Стати сказать, он был первым губернатором Олонецкой губернии, в составе которой 125 страница



Человек без определённых занятий, пьяница – праздношата̀ющийся, шарамы́жник, шантрапа́(см.«мелкие»), шарамы́га - пренебрежительно отзывались вертосёла о гуля́ке, бездельнике, промышляющем подаянием, и т.п., тогда как французское «сhеr аmi" переводится, как «милый друг»; 

Человек, имеющий твёрдый, решительный, или настойчивый характер - хара̀́ктерный, кру̀т, круто̀й характер(см.«склон»), хара̀ктером крут, крутова̀т(ой), круте́нек(см. «склон»), круте́нёк, круте́нько, круте́нько бере́ш; кру̀то, крутова̀тый, «крутова̀то берёт» - о 1. резком движении, 2.об излишне крутом повороте, 3.о человеке жёстком в деле, разговоре; «Уй, такой-ли хара̀ктерной ак – што и есь!» «А не круто ли берѐш, Пал Тѝхыць, ить народ-от ишо привык за своё держа̀цце!».

Человек, не боящийся риска –(уваж.) риско́вый, риско́вой(« А што ты думаш, и подё̀т: риско́вой такой, ак ёму это – хоп хны̀!»).

Человек, выражающий мысли противоречащие общему пониманию христианства – ерети́к. Слово «ерети́к, еретики́» употреблялось и как ругательство, относящееся к людям, совершающим безнравственные поступки («Ой вы, еретики́ вы, еретики́, на́што робёнка-та изобижа́ите?»)  **Еретик – дьявол.

Человек страдающий недержанием газов –(насм)ря́псеник, ря́псяник. Обычно это относилось к старикам, у которых «песо́к ж жо́пы сы́плецце», (насм) «бздит по́ходя», (сочувс.,пренеб) ря́псяе(т), ря́пся(е)т, т.е. пускает газы вместе с жыдкими испражнениями, при этом получается звук лопающихся пузырьков на кипящем киселе, напоминающий лёгкий шлепок о водную поверхность.   

Человек живущий на государственном обеспечении(в армии, тюрьме, дурдоме) - казё̀нный человек.

Человек служащий для мелких поручениё – (шут) на побегу̀шках, куда пошлю́т; (пренебр)«на побегу̀шках» -о человеке исполняющем мелкие поручения из подобостра́стия, или ищущего покровительства. («Работаю на побегу́шках – куда пошлют», «Этот-от, ак всегда у Ираи́ды на побегу́шках, ду́мат што он ёй нужо́н»)

Человек, умеющий хорошо сделать что-либо своими руками  умѐлец, рукодѐльный, рукодѐльней, рукодѐльнёй, маста̀к, мастерово̀й, натодѝ́льней(см.«настойчивый») натоди́льнёй, натодѝльной, натодѝльня(я). («Росторо́пной мужык был Лопарёв! Много про ево́ слухов всяких: навроде и сам был мастерово́й, до́шлой!»): (что сделал) смастерѝл =смаста̀чил, а (неодобр) «смасты̀рил» -  сделал что-либо некачественно наспех; слово «мастерово̀й»в городах выступало как существительное, обозначающее принадлежность человека к рабочему классу; слово «маста̀к» употребляли и одобряя, или даже не одобряя чьи-либо действия («Ванька-та иш как вычику́рдыват, одно слово – маста̀к плясать!», «Вот за девкам приглядывать, ак на это он - маста́к, а нет бы в лес за дровам съиздить, ак неэт –куды там!»); (что делать) мастерѝти, мастерѝть, маста̀цити, маста̀цить, маста̀чити, маста̀чить, масты̀рити, масты̀рить; (что сделать) смастерѝти, смастерѝть, с маста̀цити, смаста̀цить, смаста̀чити, смаста̀чить, с масты̀рити, смасты̀рить; смастерить что-либо своими руками - самору́чьно, самору́цьно («Ак ыть Лопарёв-от тую цэркву и украшать самору́цьно помогал»); 

Человек который воду возит - водово́з («Удивительный вопрос- почему я водовоз, а потому что без воды и не туды, и не сюды» - песня из к.ф «Волга,.Волга») .

Человек, не имеющий руки, или с искалеченной рукой) - палы̀га, безру̀кой. (неод.)«палы̀га, безру̀кой, косору́кой» - относилось к человеку неумелому, у которого «с рук всё па̀даит»

«с рук ва̀́ли́цце» «Ой ты, палы̀га ты - у те всё с рук-от валицце!».

Человек, упрямо твердящий одно и то же - (руг.)долдо́н.

