Психология выбора модного объекта



Процесс удовлетворения потребностей в обладании модными объектами или модными тенденциями, тесно связан с процессом принятия решений и выбора, а точнее, с испытанием выбором.

«Любой свободный выбор – начиная от выбора одежды и заканчивая выбором самого жизненного сценария, – требует от человека наличия каких-то предельных точек отсчета, которые позволяли бы ему совершить этот выбор. В выборе одежды – это критерии вкуса. В выборе жизненного сценария – пожалуй, критерии смысла. Но, что важно, и в том, и в другом случаях это, – замечает А.М. Лобок, – подчеркнуто субъективные ценностные критерии, вырабатываемые человеком глубоко индивидуально – в диалоге с миром окружающей его культуры» [24, с. 40]. Отсюда становится понятно, что процесс выбора напрямую связан с нашими ценностными ориентациями. То, что наиболее важно для индивида, обязательно повлияет на его выбор в одежде или стиле жизни.

Наиболее распространенный подход, описывающий процесс выбора модного объекта, разработан в рамках теории принятия решения и рассматривается как один из элементов или звеньев принятия решений. Так, Д. А. Леонтьев рассматривает «выбор как сложно организованную деятельность, имеющую свою мотивацию и операциональную структуру, обладающую внутренней динамикой, чувствительностью к особенностям объекта и регулируемую со стороны субъекта» [23, с. 97]. Так можно заметить, что выбор, который совершает потребитель, зависит не только от его ценностей, но и от его мотивов, которые он вкладывает в приобретение нового модного объекта.

На наш выбор влияют и внешнее давление среды, и внутренние субъективные переживания. Простой выбор модной одежды предполагает личную заинтересованность человека и обнажает активность, самостоятельность и субъективность «Я» индивида. Если ситуация выбора одежды для человека является значимой, то она может вызывать в нем состояние эмоционального напряжения или даже тревоги. Причем субъективная тревога переживается им как неприятное и негативное эмоциональное состояние. А ее интенсивность прямо пропорциональна степени значимости совершаемого выбора.

Психологической основой для индивидуального выбора модного объекта является процесс принятия и освоения ценностей. Ценности дают особый импульс для познавательных, эмоциональных и волевых процессов, которые играют важную роль в программе жизнедеятельности человека и в программе его потребностей [13].

Ориентация на определенные ценности может возникнуть лишь как результат их предварительного признания, положительной оценки, выдвинутой рационально или эмоционально. В случае принятия модных тенденций и вовлеченности в модную деятельность подобное происходит достаточно часто. Принятие и освоение моды как ценности объективируется в потребительском поведении, нацеленном на удовлетворение разнообразных потребностей посредством предлагаемых на рынке новинок. Процесс принятия индивидом новинок можно условно разделить на несколько стадий: [105]

1. Стадия первичного ознакомления с новинкой, которая характеризуется подтверждением индивида ее воздействия, однако на этой стадии индивид еще не имеет достаточно информации о новинке.

2. Стадия интереса, которая характеризуется включением индивида в активный поиск информации о появившейся новинке.

3. На стадии оценки индивид в своем сознании как бы принимает новинку, примеряя ее к настоящим и будущим ситуациям и, в конечном счете, принимает решение о том, чтобы испытать ее.

4. На стадии испытания индивид подвергает новинку некой «экспериментальной» проверке для определения соответствия своим потребностям и ценностям своей социальной среды.

5. На стадии принятия индивид уже становится приверженцем новинки.

Индивидуальный выбор модных объектов имеет сложную структуру, элементами которой являются и принятие моды как ценности, и ответ на рекламное сообщение, и признание новинки, и покупательские действия. Поэтому процесс индивидуального выбора может быть условно представлен следующими стадиями: внимание, интерес, оценка, испытание и действие

1) Стадия внимания. Появление на рынке новых моделей одежды обычно предваряет сообщение об очередных изменениях в моде. Подобные сообщения привлекают непроизвольное внимание человека, так как всегда содержат элемент новизны.

2) Стадия интереса. На этой стадии индивид начинает поиск дополнительной информации о модных тенденциях или объектах, которые привлекли его внимание и пробудили в нем интерес. Субъективно для индивида интерес обнаруживается в положительном эмоциональном фоне, то есть у индивида возникает «интерес-возбуждение» – чувства захваченности и любопытства. Положительный эмоциональный фон поиска дополнительной информации о модных новинках повышает значимость цели.

3) Стадия оценки. Мода напрямую связанна с оценкой, поэтому вполне естественна стадия мысленной примерки модных изделий к ситуациям, в которых индивид оказывается в настоящем моменте или может оказаться в будущем.  

Ситуационный фактор при выборе модной одежды, по мнению К. Сийм-Юзе, должен учитываться наряду с другими, столь же важными. Иногда причиной безвкусной и неряшливой одежды является не отсутствие умения носить одежду, а равнодушие и пассивность человека. Его активность, проявляемая при выборе одежды, должна быть направлена, как минимум, на решение трех задач: подчеркнуть красоту телосложения и своеобразие типа внешности, скрыть недостатки фигуры. При этом необходимо знать: где, когда и как следует носить тот или иной вид одежды. При выборе следует учитывать: свой тип личности, свой возраст, среду, в которой находится человек, гармонирование отдельных предметов, моду, характер фигуры, особенность типа кожи, цвет волос и глаз [32].

Следует также указать, что данная стадия имеет место лишь при осознанном выборе модного объекта, хотя специфика потребление модной одежды такова, что большинство и женщин, и мужчин могут купить вещь, поддавшись лишь сиюминутному желанию.

4) Стадия испытания. Субъект моды на данной стадии подвергает модную одежду своеобразной экспериментальной проверке для определения ее соответствия своим потребностям и ценностям социальной среды. Выбор одежды на этой стадии приобретает черты открытого социального взаимодействия, участниками которого выступают как дизайнеры, производители, распространители, так и потребители модной одеждой.

5) Стадия действия. Здесь, тщательно оценив модное предложение, взвесив все за и против, индивид совершает покупку. Окончательный выбор модной одежды снимает эмоциональное напряжение, свойственное человеку на предыдущих стадиях, и сопровождается преимущественно эмоциями удовлетворения и радости за сделанное действие.

 


Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!