ГЛАВА 3 Музыкально-ритмические занятия в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха
Вопросы для размышления
Согласны ли вы с утверждениями:
музыкально-ритмические занятия содействуют эстетическому и нравственному развитию детей с нарушениями слуха, их более полной социальной адаптации;
на музыкально-ритмических занятиях развиваются творческие способности учеников, важнейшие психические функции;
на музыкально-ритмических занятиях развивается кругозор детей с нарушениями слуха, происходит развитие речи;
обучение восприятию музыки имеет важное значение для развития нарушенной слуховой функции;
использование музыкальных средств содействует развитию произносительной стороны устной речи;
в музыкально-ритмической деятельности у детей с нарушениями сЛуха развиваются правильные, выразительные и ритмичные движения.
Прочитайте главу и сопоставьте свою точку зрения с мнением специалистов.
Задачи и организация музыкально-ритмических занятий
Задачи музыкально-ритмических занятий
Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-корекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на
77
всестороннее развитие учащихся, их социальную адапта цию. На занятиях глухие и слабослышащие школьник учатся воспринимать музыку (с помощью индивидуальны слуховых аппаратов), правильно, выразительно и ритмично исполнять под музыку танцы и гимнастические упражнения, декламировать или петь под музыкальное сопровождение песни, которые разучивают их слышащие сверстники, играют на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле, знакомятся с классической и современной музыкой, композиторами, исполнителями, музыкальными театрами и концертными залами. Тем самым для учащихся расширяются границы познания прекрасного в жизни и искусстве, что важно для приобщения детей с нарушениями слуха к духовной культуре общества.
|
|
Эстетическое развитие глухих и слабослышащих детей — одна из главных задач музыкально-ритмических занятий. Ей подчинен отбор музыкального материала для слушания, танцевального и песенного репертуара, выбор гимнастических упражнений. Эта задача реализуется в методических приемах обучения, в организации занятий (оборудование кабинета, форма одежды учащихся, дидактические пособия, манера общения учителя с учениками и детей между собой).
Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты. Например, при обучении музы- кально-ритмическим движениям ученики не только упражняются в правильном и ритмичном их исполнении, но и стремятся к выразительной и эмоциональной передаче музыкального образа.
|
|
Эстетическое воспитание на музыкально-ритмических занятиях способствует нравственному развитию учащихся. Содержание обучения, методические приемы, используемые на занятиях, предполагают развитие добрых начал в ребенке. Использование преимущественно коллективных форм работы способствует совершенствованию умений учащихся общаться в группе сверстников, соотносить с ними свои интересы.
При проведении занятий большое значение придается расширению кругозора школьников. Они узнают о роли музыки в жизни человека, о ее связи с другими видами искусства; о деятельности композиторов и исполнителей;
78
о народном творчестве; знакомятся с концертными залами и музыкальными театрами, фрагментами из произведений их репертуара. Это требует существенного расширения слона рного запаса, пополнения его новой лексикой.
В деятельности, связанной с музыкой, происходит эмоциональное развитие учащихся, чему способствует слушание музыкальных произведений разного характера. Дети цидят исполнение учителя, слушают музыку и «входят» н ее эмоциональный мир. Огромное значение при этом имеют яркое, темпераментное слово учителя о музыке, его умение заинтересовать детей. Разнообразные эмоции вызывает и исполнение различных по настроению танцев, песен. Особенно ярко дети выражают свои эмоции при инсценировании музыкальных сказок. Проникновению учеников в эмоциональный мир героев помогают осознание литературного содержания сказки, многократное прослушивание музыки, развитие умений передавать образ в выразительных движениях, эмоциональной и внятной устной речи, использование декораций и костюмов.
|
|
Большую роль в эмоциональном развитии учащихся играют дидактические игры, позволяющие в интересной и увлекательной деятельности формировать у детей достаточно сложные умения, связанные с развитием нарушенной слуховой функции. Например, при обучении определять начало и окончание музыки применяется модификация известной игры «Третий лишний»: с началом звучания музыки водящий догоняет третьего лишнего, тот встает впереди пары детей, и игра продолжается.
