Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей 8 страница



Класс Чет­верть Содержание работы
    — дедушки и кошки,
    — Пети и кошки,
    — дедушки и волка
  II Продолжение работы над симфонической сказкой «Петя и волк» Различение музыкальных тем: Пети, дедушки, волка и кошки (выбор из четы­рех), утки и птички, Пети, дедушки, волка, кошки, птички, утки (вы­бор из шести).
т   Определение характера музыки и средств музы­
    кальной выразительности, включая тембровые от­
    ношения
  III Знакомство с кратким содержанием оперы на ска­зочный сюжет («Сказка о царе Салтане» Н. Римско- го-Корсакова). Знакомство с некоторыми певче­скими голосами. Узнавание музыкальных фрагмен­тов (выбор из трех—шести). Определение характе­ра и средств музыкальной выразительности, вклю­чая тембровые отношения
  IV Знакомство с кратким содержанием балета на ска­зочный сюжет «Щелкунчик» П. Чайковского. Узна­вание музыкальных фрагментов (выбор из трех— шести). Определение характера музыки и средств музыкальной выразительности, включая тембровые отношения

Музыкальный материал для слушания включает произве­дения классической, современной и народной музыки. В младших классах дети слушают только небольшие пьесы или фрагменты из крупных музыкальных произведений (важно, чтобы эти фрагменты носили законченный характер).

При выборе музыкального материала учитываются как общие требования, предъявляемые к репертуару для уроков музыки в общеобразовательной школе, так и специальные, связанные с особенностями развития нарушенной слуховой функции у глухих школьников.

Каждое музыкальное произведение должно быть худо­жественным, интересным для детей, педагогически целесо­образным (направленным на решение обучающих задач).

173

 

При выборе музыкального материала важно учитывать и то, что восприятие музыки у глухих школьников форми­руется при сопоставлении контрастных звучаний. Дети оп­ределяют сходство и различие выразительных средств, ха­рактера музыки на доступном музыкальном материале.

Приведем несколько примеров.

В первом классе при обучении различению марша и тан­ца целесообразно использовать марш и вальс. Они имеют различные метрические структуры: четную (4/4) — марш и нечетную (3/4) — вальс, поэтому при определенной тре­нировке глухие первоклассники могут различать их на слух. Если как пример танца использовать польку (2/4), то учащимся будет сложнее ориентироваться в метрических отношениях, так как в обоих случаях представлена четная метрическая структура.

При подборе музыкального материала для слушания мар­шей, танцев и песен разного характера следует иметь в виду, что первоклассники не могут узнавать на слух любые марши, танцы и песни. Им под силу выполнить задание только при условии ограниченного выбора — две-три пьесы. Кроме того, при различении пьес дети должны иметь возможность опе­реться на доступные им средства музыкальной выразитель­ности. Например, сопоставляя «Марш деревянных солдати­ков» П. Чайковского, «Марш» С. Прокофьева и «Встречный марш» С. Чернецкого, первоклассники прежде всего услы­шат, что эти произведения в разном темпе и разного характе­ра. Сопоставляя характер музыки и темповые отношения, они научатся узнавать эти марши.

Во втором классе рекомендуется семь пьес из «Детского альбома» П. Чайковского. Учащиеся могут научиться раз­личать «Вальс» и «Марш деревянных солдатиков» прежде всего по жанровым признакам; «Болезнь куклы» и «Новую куклу» — по настроению; «Старинную французскую песен­ку» и «Итальянскую песенку» — по песенному и танцеваль­ному характеру; в «Песне жаворонка» дети услышат звуки высокого регистра (трели поющей птицы). Таким образом, каждая пьеса имеет определенную характеристику, доступ­ную слуховому восприятию учащихся.

В процессе обучения слушанию музыкальных пьес у школьников формируется слушательская культура: не­прерывность внимания, умение дослушивать произведение

174

 

до конца. Нередко, узнав музыку по первым тактам, дети сразу же стремятся ответить. Такую поспешность поощрять не следует.

