Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей 3 страница



Вторая фигура: на первый восьмитакт ученики кружатся на месте по­скоками вправо, взявшись за обе руки, делая шесть поскоков и притоп на месте; затем кружатся в обратном направлении и заканчивают прите- пом. На второй восьмитакт они исполняют хлопки, как в первой фигуре. Танец повторяется сначала.

Танец в стиле гавота (музыкальное сопровождение — «Гавот» А. Гла­зунова).

Дети, взявшись попарно за руки, становятся по кругу друг за другом. Соединенные руки выведены вперед; девочка свободной рукой придер­живает край платья, мальчик кладет свободную руку на пояс. На вступле­ние движений нет. Точно исполняя ритмический рисунок мелодии, дети идут мягким, плавным шагом с носка по кр^гу против часовой стрелки. На половинную ноту они останавливаются, повернувшись лицом друг к другу. Тремя маленькими шагами отступают назад и расходятся, сде- лав поклон головой. Мальчик остается на месте, а девочка идет по кругу нправо, переходя к следующему мальчику. Танец заканчивается, когда пары оказываются на первоначальных местах, в прежнем составе.

Приобщение глухих школьников к музыкальной культу­ре во внеклассное время может осуществляться в форме бе­сед о музыке. В младших классах целесообразно познако­мить детей с народными сказками, с музыкальным сопровождением: например, «Курочка ряба» (муз. И. Маги- денко), «Аленушка и лиса» (муз. Ю. Слонова), «Кошкин дом» (муз. В. Золотарева), «Гуси-лебеди» (муз. Т. Попатен- ко), «Муха-Цокотуха» и «Теремок» (муз. М. Красева), и также балетами и операми на сказочные сюжеты: «Лебе­диное озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» (муз. II. Чайковского), «Снегурочка» (муз. Н. Римского-Корса- кова), «Золушка» (муз. С. Прокофьева).

127

 

В средних и старших классах беседы о музыке включают знакомство с классической и современной музыкой, с твор­чеством композиторов-классиков, с современными музы­кальными коллективами и исполнителями и др. Материал для бесед подбирается с учетом возраста и интересов уча­щихся, а также уровня развития словесной речи и возмож­ностей восприятия музыки, используется наглядный мате­риал, письменные таблички.

Содержанием бесед о музыке, связанных с музыкальны­ми сказками, является знакомство детей со сказкой, рабо­та над усвоением ее содержания, обучение различению на слух музыкальных фрагментов. Желательно осуществить постановку фрагментов из сказки или ее целиком, что со­действует развитию творческих способностей детей, ак­терских качеств, пластичности, совершенствованию уст­ной речи (ее восприятия и воспроизведения), слухового восприятия музыки и речи. Работа, связанная с драмати­зацией, полезна для развития у детей с нарушениями слу­ха ритмико-интонационной структуры речи. Свои инсце­нировки дети могут показывать на празднике «В гостях у сказки».

Учитель рассказывает сказку эмоционально и вырази­тельно, показывая учащимся иллюстрации к ней, или инс­ценирует с помощью игрушек бибабо либо вырезанных из бумаги фигурок на фланелеграфе. Музыкальные фрагмен­ты органично вливаются в рассказ учителя. При этом вни­мание детей постоянно привлекается к музыке.

Приведем примерный рассказ по музыкальной сказке «Кот, Петух и Лиса» (музыка В. Герчик) для учащихся пер­вого класса (рассказ сопровождается инсценировкой с по­мощью фигурок).

«Кот, Петух и Лиса»

На столике перед детьми декорации леса, избушки Кота и Петуха и избушки Лисы. Вначале они закрыты для детей. По ходу инсценирования учитель открывает нужную декорацию.

Учитель говорит:

— Ребята, сегодня я вам расскажу музыкальную сказку «Кот, Петух и Лиса». В лесу жили Кот и Петух. Кот вставал рано утром.

Учитель обыгрывает, как Кот просыпается, умывается, льет молоко, берет ружье и идет на охогу. Поясняет: «Кот ушел в лес».

128

 

Петух оставался дома. Он убирал комнату (учитель обыгрывает, как Петух подметает, вытирает с окна пыль), а потом пел песенки. Послу­шайте песню «Петушок поет».