Человек со странностями  - чюдакова̀тый, чюда́к (см.«чудь»), чю̀дик, чюдно̀й, странь(странный, странствующий, гуляка), «чюда́к на бу̀кву «м»; (мн.ч.) чюдакѝ, чю̀дики, (деревенс. произн.)цюда́к, цюдакѝ, цюдакова̀той, цюдно̀й, цю̀дик; слова «странь. чюдно̀й, цюдно̀й» могли относится к странному поведению, делу, разговору, и т.п.; «цюдно̀ё, чюдно̀(е)»= «странное» могло быть и дерево, и дело, и т.п. («Там опять приключилась какая-то странь - воду насос перестал качять»).  

Человек торгующий поношенными одеждами(тряпьё̀м) -  барахо́льщик; (насм.)барахо́льщик, барахо́льшчик, барахо́льщица, барахо́льшчица, тря́по́шник, тряпи́шник, тряпи́шница, тря́по́́шниця» - о людях обожающих всякие одежды, вещички, и о тех кто привержен к их накоплению.(дерев.пр) барахо́льшшык, барахо́льшыця, тряпи́шниця, тря́по́́шница.

Человека, трусливого, или испугавшегося называли - «гу̀зало, трясогу́з»(очевидно всравнении с

птицей трясогу̀зкой, у которой хвост непрестанно дрожит – трясётся);( «Николаха, ты чево, згу̀зал, ли што топчессе-то, не идёш-то?», «В лесу раскатисто ху́кнуло, и затихло. «Што жо, но-ко я –

опомнился Евсей: с ыспу̀гу-ту зася́́ряндал!»),

 (что делаешь)гу̀за(е)ш, гузаё̀ш; (угрож.) «прижмѐш, мотрѝ, хвост-от», «прижму̀т те хвоста̀»:

 (что сделаешь) згу̀за(е)ш, згузаёш, ,(насм, ирон) зася̀ряндаеш, зася̀рянда(е)ш, струхнѐш,

струхнё̀ш, (ехид) «зассы̀̀ш на берё̀сту», «засцы̀ш на берё̀сту»;

 (деревенс.произн)«пришцемѝли хвоста̀, пришшэмѝли хвоста̀»  («Аха, зася̀ряндал – так те и

нать, не буш много языком молоть!»; «Дед, а дед, щево̀ ото он «на берё̀сту-ту, а?» - «А спуга̀лсе,

костёр-от запалить уду̀мал, ну и, как поло̀жоно, взял берё̀сту, берё̀ста-та суха́ – да как полыхнѐ!

Он и вы́рони иѐс рук-от, а трава-та у ево под ногам и загорѝсь! Ак он не чё боле не придумал,

 как своёй струёй ие тушы̀ти! Вот и говорят «спугалсе – засца̀л на берёсту»; «Вижу, он за топор схватился, ну, я струхнул, конешым делом, но виду не подаю, стою, жду – што скажот, а как он

топор-от по̀днял, да на миня эдак глазом-от зы̀ркнул – тут уж я зася̀ряндал, ну, думаю, запо̀рет!»,

»;  

Червьчервя́к; «костоѐд», он же«конский волос» - опасный и заразный черьвь, очень тонкий(не толще нитки), сантиметров 40 длиной, появлявшийся в равнинных реках после 2 августа – вот почему и не купаются после Ильина дня, говорят «лось рога обмочил».  

Чердак- вы́шка («Послы́шу - хто-то ходит на вы́шки, я – туда, у нас тамо клюква розвалё́на, ак думаю – ище́ пода́вят в те́мриве-то!»).

Через(что,кого-либо) - чьрез, (деревенс.произн.)цьрез, цѐрез.

Через поколение – «чѐрез колѐно».

Черника(ягода) - цернѝця, черни́ца «Вот, пошла я как-то в лес за черницей, да, ну-ко-те, и заблудиласе!».

Чернѝла - чернѝлы.(Четыре чёрненьких чумазеньких чертёночка чертили чёрными чернилами чертёж - скороговорка).