Иногда ученики невнимательно слушают музыку. В та­ких случаях следует предложить им послушать пьесы еще раз. Одобрение учителем внимательных учеников будет способствовать старанию остальных.

Для развития у учащихся умений слушать музыку ис­пользуются различные методические приемы. Учитель организует внимательное слушание музыки с помощью предварительных вопросов, например: «Послушайте и скажите, какая музыка», «Послушайте и скажите, ка­кой темп музыки: быстрый или медленный», «Послушайте и скажите, какую пьесу я сыграла», «Послушайте и ска­жите, как называется музыка: марш, танец или песня?», «Слушайте внимательно и скажите: одинаковая музыка или разная?», «Почему ты так думаешь?», «Послушайте две пьесы: «Болезнь куклы» и «Новая кукла». Я думаю, вы сразу сами сможете сказать, как называется пьеса, кото­рую вы слушали».

При многократном слушании одних и тех же пьес необ­ходимы вопросы и задания, активизирующие восприятие учащихся. Например, дети слушают «Песню жаворонка» П. Чайковского и говорят, что музыка легкая, быстрая. Учитель предлагает послушать произведение еще раз и оп­ределить, какие звучали звуки: низкие, средние или высо­кие, каким голосом поет жаворонок. При следующем про­слушивании он предлагает определить, как поет птичка (одинаково или нет). Дети отвечают, что жаворонок поет то тихо, то громко, и моделируют руками динамические оттен­ки: громко — руки на колени, тихо — за спину. Учитель по­ясняет: птичка летает то ближе, то дальше.

Необходимо воспитывать у школьников умение аргумен­тировать свои ответы. Дети не должны угадывать. Напри­мер, при различении марша и танца (вальса) ученик перво­го класса говорит: «Это марш, потому что музыка бодрая, в умеренном темпе, громкая, удобно идти» или «Это танец, потому что музыка спокойная, плавная, негромкая, можно танцевать вальс».

Важно побуждать детей к самостоятельному выбору ре­шений. Этому способствует определенный психологиче-

175

 

 

ский настрой в классе, вселяющий в каждого ученика уве­ренность в том, гго при определенном старании он обяза­тельно научится выполнять задание.

Слово учителя является одним из важных методических ; приемов работы. Оно должно быть эмоциональным, лако­ничным, соответствующим уровню речевого развития уча­щихся. Под эмоциональностью следует понимать коммента­рий, раскрывающий прежде всего чувства и настроения, пе­реданные в музыке. Например, при слушании пьес «Новая кукла» и «Болезнь куклы» П. Чайковского учитель переда­ет соответствующие радостные и грустные чувства, тепло | и ласково рассказывает о колыбельной, весело и задорно — о русской пляске. Глухие дети эмоционально настраивают­ся на восприятие характера музыки, откликаясь прежде всего на эмоции, выражаемые учителем.

Пояснения учителя должны быть предельно краткими, раскрывающими прежде всего музыкальный образ. Такой комментарий помогает глухому ученику настроиться на восприятие музыки. Например, знакомя школьников с «Маршем деревянных солдатиков» П. Чайковского, учи­тель говорит: «Идут не настоящие солдаты, а маленькие, ! игрушечные (демонстрирует игрушечных солдатиков). Они ij идут легко, быстро, отрывисто (показывает игрушкой). Му­зыка легкая, быстрая, отрывистая. Послушайте».

Комментарии учителя должны быть понятны глухим, детям. Новые слова, термины, характеризующие музыку, не растолковываются непосредственно перед слушанием. Они усваиваются учащимися в процессе обучения различ- j ным видам деятельности, связанным с музыкой. Например, j с первых занятий, на которых школьники учатся марширо­вать под музыку, им предлагают задание: «Музыка бодрая, веселая, идите бодро», и они отрабатывают именно такой характер ходьбы по подражанию учителю. В дальнейшем, когда учащиеся слушают, например, «Марш» С. Прокофье- j ва, они понимают пояснения учителя о том, что музыка бод­рая. Пониманию учащимися словесного пояснения учителя j содействует также обыгрывание ситуаций с помощью игру­шек или фигурок на фланелеграфе. Например, при работе над музыкальной сказкой «Теремок» учитель показывает, как в теремок идет медведь, и говорит: «Пришел медведь». Затем спрашивает: «Как идет медведь?» Ученики отвечают:

176

 

«Медленно». Учитель подчеркивает движениями игрушки, что медведь идет тяжело, медленно, и говорит: «Медведь идет тяжело, медленно. Послушайте музыку медведя. Му­зыка тоже медленная, тяжелая, звуки низкие».

