Мода: понятие, сущность и феномен
Мода всегда оказывала большое влияние на культуру внешнего вида человека. Следуя модным тенденциям, социум проявляет креативное стремление к воспроизводству индивидуального и группового самоопределения.
В наше время моде уделяется пристальное внимание. Ежегодно появляется все больше молодых дизайнеров. Это детерминировано прежде всего тем, что профессия модельера не теряет своей актуальности и востребованности по сей день, по той причине, что человек во все времена заботился о своем внешнем облике.
Примечательно, что область проблематики психологии моды находится на стыке многих социально-психологических дисциплин, куда входят: социальная психология, психология восприятия, психология масс, психология личности, экономическая психология, социология, психология потребительского поведения, экономическая социология и т.д. Это обусловливает сложность предмета исследования, его «размытие», но, вместе с тем, и открывает новые возможности для различных междисциплинарных исследований.
К примеру, для социологов мода является, в первую очередь, средством внедрения новых социокультурных форм. Культурологи понимают моду как периодическую смену образцов культуры, а искусствоведы, в свою очередь, рассматривают моду как эстетический идеал. Психологи же утверждают, что мода есть механизм подражания и внушения, а также понимают ее, как свободу самовыражения, однако в настоящее время эта свобода часто оборачивается для индивида зависимостью от новых модных тенденций. Следуя моде, «мы постоянно пытаемся выразить свою индивидуальность, <...> в результате выражая абстрактную обезличенность» [31, с.23].
|
|
Так, мода пронизывает все сферы человеческой жизнедеятельности.
Российские исследования сосредоточены, прежде всего, на пяти проблемах в области моды:
· психология выбора в моде (М.И. Килошенко);
· связь личностных характеристик и стиля одежды (Д.Г. Зимовщикова, И.Н. Карицкий);
· разработка психологических теорий формирования модной одежды (И.В. Антоненко, И.Н. Карицкий, А.Б. Гофман);
· социально-психологические характеристики моды (И.В. Антоненко, И.Н. Карицкий, И.П. Шкуратова);
· культурные особенности моды (Л. Свендсен).
Существует огромное количество понятий и определений моды, однако, наиболее просто и доступно можно описать моду следующим образом:
Мода – это временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуре массового потребления. Мода способна определять стиль или тип одежды, идей, поведения, этикета, образа жизни, искусств, литературы, архитектуры, который популярен в обществе в определённый период времени.
|
|
Мода – это не только феномен общества, но и элемент социально-производственной системы, который откладывает отпечаток на развитие общества и оставляет свой след в динамике и направлении развития каждой из его сфер. Oна направляет развитие сфер общественной жизни в заданном направлении, поэтому так необходимо изучать феномен моды, чтобы в дальнейшем уметь регулировать это направление.
Зарубежными исследователями выделяются четыре основных подхода к определению феномена моды:
· концепция подражания (Г. Тард, Г. Зиммель, Г. Спенсер);
· теория демонстративного поведения (Т. Веблен, В. Зомбарт, Р. Куниг);
· концепция объяснения моды на основе коллективного поведения (Г. Блумер);
· семиотический подход к изучению моды (Р. Барт, Р. Сеннет, Ж. Бодрийяр).
Однако, в рассуждениях о моде классики социологии сходятся в одном – концепции подражания. Так, тема концепции подражания прослеживается в работах Г. Зиммеля, Г. Спенсера, Г. Тарда.
Подражание – это относительное понятие, отражающее социальные взаимоотношения и потому считающееся значимым с социологической и психологической точки зрения. Понятие подражания, которое лежит в основе анализа моды, — это обычно «вид сверху», поскольку предполагается, что представители низших слоев общества завидуют высшему обществу и подражают поведению элиты в стремлении завоевать признание и даже стать членом привилегированной социальной группы [19].
|
|
Герберт Спенсер считал моду подражательной по своей сути и выделял два типа подражания – почтительное и соревновательное. В основе первого лежит чувство глубокого уважения по отношению к объекту копирования. Соревновательное подражание возникает из желания заявить о своем равенстве с объектом подражания. По мнению Г. Спенсера, мода символизирует проявление отношений между высшим и низшим слоями общества, а ее основная функция заключается в социальном контроле [34].
Немецкий философ и социолог – Георг Зиммель, в свою очередь, утверждал, что помимо подражания, важной составляющей моды является разграничение, поскольку имитация рождается из стремления к демонстрации классовых различий [16]. По убеждению социолога, мода служит для сплочения каждого конкретного класса и отчуждения последнего от всех остальных. Георг Зиммель выдвигает следующее предположение: «Значение моды как барьера, препятствующего проникновению представителей низшего класса в высшее общество, усиливается пропорционально общему развитию культуры, по крайней мере до тех пор, пока тенденция к смешению классов и нейтрализующий эффект разграничения общества не окажут ей противодействия» [16, с.546]. Из этого можно выявить, что мода, по его мнению, представляет собой форму имитации и социального выравнивания.
|
|
Подвижность и непостоянство моды в целом амбивалентны. С одной стороны, мода сильно подвержена влиянию извне, оно может быть: экономическим, политическим, социальным, этическим, эстетическим и религиозным. С другой стороны, она сама обладает способностью оказывать влияние на различные компоненты культурной жизни общества. Мода может влиять как на моральные устои общества, так и на эстетические взгляды и политические предпочтения. Причем, важным фактором является то, что мода, хотя и ассоциируется прежде всего с одеждой и внешним видом человека, вовсе не ограничивается только этими сферами культурной деятельности человека. Мода вездесуща: нет ни одной области культуры, в которую бы она не проникала; А в случае, если говорить о культуре нашего времени, то, по утверждению Л. Свендсена, «мода стала одним из наиболее важных явлений западной цивилизации. Постепенно она подчинила себе многие сферы современной жизни и в значительной степени стала нашей «второй натурой». <...> Вряд ли какой-нибудь человек западного общества сегодня не ощущает на себе влияние моды. <...> При этом, однако, не следует ограничиваться только сферой одежды, необходимо рассматривать этот феномен в том виде, как он влияет на все прочие области потребления, а кроме того принимать во внимание тот факт, что логика моды проявляется в искусстве, политике и науке» [31, с.5].
Дата добавления: 2020-11-23; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!