То осень будет тёплой и долгой.



Из народных примет Вытегорского края).

 «Коль в ИвАнову ночьку траву ту сорвѐшь -не каки враги тя не одо́лят; и будут не стра̀шны тибѐ не горы крутыё, не чя̀щи лесныё, не болота топкиё –одо́лит всё одолЕнь-трава и приведѐт тя к дому родимому».

Корень одолени полезен от боли зубной. Её в качестве оберѐга брали с собой путники в дорогу и верили, что трава эта одолевает зло-поветрие.

- А если не любит тебя кто, и хочешь присушить его, дай съесть тот корень – и полюбит!   

- «Богоро́диця-Покро́в, дай мне добрую свекро́вь! И, здо́брись поскоря́й – найди

мне жонишка поумня́й! Покро́й мою голо́ушку жемчю́жным коко́шником, золотым подзаты́льником»  

- В Семи́к-день веника не ря́дят, не па́рятся в парно́й пару́ше.

- В ночь Великого четверга жгут соломенные костры, и скачут через огонь,

 а до свету едут в лес за можжевельником (вереском): «…Царь лесной,

Царица лесная, дайте мне на доброе здоровье , на плод и род…», а потом

разбрасывают его по двору. А дети бегают вокруг двора с боталом, отгоняя

нечистого от скота. Мазали кресты смолой по коридору, чтобы болезнь не

проходила в дом (смола, вереск, багульник обере́ги).

На восходе обливаются водой, смывая с себя грехи и призоры… хозяйка втыкала в притолоку серп, а хозяин ввечеру топор, заслоняя дом от зла.

- Если дверь горько скрипит, то хозяин ухо прикладывает: «неужоли плохо

заступил порог от неведомой силы».

- От четверговой всенощной идут с зажжоной свечой. Хозяин дома

прокапчивает на косяке входной двери три креста. И уже хаты не метут до Пасхи.».  

(«Вытегорский Погост», Олонецкие губернские ведомости, 1884г.).       

- Есть дни, по которым знающие люди от болезней и бед спасаются, бросая золото, деньги на кладбищах, перекрёстках и других местах.

- Петуха семь лет не дёржат. Семилетней чёрный петух 15-го января снесет в навозе яицо, с которово 4-го июня вылупицце змей, «…а в ко́ей Земле заведе́цце – ту́ю Землю пусто́ю уцинит, а в ко́ёмдому заведе́цце, в то́му до́ми все, неве́сь шцево́, станут со́хнути». И потому собирают все куриныё кладки и варя̀т вкрутя̀к.

 - ядовитую чёрную змею – называли а́спид. (чёрный цвет с сероватым оттенком - «а́спидный»); а́спиднаводил ужас ещё и тем, что гонялся за людьми, поднимая вверх то-ли большие уши, то-ли крылья. В сказках это - змей-а́спид, живший в горах пеще́рных,и налетавший на людей, разоряя их; и существовало пове́рье (вплоть до середины ХХ века) «Как если гад за тобой го́ницце, брось опоя́ску по-за сибе́, он и отстанёт»); о медя́нке тоже было поверье («…колесом све́рнецце и кати́т з горы! А ко́ли ие́ удариш ольхо́вой па́лоцькой, ак она и россы́пицце на ме́лки кусоцьки, и ровно -золото, но ты не бери ево, а возьми розбросай ты́и куски в ра́зны стороны, а нет оне́ снОву сростУцце в целово гада»). Под деревней Ве́ртосельгой, слева от га́ти стояло «Га́дово болото».

- «Коша́цей-от обы́цей змеиному сродни́. А, быва̀т, иной кот и сам в змея перекинецце, но. Ак вот, любушка, што я те скажу: ноцью-ту, ак не верь, любушка, не кому не верь: не коту не петуху - а вдруг это аспид-змей, но: перикинулсе, да и ждет-дожыда́т, штобы ево приголу́били! Ууй, шот-ты, любушка моя, ак ыть аспид - змей крыла́той, ак как завидит целовека, станёт на хвост, ушы вростопырку и литит, прямо лётом –литит, гоницце следом! А жывет аспид-змей в горах пецѐрных каменных, имеет нос птицёй, да два хобота, и не огня не любит, не трубного гласа, а в коей Земле заведе́цце – тую Землю пустою уцинит, а в ко́ёмдому заведецце, в то́му до́ми все, не весь шцево, станут со́хнути». 

  -  кот в дому –хозяин! Коты с Домовым дружбу водят».                                                                              

- Чёрная кошка примет на себя вашу тоску, боль; многоцветная хранит дом от ссор и скандалов.

-   угол чужёго дома несёт угрозу.

- Уходя из дома подержись за ма̀тицу – на счастье.

- Крест из ольховых веток спасает от призора, чёрного глаза, навета с ветру.

- Вот как пѐ̀рва гроза, ак успевай три раза̀̀ церес сибя перевернуцце – спина нико̀̀ли болеть не будёт!»;

- Чтобы, избежать какой беды в новый дом не переселялись в понедельник, среду, в дни памяти святого мученика и, если в деревне недавно кто-то умер. («Ак ыть на свежова-та покойника в нову и́збу не переходили»). 

