Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей 6 страница



е)       под медленную музыку неторопливое поднимание на носки и опус< кание на всю стопу, не перенося тяжесть тела на пятки; под быструю му4\ зыку и.п. — руки на поясе, правая нога выставлена на носок, пятка не­много развернута в сторону левой ноги; опорная нога не сгибается, кор­пус в сторону работающей ноги не поворачивается, тяжесть тела на опорной ноге; быстрые удары носком об пол;

ж)      под медленную музыку хороводный шаг — элемент русского тан­ца; под быструю музыку: топающий шаг на всей стопе (и.п. — дети стоя» в кругу лицом друг к другу), движения исполняются с небольшим продви- жением к центру; ноги ставятся на всю стопу с легким акцентом, почти нй отделяясь от пола (но не шаркая), колени присогнуты, корпус держится! прямо, голова приподнята, руки на поясе кулачками (у девочек скрещо»! ны у груди); шаг на всей стопе можно заменить кружением на месте, прИ; этом ноги держатся вместе.

Целесообразно использовать игру «Возьми игрушку». Игрушки рая|| ложить по кругу (на одну меньше, чем число детей). Звучит медленнЩ музыка — дети движутся хороводным шагом по кругу, большему по дййш метру, чем тот, который образован игрушками; быстрая музыка — дети' кружатся на месте топающим шагом; музыки нет — дети должны быстра взять игрушку; тот, кому игрушка не досталась, выбывает из игры. ЗатоМ учитель убирает еще одну игрушку, и игра продолжается. Музыкальный материал и перерывы в звучании чередуются в случайной последовш! тельности, чтобы дети вслушивались в музыку. Например, быстрая музш ка—музыки нет, медленная музыка—музыки нет, быстрая музыка—мед* ленная музыка—музыки нет.

Примерное музыкальное сопровождение на занятиях 2—5: медленшМ музыка — «Экоссез» Ф. Шуберта, «Мелодия» Т. Вилькорейской, «Варили • ции на тему русской народной песни «Выйду ль я на реченьку» В. Иванни> кова (тема); быстрая музыка — «Контрданс» Л. Бетховена, славянская иАи родная песня «Наше поле», русская народная мелодия «Полянка».

Г II

156

 

Занятие 6

Слушая музыку, ученики видят клавиатуру фортепиано и учителя, ис­полняющего музыку. Учитель предлагает учащимся: «Сядьте удобно. Бу­дете слушать музыку. Слушайте быструю музыку». После прослушивания он спрашивает: «Какая музыка?» Школьники отвечают: «Быстрая музы­ка». Аналогично они знакомятся со звучанием медленной музыки. Затем учитель дает задание: «А теперь узнайте сами, какая музыка: быстрая или медленная?» После прослушивания музыки в разном темпе — быст­ром или медленном — дети отвечают на вопрос.

Здесь и далее музыкальный материал предъявляется в последова­тельности, исключающей догадку: быстрая музыка—медленная—мед­ленная—быстрая—быстрая—медленная (восприятие клавиатуры и пиа­ниста исключено). После каждого прослушивания дети определяют темп музыки. Если учащиеся ошибаются, учитель предлагает им: «Проверьте себя. Придумайте сами движения под музыку». Ученики выполняют зада­ние. На занятии учитель использует фрагменты из «Польки» М. Глинки и «Адажио» Д. Штельбельта.

Занятие 7

Слушая музыку, ученики сидят лицом к фортепиано и видят клавиату­ру. Учитель исполняет те же пьесы, что и на занятии 6. После слушания музыкальных фрагментов ученики самостоятельно словесно определя­ют темп. Проверка ответов осуществляется с помощью моделирования учащимися темповых отношений движениями.

Занятие 8

Определение темповых отношений при слушании новых пьес (учени­ки видят пианиста и клавиатуру фортепиано).

Учитель исполняет новые музыкальные произведения. Ученики сразу отвечают на его вопрос: «Какая музыка: быстрая или медленная?»

