Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей 10 страница
Можно включить в материал для слушания и уже знакомые детям пьесы из «Детского альбома», и новые. При выборе пьес для различения необходимо учитывать возможности учащихся в восприятии музыки.
Будем слушать музыку композитора Грига «Пер Гюнт». Пер Гюнт отправился в путешествие. С ним происходят разные приключения. Например, он попадает в пещеру короля гор (иллюстрация). Там живут сказочные существа — гномы. Послушайте музыку, которая называется «В пещере | горного короля». Как вы думаете, какая будет музыка? (Таинственная). На что похожа музыка: на марш, танец или песню? Да, музыка похожа на марш. Сначала вы слышите низкие звуки. Послушайте. Постепенно мелодия идет вверх, играет весь оркестр, музыка становится громче и быстрее. Как будто быстрее завертелись все гномы. Вдруг музыка обрывается резкими аккордами. Послушайте этот фрагмент еще раз.
Композитор Д. Шостакович написал сборник пьес «Танцы кукол». Послушайте «Вальс-шутку». Подумайте, какая музыка? Правильно, музыка легкая. Но слышно, что вальс танцует не человек, не девочка, а кукла. Покажите, какие движения делает кукла под музыку. Слушайте музыку и танцуйте.
Композитор М. Мусоргский однажды был на выставке художника Гартмана. На рисунках были изображены избушка на курьих ножках, старый замок, телега на больших колесах, маленький гном и другие персонажи (иллюстрации). Рисунки понравились композитору, и он решил написать к ним музыку. Этот сборник пьес для фортепиано называется «Картинки с выставки». Послушайте «Балет невылупившихся птенцов» и расскажите, какая музыка.
|
|
Послушайте пьесу «Избушка на курьих ножках». Как вы думаете, кто живет в избушке на курьих ножках? Конечно, Баба-Яга.-Послушайте музыку. Вам станет страшно! Можно представить полет Бабы-Яги (иллюст*
190
рация). (Дети слушают первую часть.) Какая музыка? Энергичная, как будто Баба-Яга мчится на метле. Становится страшно!
Учитель просит учеников по портрету назвать композитора. (Правильно, Сергей Сергеевич Прокофьев.) Ученики вспоминают, какое произведение С. Прокофьева они слушали, и отвечают: «Симфоническую сказку «Петя и волк».
—■ Это тоже музыка о детях и для детей. О ком сказка? Правильно, о Пете, дедушке, злом волке, птичке, кошке, утке, охотниках.
Дети вспоминают содержание сказки (с опорой на уже известные им иллюстрации). В процессе беседы звучит музыка. Ученики характеризуют музыку, называют звучащие инструменты симфонического оркестра.
— Будем слушать пьесу С. Прокофьева «Сказочка». Послушайте пьесу и скажите, какая музыка (медленная, протяжная, грустная).
Познакомимся с фрагментами из балета С. Прокофьева «Золушка» (желательно использование видеозаписи). Вспомним содержание сказки. Вы прочитали либретто?
|
|
Дети отвечают на вопрос «Что такое либретто?» и кратко пересказывают его с опорой на иллюстрации к книге.
Дети смотрят фрагменты «Ссора» (первый акт), «Золушка» (первый акт), выход Принца (второй акт), «Принц и сапожники» (третий акт), «Адажио» (второй акт), «Фея-нищенка» (первый акт), «Вальс соль-минор» (первый акт). Дети под руководством учителя характеризуют музыку. Характер музыки сопоставляется с характером героев сказки. Ученики различают и узнают на слух «Адажио» и «Вальс» при использовании грамзаписи.
По данной теме рекомендуется вспомнить, какие песни о детях и для детей учили ребята, учить различать и узнавать фрагменты этих песен на слух.
В процессе обучения слабослышащих детей на музы- кально-ритмических занятиях так же, как и в школе для глухих детей, целенаправленно развивают восприятие музыки.