Однажды по лесу бежала Лиса. (Учитель обыгрывает сценку.) Захоте­ла она съесть Петушка. Лиса была хитрая. Она подошла к окошку и запе­ла песенку. Лиса просит Петушка: «Выгляни в окошко». Послушайте пе­сенку Лисы.

Петушок выглянул из окна. Лиса схватила его и убежала. (Учитель обыгрывает сценку.) Послушайте музыку и скажите, как бежит Лиса.

Ученики отвечают: «Музыка быстрая; лиса бежит быстро».

Петушок испугался и закричал. Послушайте жалобную песенку Пе­тушка. Петушок просит Кота спасти его.

Кот услышал и побежал за Лисой. (Учитель обыгрывает сценку.) Кот схватил Петушка и принес домой. (Учитель обыгрывает сценку.)

На следующий день Кот говорит Петушку: «Из окна не выглядывай. Лиса придет и съест тебя». (Учитель обыгрывает сценку.)

Ушел Кот на охоту. А Петушок снова песню запел. Послушайте песню Петушка.

Услышала Лиса песню и прибежала. Лиса хитрая. Она принесла горох и дала Петушку: «Угощайся горохом». (Учитель обыгрывает сценку.)

Петушок выглянул, Лиса схватила его и унесла в лес. (Учитель обыг­рывает сценку.) Петушок испугался и запел песенку. Послушайте песен­ку Петушка.

Кот услышал песенку и побежал за Лисой. Послушайте, какая тревож­ная музыка. Кот боится: вдруг не догонит Лису. Но Кот догнал Лису и при­нес Петушка домой. Кот снова говорит Петушку: «Сиди дома. Из окна не выглядывай. Лиса придет и съест тебя». (Учитель обыгрывает сценку.) Ушел Кот, а Петушок снова начал песенки петь: «Ку-ка-ре-ку...» Прибежа­ла хитрая Лиса и говорит: «Посмотри в окно. Тут пшено есть». (Учитель обыгрывает сценку.) Петушок выглянул. Лиса схватила его и унесла в лес. (Учитель обыгрывает сценку.)

Пришел домой Кот, а Петушка нет. Что делать? И Кот придумал. Надел шляпу с пером, взял гусли и пошел в лес. (Учитель обыгрывает сценку.)

Идет Кот по лесу, песни поет. Послушайте песенку Кота.

Лиса услышала песенку. Интересно ей: «Кто поет?» А посмотреть не может: воду кипятит, Петушка будет варить. Говорит Лиса Петушку: «По­смотри, кто там поет». (Учитель обыгрывает сценку.) Петушок вышел. Кот схватил его и понес домой.

Послушайте музыку и подумайте, на что похожа музыка: на марш, та­нец или песню.

После слушания учитель говорит:

— Правильно, музыка похожа на радостный марш. Кот и Петух идут домой. Они рады.

В процессе рассказывания сказки дети слушают 8—10 музыкальных фрагментов. Часть из них (4-—5) школьники

д-3506 1 29

 

потом учатся узнавать при восприятии только на слух. Эта работа проводится аналогично обучению слушанию музыки на музыкально-ритмических занятиях.

В процессе инсценирования детьми фрагментов, передаю­щих основное содержание сказки, происходит более глубокое осознание литературных образов. Постоянная работа над раз­витием восприятия музыки, разучивание движений под му­зыку в манере персонажей, использование костюмов и деко­раций позволяют глухим детям эмоционально входить в роль, учиться выразительно говорить от имени героев сказки.

В качестве примеров приведем инсценировки некоторых сказок.

Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Теремок» (музыка М. Красева)

На сцене декорация лесной поляны. Стоит теремок.

Звучит «Вступление». На сцену выбегает учейик, исполняющий роль ведущего. Показывая на теремок, он говорит: «Стоит в поле теремок, те­ремок. Он не низок, не высок, не высок».

Звучит музыкальный фрагмент «Выход Лягушки». Под эту музыку ска­чет Лягушка. Увидев теремок, она декламирует под музыку, передавая радостно-удивленную интонацию:

Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка забирается в теремок.

Звучит музыкальный фрагмент «Выход Мышки». Бежит Мышка, видит теремок, удивляется, осматривая его, и исполняет песню быстрее, чем Лягушка, высоким голосом:

Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка (средним по высоте голосом):

Я, Лягушка-квакушка. Ква-а, ква-а, ква-а. А ты кто?