Словесные пояснения учителя могут носить форму крат­ких рассказов, бесед, пояснений, постановки вопросов.

Приведем пример краткого рассказа перед слушанием второклассниками пьесы Д. Кабалевского «Три подруж­ки». Предварительно учитель заготавливает таблички с но­выми для детей словами: Резвушка, Злюка, Плакса.

— Композитор' и мальчик пошли гулять. Они встретили девочку (де­монстрируется рисунок, на котором изображена Резвушка). Девочка ве­селая. Она резво прыгала, бегала. Мальчик назвал ее Резвушкой. Потом они встретили другую девочку (демонстрируется рисунок, на котором изображена Злюка). Девочка была злая. Игрушки детям не давала. Всех детей прогоняла: «Уходи, уходи!» Мальчик назвал ее Злюкой. Затем они встретили третью девочку (демонстрируется рисунок, на котором изо­бражена Плакса). Девочка все время плакала: «А... а...» «Почему ты пла­чешь?» — спросил мальчик. «Не знаю», — сказала девочка. Мальчик на­звал ее Плаксой. (По ходу рассказа иллюстрации прикрепляются на дос­ку.) Дома мальчик нарисовал девочек, которых встретил (учитель указы­вает на картинки, прикрепленные к доске). Вам нравятся картинки? По­кажите Резвушку, Злюку, Плаксу. (Дети, выполняя задание, читают таб­лички с этими словами и прикрепляют каждую из них над соответствую­щей картинкой.) Композитор сказал: «Я расскажу о девочках в музыке». Послушайте музыку. Вы сами сможете узнать, о какой девочке рассказал композитор.

Школьники слушают и видят исполнение музыки учителем. Они само­стоятельно узнают части пьесы Д. Кабалевского «Три подружки».

Приведем пример беседы о музыке на материале темы «Танцы различного характера».

Учитель. Сегодня мы будем слушать танцы. Какие танцы вы знаете?

Дети. Русский танец.

Учитель. Правильно. Русский танец вам знаком. (Кдоске прикре­пляется иллюстрация, на которой изображены танцующие русскую пля­совую). Послушайте музыку и скажите, какая музыка.

После слушания русской народной песни «Заинька, попляши» диалог продолжается.

Учитель. Какая музыка?

1 Дети знают, что композитор сочиняет музыку. 12-3506

177

 

Дети. Веселая, быстрая, считать на «два».

Учитель. Какие еще танцы вы знаете?

Дети называют танцы, которые они исполняли или видели в чьем-ли­бо исполнении (польку, вальс, народные и современные танцы). Учитель, предвидя, какие танцы назовут ученики, предварительно готовит иллю­страции, таблички и музыкальное сопровождение. После каждого слуша­ния обсуждается характер музыки, известные детям средства музыкаль­ной выразительности (динамика, темп, метр, характер звуковедения).

Затем учитель называет танцы, незнакомые детям, показывает иллюстрации к ним, исполняет музыку, демонстрирует танцевальные движения (звучат два-три танца: мазурка, полонез, танцы в современ­ных ритмах).

Словесные пояснения учителя опираются на наглядные музыкальные примеры, внимание учащихся следует при­влекать к особенностям музыки.

Приведем пример рассказа о симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк».

Рассказ инсценируется с помощью фигурок или сопрово­ждается показом иллюстраций. Музыкальные фрагменты органично вливаются в рассказ.