В первом классе ученики слушают несложные фортепианные произведения, учатся определять на слух содержание и характер музыки (о птичке, о дождике, о солдатиках; веселая, грустная, спокойная музыка).
Второклассники знакомятся с разнообразными музыкальными произведениями, исполняемыми учителем, а также в грамзаписи, с выразительностью и изобразительностью в музыке. Определяют ее характер, жанр (марш, танец, песня), средства музыкальной выразительности. Опознают на слух песни по мелодии и тексту. Дети учатся определять на слух различные певческие голоса (мужской, женский, детский голоса, коллективное и сольное пение).
|
|
191
В третьем классе ученики знакомятся с болев сложными по характеру и структуре музыкальными произведениями, с народной музыкой. Они воспринимают ни слух звучание оркестров народных инструментов (напри» мер, баяна, балалайки, дудочки), опознают на слух мело- дии выученных песен. У учеников углубляются представло- ■ ния о жанровости в музыке, о деятельности композиторов, исполнителей и слушателей.
В четвертом классе продолжается знакомств*,i с разнообразными по характеру музыкальными произведе- j ниями русских, советских и зарубежных композиторо»,: У детей углубляются знания о выразительности и изобразительности в музыке. Они знакомятся со звучанием флейты, кларнета и других духовых , а также струнных инструментов. Ученики воспринимают их на слух, слушают произведения, передающие настроение, характер и чувства человека (веселый — грустный, спокойный —злой, плаксивый, резвый). (Программа музыкально-ритмических занятий специальных школ для слабослышащих детей, 1988.)
|
|
Репертуар для слушания музыки включает произведения классической и современной музыки отечественных и зарубежных композиторов. Музыкальный материал, с которым зна-1 комятся ученики на занятиях, должен быть художественным,i соответствовать жизненному, эмоциональному опыту учащихся, их возможностям в восприятии музыки и в решении задач развития слухового восприятия на конкретных уроках,
Назовем некоторые музыкальные произведения, рекомендуемые слабослышащим детям для слушания в программе музыкально-ритмических занятий: «Птичка» Э. Грига; «Колыбельная» Фрида; «Игра в солдатики», «Медведь» В. Ребикова; «Полька» М. Глинки; «Дождик* К. Косенко; «Кукушка» М. Красева; «Детство» Локтева; «Из-под дуба, из-под вяза» — русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов); «Колыбельная» Н. Римского-Корсакова из оперы «Садко»; «Неаполитанская песня» П. Чайковского (фортепиано, труба с оркестром); «Мой Лизочек» П. Чайковского (стихи К. Аксакова); «Болезнь куклы» П. Чайковского; «Вальс-шутка» Д. Шостаковича (флейта, фортепиано), «Мелодия» П. Чай' ковского (скрипка); «Песня жаворонка» П. Чайковского (флейта, фортепиано); «Петя и волк» С. Прокофьева.
192
В процессе работы по развитию восприятия музыки у слабослышащих детей используются наглядный и словесные методы, а также метод практической деятельности. Важное значение придается развитию умений узнавать произведения, самостоятельно определять характер музыки и основные средства музыкальной выразительности во впервые услышанной музыке, а также развитию восприятия музыки при увеличивающемся расстоянии от фортепиано или магнитофона, проигрывателя (в зависимости от состояния слуховой функции учеников).
В музыкально-образовательной работе для бесед о музыке, особенно в третьем и четвертом классах, используются материалы, рекомендованные для слышащих детей: книги о музыке и музыкантах, учебники по музыке для общеобразовательных и музыкальных школ, журналы и др. При этом обязательно учитывается уровень общего и речевого развития слабослышащих учеников, их возможности в восприятии музыки. Беседы о музыке на занятиях имеют непродолжительный характер (не более 10—15 мин). В них обязательно включено восприятие учениками музыкальных произведений.