На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение учеников к творчеству, импровизации, инициативе. Творческое начало у детей с нарушениями слуха может проявляться по-разному: в стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных движений под музыку, составлении композиции из знакомых уже движений, импровизации ритмического аккомпанемента на элементарных музыкальных инструментах, определении выразительных средств для исполнения песни (например, один куплет тише, чем другой), в подборе иллюстраций к прослушанной музыке.
|
|
79
В процессе занятий активизируются умственные способности глухих и слабослышащих учащихся. Восприятие музыки и участие в исполнительских формах деятельности требуют целенаправленного внимания, наблюдательности, сообразительности, развития памяти.
Физическое развитие глухих и слабослышащих детей — одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально-ритмические занятия. У учащихся формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация.
Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц и подвижность суставов. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение глухих и слабослышащих школьников гимнастическим и танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных направлений работы на музыкально-ритмических занятиях.
Развитие слухового восприятия музыки и произносительной стороны речи происходит при одновременном выполнении соответствующих движений. Точность моделирования движениями элементов музыки и речи оказывает принципиальное влияние на успех в обучении. Поэтому развитие двигательных способностей учащихся рассматривается не только как важнейшая цель коррекционной работы, но и как средство, содействующее формированию слуховых и речедвигательных навыков.
Развитие слухового восприятия учащихся имеет важное значение для полноценного развития ребенка, имеющего нарушения слуха. В процессе музыкально-ритмических занятий обогащаются представления детей о звучащем мире, развивается восприятие разнообразной акустической информации — речи, неречевых звучаний, музыки. На занятиях школьники воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. Они учатся вслушиваться в музыку и речь, анализировать и сопоставлять услышанное.
Важнейшей задачей этих занятий является совершенствование произношения учащихся. У них закрепляются и совершенствуются навыки воспроизведения звуковой
80
и ритмико-интонационной структуры речи, развивается речевое дыхание, а также нормальное звучание голоса с необходимыми высотными и динамическими модуляциями. Это способствует достижению более естественного звучания речи, приближению звучания речи детей с нарушениями слуха к речи слышащих. Работа над произношением на музыкально-ритмических занятиях включает закрепление произносительных навыков с применением фонетической ритмики — методического приема, разработанного в поликлинике «SUVAG» (Загреб, Хорватия). На занятиях широко используются различные виды деятельности, сочетающие устную речь и музыку: декламация песен под музыку детьми с тяжелыми нарушениями слуха, пение (в большинстве случаев учениками с I и II степенью тугоухости), инсценирование музыкальных сказок и др. В процессе работы над произносительной стороной речи реализуются основные положения существующей системы обучения произношению глухих и слабослышащих школьников. Обучение проходит в условиях целенаправленного развития слухового восприятия учащихся и базируется на развитии у них слухо-зри- тельно-кинестетической системы.
Только при комплексном учете задач, которые решаются на музыкально-ритмических занятиях, может быть достигнута полная реализация возможностей урока для наиболее полноценного развития глухих и слабослышащих детей, приобщения их к духовной культуре общества, социальной адаптации.
Организация музыкально-ритмических занятий
В настоящее время в соответствии с учебным планом специальных школ для глухих детей музыкально-ритмиче- ские занятия проводятся в подготовительном, с первого по пятый класс: в подготовительном, первом—третьем классах — 3 ч в неделю; в четвертом и пятом — 2 ч в неделю.
Музыкально-ритмические занятия включены также н учебный план обучения умственно отсталых глухих учащихся и глухих детей с задержкой психического развития: но 3 ч в неделю с первого по четвертый класс.
В специальных школах для слабослышащих детей музыкально-ритмические занятия проводят по 2 ч в неделю:
g-3506 81
в I отделении школы для слабослышащих детей занятия ведут с первого по четвертый класс, во II отделении — в подготовительном классе и с первого по четвертый класс.
Музыкально-ритмические занятия включены также в учебный план специальных вспомогательных классов школ для слабослышащих детей: по 2 ч в неделю с 1 по 4 класс.
При организации музыкально-ритмических занятий следует иметь в виду, что они должны быть внесены в общее школьное расписание. При этом надо учитывать нецелесообразность сдвоенных уроков, равномерность распределения занятий в течение учебной недели. Разрешается одновременно с музыкально-ритмическими занятиями проводить индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению, приглашая разных учеников по специально составленному расписанию.