Занятие 9

Учитель предлагает ученикам: «Слушайте быструю музыку. Отверни- н;сь». Он исполняет фрагмент из «Польки» М. Глинки и задает вопрос: «Какая музыка?» Учащиеся отвечают: «Быстрая музыка». Затем учитель дает задание: «Слушайте медленную музыку. Отвернитесь». Он исполня­ет фрагмент из «Адажио» Д. Штельбельта. Школьники говорят, что музы­ка медленная.

Учитель дает следующее задание: «Сначала будет медленная музыка, .1 потом быстрая. Слушайте и выполняйте движения руками. Отверни- н:сь». После выполнения школьниками задания учитель предлагает: ■Слушайте. Узнайте сами, какая музыка: быстрая или медленная. Отвер­нитесь». Ученики неоднократно слушают фрагменты из тех же музыкаль­ных пьес и отвечают на вопросы учителя.

157

 

Занятие 10

Школьники сразу самостоятельно определяют темп музыки на слух, неоднократно слушая фрагменты из музыкальных пьес занятия 9. При проверке ответов учащиеся видят исполнение музыки учителем и моде-" лируют темповые отношения элементарными движениями рук (напри-1 мер, хлопками).

Занятие 11

Учащиеся воспринимают на слух фрагменты из 4—6 пьес (примерный материал дан в занятиях 2—5) и каждый раз самостоятельно определяют! темп: быстрый или медленный.

Учитель исполняет музыку на фортепиано. Зрительное восприятие учениками клавиатуры и пианиста исключается.

При проверке ответов учащиеся видят исполнение музыкальной пье­сы учителем.

Занятия 12—14

Дети учатся определять темпы при слушании музыки в грамзаписи, Методика обучения определению быстрого и медленного темпов при слушании музыки, а также музыкальный материал аналогичны занятиям! 9-11.

Обучение восприятию метрических соотношений

Дети сначала моделируют движениями сильную и каж­дую доли такта в музыке двухдольного метра, затем — в му­зыке трехдольного и четырехдольного метров. После этого они учатся различать метрические отношения: в первом классе при выборе из двух (двух- и трехдольный метры, на­пример польку и вальс), во втором классе при выборе из трех (двух-, трех- и четырехдольный метры, например польку, вальс и марш).

Наибольшую трудность представляет начальный период обучения, во время которого дети учатся воспринимать от­ношения акцентных звуков (более громких) и неакцентных (более тихих).

Приведем примеры занятий, в ходе которых у учеников формируются эти умения при слушании музыки двухдоль­ного метра в умеренном темпе. На занятиях 1—13 дети ви­дят исполнение музыки учителем, с 14-го занятия зритель­ное восприятие клавиатуры и пианиста исключается, уче­ники воспринимают музыку на слух.

158

 

Занятие 1

Знакомство с метрической пульсацией в музыке двухдольного метра. Используется материал с четким и простым ритмическим рисунком, пье-

ы обязательно начинаются с сильной доли, например русские народные песни «Полянка», «На горе-то калина», «Заинька».

Учитель предлагает школьникам: «Будем хлопать громко и тихо». Он 1ромко хлопает, широко разводя руки, и говорит: «Я хлопаю громко». Пое­но этого хлопает тихо, почти не разводя руки, и сообщает: «Я хлопаю тихо».

Затем учитель дает школьникам задание: «Будем хлопать вместе 1ромко и тихо». Они выполняют хлопки, подражая учителю, и говорят:

Громко, тихо, громко, тихо...»

Далее учитель предлагает: «А теперь послушайте музыку. В музыке авуки неодинаковые. Вы тоже услышите звуки громкие и тихие». Он ис­полняет музыкальный фрагмент в двухдольном метре, немного подчер­кивая сильную долю. При повторном исполнении можно пояснить: •Громко—тихо, громко—тихо, раз—два, раз—два...» Потом учитель ком­ментирует: «Я считаю: раз-два. В музыке раз — громко, два — тихо...» — И дает задание: «Будем исполнять вместе. Я буду играть веселый танец, п вы хлопать: раз-два, раз-два. Раз — громко, два — тихо». Следует об­ратить внимание учеников на то, что на счет «раз» руки широко разводить не надо (они должны успевать хлопать под музыку ритмично). Дети слу­шают музыку, видят исполнение учителя и хлопают, подчеркивая более интенсивным хлопком сильную долю такта.

