Содержание музыкально-ритмических занятий в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для слабослышащих и позднооглохших детей 7 страница



Затем учитель раздает школьникам по два кружка из цветной бумаги. Они видят клавиатуру фортепиано, слушают исполненные последова­тельно звуки СОЛЬ1, РЕ2. Один из учеников выкладывает из кружков дан­ную последовательность звуков на доске и словесно определяет высот­ное положение второго звука: «Второй звук выше».

Аналогично дети слушают другую последовательность звуков СОЛЬ', ДО', второй звук ниже.

Затем ученики упражняются в определении высотного положения второго звука в восходящей и нисходящей последовательностях в интер­валах септимы, сексты, квинты (видят исполнение учителя на фортепиано). Учащиеся выкладывают кружками на доске каждую после­довательность звуков. При этом они отвечают на вопрос: «Второй звук выше или ниже?»

Занятие 3

Учитель предлагает детям: «Будем слушать разные по высоте звуки и рукой показывать первый и второй звуки. Первый звук будет один и тот же». Он исполняет на фортепиано первый звук СОЛЬ' и одновременно второй рукой моделирует его высотное положение (на уровне пояса). Затем учи­тель исполняет второй звук РЕ2 и переводит руку из срединного в более вы­сокое положение, поясняя: «Второй звук выше». Дети повторяют движение по подражанию учителю. Учитель снова исполняет первый звук СОЛЬ' и по­казывает его срединное положение, после чего исполняет второй звук ДО' и переводит руку в более низкое положение, поясняя: «Второй звук ниже». Школьники каждый раз повторяют движение рукой и пояснение учителя.

Затем учитель исполняет последовательно два звука, предлагая уче­никам самостоятельно показать рукой высотное положение второго зву­ка относительно первого. Они выполняют упражнение коллективно. Пос­ле этого учащиеся упражняются в определении высотных соотношений при прослушивании нескольких пар звуков (видя клавиатуру фортепиа­но). Учитель каждый раз спрашивает: «Второй звук выше или ниже?»

Занятие 4

Учитель сообщает: «Будете играть на пианино и слушать звуки, раз­ные по высоте». Каждый ученик играет на инструменте последователь­ность из двух звуков, самостоятельно определяет высотное положение второго звука и комментирует свои действия: «Второй звук выше (или ниже)». Помощь учителя может заключаться в том, что он исполняет первый звук всегда в первой октаве, второй звук выбирает сам ученик. В упражнении заняты все учащиеся: один играет, остальные слушают,

165

 

моделируют высотные соотношения звуков рукой, проверяют ответы това­рища. Дети сопоставляют звуки в пределах малой, первой и второй октав.

Занятие 5

Учитель предлагает задание: «Будете слушать звуки, разные по высо­те. Смотрите и слушайте. Ответьте: второй звук выше или ниже?»

После правильного выполнения задания большинством учащихся учитель предлагает новое задание: «Слушайте: второй звук выше. Пока­жите звуки рукой. Отвернитесь». Дети слушают последовательность СОЛЬ1, РЕ2, моделируют рукой высотное положение каждого звука, пово­рачиваются и говорят: «Второй звук выше».

Затем в аналогичных условиях они слушают последовательность СОЛЬ1, ДО1, показывают рукой высотное положение звуков, поворачива­ются и говорят: «Второй звук ниже».

Далее учитель говорит: «Слушайте. Сначала я буду играть второй звук выше, а потом второй звук ниже. Отвернитесь». Дети слушают последо­вательность СОЛЬ1, РЕ2, СОЛЬ1, ДО1 и моделируют рукой высотное поло­жение звуков.

Занятия 6—7

Учитель дает задание: «Послушайте и скажите: второй звук выше или ниже? Покажите рукой. Отвернитесь».

Дети слушают последовательности из двух звуков (например, СОЛЬ1, ДО1 или СОЛЬ1, РЕ2), моделируют рукой их высотное соотношение. По­вернувшись к учителю, они отвечают на вопрос. При проверке ответов! дети смотрят на клавиатуру фортепиано и снова слушают данную после­довательность звуков.

Занятия 8—10

Дети воспринимают на слух восходящие и нисходящие последова-1 тельности двух звуков (например, ФА1, ДО2; РЕ2, МИ1; МИ1, ЛЯ1; МИ2, Лиг и т.п.) и отвечают на вопрос: «Второй звук выше или ниже?»

После этих занятий школьники учатся соотносить звуки || в интервалах, например кварты, терции, а при возможно": сти и секунды. Обучение проводится аналогично.