Мышка (высоким голосом):

Я, Мышка-норушка.

Лягушка:

Иди сюда.

130

 

Мышка забирается в теремок.

Звучит музыкальный фрагмент «Выход Петушка». Петушок идет под музыку, гордо держит голову, высоко поднимает ноги, взмахивает крыль­ями. Увидев теремок, декламирует под музыку, не торопясь, с достоин­ством:

Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Я, Лягушка-квакушка.

Я, Мышка-норушка.

А ты кто? {Хором.)

Я, Петушок — золотой гребешок. (Гордо, немного замед­ленно. )

Иди сюда. (Хором.) Петушок входит в теремок.

Звучит музыкальный фрагмент «Выхода Ежа». Под музыку выбегает Ежик, часто перебирая ножками, подбирает шишки. Увидев теремок, по­ет, передавая удивление, некоторую недоверчивость:

Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Я, Лягушка-квакушка.

Я, Мышка-норушка.

Я, Петушок — золотой гребешок.

А ты кто? (Хором.)

Я, колючий Ежик, ни головы, ни ножек. (Говорит весело, игриво.)

Иди сюда. (Хором.) Ежик забирается в теремок.

Звучит фрагмент «Хор и пляска». Под музыку бежит Зайчик, весело прыгает, собирает цветочки. Увидев теремок, весело и беззаботно дек­ламирует песню.

Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Я, Лягушка-квакушка.

Я, Мышка-норушка.

Я, Петушок — золотой гребешок.

Я, колючий Ежик, ни головы, ни ножек.

9*

131

 

А ты кто? (Хором.)

Я, Зайка-побегайка.

Иди сюда. (Хором.) Зайчик забирается в теремок.

Звучит «Выход и песня Медведя». Под музыку идет Медведь, тяжело переваливаясь, собирает малину, лакомится. Увидев теремок, деклами­рует медленно, низким голосом:

Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок. Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Я, Лягушка-квакушка.

Я, Мышка-норушка.

Я, Петушок — золотой гребешок.

Я, колючий Ежик, ни головы, ни ножек.

Я, Зайка-побегайка.

А ты кто? (Хором.)

Я, Мишка косолапый.

Иди сюда. (Хором.)

Медведь полез в теремок и сломал его. Звучит музыка «Дон-дон» (русская народная песня). Испуганные звери разбегаются, плачут. Мед­ведь огорчен, пытается починить теремок. Зверюшки подбегают к те­ремку, помогают поднять его. Вот и починили теремок! Все радостно де­кламируют под музыку:

Вот наш новый теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок. Мы все в теремочке живем. Мы все в невысоком живем. Затем дети пляшут под музыку «Хор и пляска».

Сценки по мотивам сказок «Три медведя», «Одна земляничка»1

«Три медведя»

Действующие лица:

Михаил Иваныч — отец-медведь. Настасья Петровна — мать-медведица. Мишутка — медвежонок. Маша — девочка. Автор.

1 Разработки учителей школы-интерната № 37 Москвы для глухих детей Ю.И. Мартыненко, Т.В. Марушкиной.

132

 

Автор. Одна девочка ушла из дома в лес.

Звучит бодрая музыка, под которую из лесу на поляну выходит Маша. Она собирает ягоды, грибы. Затем характер музыки меняется, она стано­вится тревожной: девочка начинает понимать, что заблудилась, пытает­ся найти дорогу домой, но не находит и выходит к домику, в котором жи­вут медведи.

Автор. Маша пошла в дом. А медведи ушли в лес.

Под медленную музыку из лесу на поляну выходит медведь Михаил Иваныч.

Михаил Иваныч (рычит низким голосам). А-а-а!

Затем на поляну выходит, приплясывая под веселую музыку, медве­дица Настасья Петровна. Остановившись около Михаила Иваныча, зовет Мишутку.

Настасья Петровна^ естественным голосом) .А-а-а..!

Под очень быструю музыку выбегает Мишутка.

М и ш у т к а (кричит тонким голосом). А-а-а..!

Медведи на поляне играют в салки, но сначала Михаил Иваныч гово­рит считалочку. Настасья Петровна водит.

Михаил Иваныч. Тише, мыши, кот на крыше. А котята еще выше!