При проведении первых упражнений учителю целесообразно под­строить темп своего исполнения под темп движений учеников. Это помо­жет им осознать совмещение хлопков с метрическим акцентом в музыке. II дальнейшем музыкальный материал исполняется в точном соответст­вии с нотным обозначением.

Занятие 2

Моделирование хлопками каждой доли такта в музыке двухдольного метра плясового характера.

Ученики слушают музыку и отвечают на вопросы учителя о ее характе­ре, темпе, метрической структуре. Они говорят, что музыка веселая, в умеренном темпе, считать надо на «раз-два».

При выполнении хлопков под музыку учитель постоянно напоминает детям, что звучит веселый танец. Ученики отрабатывают не только рит­мичность движений под музыку, но и выразительность их выполнения. Этому способствуют показ движений учителем и его соответствующие пояснения.

Занятия 3—4

Моделирование хлопками сильной доли такта в музыке двухдольного метра.

Учитель сообщает школьникам: «Будем хлопать только на «раз» (громко), на «два» (тихо) опустите руки». Они упражняются три-четыре

159

 

раза под счет учителя без музыки. Хлопки выполняют в умеренном! темпе. Затем учатся фиксировать хлопком сильную долю такта под: музыку двухдольного метра (например, русскую народную мелодию «Полянка»).

Занятие 5

Моделирование сильной и каждой долей такта в музыке двухдольно­го метра танцевальными движениями.

Сначала дети моделируют каждую долю такта движениями ног под музыку двухдольного метра. На «раз» — выставить правую ногу на носок, | на «два» — приставить к левой, на «раз» — левую ногу на носок, ни «два» — приставить к правой. Затем ученики моделируют движениями ног только сильную долю такта. На «раз» — выставить правую ногу на но­сок, на «два» — держать. Повторить то же левой ногой.

Занятие 6

Разучивание топающего шага в сторону (элемент русской пляски).

На «раз» и на «два» каждого такта сделать небольшой шаг вправо. Не! «и» левую ногу приставить к правой с легким акцентом. Корпус не пово-! рачивать в сторону движения. Затем повторить топающий шаг в левую сторону.

Ученики выполняют задание учителя: «Будете слушать музыку, стоя II две шеренги, лицом друг к другу». При выполнении движений пары рас­ходятся, но продолжают смотреть друг на друга.

Занятие 8

Ритмичное выполнение легких поскоков на месте с одной ноги на дру ­гую под музыку польки. Свободная нога слегка согнута в колене, невыссн ко поднимается вперед. По окончании музыки учащиеся останавливают ­ся прыжком на обе ноги. Девочки держатся рукой за юбочку, у мальчиков руки на поясе. При повторении упражнения руки свободными махами двигаются одна вперед, другая назад.

Занятие 9

Выполнение тех же движений, но с продвижением по кругу. Отрабв! тываются ритмичность и выразительность исполнения.

Занятие 10

Исполнение учащимися ритмического аккомпанемента на деревян­ных ложках к русской народной мелодии «Полянка». Сначала все учениц ки исполняют на ложках только сильную долю такта, затем каждую долю такта. После этого дети разделяются на две группы: одновременно од­на группа исполняет каждую долю такта на ложках, а другая — только сильную.

160

 

Занятия 11—13

Обучение дирижированию по двухдольной схеме. Учитель сообщает школьникам: «Будете учиться дирижировать. Сначала будем дирижиро­вать без музыки». Дети отрабатывают технику дирижирования, подражая учителю, под счет «раз, два». После этого они учатся дирижировать под музыку.

Занятие 14

Дирижирование по двухдольной схеме при восприятии музыки на слух (дети стоят спиной к фортепиано).

Сначала дети дирижируют под музыку двухдольного метра, видя кла­виатуру и пианиста. После этого они учатся дирижировать, воспринимая музыку на слух. Не следует прекращать исполнение музыки, если дети на­чали выполнять движение рукой неритмично. Некоторые школьники, осо­бенно в самом начале работы, постепенно входят в ритм и, вслушиваясь, начинают правильно воспроизводить метрическую пульсацию. Если уча­щиеся все-таки затрудняются в выполнении упражнения на слух, надо еще раз повторить его (повернувшись лицом к фортепиано). Затем вновь дети учатся дирижировать не видя учителя (встав спиной к фортепиано).

