си. Поэтому обучение включает только первый, шестой и седьмой этапы работы.

Приведем фрагменты занятий (слушание музыки) по те­ме «Марш—танец—песня — основные музыкальные жан­ры» (1 класс). Напомним, что на музыкально-ритмическом занятии эта работа занимает не более 10 мин.

Занятие 1

Учащиеся слушают фрагмент из «Марша» С. Прокофьева. Затем учи­тель спрашивает: «Что я играла?»

Школьники отвечают: «Марш». Учитель говорит: «Правильно, это марш, потому что удобно идти. Я еще раз сыграю марш, а вы красиво, бодро идите на месте». Ученики выполняют задание.

Затем дети слушают фрагменты танца («Вальс из балета «Спящая красавица» П. Чайковского). Учитель спрашивает: «Что я играла?» Уча­щиеся отвечают: «Танец» (вариант ответа: «Вальс»). Учитель подтвер­ждает: «Правильно, это танец. Танец называется «Вальс». Я сыграю иальс, а вы танцуйте. Придумайте движения сами». Школьники выполня­ют задание. Учитель одобряет детей: «Молодцы. Мне понравилось, как танцевали Наташа, Оля, Игорь. Они танцевали красиво, плавно, в уме­ренном темпе, потому что музыка спокойная, плавная, в умеренном тем­пе. Я еще раз сыграю марш. Послушайте и скажите, какая музыка: бод­рая, спокойная или грустная; какой темп: быстрый, медленный или уме­ренный; музыка громкая, тихая или негромкая».

После слушания учащиеся отвечают на вопросы. Учитель одобряет правильные ответы и прикрепляет на доску картинку, на которой изобра­жены весело идущие дети, таблички с названием жанра (например, марш) и характеристикой музыки. Аналогично дети характеризуют музы­ку танца (вальса).

Занятие 2

Дети неоднократно слушают фрагменты из «Марша» С. Прокофьева и «Вальса» П. Чайковского (видят клавиатуру и исполнителя). Перед каж­дым слушанием учитель сообщает, что школьники будут слушать (марш

183

 

или вальс). После прослушивания фрагментов ученики определяют ха­рактер музыки и музыкальные средства выразительности.

Затем учитель исполняет музыкальные фрагменты в последова­тельности, исключающей догадку, например: марш — вальс — марш — марш. Отвечая на вопрос: «Это марш или вальс?», дети аргументируют ответ, называя характер музыки и музыкальные средства выразитель­ности.

Занятие 3

Школьники закрепляют умения, сформированные на втором занятии. Они один-два раза слушают те же фрагменты из пьес, что и на предыду­щем занятии. Перед слушанием учитель сообщает, какую пьесу он будет исполнять. После того как дети вспомнили музыку, учитель предъявляет музыкальные фрагменты в последовательности, исключающей догадку. Ученики слушают музыку, сидя лицом к пианино. После слушания они на­зывают пьесу.

Занятие 4

Узнавание фрагментов из марша и вальса. Учащиеся слышат и видят исполнение музыкальных фрагментов учителем, который сразу предла­гает: «Слушайте музыку. Скажите, что я играла: марш или вальс?»

Дети слушают и отвечают на вопрос, называя жанр, характер музыки и известные им средства выразительности. Каждую пьесу дети слушают не менее трех раз. Пьесы предъявляются в последовательности, исклю­чающей догадку. (Так же следует исполнять музыкальные фрагменты и на всех следующих занятиях.)

Занятие 5

Школьники учатся воспринимать марш и вальс только на слух (зри­тельное восприятие клавиатуры и исполнителя исключается). Музыкали| ный материал не меняется.

Учитель предлагает послушать марш. После прослушивания дети нш| зывают произведение и поясняют свой ответ: музыка бодрая, в умерен»:! ном темпе, громкая.

Затем учитель предлагает послушать вальс. Учащиеся воспринимаю ! музыку только на слух, после чего аргументируют, что слушали вальс, по> ij тому что музыка спокойная, плавная, в умеренном темпе.

Учитель сообщает: «А теперь я не скажу, что буду играть: марш илй! вальс. Узнайте сами. Отвернитесь!» Дети слушают каждую пьесу не мф! нее двух-трех раз. После прослушивания они каждый поворачиваютш к учителю и отвечают на два вопроса: «Что это: марш или вальс?» и «П<>> чему вы так думаете?» (При ответе на второй вопрос учащиеся хараКТчН ризуют музыку.) Если ученики отвечают неуверенно, то они проверяв!1 себя еще раз: слушают пьесу стоя или сидя лицом к инструменту.