Обучение восприятию направления звукоряда в среднем регистре

Занятие 1

Учитель исполняет восходящий мажорный звукоряд ДО1—СИ1, догИ| видят исполнителя и клавиатуру. Он предлагает послушать звуки первЫЩ и последний. После прослушивания учитель спрашивает у детей: «Какой звук ниже: первый или последний? Какой звук выше: первый или П0|й ледний?» Затем он снова исполняет на фортепиано звукоряд ДО1—СИ',

166

 

Одновременно с каждым звуком переставляет матрешку по ступенькам лесенки и поясняет: «Звуки идут вверх».

После этого учитель исполняет нисходящий мажорный звукоряд СИ1—ДО1 и спрашивает: «Какой звук выше: первый или последний?» Уче­ники отвечают: «Первый звук выше». Учитель снова исполняет нисходя­щий звукоряд, одновременно переставляя матрешку по ступенькам ле­сенки вниз, и задает вопрос: «Куда идут звуки?» Учащиеся отвечают: «Звуки идут вниз».

Затем учитель предлагает: «Послушайте еще раз: звуки идут вверх». После слушания дети отвечают на вопрос: «Куда идут звуки?» Далее они аналогично учатся слушать нисходящий звукоряд. После этого ученики слушают звукоряды, предъявляемые не по порядку. Самостоятельно на­зывают их.

Занятие 2

Учитель предлагает: «Смотрите и слушайте. Я буду играть на пианино, а матрешка будет подниматься по ступенькам вверх». После слушания дети отвечают на вопрос: «Куда идут звуки?» Далее они аналогично слу­шают нисходящий звукоряд. Учитель одной рукой исполняет восходящий звукоряд до ноты ДО в первой октаве, а другой моделирует на лесенке его направление. Затем он предлагает: «Я буду играть на пианино, а вы покажите рукой, как движутся звуки».

После выполнения задания ученики по очереди самостоятельно мо­делируют на лесенке направление звукорядов, слушая их. В это время остальные дети моделируют высотные соотношения звуков рукой, ори­ентируясь на высоту ступенек лесенки.

Учитель исполняет звукоряды медленно.

Аналогичная работа осуществляется при восприятии школьниками нисходящего звукоряда. После каждого упражнения дети словесно оп­ределяют услышанное.

Занятие 3

Учитель предлагает школьникам (если они справляются с заданиями занятия 2) моделировать высотные соотношения на нотном стане (на де­монстрационной доске натягивается фланелеграф с изображением нот­ного стана). Один из учеников смотрит на клавиатуру фортепиано, слу­шает звуки и прикрепляет ноты — кружки на линейках и между ними. Ему может помочь другой ученик или учитель.

Дети выполняют задание при восприятии восходящего и нисходяще­го звукорядов.

Занятие 4

Ученики два-три раза слушают восходящий и нисходящий звукоряды при пояснении учителя: «Звуки идут вверх (вниз)». Затем они самостоя- н'иьно определяют направление звукорядов, которые предъявляются и последовательности, исключающей догадку. При этом ученики видят киавиатуру фортепиано и учителя, исполняющего звукоряды.

167

 

Занятие 5

Ученики, слушая звукоряды, сразу самостоятельно определяют их на­правление. При этом они видят клавиатуру фортепиано. Последователь­ность предъявления восходящих и нисходящих звукорядов случайная.

Занятие 6

Различение звукорядов на слух. Ученики слушают восходящий звуко­ряд, следят за движением рук учителя по клавишам. Учитель спрашивает: «Куда идут звуки?» Они отвечают: «Звуки идут вверх». Учитель дает задание: «Слушайте: звуки идут вверх. Отвернитесь». После прослушивания учитель спрашивает: «Куда идут звуки?» Школьники отвечают: «Звуки идут вверх».

Аналогично дети слушают нисходящий звукоряд. Затем учитель пред­лагает: «Слушайте, сначала звуки идут вверх, потом вниз, покажите ру­кой. Отвернитесь». Он исполняет восходящий и нисходящий звукоряды с небольшой паузой. Затем учитель спрашивает: «Как движутся звуки?» Школьники отвечают: «Сначала звуки идут вверх, а потом вниз». Учитель задает вопрос: «Куда идут звуки: вверх или вниз? Не забудьте сравнить первый и последний звуки. Отвернитесь». Ученики слушают звукоряды и отвечают на вопрос учителя.

Занятие 7

Учитель предлагает задание: «Слушайте, куда идут звуки: вверх или вниз? Не забудьте сравнить первый и последний звуки. Отвернитесь». Школьники слушают звукоряд ДО'—СИ1, отвечают на вопрос. '

Затем ученики слушают нисходящий мажорный звукоряд от СИ1 и от­вечают на вопрос.