А в т о р. А в это время Маша в домике медведей пробует еду из раз­ных чашек.

Звучит легкая, медленная музыка. Маша берет большую ложку и про­бует еду из самой большой чашки.

Маша (с огорчением). Невкусно! (Берет среднюю ложку и пробует похлебку из средней чашки). Опять невкусно! (Пробует Мишуткину по­хлебку и говорит радостно, громко.) Ах, как вкусно! (Садится на большой стул, падает с него и говорит тихо с обидой.) Ой, как больно! (Садится на средний стул.) Опять неудобно! (Подходит к маленькому стулу, садится на него и смеется.) Ах, как хорошо!

Маша быстро берет синенькую чашечку, доедает всю похлебку, кача­ется сидя на стуле. Стул ломается, девочка падает, затем поднимает стул и под медленную музыку уходит в спальню. Подходит к большой кровати, ложится.

Маша (громко, огорченно). Неудобно! (Подходит к средней крова­ти и ложится, говорит с раздражением.) Опять неудобно! (Ложится в ма­ленькую кровать, громко, радостно.) Ах, как удобно! (Засыпает.)

Автор. Голодные медведи пришли домой.

Медведи идут под медленную музыку, входят в домик, подходят к столу.

Михаил Иваныч (низким голосом, медленно). А-а-а..! Кто хле­бал из моей чашки? (Рассердившись, отодвигает чашку от себя.)

Настасья Петровна (естественным голосом). А-а-а..! Кто хлебал из моей чашки? (Тоже рассердившись, отодвигает от себя чашку.)

133

 

М и ш у т к а (громко кричит, увидев пустую чашку). А-а-а..! (Плачет.) А-а-а..!

Медведи под медленную музыку подходят к стульям.

Михаил Иваныч. А-а-а..! Кто сидел на моем стуле?

Настасья Петровна. А-а-а..! Кто сидел на моем стуле?

М и ш у т к а. А-а-а..! Кто сидел на моем стуле и сломал его? (Плачет, старшие медведи его успокаивают.)

Автор. Устали медведи, вошли в спальню.

Михаил Иваныч (грозно рычит). А-а-а..! Кто ложился в мою по­стель?

Настасья Петровна (потише, говорит). А-а-а..! Кто ложился в мою постель?

М и ш у т к а (очень громко кричит). А-а-а..! Кто ложился в мою по­стель?

Михаил Иваныч, Настасья Петровна поправляют свои постели. Ми- шутка подходит к своей постели и видит девочку.

М и ш у т к а (громко кричит). Вот она! Держи, держи! Ай-я-яй! Держи!

Под быструю музыку медведи пытаются догнать девочку, которая убегает от них.

Михаил Иваныч. Убежала!

«Одна земляничка»

Действующие лица:

Мама-утка.

Ромашка, Колокольчик, Перышко — утята.

Еж.

Автор.

Автор. Жили-были три утенка: Колокольчик, Ромашка, Перышко. Пошли они гулять.

Под музыку на поляну выходят утята. При музыкальных паузах они произносят «кря-кря-кря», затем расходятся в разные стороны. Вдруг Ромашка находит что-то в траве и зовет других утят. Звучит веселая му­зыка. Колокольчик и Перышко приближаются к Ромашке.

Ромашка (громко). Кря! Кря! Смотрите, земляничка!

Колокольчик (с удивлением). Ах!

П е р ы ш к о. Ой, какая ягода! Моя ягода!

Колокольчик. Нет — моя! Кря!

Ромашка. Я первая нашла. (Настойчиво, громко.) Кря! Кря!

Ромашка берет земляничку, Колокольчик и Перышко хотят отнять. Оби­девшись на Колокольчика и Перышко, Ромашка отворачивается от них.

А в т о р. Из норы выходит старый еж.

Под медленную музыку выходит из норы еж, обходит полянку, увидев утят, подходит к ним.

Е ж (строго, громким голосом). Кто тут шумит?

134

 

Ромашка, Колокольчик, Перышко (испуганные, го­ворят тихим голосом). Это мы.

Перышко. Мы не знаем, как одну ягоду на всех поделить.

Е ж. А мама у вас есть?

Колокольчик. Одна!

Е ж. Ну, что надо сделать с земляничкой?

Ромашка (громко, растерянно). Кря!

