Смешанная образовательная реальность



 

Термин «смешанная реальность» означает межреальность, объединяющую реальный (физический, материальный) и виртуальный миры таким образом, что события, происходящие в них, синхронизированы, а субъект имеет возможность осуществлять деятельность с предметом и в материальной, и в виртуальной реальности одновременно или последовательно. Слово «виртуальный» происходит от лат. virtualis – возможный. С конца 1950-х гг. английское слово virtual приобрело дополнительного значение, указывающее на то, как появляется виртуальное: «физически не существует, но создается программным обеспечением».[57] В условиях Пятой информационной революции благодаря стремительному развитию цифровых технологий виртуальные формы умножаются и приобретают все большее значение, связи между ними усиливаются и достигают состояния особой реальности, технологической основой которой является Интернет. Происходит смешение материальной и виртуальной реальностей. В этой смешанной реальности открываются принципиально новые возможности для деятельности, в ней формируются технологии Четвертой промышленной революции. Сама цифровая экономика обязана ей своим существованием. Логично было бы предположить, что и для цифрового образования смешанная реальность имеет большое значение.

Хотя фактически смешанная реальность возникает с появление компьютеров и их сетей, сам принцип смешения виртуального (возможного) и материального лежит в основе человеческой деятельности и реализуется задолго до появления цифровых вычислений. Деятельность всегда имеет два плана: мышление и практика. Мышление оперирует знаковыми системами (осуществляется в языках), средствами которых оно моделирует реальные и создает возможные объекты. Мышление образует внутренний (виртуальный, знаково-символический) план деятельности. Практика (работа с реальными предметами) формирует ее внешний план. В реальной деятельности происходит смешение виртуальных (мыслимых) объектов и материальных предметов. В ее границах события виртуальной реальности (мышления) и физической реальности синхронизированы: сначала создается понятие, образ, модель, алгоритм деятельности, затем он реализуется в практике, на основе которой уточняется форма и способ мышления. Такая корреляция мышления и практики происходит в деятельности постоянно. Цифровые технологии не создают смешанную реальность как таковую, они принципиальным образом расширяют ее границы, выводят виртуальную реальность за пределы человеческого мышления.

Принцип смешения виртуального и реального определяет не только общую структуру деятельности, но и способ организации образовательного процесса. Виртуальное пространство организуется в нем знаково-символическими средствами и удерживается в виде учебных текстов. Такое пространство «создается программным обеспечением», которое является не чем иным, как методиками преподавания учебных предметов. В нем осуществляется мыслительная деятельность (чтение, запоминание, понимание, применение) ученика. Это внутренний план учебной активности. На уроке, в процессах реального взаимодействия с учителем и другими учениками, организуется внешний план учебной активности. Здесь создаются реальные учебные события: вопросы, ответы, дискуссии, совместное решение задач и др., - которые синхронизированы во времени с виртуальными формами содержания: знаниями, понятиями, образами, символами, моделями и др. Также существует ряд дидактических принципов и методов обучения, которые призваны поддерживать интеграцию реального и виртуального. Так, принципы наглядности и связи теории с практикой предусматривают синхронизацию определенного содержания, находящегося в виртуальной (текстовой) реальности с аналогичными объектами физической реальности или их квазиреальными моделями. Проектный метод предполагает мыслительную работу обучающегося со знаниями (поиск, анализ, синтез и т.д.) и их последующую интеграцию и апробацию в условиях, максимально приближенных к реальности.

Хотя понятие «смешанная реальность» в его современном значении[58] возникает в 1990-х гг., а в образовании технология смешанного обучения начинает широко применяться после выхода книги Дж. Бонка и Ч.Р. Грэхема «Справочник смешанного обучения» в 2006 г., идея соединения виртуального (знаково-символического) и реального миров всегда имела большое значение в педагогике. Наилучшее обучение и развитие достигается в единстве знания и действия, теории и практики, образования и жизни. Методически организованное смешение символического и физического обеспечивает организацию обучения по моделям деятельности, в которой всегда соединяется мышление и предметно-практическая деятельность. Однако, несмотря на то, что сама идея смешанного обучения всегда была желанной для педагогики, возможности для ее реализации в образовании были и все еще остаются ограниченными. Тому есть три основным причины.

Причина того, почему массовое образование не осуществляется в деятельностной парадигме как единство мышления (виртуального) и практики (реального), заключается в отсутствие целостности его содержания. Первый признак реальности – ее целостность. Человек мысленно и в ощущениях воспринимает ее в целом, понимает, что и как связывает ее разные части, находит в ней свое место. Реальность для него самоценна, в ней можно жить реально и/или виртуально. По отношению к образованию это не так. Его содержание распадается на множество систематически не связанных между собой учебных предметов. Место ученика формализовано безличностной системой правил и предписаний, а ценность, смысл обучения, как правило, не находится им в содержании образования. Появление цифровых технологий само по себе не решает эту проблему. Так, все известные модели смешанного обучения, предполагающие чередование фаз электронного и коллаборативного (совместного, «лицом к лицу», в реальных условиях) обучения, осуществляются в границах отдельных учебных предметов и на целостность всего содержания образования не оказывают влияния. Образовательной реальности, наполненной осмысленным содержанием, не существует. Можно говорить лишь о ее разрозненных фрагментах в пределах отдельных учебных предметов.