- подарившему тебе нож заплати хоть копеечку.

- незнакомого выходи встречать с ножом(если злоба пришла, то сама заболеет).

- раздвоенные деревья таят зло.

- когда с венчанья заходишь в мужний дом, брось впереди себя монетку чтобы в дому тебя все любили, или, пока перешагиваешь порог проговори три раза, глядя на матицу: «матица-толстуха, я большуха - . то чтобы все тебя слушались.

- По вытегорским обычаям невеста по приезде с венчания в дом мужа утиралась в потстаньё́ свекро́́ви в знак поко́рности.

- Если встречаешься с тем кого боишься, скажи своему ангелу-хранителю через правое плечё: «сомкни уста его, ослепи глаза … (я недописала, но это есть в олонецких губернских ведомостях 1884г Вытегорский музей).

- Звезда падѐт не то́ко к ветру, но и к дево̀чей судьбы́»-вытегорское поверье.

-   Луна ме́ркнет, красе́ет к ненастью.

-   Алый закат – завтра ветрено

 

                                 Вытегорские приметы

         в одном из стихотворений вытегорского поэта начала ХХ века

                                  Николая Алексеевича Клюева

 

        Ворон грает к теплу, а сорока – к гостям,

                 Ель на полдень шумит – к звероломным вестям.

                 Если полоз скрипит, конь ушами прядёт –

                 Будет в торге урон, и в кисе недочёт.

                 Если прыскает кот и зачешется нос –

                 У зазнобы рукав полиняет от слёз,

                 А над рябью озёр прокричит дребезда –

                 Полонит рыбака душегубка-вода.

                 Дятел угол долбит – загорится изба,

                 Доведёт до разбоя детину гульба.

                 Если девичий лапоть ветшает с пяты –

                 Не доесть и блина – как наедут сваты.

                 При запалке ружья в уши кинется шум –

                 Не выглаживай лыж, будешь лешему кум.

                 Семь примет к мертвецу, но про них не теперь –

                 У лесного жилья зааминена дверь,

                 Под порогом зарыт «Богородицын Сон» -

Х                 От беды-худобы нас помилует он.

 

- МОИ ОТКРЫТИЯ УШЕДШИХ ЖИЗНЕЙ»

Я сама никогда не бывала нигде кроме родной Вытегры и Девятин, да на горе, с утерянным в наши дни, названием «Кривая Сельга». На горе той ещё в начале двадцатого века жила Вертосельга - деревня моих предков. И мои "открытия прошлых жизней" - все основаны на рассказах вертосёлов-очевидцев той жызни. а назвала я свою статью так потому, что нигде не встречала всех этих названий и была, считаю, была просто, обязана была поделиться с миром тем что узнала. Многие забытые миром, слова ожили благодаря вертосёлам, с которыми мне довелось встречаться. Не могу, не имею права не вспомнить здесь их имена: Константин Дмитриевич Матюшин, Татьяна Григорьевна Матюшина, Михаил Васльевич Львов, Степан Иванович Фёдоров, алмозёрка Мария Григорьевна Калязина, и конечно же, Тимофей Тихонович и Татьяна Ивановна Алёшины – мои, дорогие моему сердцу, родители. С их подачи, вернулись к жизни слова «зольни́к», «Крив а́ я сѐ льга», «Лузян а́ ко́ рба» «Глухая к о́ рба» «Ко́шаче болото»(на «Кривой сельге»), «Гадово болото» «Полу́нощьно болото» «Подго́рнее болото» «Упырь-болото» «Мог и́ льное болото», «Т и́ шына поляна», «Нат-озеро», «Ыгат-озеро», и ранее никем не упоминаемые, как исчезающие временами, озёра: а́ лмозеро, Ильинское, Илеса; и река Лема-потеряйка, и М а́ нош-яма, и Кругов а́ я яма – все эти названия, с подачи стариков-вертосёлов, я вернула миру, опубликовав мою книгу «Вертосельга» в альманахе «Вытегра-4»; огласив на Вологдском РТВ «Русское радио»(звукозапись есть в интернете «ВКонтакте»,и опубликовала в 2018году в «Проза РУ»(© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Матюшина-Ал, 2017 Свидетельство о публикации №217103101291-мои открытия 31.10.17г.; №217103101291217»мои открытия»; №218020400881(ххх) 04.02.18 «мои открытия»; «Снежный человек поселился в вытегорских лесах» - ст. К.Т.Алёшиной-Матюшиной © Copyright: Клеопатра Алёшина-Матюшина, 2017 Свидетельство о публикации №217061500176 © Copyright: Клеопатра Тимофеевна Матюшина-Ал.);  и в 2019 - в интернете в группе «Вытегорский сочинитель».

Обо всех этих моих открытиях и о «снежном человеке» я в декабре 2011 года написала письма в адрес профес.географ.Скупиновой Е.А.(Вологодский госпедуниверситет), ЛяпинойТ.А.(телерадиокампания «Вологда»), Ермолину Е.Г.(гл. редактор вытегорской газеты «Красное Знамя»), директору Вытегорского музея Макаровой Т.П., и главе Вытегорского р-она Чевгунову.