После этого учитель предъявляет звукоряды в любой последователь­ности. Ученики воспринимают на слух и отвечают: «Звуки идут вверх (вниз)».

Занятие 8

Учитель исполняет восходящие и нисходящие звукоряды от разных нот (ЛЯ', РЕ2, МИ2, СОЛЬ' и т.п.). Дети воспринимают их на слух и отвеча» ют на вопрос: «Куда идут звуки: вверх или вниз?»

Занятия по обучению восприятию поступенного (например, ДО—РЕ- МИ—ФА—СОЛЬ) и скачкообразного (СОЛЬ—ДО) звукорядов в перво1 октаве проводятся аналогично.

Содержание и методика обучения слушанию музыки как самостоятельному виду деятельности

На музыкально-ритмических занятиях придается боль шое значение формированию у учащихся слушательской деятельности. В процессе слушания музыки школьники по лучают возможность познакомиться с инструментальными

168

 

и вокальными произведениями. Это расширяет их круго­зор, прививает слушательскую культуру. Целенаправлен­ное слушание музыки позволяет ученикам почувствовать и осознать ее характер, узнать, о чем и как рассказывает му­зыка, познакомиться с выдающимися композиторами и ис­полнителями. Слушание музыки имеет особое значение для развития слухового восприятия детей: они вслушиваются, анализируют и сопоставляют свои слуховые впечатления, различают и узнают знакомые пьесы.

Поступая в школу, дети уже имеют некоторый опыт вос­приятия основных жанров музыки — марша, танца, песни. В детском саду на музыкальных занятиях малыши под му­зыку маршировали, танцевали, декламировали (пели) не­сложные песенки.

Первоклассники продолжают накапливать слуховые впечатления о маршевой, танцевальной и песенной музыке. При обучении определению начала и окончания музыкаль­ного звучания, различению темповых и динамических отношений, при разучивании танцевальных и гимнастиче­ских упражнений под музыку, а также при мелодеклама­ции учитель обращает внимание детей на характер (груст­ный, веселый, спокойный) и жанр (марш, танец, песня) музыкального сопровождения. Вот примерные задания: «Слушайте веселый танец: громкая музыка — хлопайте, тихая — кружитесь на месте, танцуйте весело»; «Слушайте марш и танец: марш — музыка бодрая, в умеренном темпе, идите на месте; танец полька — музыка веселая, в быстром темпе, выполняйте поскоки»; «Слушайте спокойный, плав­ный, медленный вальс, придумайте сами, как будете танце­вать».

Систематическая работа по обучению слушанию музыки как самостоятельному виду деятельности предполагает опо­ру на жизненные и слуховые представления учеников, а также доступность музыкального материала и предлагае­мых заданий. Так, глухие и е рвоклассники сна­чала слушают только три пьесы, представляющие танец, марш и песню, учатся различать их и узнавать (например, фрагменты из «Марша» С. Прокофьева, «Вальса» из балета ♦ Спящая красавица» П. Чайковского, «Песни о школе» Д. Кабалевского). В первоначальный период обучения для них марш — это музыка, под которую удобно идти; танец — это музыка, под которую танцуют; песня — это музыка, кото-

169

 

рую поют. Дети учатся определять в этих пьесах средства музыкальной выразительности (динамику, темп, метр).

Затем ученики знакомятся с пьесами разного характера внутри каждого жанра, учатся узнавать их при восприятии на слух («Марш деревянных солдатиков» П. Чайковского, «Марш» С. Прокофьева и «Встречный марш» С. Чернецко- го; «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского и «Польку» М. Глинки; народную песню «Перепелочка» и песню «Веселый музыкант» А. Филиппенко). После этого первоклассники знакомятся со слиянием музыкальных жанров (марш-танец, песня-танец, песня-марш), учатся оп­ределять жанр во впервые услышанной небольшой музы­кальное пьесе.

В соответствии с программой музыкально-ритмических занятий (1997) в о втором к л а с с е у учеников накап­ливаются знания о выразительности в музыке и совершенст­вуется слуховой опыт восприятия ее характера. Глухие дети учатся различать и узнавать фрагменты из музыкальных пьес по их характеру (например, части пьесы «Веселая. Гру­стная» JI. Бетховена, «Три подружки» Д. Кабалевского), а также небольшие пьесы, например из «Детского альбома» П. Чайковского: «Вальс», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнькуклы», «Новаякукла», «Стариннаяфранцузская песенка», «Итальянскаяпесенка», «Песняжаворонка».