При знакомстве с содержанием симфонической сказки используется следующее оборудование: портрет С. Про­кофьева, иллюстрации к сказке, наглядные пособия «Сим­фонический оркестр», «Инструменты симфонического оркестра», таблички с новыми словами.

Учитель рассказывает:

Композитор Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк». (Показывает портрет композитора.)

В сказке он рассказал о смелом мальчике Пете, о злом волке, о птич­ке, утке, кошке и охотниках. (Показывает иллюстрации.)

Музыку исполняет симфонический оркестр.

Музыку Пети исполняют две скрипки, альт и виолончель, музыку птич­ки — флейта, утки — гобой, кошки — кларнет, дедушки — фагот, волка — валторны, охотников — литавры и большой барабан.

Рассказ сопровождается показом инструментов на иллюстрациях и чтением детьми их названий по табличкам.

Рано утром Петя пошел гулять. Ему было весело. (Иллюстрация 1.) Послушайте бодрую, веселую музыку Пети. Петя идет приплясывая и по­ет. Покажите, как идет Петя. Слушайте музыку. Музыка бодрая, веселая, похожая на марш, и на танец, и на песню.

178

 

Вдруг он увидел птичку. (Иллюстрация 2.) Птичка была веселой. Она пропела: «Все вокруг спокойно и хорошо». Послушайте легкую, веселую музыку птички. Звуки высокие. Птичка поет легко, весело.

Потом Петя увидел утку. (Иллюстрация 3.) Утка шла переваливаясь. Она была неповоротливая. Покажите, как ходит утка. Правильно: перева­ливается с боку на бок, идет неповоротливо. В музыке слышно, как она крякает. Послушайте.

Вдруг Петя увидел, что по траве крадется кошка. (Иллюстрация 4.) Она захотела съесть птичку. Послушайте музыку кошки. Вы услышите, как мягко идет хитрая кошка. (Учитель демонстрирует походку кошки.) Музыка в низком регистре. Послушайте, как идет хитрая кошка.

Петя крикнул птичке: «Спасайся!» Птичка быстро села на ветку — поэ­тому кошка ее не поймала. (Иллюстрация 5.)

Вышел дедушка. (Иллюстрация 6.) Он сказал Пете: «Зачем ты пошел гулять? Вдруг придет волк?» Послушайте музыку дедушки. Он говорит не быстро, басом.

Дедушка взял Петю за руку и повел домой. «В лес не ходи», — сказал дедушка и запер калитку. (Иллюстрация 7.)

Вдруг из леса вышел огромный серый волк. (Иллюстрация 8.) Музыка звучит «страшно», слышно, как воет волк. Послушайте. Все испугались. Кошка быстро полезла на дерево. Утка стала убегать. Она старалась, бе­жала быстро. (Иллюстрация 9.) Но волк ее поймал и съел.

Волкстал ходить поддеревом. На дереве сидели птичка и кошка. (Ил­люстрация 10.)

Это увидел Петя. (Иллюстрация 11.) Он не испугался. Петя взял веревку, залез на дерево. (Иллюстрация 12.) Петя сказал птичке: «Лети и кружись над волком. (Иллюстрация 13.) Осторожно, чтобы волк тебя не съел».

Птичка полетела. (Иллюстрация 14.) Петя накинул петлю на хвост вол­ка и привязал его кдереву. (Иллюстрация 15.)

Из леса вышли охотники. Они шли и стреляли. (Иллюстрация 16.) Послушайте музыку охотников. Она похожа на марш.

Охотники хотели убить волка. Петя сказал: «Не убивайте волка. Да­вайте отведем его в зоопарк». (Иллюстрация 17.) Слушайте музыку.

Важным методическим приемом, способствующим раз­витию эмоциональной отзывчивости на музыку, осознанию ее характера, является двигательное моделирование музы­кального образа. При самостоятельном выборе и испол­нении движений дети ориентируются на общее настроение музыки, ее темп, динамику, метр, ритм, характер звукове­дения, звуковысотные соотношения. Например, они воспро­изводят в разных движениях образы деревянных солдатиков и бодро идущих детей при слушании «Марша деревянных солдатиков» П. Чайковского и «Марша» С. Прокофьева. Учащиеся импровизируют движения при слушании пье-

12*

179

 

сы Д. Кабалевского «Три подружки», передавая характер музыки. Они копируют повадки, походку, передают в дни» жениях характер животных при слушании фрагментов и(| музыкальных сказок.