4.2. Обучение музыкально-ритмическим движениям и игре на элементарных музыкальных инструментах
Особенности развития двигательной сферы у детей с нарушениями слуха
Во все периоды жизни ребенка двигательный анализатор играет важную роль. Двигательная активность — естественная биологическая потребность человека.
Известно, что человеческий организм — целостная система, и нарушение в деятельности одного из анализаторов оказывает воздействие на деятельность других. Нарушение слуха приводит не только к речевому недоразвитию и другим особенностям психического развития, но и к отклонениям в двигательной сфере человека.
193
Изучением движений и созданием системы развития двигательной сферы у детей с нарушениями слуха занимались Э.Н. Абилова, Р.Д. Бабенкова, Н.Г. Байкина, А.П. Го- зова, В.В. Дзюрич, В.В. Засенко, В.А. Какузин, А.О. Коста- иян, И.Н. Мусатов, З.И. Пунина, Т.В. Розанова, Б.В. Сере- меев, Г.В. Трофимова, Е.В. Хохрякова, Ж.И. Шиф.
Выявлено, что антропометрические показатели физического развития детей с недостатками слуха (рост, масса, окружность грудной клетки) почти не отличаются от соответствующих показателей у слышащих сверстников. Однако у глухих и слабослышащих детей физическое развитие проходит неравномерно. В связи с тем, что рецепторная функция моторного анализатора регулирует всю нервную трофику организма, у детей с нарушениями слуха наблюдается неустойчивость вегетативной нервной системы. Это проявляется в возбудимости, утомляемости, неустойчивости эмоциональной сферы. Снижение функционального состоя-i! ния двигательного анализатора приводит к ослаблению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. У глухих школьников наблюдаются учащение сердечных сокра-1 щений и дыхания в покое, активизация реакций физиологических процессов организма при физических нагрузках.
У глухих и слабослышащих детей также значительно нарушены проприоцептивные (т.е. кинестетические) ощущения, возникающие при движении тела человека или отдель-1 ных его частей. Это объясняется тем, что- при движении в зависимости от степени натяжения связок и сухожилий! возникает возбуждение особых чувствительных клеток —j проприоцепторов, находящихся в мышцах, связках, сухожилиях и на суставных поверхностях движущихся органов. Оно передается в центральную нервную систему, где осуществляется синтез возбуждений от проприоцепторов зрительного, слухового и тактильного анализаторов. Особенно значима связь проприоцептивных ощущений со слуховыми, которые помогают выработке четких, плавных, ритмичных движений. Поэтому при нормальном слухе ощущения человека от собственных движений тела соотносятся с ощущениями от внешних воздействий.
У детей с нарушениями слуха недостаточно развиты точ • ность, равновесие и координация движений, их скоростно- силовые качества, статические ощущения, возникающие
194
при изменении положения тела в пространстве, при переходе от покоя к движению, при изменении скорости или направления движений. Уровень развития равновесия у глухих детей отстает от нормы в 3—5 раз. Даже при выполнении бытовых движений дети с нарушениями слуха производят излишний шум, движения у них замедленны и неритмичны. Это прежде всего проявляется в ходьбе: дети широко расставляют ноги, наблюдается асимметрия шагов, пошатывание корпуса, шаркающая похода, повышенная резкость движений. Бег у глухих напоминает «падающее» тело: ноги работают неэкономично, корпус чрезмерно наклонен вперед, руки не согнуты в локтевом суставе (Р.Д. Бабен- кова, В.В. Засенко, В.А. Какузин, А.О. Костанян, Б.В. Сере- меев, Г.В. Трофимова, Е.В. Хохрякова).