Чёрт - нечи́стой, сотона́, дья́вол, бес, а маленький бес, также и отпрыск беса - бесё́нок, бесё́ныш, сотонё́нок, дьяволёнок, дьяволо́к, (руг.) бе́сово отро́дье, бе́́сово отро́дьё;  (мн.ч.) бе́си, бе́сики, сотонята, дьяволята, дьяволки́    – этими же словами ругали детей(«Да вот бесёнята-та, дак бесенята – дым коромыслом подняли – на сеновале, скацют, да скацют некако́ва уё́му на них!», «До то девка шустра росте́ - бесё́нок, а не девка!», «Это не ребёнок, это дьяволёнок, это про чертёнка - про меня»); (жен. р.) - дьяволи́ха, бесо́вка; черти́ха – жена чёрта, (руг., восх.) бесо́вка, черто̀вка, «бес в ю́пке» – о бойкой, задорной женщине, у которой могут играть и «бе́сики в глазах» - предвещенье ка̀верзы. «Ну и баба – не баба – бес в юпке!»; бе́сово, бесо́вско(е) – приналежащее бесу («Да што за бесово отродье – цэлой день но́сицце как Лыско и домой не заглядыват!», (руг.)«бесо́вска(я) рожа», сотонё́нок;

Черти - не́чис(т)ь, нѐцис(т)ь, нечѝста(я), нецѝста(я) сила, бе́сы, бе́си, бесеня̀та, беся̀та, свя́тки, нѐжыть; К «нѐжыти, нѐчисти» относились все мифические существа(ду̀̀хи, ведьмы, лешие, привидѐния= прѝвиды и пр.), а (руг.) нѐчис(т)ь, нечѝста(я)  сила - это и нѐхристи ( иноверцы, и не крещённые, и супоста̀ты(см.«враги»). Говорят: на радостях, что родился сын, Господь выпустил всю нечисть на волю, и, начиная с рождественской ночи и до конца Богоявленья, нечистая сила устраивала людям всякие пакости, потешаясь над всеми, кто позабыл оградить свой дом крестом, а люди придумали как от этой напасти избавиться, и начиная с Рождества и до нового́дья(до Нового Года) всю неделю, называемую «свя́точьная,Свя́тки, Зимние Свя́тки, Окру́тники» (с Рождества Христова и до Богоявленья) парни и девки, по, исстари заведённому на Руси обычаю, рядились в маскарадные одежды; кудѐсили, ходили по деревням ряжеными в маскарадные костюмы, калядовали, запугивали нечисть, пели колядки, под окнами домов, веселились, веселя мир. Вертосёла называли их «окру́тники, ку̀десы, ря̀жоны(е), (ед.ч) ку̀дес, (жен.р.,) ря̀жонка (см.«красиво») наряжо̀ка, наряжу́ха. («Ак мы наряжу́хами в соседню деревню убегали»). «А с Рожэства̀-та, ак до самова Нового́дья – всё кудесят, ряжоны бегают да, з гор катаюцце да, хороводы водят да, церез огонь сига̀ют да.» «Ак кажной год о святках робята калядуют, да колобродят по деревне. А уж по окнам бря́кандать, да в стену поли́ньям колотить - ой!. В стену-ту ка-ак шшо́лнут-шшолнут, ак думаш «Оой!». А другой раз зима̀-та моро̀зна, дак в стены-ты как трѐснёт-трѐснёт!  Ак робятё́шок-от тѐшат-говорят «Святки поѝхали,в угол шшо̀лнулисе!». К стати сказать, в книге М.Забылина «Русский народ и его обычаи»( изд.1880 г.) написано: « …в Новгороде «Святки» известны под именем «окру́тников». Со второго дня праздника Рождества Христова до Богоявленья ходили окрутники по городу в те дома, гдевыставляемы были зажжённые свечи на окнах, и тѐшили хозяев шутками, карикатурными представлениями, песнями и плясками» - М.Забылин «Русский народ и его обычаи»( изд.1880 г.) . 

Четверг - четверто̀к. («Деревня, проснувшаяся ещё далеко до рассвета, жила напруженной заботами жизнью – наступал Великий Четверто́к, и надо было успеть! И деревня спешила: с крестом и молитвой жгли соль, омета́ли - ограждали от призо́ров жилища, землю; пряли обере́говые нити…»).  

Четверть – четь, «шка̀лик,сороко̀вка».  1.«четь» - мера площади равная 0,4десятины; 2) «четь» - административная еденица в Пова́жьи 16-го века;   - 1.«сороко̀вка» -а)сорокаведё́рная бочка, вмещающая 40 вёдер жидкости;  2.- кабацкая мера вина(примерно как, современная нам; 3. «четверть» - «четвертѝнка, она же «чеку̀шка», " чету̀шка ", «ма̀линькая», « шка̀лик, (снсход,усмеш) мерза̀̀вчик, сороко́вочька, сороко́вка, («…а смерть пришла, да миня дома не нашла, а нашла в кабачьке, сороко́вочька в руке»; «Всю-то ноць посудой бря̀кали – запо́мницце на век: цётыре малиньких хера̀кнули на дѐвить целовек»);

Чешуя рыбья – хлёск, «ры́бна(я) чешу я̀.(«Рыбу-ту поцѝститё, ак хлёск-от зберѝтё, да выкиньтё на зады́, да»).