Музыкально-ритмические занятия проводят в кабинете ; площадью не менее 30 м2. По одной из стен монтируются ! балетный станок и зеркало (высотой не менее 1 м 60 см). В кабинете должны быть магнитофон или проигрыватель | с набором необходимых пластинок, видеотека, дидактический материал (портреты композиторов, репродукции, наглядные пособия, музыкальные инструменты, мячи, ленты ; и др.), диапроектор, доска, наборное полотно для табличек, небольшие скамейки или стульчики для детей. Пианино помещают на такое место, чтобы учитель, играя, мог видеть всех детей.
Учащиеся занимаются в эстетичной, легкой и удобной для двигательных упражнений одежде. Например, для девочек — короткая юбочка, футболка, носки, чешки, для мальчиков — шорты, футболка, носки, чешки.
Школьники воспринимают музыку и речь с помощью ин- ' дивидуальных слуховых аппаратов. На занятиях слуховые аппараты детей работают в режиме, определенном для постоянного ношения. В кабинете, оснащенном индукционной петлей, регулятор на верхней панели из положения | «М» (микрофон) переводится в положение «Т» (индукционная катушка) или «МТ»; при этом усиление немного увеличивается с помощью регулятора громкости. Возможно применение другой беспроводной аппаратуры, например использующей радиопринцип.
82
На первых занятиях необходимо проверить, слышит ли ученик с аппаратом музыку, исполняемую негромко (меццо-форте) и тихо (пиано), не вызывает ли у него неприятные ощущения очень громкая музыка, а также выявить носпринимаемый диапазон звуков в разных регистрах фортепиано. Для этого детей учат выполнять несложные движения под музыкальное сопровождение, например хлопки. Ученики слушают музыку, исполняемую негромко, видят играющего на фортепиано учителя и выполняют задание: «Музыка — хлопай. Музыки нет — не хлопай. Опусти руки нниз». Продолжительность музыкального фрагмента и перерыв в звучании непостоянны, что побуждает детей вслушиваться, ждать начала и окончания музыка. После того как учитель убеждается, что школьники справляются с ;)тим заданием, зрительное восприятие детьми клавиатуры И исполнителя исключается. Ученики выполняют то же задание индивидуально. Учитель проверяет слуховое восприятие музыки разной динамики звучания, в разных регистрах. При необходимости (например, неприятные ощущения мри слушании громкой музыки) режим работы аппарата следует уточнить совместно с учителем-дефектологом слухового кабинета и врачом-сурдологом.
К музыкально-ритмическому занятию предъявляются требования, аналогичные требованиям к любому фронтальному уроку в специальных школах для глухих и слабослышащих. Это относится к организации урока, к общему и речевому развитию детей. Особое значение придается реализации дифференцированного подхода к учащимся в зависимости от состояния их слуховой функции, возможностей восприятия на слух речи и основных музыкальных структур, состояния произношения, общего и речевого развития, а также двигательных способностей и других индивидуальных особенностей.
Отметим, что основным способом восприятия речевого материала на музыкально-ритмических занятиях является слухо-зрительное. При этом, как и на других уроках и замятиях, большое внимание уделяется развитию речевого слуха, закреплению произносительных навыков в ходе всего занятия.
6*
83
Функциональные обязанности учителя музыкально-ритмических занятий
Музыкально-ритмические занятия ведет учитель, имеющий сурдопедагогическое образование, а также определенную музыкальную подготовку. Желательно, чтобы педагог умел играть на фортепиано, обязательно владел дирижерской техникой, имел определенную хореографическую подготовку.
В содержание работы учителя музыкально-ритмических занятий входит не только их планирование и проведение, но и участие в подготовке школьных праздников, смотров художественной самодеятельности, концертов учащихся. Это не означает, что музыкально-ритмические занятия превращаются в уроки по разучиванию праздничных выступлений. Более того, при планировании не выделяется ни одного занятия на подготовку внеклассных мероприятий. В течение учебной четверти дети разучивают танцы, песни, инсценируют сказки, а затем часть выученного материала исполняют на праздниках.
Учитель координирует работу по эстетическому воспитанию средствами музыки во внеклассное время в различных кружках. Важно, чтобы во внеклассной работе были реализованы умения и навыки детей, сформированные на музыкально-ритмических занятиях. Кроме того, учитель музыкально-ритмических занятий консультирует педагогов по использованию музыкального материала на уроках чтения, развития речи, изобразительного искусства, на внеклассных занятиях, а также вовлекает родителей в работу с использованием музыкальных средств в школе и семье.
Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!