Йети - Снежный человек обосновался в лесах Вытего́рии.

- В окрестностях озера Оне́го поселился с давних пор Йети - Снежный человек. Люди встречают его редко. Давным-давно, лет сто назад, примерно в 1898 его повстречала в вертосельгских лесах, жительница деревни Ве́ртосельги - моя бабушка Матрона Ильинична Алёшына-Матюшына(в девичестве Зубова с Дальней Ка́рданги Вытегорского Пого́ста). Историю эту я слышала в детстве от родителей, и позднее от старожилов деревни Ве́ртосельга и записала как сказку; Но вот в декабре 2008 года в Вологде на заседании литобъединения Ольги Фокиной «Среда» вытегорка Нина Писарчик рассказала, что она встретила близ озера Онего точно такое же чудище. Значит это чудо ещё живо! 

Удивительное сходство этих встречь через столетие позволяет думать, что всё это правда.(К.Т.Алёшина-Матюшина).

А это взяла из моей переписки в интернете 2018 года:

Июня 2018

Татьяна Вѐртосельга 7:01 ::Валечка- такой замечательный рассказ получился

Валентина 7:33 Я рада, если Вам пригодится. Когда ещё я сама до этого сюжета дойду!)))

Валентина 7:52Нашла Вас на прозе.Ру, потом ещё как-нибудь забегу!Вы удивительный человек!)))

Валентина Баскакова 6:49:"Это было в деревне Нюхча Пинежского района Архангельской области с нашей невесткой, женой моего старшего брата, Алефтиной Филипповной Исаковой, она 1950гр. Наш дом стоит первым в деревенском порядке от леса, и лес - практически наш второй дом-сад. Я раньше за клюквой после уроков бегала на кисель, весной или осенью. Мало ли, веник надо в баню летом сломать - всё рядышком. Она пошла ненадолышко тоже, вот не помню, в какое время года, летом или осенью, может, и голубики пособирать летом или черники набрать. И всё ходила - крыши у домов видны были, а тропочка под ногами вилась. и уж обратно шагала уверенно, нагибаясь за ягодой. И вдруг увидела берёзы - несколько - по краю болота красной краской помеченные., как пояском. Удивилась: мимо дома никто не шёл эти дни в наш лес, Аля - пенсионерка, видела бы или внуки бы доложили мелкие. А потом - откуда тут такие берёзы? Отродясь на болотце кустики чахлые, разве что ближе к лесу ели тёмные стоят. И сердце закружилось, тоже перекрестилась, но оглянулась - крыши куда-то делись, и лес незнакомый стоит, да и тропка куда-то убежала! И струхнула Алевтина Филипповна, давай кругами наяривать - ведь, когда блудить начнёшь, кругами носит. Только от берёз этих уйдёт - они опять тут как тут! Господу взмолилась! Кружила так - ей показалось, что долго, а потом, домой вернувшись, на часы глянула:всего ничего, может, около часу времени прошло - кружила, а и небо стемнело, и ветрище задул!... Худо ей сделалось, но вывели ноги всё-таки на правильную тропочку, и вышла домой, в том же месте, где и заходила. Дома, отдышавшись, с сыном Петей поговорила, он посмеялся: мол. блазнить уж тебе начало, мама. Она божится про эти берёзы в красной краске. Ходили они с Петей вдвоём - всё обколесили - немного там и пространства - болотце спустилось под гору и таким блюдышком - оладушкой лежит - ну, хватит ноги намять, если всё обойти, и они обошли по всему краю болота,где начинается подъём в гору, по всей окружности; - ни одной берёзы мощной, да ещё крашеной, не обнаружили. Я представляю тоже, это болото моего детства. Видать, на какое-то место она наступила неладное, вот и повело. Я так думаю. Есть ещё Нюхча в Карелии, но это большое село. Хотя и у нас деревня немаленькая".(Валентина Баскакова 6:49, 11 июня 2018).

   Значит это чудо ещё живо! Удивительное сходство этих встречь через столетие позволяет думать, что всё это правда. Может сто́ит сейчас взятся за поиски вытегорского страховища? Когда ещё выпадет такой случай, может опять через 100 лет как и теперь(на Ве́ртосельге встреча произошла примерно, в 1898, а на Онеге - в 2008).- К.Т.Алёшина-Матюшина

      Затерялись в веках Веды, Весь и «Великая Тарта́рия»; затонула Атлантида, ушли в глубины Волго-Ба́лта древние селения Вытего́рщины: Сюрьга́, Нага́жма, Рѐбово, Марко́во, Собачьи Прола́зы … На обширном пространстве меж двух дорог («Вы́тегра – Е;жэзеро – у́ндозеро» и «Во́локов Мост – Новостройка») болота, болота… Болото Полудё;нное, Уро́чище Лесы́, урочище Ма́теньжа, Уро́чище Вѐртосельга…

- «В ѐртосельга» - это та самая «Кривая с ѐльга» - «деревня на пала́х», упоминавшаяся в писцовых книгах Обонѐжской пятины 14 -15 в.в.