184

 

Занятие 6

Учащиеся сразу определяют на слух марш и вальс при прослушива­нии их в исполнении учителем. Музыкальный материал не меняется.

Занятия 7—8

Первоклассники слушают в грамзаписи фрагменты из «Марша» С. Прокофьева и «Вальса» П. Чайковского. Занятия проводятся анало­гично пятому и шестому.

Занятия 9—16

Эти занятия аналогичны занятиям 1—8. Дети слушают, сравнивают и узнают «Марш» С. Прокофьева и «Песню о школе» Д. Кабалевского. Му­зыка песни характеризуется как спокойная, в умеренном темпе, негром­кая. Учитель исполняет песню, аккомпанируя на фортепиано. Первоклассники еще не знакомы с понятием песенности в музыке, поэ­тому на этом этапе обучения для них песня связана с пением.

На последующих занятиях дети слушают, сравнивают и учатся узна­вать «Вальс» П. Чайковского и «Песню о школе» Д. Кабалевского, затем «Вальс» П. Чайковского, «Песню о школе» Д. Кабалевского и «Марш» С. Прокофьева (при выборе из трех).

Вчетвертых-пятых классах глухие ученики слушают музыкальные произведения (или фрагменты из них), объединенные по тематике, например «Сказки в музы­ке», «Природа в музыке», «Музыка о детях и для детей», «Народная музыка», «Знакомимся с музыкальными инстру­ментами», «Музыкальная жизнь страны: концертные залы, музыка театра, кино». В прослушанных произведениях (или фрагментах) они определяют характер (радостный, груст­ный, торжественный, взволнованный), средства музыкаль­ной выразительности (доступные звуковысотные, темповые, динамические, тембровые отношения). Особое внимание уде­ляется развитию восприятия тембровых отношений при про­слушивании музыкальных произведений в грамзаписи в раз- пом исполнении (фортепиано, скрипка, труба и др.; симфо­нический оркестр, оркестр народных инструментов и т.д.; мужской, женский, детский хор). У учеников закрепляют умения вычленять солирующий голос или инструмент, раз­личать коллективное и сольное, вокальное, вокально-инст­рументальное и инструментальное исполнение.

Важное значение придается развитию представлений учащихся о связи музыки с другими искусствами, их взаи­мосвязи с жизнью. Учащиеся подбирают к прослушанной

185

 

музыке близкие по настроению произведения изобрази тельного искусства, знакомые им фрагменты литературных произведений, чаще стихотворения.

На занятиях в средних классах продолжается ознаком» ление учащихся с авторами и исполнителями музыки. Уче­ники (с помощью учителя, воспитателя) готовят краткие со« общения о музыке и музыкантах на основе статей из журна лов, глав из книг о музыке для детей.

Методикой развития восприятия музыки предусматрива* ется, как и в младших классах, сопоставление фрагменте) из музыкальных произведений или небольших пьес (песе: различного характера в условиях ограниченного выбора ( трех-пяти), узнавание неоднократно прослушанных пы развитие умений проводить элементарный анализ вперв: услышанной музыки (определять ее характер, доступн: средства музыкальной выразительности).

Примерный музыкальный материал включает русские народные песни, например хороводно-игровые («Во поло береза стояла»), плясовые («Из-под дуба, из-под вяза»), трудовые («Дубинушка»), обрядовые («Ты река ль, моя ре» ченька»), городские («Вечерний звон»), произведения классической и современной музыки, например: Р. ГЦед - рин. «Озорные частушки»; К. Сен-Санс. Фрагменты иа сюиты «Карнавал животных»; М. Глинка. «Камарин"! екая»; П. Чайковский. Пьесы из сборника «Времеш» года»; К. Косенко. «Дождик»; А. Алябьев. «Соловей»; Г. Свиридов. «Зима»; Ф. Шуберт. «Форель»; М. Глинка. «Жаворонок»; И. Дунаевский. «Скворцы прилетели»; Д. Кабалевский. «Упрямый братишка»; С. Прокофьев, «Болтунья», «Сказочка»; М. Мусоргский. «Картинки с выставки»; М. Глинка. «Жаворонок»; С. Рахманинов. «Весенние воды»;Р. Шуман. Пьесы из «Альбома для юно­шества»; фрагменты из оперы Н. Римского-Корсакови «Сказка о царе Салтане», балета П. Чайковского «Лебединое озеро», балета С. Прокофьева «Золушка»; песни для детей.