Вторая причина состоит в том, что реальность всегда конкретна, состоит из множества объектов, включает в себя процессы их взаимодействия и изменения. Содержание же образования абстрактно в том смысле, что состоит из теоретических знаний по отдельным учебным предметам, которые часто бывает трудно соотнести с реальными или виртуальными объектами. Процесс обучения построен так, что школьники переходят от знания к знанию, и объекты в этом процессе замещаются простой и эпизодической наглядностью в виде картинки школьного учебника, лабораторного оборудования или учебных моделей, применяемых строго в границах отдельных учебных предметов.

Еще одна причина – ограниченные возможности для деятельности в системе образования. Человек открывает для себя реальность, входит в нее, осваивает ее и проявляет себя в ней посредством деятельности. Деятельность же всегда направлена на определенный предмет. Беспредметной деятельности не бывает (А.Н. Леонтьев). Обучающиеся же усваивают готовые научные знания и закрепляют их в виде умений – определенных умственных и практических действий. Дефицит деятельности пытаются восполнить с помощью проектных и учебно-исследовательских методов обучения, но сами по себе они не меняют общего характера образования, который был и остается знаниево-репродуктивным.

Все эти три проблемы снимаются в цифровой школе. Она обеспечивает достаточные условия для образовательной деятельности в смешанной реальности, интегрирующей виртуальную (знаково-символическую) и материальную (социальных отношений и предметной деятельности) реальности.

В цифровой школе содержание организуется на сетевой основе в единстве предметности и межпредметности, что обеспечивает его целостность. В границах основной образовательной программы содержание целостно и дифференцированно по особым областям предметного содержания. Оно поддается осмыслению и формирует знаково-символическую реальность. Эта виртуальная реальность имеет смысл, и в ней возможна деятельность, которая обеспечивает переходы в реальность социальных отношений, практик и творчества.

Образовательная деятельность в цифровой школе осуществляется по отношению к реальным объектам, воспроизводимым средствами цифрового содержания. Оно организуется на трех уровнях.

Первый – предметный – уровень содержания образования состоит из знаний, умений и навыков. В цифровой школе учебные предметы сохраняют свою структуру, содержание, методики, а усвоение системных научных знаний, формирование умений и навыков остается одной из главных педагогических задач.

Второй уровень – кроссдисциплинарный. На нем происходит углубленное изучение компонентов содержания одного учебного предмета средствами других. Знания раскрываются в их смысловых, сущностных измерениях посредством систематического применения межпредметных связей. Кроссдисциплинарное[59] содержание возникает на пересечении предметных и межпредметных линий благодаря использованию различных по своей организации языков образования.

Первый и второй уровень содержания поддерживаются децентрализованной сетью содержания в единстве предметности и межпредметности. Она обеспечивает целостность содержания в границах основной образовательной программы.

Третий уровень – трансдисциплинарный – предусматривает моделирование целостных объектов, процессов и явлений естественной и социальной природы средствами разных учебных предметов. Трансдисциплинарное[60] содержание формируется за пределами учебных предметов, но на их основе. Этот уровень содержания поддерживается централизованными (локальными) сетями, которые надстраиваются над децентрализованной сетью содержания общего образования. В каждой такой сети на межпредметной основе воссоздаются реальные или прогнозируемые объекты.

Двухуровневая сеть содержания цифрового образования формирует смешанную реальность. Входящая в нее распределенная сеть (первый уровень) организует виртуальную (знаково-символическую реальность), состоящую из знаний. В локальных сетях (второй уровень) воссоздаются объекты, процессы и явления, существующие в физической реальности или возможные в ней. Это все еще модели реальных объектов, но такие, которые воссоздаются обучающимися самостоятельно при необходимой педагогической поддержке. Объекты присваиваются ими в деятельности. И научившись работать с их объемными (состоящими из разнонаучных знаний) моделями, они легко смогут переходить границу, отделяющую реальный объект от его полноразмерной динамической модели. Важным фактором образовательной деятельности является и то, что объемное моделирование осуществляется в цифровой реальности. Она основывается на мощном аппаратном обеспечении и являет собой многомерное пространство, в котором субъекты образования способны взаимодействовать с объектами и между собой, полностью или частично в него погружаясь и испытывая при этом ощущение реальности происходящего. Цифровая интерактивная реальность позволяет воссоздавать материальные объекты, процессы и события в их связях с другими явлениями природы, общества и мышления, что делает границу между виртуальным и реальным мирами совершенно прозрачной.