Я теперь точно знаю, что рождение деревни Вертосельги спрятано где-то в языческих временах, о чём можно только догадываться по оставшемуся Зо́льнику. «Зольни́к». немой свидетель древнего возраста деревни Вѐртосельги; а вот 14-15 века́ оставили чёткий след её: «Кривая сѐльга», а молва 19-20-го веков, дразнилкой «Кривая Вѐртосельга» - подтверждает древность деревни. «Деревня на пала́х»

Деревня Вѐртосельга родилась на «пала́х» = «палёной подсѐке». Первопоселенцы деревни Вертосельги занимались подсечным земледелием, корчуя и паля деревья, высвобождая из-под леса земли для пахоты. И от того, что деревня родилась на ро́счистях, на «палёной подсѐке» русичи называли её «Деревня на пала́х», аборигены же – вѐпсы называли деревню «Vеrtа Sеlgа»(В словаре вепского языка Марии Ивановны Зайцевой, к стати, она вытегорка, читаем: «Vеr//tа» - палить подсеку); Значение слова«сѐльга» - второго составного в названии «Вѐртосельга» неоднозначно: оправдано и значение «Сѐльга» - продолговатая, поросшая лесом возвышенность; и «сѐльква» - сухое, возвышенное место среди болотистой местности, т.к. Вертосельга, как раз, и стояла на обрыве крутой горы среди непроходимых болот и многочисленных озёр. В начале ХХ века деревня Вѐртосельга слыла в округе как «Кривая В ѐртосельга». Возможно, «кривая» - это оттого, что деревенька стояла на горе, слывшей когда-то под названием, утерянном в нашэ время, «Кривая сѐльга». А если учесть что и в 20-м веке Вертосельга слыла в окру́ге как «Кривая Вѐртосельга», напрашивается вывод - это та самая «Кривая сѐльга» = «Деревня на пал а́х», упоминаемая в «писцовых книгах Обонѐжской пятины» 14 – 16 в.в. - И сохранился ещё один немой свидетель древнего возраста деревни Вѐртосельги - «зольни́к».

             

Запад, корба                                                            восток.обрыв                        

   1 2 3 корба.запад

        Восток,обрыв

 (На рис.1. зольник – в конце дороги идущей мимо корбы в левый верхний угол рисунка)

- «Зольн и́к»– это место языческих ритуальных костров. Слово «Зольн и́к» местного вертосельгского происхождения. Это слово я впервые услышала от старожителя деревни Вѐртосельга «…а всё «зольни́к, да зольни́к», ак а земля там такая как всё-одно з золо;й смешана, а нечево́ на ей не росло – холо́дна земѐлюшка» - объяснил он мне. О зольнике на территории нашей области я написала в своей краеведческой книге «Вѐртосельга», опубликованной в альманахе «Вы́тегра-4»;

- «А́лмозеро», «Ильи́нское»,«И́лесозеро»,«Са́лозеро», «Са́лмоозеро»

О периодически исчезающих и возвращающихся озёрах Вытегорщины писал в 1873 году С. Максимов «… исчезающие и возвращающиеся озёра: У́ндозеро, Ши́мозеро, Ку́штозеро, Лу́хтозеро, Э́йнозеро, Ка́чозеро и А́ндозеро. Шы́мозеро в 10 вёрст величины и до четырех саженей глубины – вода исчезает и по пустынному полю, бывшему дну извивается только небольшой ручей, продолжающий течь и подо льдом. Пучина Долгого никогда окончательно не усыхает к Рождеству лёд садится на дно, образуя холмы, ямы, трещины; весной вода заполняет озеро, переполняет, и затем начинает показывать новое чудо – течение обратное. В Ку́штозеро, высыхая, вода уводила с собой рыбу, доходящую в озере до баснословных размеров. Рыба снова возвращалась, когда с проливными дождями, озеро наполнялось в уровень с высокими берегами. А иногда и до горной гряды, окаймляющей озерную котловину. Ка́инское высыхало так, что дно его казалось дикой степью: люди ходили здесь как по суше. Однажды, два года кряду, крестьяне носили здесь сено и довольно удачно сеяли овёс».

 - 2019. из интернета: Просто это наш город - ВЫТЕГРА!!!

 в 10:18ПЯЖЕЛКА - любимый край!