Особенности развития статических ощущений при нарушениях слуха объясняются определенными изменениями в рецепторном органе статического анализатора — вестибулярном аппарате, расположенном в костном лабиринте внутри височной кости черепа. Напомним, что от центральной части костного лабиринта (преддверья) с одной стороны отходит канал, именуемый улиткой, где находится кортиев орган, относящийся к органу слуха, с другой преддверье соединяется с тремя взаимно перпендикулярными каналами, каждый из которых, изгибаясь полукругом, вновь возвращается в преддверье. Вестибулярный аппарат располагается в полукружных каналах и преддверье. Нервные клетки полукружных каналов раздражаются от изменения направлений движения человека вне зависимости от того, движется ли он сам или передвигается пассивно (например, сидя в движущемся автомобиле, качаясь на качелях). Всякие изменения в скорости активного или пассивного движения человека, включая переход от покоя к движению, улавливается нервными клетками, расположенными в преддверье. Возбуждение передается по вестибулярному нерву до продолговатого мозга и далее через мозжечок и средний мозг в кору головного мозга. Центральная нервная система связывает вестибулярный аппарат со всей скелетной мускулатурой. Через эти связи осуществляются статические и ста- токинетические рефлексы, обеспечивающие сохранение равновесия тела или возвращение его в нормальное положение. Даже небольшой наклон человека в сторону падения
195
вызывает раздражение вестибулярного аппарата, что по рефлекторным связям ведет к изменению всех мышечных напряжений: одни мышцы расслабляются, другие напряга-: ются. В результате человек принимает новую позу, обеспечивающую сохранение равновесия в новых условиях. Силь-1 ные воздействия на вестибулярный аппарат (резкие толчки, качка и др.) вызывают нарушения нормального состояния организма, неприятные ощущения, вегетативные и соматические расстройства.
Таким образом, вестибулярный аппарат обеспечивает равновесие тела в покое и в движении благодаря рефлекторному сохранению или перераспределению мышечного тону- <| са во всем теле. Пораясение вестибулярного аппарата приводит к нарушению способности поддержания равновесия.
Как отмечается Т.В. Розановой (1971), вопрос о сохранности вестибулярного аппарата у глухих впервые был поставлен в 80-е гг. XIX в. С тех пор он был предметом многих1! исследований.
Большой вклад в изучение вестибулярного аппарата у лиц с нарушениями слуха внесли исследования хорватских ученых под руководством академика П. Губерины (поликлиника «SUVAG», Загреб).
Среди глухих обнаружилось значительное число лиц с ча стично или полностью не функционирующим вестибуляр- \ ным аппаратом. Поражение лабиринтов чаще встречается i у лиц с приобретенной, а не врожденной глухотой. При врожденной глухоте нарушения вестибулярного аппарата наблюдаются примерно у одной трети глухих людей. Приобретенная глухота сопровождается поражением вестибулярного аппарата примерно в двух третях всех случаев. Менингит, скарлатина и другие заболевания, вызывающие гнойное воспаление лабиринтов, ведут, как правило, к нарушению не только слуховой, но и вестибулярной функции. Степень сохранности слуха и ощущение равновесия соответст- f |j вуют друг другу. Обычно чем меньше поврежден слух, тем в меньшей степени нарушена и деятельность вестибулярного аппарата («Психология глухих детей», 1971).
Овладение способностью сохранять равновесие формируется постепенно благодаря выработке связей между развивающейся в процессе специального обучения слуховой функцией, зрительным восприятием окружающей обста-
196
новки и собственного тела, своих движений и кинестетических ощущений при этих движениях. Значение зрительного восприятия для сохранения равновесия доказано в многочисленных опытах (Ф.Ф. Заседателев, 1904, Е.В. Хохрякова, 1960, и др.).
Роль вестибулярного аппарата велика и для ориентировки человека в пространстве. Поэтому глухие дети испытывают значительные трудности в этом, особенно при исключении зрительного контроля (И.С. Бериташвили, С.Н. Хечинашвили, 1952).