Занятия 15—18

Школьники учатся ритмично исполнять танцевальные движения, ра­зученные на предыдущих занятиях, при восприятии музыки на слух.

Обучение восприятию ритмических соотношений

В начале обучения школьники овладевают восприятием на слух простых ритмов, исполняемых учителем на фортепиано.

Занятие 1

Школьники учатся моделировать движениями простейшие ритмы, от­хлопывая их.

Сначала учитель показывает детям таблички с записью ритмов и ис­полняет их на фортепиано (на одной клавише в первой октаве). Школьни­ки учатся воспроизводить хлопками ритмы, ориентируясь на их графиче­ское изображение на табличках и подражая учителю. После этого они уп­ражняются в самостоятельном воспроизведении хлопками простых рит­мов, ориентируясь на табличку и восприятие музыкальных звуков, испол­няемых учителем на фортепиано. Затем дети воспроизводят ритм хлоп­ками и речью (например, произнося слогосочетание лапала...).

Занятие 2

Дети учатся узнавать ритмы музыкальных звуков, исполняемых учите­лем на фортепиано. Данные ритмы они слушали на занятии 1. В помощь ученикам используется графическое изображение ритмов на табличках.

11 -3506

161

 

Каждый ритм предъявляется не менее трех раз в случайной последо»; вательности. Ученики смотрят на клавиатуру фортепиано, слушают рит­мы и показывают табличку с записью соответствующего ритмического рисунка. Затем под музыку они снова отхлопывают ритм и воспроизво-;

дят его речью (например, произнося слогосочетание папапа...).

'

Занятие 3

Школьники сразу самостоятельно узнают ритмы, предъявляемые в случайной последовательности. При этом они видят клавиатуру форте­пиано, слушают музыкальные звуки и, указав на табличку с изображени­ем ритма, воспроизводят его речью и хлопками.

Занятие 4

Дети учатся воспринимать данные ритмы на слух (стоя спиной к фортепиано). Учитель показывает табличку с записью первого ритма и предлагает им послушать ее. Ученики воспринимают ритм на слух. Затем они слушают второй ритм. После этого ученики самостоятельно узнают на

слух данные ритмы и каждый раз воспроизводят их речью и хлопками.

.

Занятие 5

Ученики сразу узнают на слух данные ритмы и воспроизводят их ре-! чью и хлопками.

Аналогично ученики овладевают восприятием на слух других ритмов: | сначала при выборе из двух, а затем из трех-четырех.

После этого дети учатся узнавать на слух фрагменты детских и народ­ных песен, народных прибауток с разным ритмическим рисунком при вы­боре из двух-трех.

Приведем примеры занятий, на которых дети обучаются узнавать фрагменты из прибауток «Зайчик, мой зайчик» и | «Петушок, петушок».

Занятие 1

Учитель исполняет на фортепиано фрагменты мелодий прибауток и поет: «Зайчик, мой зайчик», затем «Петушок, петушок». Дети смотрят на учителя и слушают. После этого они учатся соотносить услышанный ритм каждой мелодии с его графическим изображением на табличке:

Зай-чик, мой зай-чик. Пе-ту-шок, пе-ту-шок.

Дети воспроизводят ритмический рисунок под музыку сначала хлоп­ками, а затем хлопками и речью (говорят слогосочетаниями папапа...).

Занятие 2

Ученики воспроизводят под музыку ритмический рисунок каждого фрагмента сначала хлопками и речью (на слог па), а затем говорят под

162

 

музыку слова прибауток, точно передавая в речи ритм данного фрагмен­та мелодии.

После этого ученики упражняются в узнавании музыкальных фраг­ментов, исполняемых учителем на фортепиано. Они видят клавиатуру фортепиано, таблички с записью ритмического рисунка мелодии и назы­вают фрагмент. При проверке ответов дети говорят слова под музыку, точно соблюдая ритмический рисунок мелодии.

Занятие 3

Ученики самостоятельно узнают фрагменты из прибауток. Учитель исполняет мелодии на фортепиано. Дети видят клавиатуру, таблички с записью ритмов мелодий и называют фрагменты.