1 ноя 2019 в 17:57

Рубрика «Это интересно».
О том, что вода из некоторых озер на Вепсской возвышенности временами уходит, а затем спустя какое-то время появляется вновь, заполняя осушившуюся было котловину, известно давно. Но впервые обследование таких озёр произвел в конце 19 века петербуржский ученый Г.И. Куликовский. После этого озеро приобрело широкую известность. Еще лет сорок назад на холмах, со всех сторон окружающих Шимозеро стояли вепсские деревни: Пелкаска, Лахта, Сельга, Манчи-мяги, Погост и др. К сожалению, из-за непродуманных решений областных властей в конце 50-х годов произошло массовое переселение вепсов в другие села Вологодской и Ленинградской областей, в результате чего некогда обжитая местность обезлюдела, сельхозугодья заросли, а дома сгнили. Перестала существовать в «живом виде» и топонимическая система Шимозерья. Много веков вепсы здесь пахали землю, рубили лес, охотились…Не могли они не обращать внимания и на странности своего озера. Раз в семь – десять лет вода из него уходила в двадцатиметровую округлую, с крутыми склонами Черную Яму, соединенную с Шимозером нешироким, но длинным проливом, больше похожим на реку, которая проваливается в буквальном смысле слова под землю.Рассказывают очевидцы этого уникального явления природы нашего края.Фотин Егор Егорович вспоминает:«Наша деревня располагалась от Шимозера в 7 километрах.До 1942 года учился в школе, а потом в ФЗО. Озеро Полозеро, по названию которого называлась наша деревня, состояла из двух частей. Обе деревни находились на горах, а озеро – в яме между ними. На ручье была мельница. Этот ручей – с Линжозера.
На Черной Яме я бывал не раз. Когда воды в ней нет или очень мало, она кажется очень огромной: как будто с горы смотришь. А рыбачить на Яму часто ездили, рыбы там всегда много. Приходилось наблюдать, как вода из ямы уходит: кружится водоворотом, воронка опустошается.Убывает вода из ямы быстрее, может основательно высохнуть примерно за месяц.А прибывает медленнее, где-то месяца за два с половиной.А почему она убывает: не знаю.Старики еще раньше говорили, что воронка Черной Ямы соединяется с Онежским озером. Берега ямы каменистые, местами глинистые. Да мы особо-то не обращали внимания на Черную Яму, пока маленькие были. А вода в ней чистая: и когда вода уходит, и когда поднимается. На Долгозере есть Белая Яма, очень глубокая: леску бросали.
В д.Пустынка есть озеро, оно бывало, высыхало вообще, так пахали на его дне. Хебозеро тоже опустошалось».(Материал об озере Шимозеро передала для библиотеки Н. В. Куимова).

- Екатерина Мишина

Небольшое озеро,которое исчезает есть в нескольких км от п. Колошма.

- А это свидетельство 1987 года из рассказа «Аномалия» Владимира Фархутдинова, опубликованного в интернете 21.10.2019. «…По дороге к Ундозеру наш шофёр разговорился, показывая в стороне на поблёскивающую гладь небольшого озера: «Это озеро периодически пропадает, остаётся одна воронка, кишащая рыбой, всё уходит под землю, через какое-то время снова возвращается вместе с живой рыбой. Старожилы говорили, что собирали верёвки со всей округи, чтобы достать дно воронки, гиря тащила верёвку вниз, так и не смогли определить глубину ямы. Учёные, приезжавшие с Ленинграда, предполагали, что внизу сильное течение, подземные карстовые реки, геологические разломы, которые возможно идут до самого Онежского озера и впадают в него, а это больше сотни километров отсюда! Таких аномалий говорят много в этих местах…». 

Возможно речь в рассказе «Аномалия» шла об Эйнозере или Куштозере – они рядом с Ундозером. И ещё я выяснила, что не только эти озёра «гуляют». К пропадающим время от времени озёрам Вытегорщины относятся «А́лмозеро», «Ильи́нское» и «И́лесозеро», что в 17 верстах от «Ста́рцевой Горы». На географических картах разных лет обозначены все три озера почти рядом. Старожилы тех мест, родившиеся в начале ХХ века, убеждены, что все три названия относятся к одному и тому же озеру.

-(«Ак, И́леса-та - И́леса и есть! – непонимающе глянула на меня Мария Григорьевна, мол, уж этово-то не знать дак!.. – Цэрква Ильи́нска, дак и озеро Ильи́нско», - Мария Григорьевна Калязина, уроженка деревни «Ста́рцево»;

-«А в той стороны – махнул рукой в сторону Подгорнего болота, вертосёл Николай Степанович Фёдоров – ручеёк от пересохшэво А́лмозера. Уй, ак А́лмозеро-то дак уж лет двадцать, как не больше, не возвращаецце! Ходят как по полю, да траву косят. Летом пряма дорога на Девяти́ны дак за 17 вёрст в Девяти́ны по ему, как по полю ходили, морошку продавать, а как с Па́вшозера да и через И́лесу, да. Ак А́лмозеро и есть Ильи́нское – уточнил он, и продолжил – Дак там ручеёк течёт, край леса, такой тоненький ручеёк, а как весной – шумный водопад, где и вода бралась! И мимо ямы куда-то пропадала. А километра два до Ма́теньжы - яма така́, овраг длинный такой! Вода з болота туда и стекает, и пропадает куда-то. Яма такая, Ма́нош–яма. Не знаю, а так называют «Ма́нош-яма», да и всё!»).  

Татьяна Вертосельга

"открытия прошлых жизней" все основаны на рассказах старожилов; а назвала я свою статью так потому, что нигде не встречала всех этих названий и была, считаю, была просто, обязана была поделиться с миром тем что узнала.