Одной из важных причин нарушений в двигательной сфере является ограниченность словесной информации о выполняемых движениях. Еще в начале прошлого столетия Н.М. Лаговский подчеркивал «непрерывную связь уроков физкультуры с речью». В исследованиях В.В. Дзюрич доказано, что «обучение физическим упражнениям глухих школьников, основанное на словесных средствах общения, активизирует процесс формирования и совершенствования двигательных умений и навыков; в то же время оно способствует решению основной специфической задачи школы для глухих — развитию речи учащихся» (В.В. Дзюрич, 1971).
В современной системе коррекционно-образовательной работы с глухими и слабослышащими детьми дошкольного и школьного возрастов придается важное значение развитию их двигательной сферы. В процессе комплексной целенаправленной работы в специальных учреждениях для детей с нарушениями слуха обеспечивается компенсаторное развитие их двигательной сферы. У глухих детей развивают крупную и мелкую моторику, формируют точность, координированность, плавность, ритмичность, дифференцированность, экономность движений, их скоро- стно-силовые качества. Совершенствуют быстроту, ловкость, выносливость, ориентировку в пространстве. Закрепляют умения выполнять основные движения, сохранять равновесие.
Работа по развитию движений у детей проводится прежде всего на уроках физкультуры, музыкально-ритмических занятиях, а также во внеурочное время (в процессе бытовой деятельности, при проведении подвижных игр, в спортивных кружках и секциях, в танцевальных кружках). На об-
197
щеобразовательных уроках в соответствии с единым двигательным режимом в специальных школах обязательно проведение физкультминутки, а по утрам зарядки. В специальных школах организуют музыкальные перемены.
Обучение музыкально-ритмическим движениям
Движения под музыку — важный раздел работы на музыкально-ритмических занятиях. Выполнение движений под музыку — это не только один из основных видов деятельности на занятии, но и ведущий методический прием развития восприятия музыки у детей с нарушениями слуха. Широкое использование двигательных упражнений под музыку обусловлено главным образом естественной связью музыки и движений: музыка всегда вызывает у человека определенную моторную реакцию. Взаимодействие музыки и движений выражается прежде всего в согласованности их характеров. Например, музыка марша придает ритмичность движениям, подтянутость, делает осанку красивой; музыка вальса побуждает к свободным, плавным движениям.
В процессе обучения музыкально-ритмическим движениям у школьников совершенствуются двигательные способности, формируется правильная осанка, а также совершенствуется восприятие характера музыки и доступных средств музыкальной выразительности. Эти задачи решаются в единстве: с одной стороны, движения помогают учащийся полнее чувствовать музыку; с другой стороны — музыка придает движениям особую выразительность. Для того чтобы дети смогли передать характер музыки в движениях, необходимо сформировать их координацию, развить мышечное чувство: ощущение своей позы, направление движений, умение различать напряженное и расслабленное состояние мышц.
Обучение музыкально-ритмическим движениям способствует расширению кругозора детей (они знакомятся с танцами, играми и т.д.), развитию чувства красоты, воспитанию выдержки, доброжелательности, умения согласовывать свои действия с действиями товарищей. Танцы приносят детям радость и удовлетворение от ощущения свободы, легкости, красоты выполняемых движений, умения владеть своим телом. Необходимо развивать у школьников способность импровизации движений под музыку.
198
Основное содержание работы — обучение правильному, выразительному и ритмичному исполнению под музыку танцевальных и гимнастических движений. На занятиях дети осваивают различные виды ходьбы, бега, прыжков, основные позиции рук и ног, некоторые виды построений и перестроений (в шеренгу, колонну, круг, парами, цепочкой, свободное размещение), разучивают элементы народных, классических, современных и характерных танцев.
В начальный период обучения проводятся специальные упражнения для развития мышечного чувства. Дети учатся напрягать и расслаблять мышцы, изменять степень их напряженности, ощущать размах движений в суставах, осознавать тяжесть тела и конечностей, переносить ее вперед (или назад) перед началом ходьбы или бега.
Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 109; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!