В цифровой школе деятельность, которая есть не что иное, как сознательная и продуктивная активность, направленная на определенный предмет, педагогически организуется в пределах каждой изучаемой темы. В первых двух блоках ЦИОМ ученик самостоятельно осваивает знания и умения в межпредметных контекстах. Этот процесс электронного обучения осуществляется в виртуальной реальности, состоящей из учебных текстов. Обучение в границах результирующего блока ЦИОМ происходит уже в реальности социального взаимодействия ученика с учителем и другими учениками в школьном классе. Входя в класс, он переходит из виртуального в реальное образовательное пространство. Характер его учебной активности принципиально меняется. Если самостоятельно вне школы он усваивал знания, то в учебной группе под руководством учителя он активно участвует в создании новой информации. В процессах коллективной работы формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностное отношение к изучаемому предмету. Результирующий блок предусматривает применение форм активного обучения. Создаваемая обучающимися в совместной учебной деятельности новая информация относится не к научному знанию, а к реальным объектами, процессам и явлениями природы и общества. Продукт их учебной деятельности – новая информация – связывает научное знание по изучаемой теме с соответствующим реальным объектом и его учебной моделью.

Таким образом, цифровая школа обеспечивает организацию образовательной деятельности в смешанной реальности. Она обладает всеми необходимыми признаками реальности: единство содержания; наличие объектов (реальных и виртуальных) и условий взаимодействия с ними; возможность осуществления продуктивной предметной деятельности. Смешанная реальность состоит из знаково-символической реальности, организуемой в единстве предметности и межпредметности, и реальности социально-педагогических взаимодействий, совместной образовательной деятельности, а также объектов и их объемных моделей, отношение к которым устанавливается средствами активных форм обучения.

Смешанная цифровая образовательная реальность не только открывает новые образовательные возможности: полноту передачи содержания в единстве все четырех его компонентов, моделирование реальных объектов и их системных связей, формирование готовности к продуктивной информационной деятельности, систематическое применение активных форм обучения и др. Она является необходимым условием решения острейших проблем современного детства, вызванных всеобщей информатизацией. Одной из них является виртуальный аутизм. М. Замфир определяет его как снижение навыков живого общения под влиянием информационных технологий. Симптомы виртуального и реального аутизма практические идентичны: отсутствие социальной взаимности, зрительного контакта, резкое снижение языкового и умственного развития и др. Причина не только и даже не столько в том, что ребенок много времени проводит у экрана компьютера и смартфона. Она гораздо глубже. Проблема в том, что ребенка никто не учит продуктивно и ответственно работать с цифровой информацией, никто не формирует у него готовность свободно и сознательно переходить из виртуального пространства в физическое, из знаково-символического – в пространство социального взаимодействия. Более того, вся система школьного образования устроена таким образом, что она стимулирует развитие виртуального аутизма. Все школьные годы происходит формирование пассивного потребителя информации. Традиционное репродуктивное обучение нацелено на передачу готовых знаний и их закрепление в простых стандартных умениях. Школьник буквально поглощает потоки разнопредметной учебной информации, которые не связаны между собой и нередко оторваны от реальной жизни. Этот способ пассивного и некритического восприятия информации, формируемый школой, и порождает виртуальный аутизм у детей и взрослых, когда они продолжительное время находятся в цифровой цельности. Идущие из Интернета потоки информации эмоционально окрашены, обладают художественной силой, организуются в игровых формах. Они могут длительное время удерживать внимание человека. Но его отношение к ним такое же, как и к содержанию школьного образования, – пассивное и потребительское, не связанное с творчеством, деятельностью, созиданием и реальной жизнью. Школьник ничего не может сделать с учебной информаций, кроме как ее усвоить, без всякой связи с деятельностью, мышлением и жизнью. Ровно так, как его учат в школе, он заполняет свое мышление информацией из Интернета, не оставляя в нем места для рефлексии, мысли, действия, творчества, взаимодействия с людьми для решения социально-значимых задач. Школьник не может свободно переходить от содержания предметного обучения к реальной жизни и обратно. И эта неспособность к самостоятельной работе с разнотипной информацией в ее связях с материальным миром и реальной жизнью приводит к тому, что, будучи погружен в Интернет, он отрывается от социальной и физической реальности и нередко тонет в цифровых информационных потоках.

Невозможно запретить Интернет и прекратить дальнейшее развитие цифровых технологий. Необходимо формировать у человека с раннего детского возраста способности к продуктивной работе с цифровой информацией. Для этого, прежде всего, необходимо изменить систему общего образования. В цифровой школе виртуальная и физическая реальность интегрированы в единый континуум природы, сознания и жизни деятельностью человека, направленной на создание, совместно с другими людьми, новой информации - новых порядков символических и/или материальных элементов, имеющих социальное значение.

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!