Сергей Леканов:  ВИДЕО  Поездка в Алмозеро. Денис Мартынов

12 июл 2019 в 13:49 через YouTube#алмозеро #ильинское #волоков мост

"12 июл в 15:15 Татьяна Вертосельга "Круговая Яма"

Сергей Леканов

Татьяна, это яма очень интересная, однажды заехали посмотреть,она прямо на глазах начала исчезать, с братом на дно зашли еле ноги вытащили ,а воронка идет в глубь земли. У меня есть предположение что вода уходит в Талицу,есть там воронка диаметром метров 30-50, из нее буронами вода подымается из под земли ,соединятся небольшой протокой

14.07.19. я В ИНТЕРНЕТЕ ОТВЕТИЛА:

«Клеопатра Тимофеевна Матюшина-Ал "Мои открытия прошлых жизней"

© Copyright: Клеопатра Тимофеевна Матюшина-Ал, 2017Свидетельство о публикации №217103101291

© Copyright: Клеопатра Алёшина-Матюшина, Свидетельство о публикации №217061500176

- «Дира́», «Ма́нош-яма» и «Кругова́ яма»: 

Не услышав объяснения слову «Ма́нош» я нашла на карте военных лет, созвучное «Манош-яме» название ручья Манажья́м, текущего через дорогу «Ма́теньжа – Ка́рово» и впадающего в реку Тага́жму. «Манажья́м» - может там и находится Ма́нош-яма, уводящая озеро под землю? И «Кругова́я яма» о которой рассказывала М.Г. Калязина, тоже где-то в этой стороне. Возможно, речь идёт об одной и той же яме, а возможно (у меня аж дух захватило от предположения) «Ма́нош-яма» и «Кругова́ яма» не что иное как место известное ещё в 14 веке под названием «Корвь»(в переводе с вепсского «дыра, ухо, шерсть»).

«Карха́ловщина», «Ка́рово» «Нове́ц на Ко́рви», древний «Корх» и «Новцы на Корко-наволо́ке» - не что иное, как современная деревня «Ка́рово».

В Писцовых книгах Обонежской Пятины 14-15 веков на странице 3 в Никольском Погосте встретилось мне название деревни «Новины на К о́рхе», а на странице 174 «деревня на К о́рко-Новоло́ке», «на Корх-наволо́ке Матюшков след Матфеев…».

 При чём здесь здесь «ухо и шерсть»? размышляла я, не зная ещё о «Ма́нош-яме» и «Круговой яме». Масла в огонь, так сказать, подлил Николай Степанович Фёдоров, махнув рукой в сторону Ма́теньжы: «… там и Карха́ловщина. А кто ё знат. Кархаловщина, да Карха́ловщина… там дорога на Ка́рово, Новцы́…».

 …Ка́рово, Новцы́…  - мысль не даёт мне покоя: В Писцовых книгах Обонежской Пятины 14-15 веков на странице 3 в Никольском Погосте встретилось мне название деревни «Новины на Корхе», а на странице 174 «деревня на Корко-Новолоке», «на Корх-наволоке Матюшков след Матфеев»  

…Карово,.. Карово… - нет, пожалуй, это не от вепского «кар» = «Залив». Откуда залив? Скорее всего... Скорее всего… Вот оно! «Ка́рово-Новцы́»! Дорога «Ка́рово – Новцы́»… «Нови́ны на Ко́рхе»… Стало быть, – смотрю карту 1728 года: деревни «Корвь» и «Нове́ц» рядышком. Вот оно! - «Нове́ц на Ко́рви! Древний «Корх» и «Новцы́ на Ко́рко-наволо́ке» «деревня Ка́ров Конец» - не что иное, как современная деревня Ка́рово, соединенная одной дорогой с деревней Новинкой. И стало понятно вепское «Корвь, Корх» - дыра.

(«Дира́ – яма бездённая по Ка́роськой дороги. Дорога там на Ка́рово, а там Кругова́ яма стояла, ак вода откуда и брала́се, в тую яму текла» - вспоминала Мария Григорьевна Калязина:– В ямы круга́м, да круга́м! Как ровно в воронку и уходила куда-то. И вот диво: не прибывало и не убывало. Круговым потоком под землю как в воронку! А в Илесы выскакивала чистым ключевым ручьём. Там мельница была поставлена. Нашы мужыки как праздник – закорешылись: в рого́жной куль наво́зу нагребут, на верёвку к дереву привяжут и в яму пуска́ли. Куль в воронку затянёт, ру́чей в и́лесы пересыха́т, мельниця не ро́бит. Вот мельник шлёт записку «Алмозёрски мужыки, розоткни́тё диру!». Мужыки хохоцют. На празник всё Ста́рцэво пеке́т пироги дармовыё. Мельник полумеше́чьё муки по́слал»).

«Ста́рцэво», «Ста́рцева гора», «Старори́чье»

 На мой вопрос не знает ли она в честь чего или кого названа так деревня, Мария Григорьевна ответила: «А говорят там старцы́ жыли, дак вот и Ста́рцэво»). И она была не далека от истины, карта 1933 года сохранила название «Ста́рцева гора». (А «Староричье» ешё называют, ак это што река была, пересохла, русло старое – вот и «Старори́чье» - Н.С. Фёдоров: …река А́ла ли А́лга ли, а может А́лма».