В процессе обучения особое значение придается объясне­нию учителя, которое должно быть содержательным, понятным детям, кратким и эмоциональным. Не надо пере­гружать рассказ или беседу множеством фамилий, собы - тий, которые не имеют принципиального значения для усвоения детьми изучаемой темы. Работа по развитию речи, усвоению терминов на музыкально-ритмических занятиях

186

 

проходит аналогично общеобразовательным урокам в шко­ле для глухих детей.

Рекомендуется пользоваться книгами о музыке для слы­шащих детей с учетом специфики контингента глухих уча­щихся, прежде всего уровня их общего и речевого развития и возможностей восприятия музыки.

Рекомендуем следующие книги: В. Васина-Гроссман «Первая книжка о музыке»; С. Газарян «В мире музыкаль­ных инструментов»; М. Зильберквит «Мир музыки»; Д. Каба­левский «Про трех китов и многое другое», «Как рассказывать детям о музыке»; «Книга о музыке» сост. О. Очаковской, «Беседы об опере» Б. Покровского; сборники: «Ровесники. Бе­седы о музыке для юношества», «Музыканты», «Пионерский музыкальный клуб»; «Книгао русской опере» А. Соловцова; учебники для музыкальных школ «Музыкальная литерату­ра» В. Владимирова, А. Лагутина; «Музыкальная литература зарубежных стран» И. Прохорова; «Советская музыкальная литература» И. Прохорова, Г. Скудина; «Русская музыкаль­ная литература» Э. Смирнова.

Отметим, что работа по одной теме может проходить в те­чение учебной четверти. Желательно, чтобы знакомство с музыкальным произведением, его автором, предполагаю­щее определенную беседу, проводилось в заключительной части занятия (не более 15 мин). В дальнейшем работа по развитию восприятия музыки по данной теме, включающая обучение различению и опознаванию на слух фрагментов произведений в условиях ограниченного выбора, может проводиться в любой части музыкально-ритмического заня­тия и занимать не более 10 мин.

Желательно, чтобы тематически слушание музыки было связано с материалом по мелодекламации. Например, одно­временно при слушании музыки по теме «Природа в музы­ке» можно разучить с детьми песню «Осень» (музыка Ц. Кюи, стихи А. Плещеева) или русскую народную песню «Как на тоненький ледок»; при знакомстве с творчеством В. Моцарта — разучить его песню «Колыбельная», Л. Бет­ховена «Сурок».

Приведем примерные беседы и рассказы о музыке по те­ме «Природа в музыке».1

1 Здесь представлен примерный текст бесед, который можно уточнить в зави­симости от уровня общего и речевого развития учащихся. Предлагаемый музы­кальный материал следует также рассматривать как примерный.

187

 

Материал рассчитан на несколько занятий. По данной тб| ме ученики знакомятся с пьесами П.И. Чайковского из алы бома «Временагода».

Учитель предлагает:

— «Ребята, посмотрите на портрет и вспомните фамилию композите1 ра. Да. Это Петр Ильич Чайковский. Он очень любил природу и написа/ альбом «Времена года».

Сборник «Времена года» состоит из 12 пьес, по числу месяцев в году (Назовите все месяцы года.) А теперь давайте посмотрим альбои* «Времена года» Чайковского. Сколько здесь пьес? Да, 12. Например «Февраль. Масленица». Помните, что такое Масленица? Да, это празд- ник прощания с зимой, встреча весны. «Март. Песня жаворонка». Как bi думаете, почему жаворонка? Правильно, жаворонок — птица, котор: прилетает к нам весной. «Апрель. Подснежник». Почему такое название' Правильно, в апреле появляются первые цветы — подснежники. Пото! мы познакомимся со всеми пьесами из альбома. К каждой пьесе есть не» большой эпиграф — часть стихотворения. Посмотрите ноты. Какую пье­су вы хотите послушать? После прослушивания скажите: какая музыка?

А теперь давайте посмотрим картины.

Перед детьми репродукции картин, например: Г.Г. Нисский «Подмо­сковье. Февраль», И. Левитан «Вечерний звон», «Весна. Большая вода», A.M. Грицай «Подснежник», И.И. Бродский «Опавшие листья», А.А. Ива­нов «Ветка»... Учитель обсуждает с детьми, какое время года изображе­но на картинах, и главное — какое настроение передают картины.

Дети слушают пьесу «Октябрь. Осенняя песнь». Учитель ее не называ­ет. После прослушивания дети характеризуют музыку (музыка печальная, грустная, плавная, медленная, похожа на песню) и определяют время го­да. Затем они выбирают картину, в которой передано осеннее настрое­ние, например «Опавшие листья» И. Бродского. После этого учитель, предлагает еще раз послушать музыку, а вечером — нарисовать соответ­ствующий рисунок и вспомнить стихотворение об осени.

