Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей 4 страница



136

 

шшшш

Послушайте пьесы еще раз. Теперь я не скажу, какая звучит музыка — «В пещере горного короля» или «Утро». Послушайте, узнайте сами. Ска­жите, какая музыка.

Медные духовые инструменты (трубы, тромбоны, валторны, тубы) (иллюстрация) используют при исполнении маршей, особенно военных. Послушайте музыку из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. Как мощно и празднично звучит музыка! Это слава нашей Родине! (Желательно про­читать первые строки.)

Послушайте звучание трубы в симфоническом оркестре (П.И. Чайков­ский, «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро»). (Жела­тельно сначала просмотреть видеоматериал из балета, затем прослу­шать грамзапись. Дети учатся вычленять соло трубы.)

Ударные инструменты: литавры, барабаны (малый и большой), тарел­ки, треугольник, ксилофон, колокольчики (иллюстрация). Литавры — это два медных полушария с натянутой на них кожей. При помощи винтов можно сильнее или слабее натягивать кожу, и от этого меняется высота звука. Тарелки — это два медных диска, которые исполнитель ударяет друг о друга.

Вы помните симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и волк»? Послушайте музыку, в которой вы услышите звучание будто выстрелов на охоте.

Беседы по теме «Струнные инструменты»

К струнным инструментам относят скрипку, альт, виолончель и кон­трабас (иллюстрация). На них можно исполнять сольную музыку, можно играть в ансамбле и симфоническом оркестре. Послушайте ансамбль струнных инструментов (видеозапись).

Желательно, чтобы ученики прослушали фрагменты не менее чем из двух известных произведений разного характера и научились узнавать их на слух.

Вспомните тему Пети из симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Музыку исполняют струнные инструменты. Послушайте и скажите, какая это музыка.

ВоТ симфонический оркестр (иллюстрация). Это... (да, дирижер). В оркестре может быть разное количество струнных инструментов. Пос­лушайте симфонический оркестр. Посмотрите, сколько скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов (видеозапись)...

Это скрипач. Его инструмент называется... скрипка. На ней можно ис­полнять разную музыку: быструю, легкую, певучую, как голос человека.

Ученики слушают фрагменты не менее чем из двух произведений разного характера и учатся различать и узнавать их на слух.

Над созданием этого инструмента трудились многие поколения. На весь мир известно имя замечательного мастера Антонио Страдивари,

137

 

который жил в XVII веке в Италии. (Сколько лет назад? Да, триста лет на­зад, но на его скрипках лучшие скрипачи играют до сих пор.)

Альт похож на скрипку, но немного больше по величине и ниже по зву­чанию. Послушайте, как звучит альт.

Ученики слушают фрагменты не менее чем из двух произведений раз­ного характера и учатся различать и узнавать их на слух.

Звук виолончели певучий, сильный. Послушайте музыку «Адажио» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Вы услышите соло вио- I лончели. Скажите, какая эта музыка?

- i'ti

Желательно использовать сначала видеоматериалы из балета, затем прослушивать грамзапись. Дети учатся вычленять соло виолончели в ор­кестровом звучании.

Контрабас — инструмент самый большой и с самым низким звуча­нием. На нем трудно играть быструю подвижную музыку, звук его не так певуч и красив, как у скрипки. Он чаще звучит в ансамбле.

Беседа по теме «Знакомимся с органом и арфой»

Самый большой из музыкальных инструментов — орган. Он имеет несколько клавиатур для рук и клавиши-педали для ног. Каждой клавише соответствуют несколько десятков труб. Например, орган в городе Рига (иллюстрация) имеет 6768 труб, из которых длина самой большой 10 м, а самой маленькой — 13 мм. Орган Московской консерватории (иллюст­рация) высотой с двухэтажный дом. Орган звучит как огромный оркестр. Послушайте звуки органа («Органная токката» ре-минор Баха. Название произведения детям не сообщается). Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Самым любимым инструментом Баха был орган. Для органа Бах написал много произведений. Послушайте и скажите, какая звучала музыка.