 Я считаю, названия озер «А́лмозеро», «Алмас-озеро» и «Салмас-озеро» - их название указательное (откуда вы? «с А́лма с озера»), очевидно существовала и река Алма(бывали же на Вытегороьи Андома-гора, Андома-река, Андомозеро, и поселения назывались так же); но и название «А́лга» имело место быть. В тех краях когда-то жила деревня с названием Ва́лга, так же встречающиеся в церковных записях. Название этой деревни (по моему разумению) является указательным, т.е.на вопрос «где?» ответ -«В А́лги» остался названием деревни «Ва́лги». О валгаря́х - жителях деревни «Ва́лги» (очевидно они были большие зави́ры) ходил анекдот, «…валгари́ Ва́лгу толокном замеси́ли и телёнка с копытам съи́ли»;

«А ище я те вот што скажу: е́стя в сюзёмке за Упы́рь-болотом Ма́нож-яма - цёрна, бездё́нна, и стоит в ей вода – туды льецце… да небольша така рецю́шоцька Ма́нож-ру́цей – с полверсты, пои́, не бо́ле – вот по ей вода-та и стека́т в тыю яму. А, мот и с А́лма с озера – не знаю, но, тольке людушки сказывают, тамо – на А́лмаси-ты своя яма ѐстя – Кругова́́, ак в тыю-ту яму рицька А́ла, ли А́лма ли, а тожо небольша, и тожо в яму.А в ямы воды как было - так и есь: не прибыва́т и не убыва́т! Но ить куды-то она мимо ямы уходит» (М.Г.Калязина).

В церковных книгах 1811года в Ундозерском Погосте записана «деревня между река А́лый».

В церковных записях Духовных росписей по Вытегорскому Погосту за 1796 год есть названия деревень: «Старори́чье», «деревня между реки А́лый» «деревня над А́лым озером» «на реки А́лги»; «деревня в А́лги». Кстати, ныне живёт деревня с названием «Ва́лги».

Не подверженный никаким правилам правописания и тем более произношения, язык предков рождал и оставлял потомкам множество вариаций названия одной и той же местности, озер, рек. Возможно, это произошло и с озером Алым. Допустим на вопрос: «Откуда ты, с каких мест?» - получали ответ – «С Ала-озера» (вот вам и «Са́лозеро»); или «С Ала мы с озера». Вариаций разговорной речи множество, в результете мы имеем и «Са́лмасозеро», и «Са́лм-озеро».

На современных картах Вытего́рщины указаны два озера с названием «А́лмозеро». На карте 1728 года Алмозеро, о котором я пишу, записано как «А́змозеро» и находится оно между Волгобалтом и рекой Тага́жмой. Второе А́лмозеро между Пе́даж рекой и рекой Мегро́й. В церковных книгах записаны деревни и на Ёж-реке и на Ёж-горе, и Ежезеро, и Ёж-озеро в Ежезерской округе.

Из интернета 2019 :

Ирина Евич оставила комментарий:

Из "Словаря гидронимов Вологодской области" Александра Кузнецова: АЛМ-ОЗЕРО или Ильинское нaxoдитcя в центре Вытегор. р-на (басс. Тагажмы). В писцовых книгах 1495, 1495-1505 - Салмас озеро, Солмас озеро, Салми озеро [ПКОП: 9. 10, 11: Гневушев 1910: 1], в писцовой книге 1563 — Алмо озеро,Оялмас, Алмас озеро, Сало озеро, Салме озеро, Салмас озеро [ИКОП: 208], в 1582 ~ Алм а озеро [Певолип: 175].Указанные источники дают возможность не только восстановить первоначальную форму лимнонима Салмас-озеро, без чего невозможна его этимология, но и проследить все промежуточные формы названия. Ср. фин., кар. salmi, вепс, salm - «пролив, мелководная часть озера между двумя мысами» [ПВО: 11]. Алм-озеро в самом деле состоит из трёх отдельных плёсов, соединённых проливами. Другое толкование связано с фин. johna, кар. *je!ma - «протока» [Шилов 2001: 158], но не учитывает старинной формы Салмас-озеро. Русское название Ильинское дано по церкви Ильи Пророка и Ильинскому Алмозерскому погосту на южном берегу озера. Местные жители в старину указывали близ погоста «панские могилы», по поводу чего существовало предание, впервые опубликованное в газете «Олонецкие губернские ведомости» в 1869 году: «И самое Алм-озеро получило своё название, потому что слово алма на чудском языке означает яму или могилу» [Криничная 1991: 162]. Это народная наивная этимологи.

Татьяна Вертосельга ОТВЕТИЛА:

"панские" могилы - не выдумка, "па́ны́" - воины украинско-польских захватчиков. В 1617 году Украинское казачество совместно с польским панством, напало на Моско́вию. Грабительская война не минула и наших вытегорских земель, и остались в нашем говоре слова польско-украинского происхождения например, пан - поляк,«мазу́рики, мазу́рик –обманщик.

«Лѐма-потеря́йка» или «Бучьну́ха», «Ко́шаче болото». 

Влево от Го́рменика(поляна слева от дороги на повороте к деревне Ве́ртосельга) в сторону Ежезера в 4-х километрах от деревни на «Ко́шачем» болоте из «двух Лемозерко́в» начиналась река Бучьну́ха. А охотник А.Н. Жихарев и Н.С. Фёдоров убеждены, что это река «Лѐма – потеря́йка».