Чиновник - (пренебр.)чину́ша – о напы́щенном чванлѝвом работнике занимающем какой-либо чин.

Чирѝкать - чѝвкати, чѝвкать, чичѝркати, чичѝркать «Синело ситцем ярким небо, шелестел ветерок в листве, чивкали первые ранние птички».

Чѝркнуть спичку - чи́рскнуть, чи́рснуть, чи́ркнуть, чи́рнуть; (что делать)чѝркати, чѝркать, чѝрскати, чѝрскать. «А но-ко чѝрни спичьку, нето не видать ничё!»;  (деревенск.произн.) ци́рснуть, цѝр(к)нуть, ци́рскнуть, ци́рнуть, цѝркати, цѝркать, цѝрскати, цѝрскать.

Число̀ «двадцать семь» - «два̀ццыть семь», трѝдевять(старинный счёт), двадцать седьмой – дваццыть сё̀мой= тридевя̀той; «за трѝдевять» - больше, дальше двадцати семѝ; «за трѝдевять земѐль» - 1.очень далеко̀, 2.за девя̀той страной(государством) «в тридевя̀том царстве» - в двадцать седьмом от нас.

Число̀тридцать - если счёт вели деся̀тками - «по десятѝ» «по деся̀ткам», то «трѝдцатый» это тридеся̀тый, тридеся̀той;

Чистить, скрести, очищать от грязи, снега скребсти́, скря̀бати, скря̀бать, соскреба́ти, соскреба́ть, ско́бли́ти, ско́бли́ть,(раздр) «скы́ркати, скы́ркать»(см.«скрипеть»). о неприятных, разражающих слух звуках при этой работе - «скы́рканье, скребетня̀, скы́рканьё(см.«скрип»), ско̀бленьё»; (что делать) скобли́тисе, скобли́тись, ско́бли́тсе: 1. о чешущемся животном; 2.насмешливо о че́шущемся человеке; 3.о сбаке, кошке, .царапающихся в дверь, чтобы их впусти́ли в дом; (что делает)ско̀блицце, скребе́цце; (что сделать) вы́скыркати, вы́скыркать, вы́скоблити,  вы́скоблить, вы́скрести, вы́скребти, соскря̀бати, соскря̀бати, соскребти́, соско̀бли́ти, соско̀бли́ть; (что делаешь) ско̀бли́се, ско̀бли́ссе, скребе́ссе, скребе́се; («Чё всё скоблиссе-то, завшы́вил, ли чё-ли?»; «Поди́-ко пусти́ кошку, иш в дверь ско́блицце –домой про́сицце»).

Чистить, мыть,тереть, скрести (стены, потолки, лавки) ла̀птем - ёрыха́ти(см. «ударить,приводить»), ерыха̀ть, ё́рскати (см.«пугать») ё́рскать, ша́ркати, ша́ркать , шо́ркати, шо́ркать,  (неприятные для уха,звуки, издаваемые при этом -«ё́рсканьё(см.«звук»)ша́рканьё»); «ша́ркати, ша́ркать, шо́ркать(ся) = тер ѐть» -а)мыть натирая спину мочалкой(что делаешь) тре́ссе, шо́ркаесе, или «ша́ркаеш, ша́рка(е)ш, ша́ркаёш, ша́ркаиш» - моешьпол голико́м, т.е « го́лым в ѐником»(пучёк пру̀̀тьев без листьев); («А как перед Пасхой-от стены намо́ём-наша́ркаем - ла́птем ево ё́рскаем, да ё́рскаем, а́жно рук не чю́ствуеш!»); (что сделать) ёрскану̀̀ти, ёрскануть, ё́рскнути, ё́рскнуть ерыхну̀̀ти, ёрыхну̀̀ти, ша̀ркнуть, «ша̀рнути, ша̀рнуть»(см. «бросить, ударить»); (повел) ё́рскни, ёрскани, ша̀ркни, шарканѝ. ерыхни́, ёрыхни́, ша̀ркни, шаркани́, ша̀рни – почисти, поскреби, а ша̀рнулсе(см. «упасть»), ё́рскни(см.«пугать»); «ерыха́тсе, ёрыха́тисе, ерыха́ться» - употреблялось в смысде «ругаться непотре́бными словами» (см.«ругать»). («А ён ка-ак заерыха́цце, ак лошади и понесли́се, изазля́гивали!»), **ерыхать – ударять лошадь погонялкой.Олонецкие Губернские ведомости 1884-1891гг» .  


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!