Дети слушают фрагмент произведения.

Арфа — один из древнейших инструментов мира (иллюстрация). Это очень красивый инструмент. Посмотрите на позолоту, инкрустацию на дереве. У нее 45—47 струн разной длины и толщины, натянутых на треугольную раму. Послушайте «Вальс» из балета «Щелкунчик» П.И. Чай­ковского. Вы услышите звучание арфы. (Желательно использовать ви­деоматериалы из балета, затем прослушать грамзапись.) Какая музыка?

Дети учатся вычленять арфу в оркестровом звучании.

Беседы по теме «Фортепиано»

— Все вы хорошо знаете фортепиано (по-другому — пианино). Его называют «царем музыкальных инструментов». Почему? Певцы и хоры

138

 

разучивают и поют песни под аккомпанемент фортепиано. Композиторы, сочиняя музыку для разных инструментов, оркестров, играют ее сначала на фортепиано. Для фортепиано писали музыку все композиторы во всем мире. Пианино было создано не сразу. Сначала, в очень давние времена, был сделан клавикорд, потом клавесин (иллюстрация). В XVIII веке появилось фортепиано. Это клавишно-струнный инструмент. Посмо­трите, как оно устроено. В концертных залах играют не на пианино, а на роялях (иллюстрация).

Ученики слушают фрагменты из известных фортепианных произведе­ний разного характера, учатся различать и узнавать их на слух. Целесо­образно познакомить их с фортепианной музыкой Шопена.

Фредерик Шопен — великий польский композитор, жил в XIX веке. Шопен написал много танцев. Но танцы Шопена слушают'в концертных залах. Это музыка для концертного исполнения. Вы будете слушать тан­цы в исполнении замечательного пианиста... (видеоматериал). Он игра­ет на фортепиано танцы в Большом зале Московской консерватории.

Мазурка — любимый танец поляков. Это танец, который требует большой ловкости (показать исполнение этого танца — видеоматериал). Послушайте «Мазурку» (до-мажор) Шопена. Музыка веселая, подвиж­ная, с четким ритмом, считать на три.

Дети слушают фрагменты мазурки и характеризуют музыку.

А теперь послушайте «Полонез» (Полонез ля-мажор). Полонез — это праздничное шествие. Музыка полонеза торжественная. Полонез любили танцевать на балах. Давайте попробуем слушать музыку и торже­ственно идти парами.

А теперь послушайте «Вальс» (Вальс до-диез-минор). Музыка мягкая, грациозная, плавная, легкая. Возьмите легкие шарфы и плавно, легко кружитесь под музыку вальса.

Послушайте фрагменты из пьес еще раз. А теперь я не скажу, какая пьеса. Послушайте и назовите сами.

Дети учатся различать и узнавать на слух фрагменты из произведе­ний. При знакомстве с фортепианной музыкой целесообразно прослу­шивание фрагментов из Прелюдии № 6 фа-минор и Прелюдии № 4 ре- мажор С. Рахманинова. Дети слушают музыку, характеризуют ее, учатся различать и узнавать на слух фрагменты из этих произведений.

Будем слушать соло фортепиано в симфоническом оркестре. (Звучит концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского, фраг­мент первой части.)

Дети слушают музыку, характеризуют ее, учатся вычленять соло фортепиано в оркестровом звучании.

139

 

По теме «Народная музыка» Дети слушают прежде всего русские на­родные песни. При прослушивании народных хоров в видеозаписи они знакомятся с народными танцами, народными инструментами и оркест­ром народных инструментов.

Приведем пример беседы на тему «Народная музыка».

Вы знаете, что музыку сочиняют... композиторы. Но народные песни сочиняли не композиторы, а простые люди с давних времен. В русских народных песнях рассказывается о радостных событиях в жизни людей (свадьба, сбор урожая), о войнах и победах, о труде народа. Русские лю­ди очень любят народные песни и часто их поют. Есть много народных ве­селых песен, например частушки. Вы, наверное, видели, как мамы, папы на празднике танцуют и весело поют. Поют они частушки. Давайте послу­шаем частушки (видеозапись выступления народного хора).