При обучении слушанию музыкальных произведений широко используется иллюстративный материал:

книжные иллюстрации (к сказке «Щелкунчик» Гоф­мана, «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина);

рисунки (к пьесе Д. Кабалевского «Три подружки» изображения трех девочек — Резвушки, Злюки, Пли- ксы);

иллюстрации из журналов (различные танцы, хоры, оркестры, изображения музыкальных театров);

игрушки, бибабо, фланелеграф с картинками;

репродукции;

слайды, фотографии;

учебные наглядные пособия («Инструменты симфони- ческого оркестра»).

Использование иллюстративного материала помогае'| заинтересовать детей, настроить их на восприятие музыки определенного характера.

Полезно использовать видеотехнику с записью музыкаль­ных спектаклей (балетов, опер), концертов, кинофильмов и др. Это содействует более глубокому пониманию детьми ее держания музыкального спектакля, более эмоциональному восприятию ими музыки, прочувствованию атмосферы теат­ра, концертного зала, ознакомлению учащихся с ведущими отечественными и зарубежными исполнителями.

Обучение слушанию музыки, различению и узнаванию музыкальных пьес предполагает условия ограниченного выбора. Система работы состоит из нескольких этапов, ка­ждый из которых включает число занятий, необходимых для прочного усвоения материала учащимися (Е.З. Яхни­на, 1997).

На первом этапе дети знакомятся с музыкальными пье­сами, которые будут учиться узнавать.       J|;

Школьники видят их исполнение учителем, слушают пьесу (или фрагмент ее), словесно определяют характер му­зыки, доступные им средства выразительности.

Целесообразно побуждать учащихся к самостоятельной характеристике услышанного. Этому способствует поста-

180

 

новка учителем соответствующих вопросов типа: «Какая музыка: веселая, грустная или спокойная?», «Какой темп: быстрый, медленный или умеренный?» Если дети затруд­няются самостоятельно рассказать о характере музыки, учитель использует таблички с соответствующей термино­логией.

На первом этапе обучения учитель использует методиче­ские приемы целенаправленного прослушивания музыки, ответы на вопросы, беседу, краткий рассказ, пояснение, двигательное моделирование музыкального образа, приме­няет иллюстрации.

На втором этапе школьники не менее двух раз прослу­шивают каждую пьесу. Название пьесы им сообщает учитель: «Слушайте марш», «Слушайте танец». Слушая музыку, дети видят исполнение музыкального произве­дения учителем. После прослушивания они словесно опре­деляют характер музыки и средства музыкальной вырази­тельности.

Таблички с названиями пьес и иллюстрации к ним учи­тель прикрепляет на доску. После ответов учащихся таб­лички с соответствующей терминологией, характеризую­щей музыку, также прикрепляются на доску.

Затем школьники учатся самостоятельно узнавать музы­кальные пьесы (примерная инструкция учителя: «Я не ска­жу, что буду играть: марш или танец. Узнайте сами»). Музыкальный материал предъявляется в последовательно­сти, исключающей догадку, например: марш — танец — марш — марш — танец. (Такой прием сохраняется на всех этапах обучения.)

При ответах дети не только называют пьесу, но обяза­тельно определяют ее характер и средства выразительно­сти. Например, прослушав марш, ученик говорит: «Это марш». Учитель спрашивает: «Почему ты так думаешь?» Ученик отвечает: «Потому что музыка бодрая, в умеренном темпе, громкая».

На третьем этапе учащиеся сразу должны узнавать му­зыкальные пьесы, прослушанные на предыдущих заняти­ях. Дети видят исполнителя и клавиатуру. На этом этапе таблички не используются.

После слушания музыки в исполнении учителя ребята словесно характеризуют услышанное.


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!