Колокольчик (потише, растерянно). Кря!

Перышко (тихо, растерянно). Кря!

Ромашка (громко, радостно). Кря! Надо отнести ее маме!

А в т о р. И пошли утята к маме.

Ромашка. Мама!

Утка-мама. Кря!

Перышко (ласково, тихо). Мамочка!

Утка-мама. Кря!

Колокольчик (ласково, тихо). Мамуля!

Перышко. Угощайся!

Ромашка (тихо, ласково). Это тебе!

Утка-мама. Спасибо, утята!

Утка-мама и утята под музыку уходят с поляны, аза ними идет еж. Они прощаются со зрителями, ласково, радостно говоря: «Кря! Кря! Кря!»

В средних и старших классах рекомендуются беседы «Войдем в мир музыки». У учащихся расширяются и уточ­няются представления о музыке, о музыкальной культуре в целом. Беседы должны быть интересны ученикам, состав­лены с учетом их общего и речевого развития, возможно­стей восприятия музыки. При проведении таких бесед ши­роко используются видеотехника и грамзапись.

Занятие занимает не более 30 минут.

Рассказы сопровождаются прослушиванием музыкаль­ных фрагментов, исполняемых на определенном инструмен­те. В процессе обучения у учеников расширяется кругозор в связи с прослушиванием игры на разных музыкальных инструментах, знакомством с композиторами, исполните­лями, развивается слуховое восприятие музыки (определе­ние характера музыки, средств музыкальной выразитель­ности, различения частей музыкального произведения или небольших музыкальных пьес, музыкальных инструмен­тов.) Желательно, чтобы в обучение были включены фраг­менты из одного и того же произведения в исполнении на разных инструментах или в оркестровом и инструменталь-

135

 

ном исполнении, например из «Балета невылупившихся птенцов» из сборника пьес М. Мусоргского «Картинки с вы­ставки» в исполнении на фортепьяно и симфонического ор­кестра (инструментовка М. Равеля).

Учитель рассказывает, что композитор М. Мусоргский однажды был на выставке художника. На рисунках были изображены избушка на курьих ножках, старый замок, те­лега на больших колесах, маленький гном и другие персо­нажи (иллюстрации). Рисунки понравились композитору, и он решил написать к ним музыку. Так появился сборник пьес для фортепьяно «Картинки с выставки». Одну из пьес дети уже слушали и сегодня еще раз будут слушать — «Ба­лет невылупившихся птенцов» (иллюстрация). «Послу­шайте и скажите, какая музыка», — говорит учитель. Му­зыка исполняется на фортепиано.

«А теперь послушайте эту же пьесу в исполнении симфо­нического оркестра. Сейчас я не скажу, кто исполняет му­зыку: пианист или симфонический оркестр. Послушайте и ответьте сами». Детям предъявляется для слушания один и тот же фрагмент произведения в разном исполнении не­сколько раз в разной последовательности, исключающей догадку. Ученики каждый раз называют исполнителя.

Приведем примеры бесед о музыкальных инструментах.

Беседы по теме «Ударные и духовые инструменты»

Самыми первыми были созданы людьми ударные и духовые инстру­менты (иллюстрация). Ударные инструменты делали из дерева, камней, плодов с косточками внутри, шкуры зверей, а духовые — из стеблей рас­тений, костей животных. А вот струнные инструменты (в России — гусли) (иллюстрация).

Каждый инструмент из группы деревянных духовых (флейта, гобой, кларнет, фагот) имеет свое звучание. Флейта и гобой напоминают сви­рель пастуха. Послушайте звучание флейты и гобоя (Григ, «Утро» из сюи­ты «Пер Понт»), Какая это музыка? Музыка создает настроение покоя, пе­редает красоту раннего утра. Эту музыку исполняет флейта.

Познакомимся с другой частью из сюиты «Пер Гюнт» — «В пещере горного короля». Пер Гюнт попадает в пещеру горного короля (иллюстра­ция). Там живут гномы. Когда слушаешь музыку, представляешь, как идет злой горный король, и становится страшно. Основную мелодию исполня­ют два фагота, виолончели и контрабасы. Я подскажу, когда будет зву­чать фагот. У него низкий звук. В пьесе «В пещере горного короля» он изображает, как тяжело идут гномы.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!