Народ сочинял и трудовые песни. С этими песнями людям было лег­че работать. Много песен сочинили бурлаки. Посмотрите картину И. Ре­пина «Бурлаки на Волге». Вы видите, какой тяжелый труду бурлаков. Ка­кие бурлаки? (Усталые, измученные.) Да. Тяжелую баржу тянут они вдоль берега. Жарко! Трудно идти по песку! Чтобы одновременно сделать ры­вок и протянуть баржу, нужна была команда. Вот и сочинили люди себе в помощь песню. Сегодня мы будем слушать русскую народную песню «Дубинушка».

В припеве этой песни есть слова: Эй, ухнем! Эй, ухнем! Еще разик, еще раз!

Эти слова были сигналом, для того чтобы вместе сделать рывок или движение.

В песне есть запев и припев. Запев спокойный, как будто идет рас­сказ: «Много песен слыхал я в родной стороне, в них про радость и горе мне пели...». В припеве музыка тоже плавная, но в ней подчеркивается то место, которое служило сигналом для одновременного рывка. Песню исполняют и солисты, и хор. Солист поет запев, хор — припев. Слушайте музыку, поднимите руку, когда услышите хор.

На свадьбах тоже всегда пели песни. Но не всегда песни были весе­лыми. Посмотрите картину В.В. Пукирева «Неравный брак». Видите, мо­лодая девушка выходит замуж за старого, но богатого человека. Как вы думаете: она рада? Правильно, не рада. Послушайте грустную песню. Эту песню поет молодая девушка перед свадьбой. Ей грустно.

(Звучит русская народная песня «Ты ль, река моя, реченька».)

Но сочинял народ и веселые плясовые песни. Послушайте песню «Пойду ль я, выйду ль я». Скажите, какой характер музыки? (Желательно слушать русские народные песни в видеозаписи.)

140

 

Много песен сочинил русский народ о природе. В качестве примера можно привести песни, которые дети учили раньше, например «Во поле береза стояла», а также любые незнакомые ученикам песни разного ха­рактера.

Для слушания используются песни в исполнении хора русской песни. У детей совершенствуются умения определять на слух характер вокаль­ной музыки, они учатся различать на слух пение хора и солистов, муж­ской и женский голоса. Ученики знакомятся с тем, что можно исполнять песни без музыкального сопровождения либо в сопровождении музы­кального инструмента, ансамбля, оркестра. Учатся различать на слух пе­ние без сопровождения и в инструментальном сопровождении.

Важной формой внеклассной музыкальной работы явля­ются кружки песни. Дети знакомятся с песнями, которые поют их слышащие сверстники, учатся выразительно дек­ламировать их под музыку. В процессе обучения у учащих­ся совершенствуются умения выразительной декламации песни под музыку в ансамбле (под управлением учителя) и самостоятельно.

Вот примерный репертуар для младших классов: В. Ка­линников, слова народные: «Тень-тень...»; Д. Кабалевский, слова Б. Заходера: «Дождик песенку поет»; В. Шаинский, слова М. Матусовского: «Вместе весело шагать»; В. Савель­ев, слова М. Пляцковского: «Если добрый ты»; 3. Левина, слова 3. Петровой: «Неваляшки».

В средних и старших классах при подборе репертуара учитываются не только речевые возможности учащихся, их умения воспринимать музыку, но и художественные инте­ресы детей, их предпочтения при выборе песен. Рекоменду­ется в ходе разучивания песен рассказывать ребятам о ком­позиторах-песенниках, поэтах, исполнителях, об истории создания песён.

Обучение школьников исполнению песни в процессе кружковой работы проводится так же, как на музыкально- ритмических занятиях.

Танцы, песни, музыкальные инсценировки сказок деть­ми демонстрируются на общешкольных праздниках. Под­черкнем, что в праздниках обязательно должен принимать участие каждый ребенок, выступая в посильной для себя роли. Подготовка к школьному празднику проходит во вне­урочное время в ходе кружковой работы. На музыкально- ритмических занятиях не выделяется специальное время на подготовку детей к праздникам, хотя отдельные танце-

141

 

вальные номера, песни, стихи, выученные на этих заняти­ях, могут быть включены в праздничные выступления.