На последующих занятиях надо обязательно рассмотреть рисунки детей, проанализировать, кто точнее передал настроение музыки, каки­ми изобразительными средствами (содержанием картины, красками и др.). Дети снова слушают музыку, а затем читают стихи об осени, со­ответствующие характеру музыки. Учитель отмечает наиболее вырази­тельное чтение.

На следующих занятиях дети читают эпиграф к музыкальной пьесе: Осень... Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят.

Учитель уточняет, почему автор написал «бедный сад».

После этого можно снова послушать музыку и исполнить музыкально- ритмическую импровизацию с листьями. Учитель и дети отмечают луч­ших исполнителей и обосновывают свой выбор.

Аналогично дети знакомятся с другими пьесами, например «Декабрь. Святки», «Апрель. Подснежник», «Июнь. Баркарола». При выборе пьес

188

 

учитываются возможности глухих детей в восприятии музыки: они долж­ны отличаться по характеру, доступным учащимся средствам вырази­тельности. Дети могут сначала различать пьесы при выборе из двух, а за­тем при выборе из четырех.

Сегодня послушаем знакомую музыку. Это «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. Чайковского. Какие другие произведения из «Дет­ского альбома» вы слушали?

Мы говорили, что Чайковский очень любил природу. Послушайте пье­су и скажите, какая музыка? Правильно, музыка звучит высоко, негром­ко, похожа на пение птички.

Мы снова слушаем знакомую музыку. — «Полет шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Послушайте музыку. Ее звуки похожи на жужжание шмеля. Давайте вспомним, когда в опере зву­чит эта музыка. Правильно, когда Царевна-Лебедь превращает царевича Гвидона в шмеля. (В процессе рассказа используются иллюстрации, ко­торые напоминают детям содержание сказки.) Какое настроение пере­дает музыка? Радостное. Почему? Потому что скоро шмель — царевич Гвидон увидит отца. Композитор изобразил в музыке полет шмеля и вы­разил радостное чувство.

А теперь я не скажу, какой будет звучать фрагмент: «Полет шмеля» или «Песня жаворонка». Послушайте и скажите сами.

По теме «Природа в музыке» рекомендуем познакомить учеников с вокальной музыкой, о природе. Учитель может кратко рассказать, о чем песня.

Слушая музыку в разном исполнении, дети определяют ее характер и средства музыкальной выразительности. Они учатся различать на слух песни разного характера или части одной песни (запев—припев), разли­чать инструментальное, вокальное и вокально-инструментальное испол­нение, узнавать хоровое и сольное пение, голоса певцов (мужской—жен­ский), знакомятся со звучанием оркестра народных инструментов. Широко используются народная музыка и песни современных компози­торов, а также музыка русских и зарубежных композиторов, например «Соловей» А.А. Алябьева, «Форель» Ф. Шуберта, «Жаворонок» М.И. Глин­ки, «Весенние воды» С.В. Рахманинова.

Работа над темой «Музыка о детях и для детей» начинается с уже известной ученикам музыки — пьесы «Три подружки» Д.Б. Кабалевского.

Давайте вспомним знакомую музыку. Композитор Д. Кабалевский — пьеса «Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка»). (Перед детьми знакомая иллюстрация из материала второго класса.) Я не скажу, про ка-

189

 

кую девочку рассказал композитор. Послушайте и узнайте сами. Скажи­те, какая музыка.

Ученики слушают также пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского, музыку из «Пер Гюнта» Грига, пьесы из сборника «Танцы кукол» Д. Шос­таковича, «Картинки с выставки» М. Мусоргского и др.

Сегодня мы вспомним другую знакомую музыку композитора... (перед детьми портрет, они сами называют Петра Ильича Чайковского).

Да, музыку композитора П.И. Чайковского. Помните, мы слушали пье­сы из «Детского альбома». Какие пьесы мы слушали?

Я вам не скажу, какая пьеса — «Болезнь куклы» или «Новая кукла». Послушайте и узнайте сами. В альбоме есть еще одна пьеса про куклу. Она называется «Похороны куклы». После болезни старая кукла умерла. Послушайте музыку и скажите, на что похожа музыка: на марш или на песню. Правильно, на марш. Медленный, грустный похоронный марш.

А теперь слушайте и сами скажите, как называется пьеса.

Учитель исполняет пьесы (фрагменты) в последовательности, исклю­чающей догадку. Ученики слушают музыку, характеризуют ее, называют пьесы.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 86; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!