- 2августа 2000 года я и мои спутники перебрели реку Лѐму-потеря́йку(теперь это узенький, но бурливый ручеёк); родившись в «Пол у́дённом» болоте две Л ѐмы-реки текли рядом, затем, одна свернув влево понесла свои воды к реке «Мегра», другая нырнув под болото «К о́ шачье», из которого, речка «Л ѐма-потеря́йка» выскакивает, и образуя два маленьких «Лем-озерк а́», и бурным потоком, получивши название «Бучьн у́ха», пересекает в двух верстах от Вѐртосельги дорогу с Вѐртосельги к деревне Лема; огибает гору , и, пробившись через «Полу́нощьно» болото, уходит под гору «Л ѐму»(«Большой Шэл о́ м»), прихватив с собой воды Г о́ рмо-ру́чья, да Габ-р у́чья(см. кн. «Вѐртосельга») …итак, мы перебрели этот ручеёк и пошли, давно никем не хоженой-неежженой, заросшей травой, дорогой, через три (разделённых друг от друга высокими холмами), три заболоченных ручья, а когда-то они жили полноводными реками(на одной из старых карт они обозначены параллельно друг другу, текущими из ниоткуда – в никуда).

«Паск-ру́чей», «Пѐрт–ручей», «Ма́ндынь-ру́чей» 

 Схематическая карта Европейской части России, составленная в 1918 году, запечатлела три ручья, пересекающих дорогу «Вѐртосельга – Тага́жмозеро», бегущих ни откуда, в никуда. Остатки этих трёх ручьёв (а возможно, что когда-то они были полноводными реками) я вместе с краеведами Девяти́нской школы форсировала 1августа 2001 года. Но это уже были заболоченные лесные бача́ги меж высоких холмов. Возможно, что весной они набирают силу и вновь живут полноводной речной жизнью. Так вот на карте они записаны как «Песчаный», «Верт» и «Медный». Старожилы дружно отмахнулись от этих названий: «Што-о?! Ну, и в слуха́х не было!». Но сами не могли точно назвать ручьев, хотя и предположили (в звучании, очевидно, слышались знакомые названия), что это «Паск-ру́чей», «Пѐрт–ручей», «Ма́ндынь-ру́чей». Слово «схематическая» в наименовании данной карты извиняет составителей её, проигнорировавших существование реки Бучну́хи, и укоротивших на половину реку Ле́му. Но, благодаря этой карте, я знаю, где находилась «деревня у ы́гат-озерка́», а вот деревня «Упы́рь-болота» исчезла с лица земли ещё в начале 19 столетия, с тех пор как её покинули мои предки (Нифантьевы, Алексеевы, Васильевы, Савельевы, Елизаровы).

«Вы́ть-гора» и «В ы́тегра».

- в Обонѐжьи 500 лет назад на высокой горе «Выть» обосновался «Вытег о́рский Пого́ст». Олонецкие Губернские Ведомости дают двоякое объяснение названия горы «Выть»: то ли от того что на горе по ночам волки выли –потому-де и «Выть»; то ли «Выть» от того, что гора эта такая высокая, и нужно было поесть и отдохнуть, перед тем как идти в гору;                       

 - а я считаю, что название горы осталось с той поры, когда «В ы́ть-гора» была ничья,  считалась земельным наделом, и пускалась в «передѐл», и облагалась налогом(«выть» - еденица налогообложѐния).  

А недалеко от озера Онѐго расположился небольшой городок Вы́тегра – районный центр Вологодской области (до 1920 числился в Олонецкой губернии, до 1937 года относился к Ленинградской области).

Слово «В ы́тегра» – говоровое(«Откуда идёшь?» «С В ы́ти-горы», «С В ы́ть-горы» и слышим «с В ы́тегры»).

 

 

Содержание словаря:

 

- Отзывы и рецензии:

- Зорина Людмила Юрьевна кандидат филологических наук доцент афедры русского языка Вологодского педагогического университета;

- Ольга Фокина( Журнал «Мезон» декабрь 2001); «Красное Знамя» - общественно-политическая газета Вытегорского района 19.09.02, №110;

     - В.Дятлов, «Красное Знамя» - общественно-политическая газета                                                                 

          Вытегорского района 19.09.02, №110

- Майкл Мейкэн – Адьюнкт-профессор кафедры славистики Мичиганского университета США)

   - «Ве́ртосельга» - родина моих предков (ст.К.Т.Алёшиной-Матюшиной)

   - «О тонкостях языка Вытегорья» («мои наблюдения» 01-110)ст. К.Т. Алёшиной-Матюшиной

   - «Вертосельский говорок и язык вепсов» (ст. К.Т.Алёшиной-Матюшиной)

  - О том, как составлен словарь (ст. К.Т.Алёшиной-Матюшиной)

  - Толкование говоровых слов (ст. К.Т.Алёшиной-Матюшиной)

    -  Не говоря худого слова(вертосельские присказки)- ст. К.Т.Алёшиной-Матюшиной

    - Вытегорские приметы в стихотворении Н.А.Клюева

    - Мои открытия прошедших жизней»(ст. К.Т.Алёшиной-Матюшиной)

 


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 131; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!