Интересный проект досугово-образовательной работы со слабослышащими детьми разработан Е.Е. Голубевой (2001). Ею предлагается организация в специальных шко­лах творческих объединений, включающих детские творче­ские коллективы, кружки, мастерские и клубы, деятель­ность которых связана со сценическим искусством. Таковы, например, кружки и мастерские «Бальные танцы», «На­родные танцы», «Современные танцы», клуб любителей му­зыки «Музыкальная капель», детский оркестр «Веселые нотки», вокальный кружок «Веселые ребята», вокально- инструментальный ансамбль «Ритм», кружок «Художест­венное слово», мастерская моделирования и пошива кон­цертных костюмов «Маскарад», мастерская моделирования и создания прически «Локон». Необходимость комплекс­ной организации работы связана с тем, что каждое выступ­ление требует тщательной совместной подготовки: нужны яркие костюмы, качественный звук, грим, прически, свет, декорации. Во многих случаях наиболее выигрышно смот­рятся совместные выступления вокального и инструмен­тального коллективов, танцевальные группы в сопровожде­нии инструментального ансамбля, солистов, исполняющих песню с танцевальным коллективом.

К эстетическому воспитанию детей с нарушениями слуха необходимо привлекать родителей. Можно посоветовать им прочитать вместе с детьми книги о музыке и музыкантах послушать дома музыку того композитора, о котором ош прочитали. Учитель музыкально-ритмических занятий рассказывает о возможностях ребят в восприятии музыки,, рекомендует для слушания дома музыкальные фрагменты:, объясняет, как надо проводить домашние праздники. Пуст): дома звучит музыка. И пусть родители вместе с детьми тан цуют и поют.

Родителям также надо разъяснить, как готовить детей к посещению музыкальных спектаклей. Например, до про- смотра балета надо прочитать вместе с ребенком либретто, чтобы он понял, кто главные герои и что с ними происходит, По возможности, послушать дома музыку из балета (не- сколько фрагментов), поговорить о ее характере, потрени­ровать ребенка в различении этих фрагментов. На спектак

142

 

ле можно напомнить ему, что звучат музыкальные фраг­менты, которые слушали дома. После посещения спектакля нужно обсудить его, снова послушать музыку.

Целесообразно приглашать семьи учеников на школьные праздники. Родственники увидят, как развивается их ребе­нок, как улучшается его речь. Они станут надежными по­мощниками учителей!

Контрольные вопросы и задания

1.       Проанализируйте программы музыкально-ритмических заня­тий школ для глухих и слабослышащих детей: основные разделы, ус­ложнение требований к учащимся по основным разделам програм­мы.

2.       Проведите анализ просмотренного музыкально-ритмического занятия: какие задачи поставлены на занятии, как учитель реализо­вал эти задачи; каковы структура и организация занятия, учтены ли основные дидактические требования к уроку, какие виды работы ис­пользовал учитель на занятии, как проводилась работа по развитию слухового восприятия и произносительной стороны речи.

3.       Составьте танцевальную композицию для учащихся младших классов.

4.       Составьте танцевальную композицию для учащихся средних классов.

5.       Составьте беседу о музыке с учетом категории учащихся (глу­хие или слабослышащие), года их обучения, уровня общего и речево­го развития, возможностей восприятия музыки.

6.       Выберите песни для разучивания с учащимися старших клас­сов. Объясните свой выбор.

7.       Составьте сценарий праздника для глухих или слабослышащих детей (с учетом их возраста).


 

ГЛАВА 4 Методика обучения восприятию музыки и музыкально-исполнительской деятельности де­тей с нарушениями слуха

Вопросы для размышления

Какие виды музыкально-исполнительской дея­тельности можно использовать в образовательно- коррекционной работе с детьми, имеющими на­рушения слуха?