Занятие 4

Дети воспринимают предлагаемые фрагменты только на слух (зри­тельное восприятие клавиатуры исключается) и называют их.

При проверке ответов они говорят слова под музыку, воспроизводя ритмический рисунок мелодий.

В содержание работы включается также обучение детей узнаванию фрагментов выученных песен с разным ритми­ческим рисунком (при выборе из 3—5). В приведенном при­мере школьники слушают фрагменты из детских песен: «Елочка» М. Красева («Маленькой елочке холодно зимой, из лесу елочку взяли мы домой. Бусы повесили, встали в хоро­вод. Весело, весело встретим Новый год»); «Раз, два, три, че­тыре, пять» Н. Потовского («Раз, два, три, четыре, пять, вы­шел зайчик погулять. Вдруг охотник выбегает, прямо в зай­чика стреляет. Пиф! Паф! Не попал! Быстро зайка ускакал»); «Осенняя песенка» Д. Васильева-Буглая («Миновало лето, осень наступила. На полях и в рощах пусто и уныло...»).

Занятие 1

Школьники слушают каждую песню в исполнении учителя. Затем они декламируют под музыку слова этих песен, четко воспроизводя ритми­ческий рисунок мелодий.

Занятие 2

Школьники воспроизводят под музыку ритм каждой песни хлопками и речью (говорят слог па). Они ориентируются на восприятие музыкально­го сопровождения и запись ритмического рисунка мелодий (со словами) на табличках.

Затем учитель предлагает школьникам узнать, какая песня звучит. Он исполняет указанные фрагменты мелодий на фортепиано по два-три

11*

163

 

раза в случайной последовательности. Дети смотрят на клавиатуру фортепиано, слушают музыку, соотносят воспринятое с графическим изображением ритмического рисунка мелодий на табличках и называют песню. При проверке ответов ученики декламируют песню под музыку.

Занятие 3

Ученики слушают мелодии песен в исполнении учителя на фортепиа­но, видят клавиатуру, таблички с записью ритмического рисунка и само­стоятельно называют песни. Как и на предыдущем занятии, при провер­ке ответов они декламируют слова песен под музыку.

Занятие 4

Учитель говорит: «Послушайте песню «Елочка». Отвернитесь». Испол­няет мелодию на фортепиано. После слушания дети называют песню. Затем они слушают мелодии «Осенней песенки» и «Раз, два, три, четыре, пять». Зрительное восприятие клавиатуры исключается. После этого де­ти упражняются в самостоятельном узнавании на слух песенных мело­дий. При проверке ответов, слушая мелодии, ученики видят клавиатуру фортепиано.

Занятие 5

Школьники сразу самостоятельно Называют песни, воспринимая каждую из мелодий не менее двух-трех раз только на слух.

Обучение восприятию высотных соотношений двух звуков в среднем регистре

Занятие 1

Учитель предлагает задание: «Смотрите и слушайте. Вы слышите два одинаковых звука» (табличка «Одинаковые звуки» вывешивается на дос­ку). Он исполняет дважды звук СОЛЬ1 в первой октаве. После этого дети слушают звуки СОЛЬ1, ФА2, исполненные последовательно. Учитель по­ясняет: «Вы слышите два разных звука» (табличка «Разные звуки» выве­шивается на доску). Затем дети слушают пары звуков, исполненные пос­ледовательно, и определяют, одинаковые звуки или разные (видя клави­атуру фортепиано).

Занятие 2

Учитель объясняет школьникам: «Будете слушать звуки, разные по высоте». Он показывает кружки двух цветов и поясняет: «Синий кружок — первый звук, розовый кружок — второй звук». Школьники слушают звуки СОЛЬ', РЕ2, исполняемые последовательно. Учитель выкладывает на до-

1 Здесь и далее цифра над названием ноты обозначает октаву.

164

 

ске кружки в прослушанной последовательности и поясняет: «Второй звук выше».

Учащиеся слушают последовательно исполненные звуки СОЛЬ', ДО1. Учитель говорит: «Второй звук ниже», — и располагает второй кружок ни­же первого. Таблички «Второй звук выше», «Второй звук ниже» также прикрепляются к доске.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!