Учащиеся второго класса знакомятся с изобразительно­стью в музыке. Они узнают, что в музыке можно передавать различные звуки и шумы — пение птиц, журчание ручья, колокольный звон, стук дождя, изменение темпа движения и др. При этом дети обязательно слушают соответствующую музыку, например «Птичку» Э. Грига, «Море» Н. Римско- го-Корсакова (вступление к опере «Садко»), фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» — «Белка», «Полет шме­ля», «Царевна Лебедь», «Утро в лесу» В. Салманова, «Дож­дик» И. Кореневской.

В третьем классе дети знакомятся с маршевой, танцевальной и песенной музыкой в произведениях круп­ной формы: это симфоническая сказка С. Прокофьева «Пе­тя и волк», балет и опера на сказочный сюжет (например, балет «Щелкунчик» П. Чайковского, опера «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова). Они узнают краткое со­держание этих произведений, учатся узнавать музыкаль­ные фрагменты из них.

170

 

Ученики слушают музыку в исполнении учителя и в грамзаписи. При исполнении музыки учителем дети по­лучают возможность, слушая ее, одновременно видеть пиа­ниста и клавиатуру фортепиано, почувствовать звучание с помощью тактильно-вибрационных ощущений. Выразитель­ное исполнение учителя помогает глухим детям проникнуть­ся ее настроением, сопереживая чувствам исполнителя. Не менее важно обучение восприятию музыки в грамзаписи, что позволяет знакомить учащихся со звучанием хоров, певче­ских голосов, различных музыкальных инструментов, орке­стров. Это значительно расширяет представление школьни­ков о музыке, развивает их тембровый слух.

В первом и втором классах целесообразно обучение уча­щихся восприятию музыкальных произведений сначала в исполнении учителя, затем в грамзаписи. В третьем классе дети слушают музыку, в основном, в грамзаписи.

В таблице представлена примерная последовательность работы по слушанию музыки в соответствии с программой музыкально-ритмических занятий в 1—3 классах специ­альных школ для глухих детей (Е.З. Яхнина, 1997).

Таблица

Содержание работы по слушанию музыки глухими учащимися младших классов

Класс Чет­верть Содержание работы
Первый     Определение: марша и танца (выбор из двух), марша и песни (выбор из двух), танца и песни (выбор из двух), марша и песни (выбор из двух). Определение характера музыки (веселый, бодрый, спокойный) и доступных средств выразительности (динамики, темпа, метра) Знакомство с маршами. Слушание спортивного, военного и других маршей. Узнавание маршей раз­ного характера (выбор из трех). Знакомство с танцами. Слушание народных танцев, вальса, мазурки, современных танцев и т.д. Узнава­ние танцев различного характера (выбор из двух). Узнавание песен (выбор из двух).

171

 

172

Класс Чет- Содержание работы
  верть  
    Слушание музыкальных фрагментов из сказки с му­
    зыкальным сопровождением (например, «Тере­
    мок») и узнавание их (выбор из трех-четырех).
    Определение в музыкальных пьесах характера и
    доступных средств музыкальной выразительности
    (динамики, темпа, метра, характера звуковедения:
    отрывистая, плавная музыка)
  IV Самостоятельное определение жанра в новой му­
    зыкальной пьесе. Знакомство с маршем-танцем,
    маршем-песней, танцем-песней. Определение в
    музыкальных пьесах характера и доступных
    средств музыкальной выразительности (динамики,
    темпа, метра, характера звуковедения)
    Различение частей в музыкальной пьесе «Веселая.
    Грустная» Л. Бетховена, «Три подружки» Д. Каба­
    левского
  1 Определение характера музыки (грустная, веселая,
    резкая и т.д.) и доступных средств музыкальной вы­
    разительности
  II Слушание и узнавание на слух фрагментов из му­
    зыкальной сказки (выбор из четырех-пяти) (напри­
    мер, «Кошкин дом» В. Золотарева). Определение
>s о   характера и доступных средств музыкальной выра­
О. О   зительности
1- m III Узнавание музыкальных пьес из «Детского альбо­
    ма» П. Чайковского (выбор из двух):
    — «Вальс» и «Марш деревянных солдатиков»,
    — «Болезнь куклы» и «Новая кукла»,
    — «Старинная французская песенка» и «Итальян­
    ская песенка»,
    — перечисленные пьесы и «Песня жаворонка» при
    выборе из семи.
    Определение характера музыки и доступных
    средств музыкальной выразительности
  IV Определение характера во впервые прослушанной
    небольшой музыкальной пьесе
  1 Знакомство с кратким содержанием симфониче­
>s s   ской сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Знаком­
1- Ф   ство с составом симфонического оркестра. Разли­
£   чение музыкальных тем:
    — Пети и волка,

 


Дата добавления: 2020-11-29; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!