На основе методики развития музыкально-рит­мических движений у нормально слышащих де­тей предположите, как научить детей с наруше­ниями слуха ритмично и выразительно испол­нять танец под музыку.

Нужно ли учить декламации песен под музыку глухих детей? Почему?

Подумайте, при какой системе работы может быть обеспечено развитие умений игры на эле­ментарных музыкальных инструментах в ан­самбле глухих и слабослышащих детей? Какие музыкальные инструменты целесообразно ис­пользовать в работе с детьми, имеющими нару­шения слуха?

Прочитайте главу и сопоставьте свою точку зрения с мнением специалистов.

Обучение восприятию музыки

Формирование восприятия музыки у детей с нарушения­ми слуха предполагает обучение внимательному слушанию музыкальных произведений, элементарному их анализу (определение характера, доступных средств музыкальной

144

 

выразительности), узнаванию неоднократно прослушан­ных пьес или фрагментов из них. Работа строится на разви­вающихся у детей возможностях слухового восприятия эле­ментов музыки при целенаправленном формировании вос­приятия характера музыкальных пьес.

Содержание и методика развития слухового восприятия элементарных звуковысотных, ритмических, динамических и тембровых отношений в музыке

Развитие у учащихся слухового восприятия музыки на­чинается с обучения определению начала и окончания му­зыкального звучания. В процессе музыкально-ритмиче­ских занятий у младших школьников формируется воспри­ятие следующих музыкальных структур:

динамика звучания (громкая, тихая, негромкая му­зыка);

темп (быстрый, медленный, умеренный);

метр (двух-, трех-, четырехдольный);

части музыкальной пьесы (двух- и трехчастная фор­мы);

характер звуковедения (плавная, отрывистая музыка);

ритмический рисунок мелодии;

звуковысотные соотношения: регистры (высокий, низ­кий, средний), высотные отношения двух звуков в сре­днем регистре (в интервале не менее септимы), поступенный, скачкообразный, восходящий, нисходя­щий звукоряды в среднем регистре, многократное по­вторение одного звука, звуковысотная линия мелодии;

тембровые отношения: сольное, коллективное, вокаль­ное, инструментальное исполнение, певческие голоса, музыкальные инструменты.

В таблице приведена примерная последовательность ра­боты по развитию у глухих школьников восприятия эле­ментов музыки (Е.З. Яхнина, 1997).

1Q—3506

145

 

Таблица

Содержание работы по развитию восприятия элементов музыки глухими учащимися младших классов

Класс Чет­верть Элементы музыки Сенсорные способности
  1 Наличие музыкаль­ Вычленение музыкального звучания:
>s   ного звучания определение начала и окончания зву­
-0 I     чания музыки

А С, Ф t- S со о н

II Динамические от­ Определение динамики звучания:
  ношения громкая и тихая музыка
III Темповые отноше­ Определение темпа: быстрый, уме­
о ct   ния ренный и медленный
о rz IV Динамические и темповые отноше­ния Определение динамических и темпо­вых отношений во впервые услышан­ной музыке
  1 Наличие музыкаль­ Вычленение музыкального звучания:
    ного звучания определение начала и окончания зву­чания музыки
    Динамические от­ Определение динамики звучания:
    ношения громкая и тихая музыка, негромкая музыка
    Темповые отноше­ Определение быстрого, умеренного
    ния и медленного темпа
  II Метрические отно­ Вычленение сильной и каждой доли
    шения такта в музыке; двухдольный метр,

>s -0 CD

    трехдольный метр
III Метрические отно­ Различение двухдольного и трехдоль­
CL 0>   шения ного метра
t=   Характер звукове­дения Регистровые соот­ношения Звуковысотные со­отношения Определение характера звуковеде­ния: плавная и отрывистая музыка Определение низкого, среднего и вы­сокого регистров Определение высотных соотношений двух звуков в среднем регистре (оди­наковые и разные звуки)
  IV Звуковысотные со­отношения Определение поступенного, скачко­образного звукорядов и многократ­ного повторения одного звука (в первой октаве)

146


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!