Стати сказать, он был первым губернатором Олонецкой губернии, в составе которой 6 страница



 

       Толкование говоровых слов и выражений,

                их значение и произношение.    

     

А»

 

 

 

А (междометие)ответный возглас ай, а́иньки, а́йки, а́юшки; В лексике старых людей употреблялось вопросительное «Ась?»(«Ась? Цё йто ты сказал не дослышал я – совсем оглох уж дак»);   2) припевая колыбельные произносили слова «а́йки, а́юшки, а́ю, аю́» - сокр. от«ба̀иньки(см.«спать») ба̀йки-ба̀юшки»(см.«петь»), («а̀йки-а̀юшки аю, жывет барин на краю…»,«а̀-иньки, а-ай, спи, Ванюша, засыпа̀а-ай» «А́йки-айки́и укачаю в качельки́»);

 3) «ай» употребляли и в значении «или», «ли»(«Слышыш, ай нет об чём я те говорю?»); 4)«ай» - в значении испуганного возгласа, или в изумлении(«Аиньки, ту́то я, на вы́шки бе́льё вешаю» «А́йки!» - звонко откликнулась от ручья Настасья»); 5)нередко в этом же смысле вместо «ай»  употреблялось «уй»,«у́йю-юй», «у́ю-юй»; («Уй, гледи, гледи, тамо хто-то шэвели́цце!», «у́й-ююююю-юууй, гледи как я тя спужа́лсе, ажно трясет со страху!»,« у́юй!-отчаянно вскрикнула вдруг она и кинулась вниз по ручью за уплывающим полотенцем»), 6)переспрашивая спрашивать «А?» = «а́кати, а́кать»(см.«говорить»), за что укоряли: а́кае(т), а́ка(е)т, а́ка(е)ш, а̀каёт, а̀каёш, а̀каит, а̀каите, а̀каиш; (что сделал) роза́калсе, роза́каласе, роза́калась», (что сделать) роза́катисе, роза́катсе. роза́катись, роза́кацце роза́кацца; 7)осердя́сь за постоянное переспрашивание, называли «а́кало», или «што́кало», если переспрашивающий говорил «што?», а если произносил «чево́? цевО?», то он –«чево́кало, чиво́кало цёво́кало», а если вместо «чего?» произносил «чё, цё» то он «чЁкало, цЁкало». («Што роза́каласе-то, аль оглохла – што а́каш-от?»);  

Аграфѐна - Фѐна, Фѐня, Гра̀ня.

Адпе́кло; (куда) в пе́кло, (где) в пе́кле, в пе́кли(«…Ходи в пекло, ходи в рай, ходи в дедушкин сара́й. Там и пиво, там и мёд, там и дедушко жывёт» - игровая песня «Золотые ворота̀» игра известная нам под названием «Ручеёк». 

Администрати́вно-территориа́льная еденица - Пого́ст. С увеличением населения, разрастающиеся вблизи «пого́стов» (см.«кла́дбище»), деревни стали объединять в «Пого́сты», т.е. администрати́вно-территориа́льные еденицы с администрати́вным центром –церковью. * Пого́ст - хозяйственно-администрати́вная еденица Новогородской земли, соответствующая Московской «во́лости»). А в Вытегорском уезде «во́лос(т)ь, (мн.ч)волостя̀», «воло́стка» - это небольшое владение, зѐмли с деревнями, принадлежащие определённому владельцу. «Ну, понаѐхало гостей – со всех волостѐй!»;  «во́лость» - 1.В древней Руси – местность, подчинённая одной власти, 2. в России до 1929года – это административно-территориальная еденица в составе уезда» (С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»:

Акти́вная, ло́вкая, расторо́пная,нахо́дчивая, быстрая, оживлённая  - бо̀йкая, бо́йка, боеви́та, боеви́тая - очень бойкая, (осужд.)бо̀йка-бо̀йка̀, (неод.,осужд.) «бо̀льно бо̀йкая», боева̀, боева̀я, очень боевая - бо̀льно боева̀(я); (восх.,неод)бой, бойкота́,(одобр)бра̀ва(я), (одобр) прово̀рна(я), востру̀ха(смышлё̀ная), (одобр) ходо̀ва(я), (одобр)бедо̀ва(я), очень бедовая(неодобр.)бо̀льно бедо̀ва(я); (осужд.)су́парень, (одобр,и неод.) бойкУша, (насм.)пры́тка(я) (см.«скорость»); (деревенское произношение) - бойка̀я, бо́йка(я), (осужд.)бойка̀-бойка̀, боеви́та(я), боеви́та - бо̀льно бойка̀, бо̀льё боева̀, бойку́ша, бой, бойкота́, бра̀ва, прово̀ра, прово̀рна, востру̀ха, ходо̀ва, бедо̀ва,  бо̀льнё бедо̀ва; (осужд.)су́парень, (одобр,и неод.) бойкУша, (насм.)пры́тка; («Говорят, што боевая, а и правда атаман, на горячей камень стану а мило̀ва неоддам» «Я – девка брАва, стою ногой правой..» - так начинается одно из вытегорских заклинаний; «Што и за де́вки ростут – су́парни , не девки!»; «Но-ко, охоло́нь - бо́льнё пры́тка!»). 

Акти́внобо́йко, шу́стро. «Бо̀льнё бо́йко воруют-то!». 

Акти́вные - бо́йки, бо́йкие, шу́стры, шу́стрые, шу́стрыи, пры́тки, пры́ткие, пры́ткии,  ходо̀вы, ходо̀выи, отпѐты, отпѐтые, отпѐтыи, сорванци́, бедо̀вы, бедо̀вые, бедо̀выи, , сорванцы́ (деревес.произн.) бойки́́ё, бойки́́, бойки́́-бойки́́, шу́стрыё, пры́ткиё, пры́ткой,  ходо̀вой, ходо̀выё, отпѐтыё, сорванци́, бедо̀вы, прово̀рыё, прово̀ры.

Акти́вный,удало́й (реши́тельный, смелый)уда̀лой, уда̀лый; Как синонимыупотреблялись слова: (восх.,неод)бой, бойко́й, (осужд)бо́ёк, (неод.,насм.)бо̀льно бо́ёк –очень бойкий; (одобр.)боеви́тый, сорване́ц, (восх.,неод )бойкота̀, сорване́ц, (одобр) прово̀рой, прово̀рый, прово̀ра(я), (одобр) бедо̀вый; (одобр) удало̀й,удале́ць(см.«смелость»);  (осужд.)отпѐтый -имеется в виду, что его уже не исправить, как и отпетого покойника не возвернуть (осужд.) «оторвѝ, да брось», залихва̀ччик, (одобр.)ходо̀вый, (мн.ч.) ходо̀вы(е),  ходо̀выи, (неод)«сорви́-голова̀», (восх.,неприяз.,неод.,насм.) пры́ткий, (мн.ч.) пры́тки(е), (см.«скорость»), пры́ткии, шу́стрый, шустря́к,  шу́стры(е), шу́стрыи, шустрякѝ, шу̀стрики, прово̀рыи, прово̀ры(е), сорванцы́, отпѐты(е), отпѐтыи,; (деревенское произнощени) прово̀ры, прово̀рыё, пры́ткой,  ходо̀вой, отпѐтой, бедо̀вой, прово̀рой, бойко́й, шу́строй, залихва̀ццик, боеви́т(ой), боеви́той, ходо̀выё, бедо̀выё,;  «Толик был застенчив, осторожен; ни в какие драки не влезал(не в пример своим сёстрам-сорванца́м», «Иш какой прЫткой, а как по морде схватиш, ак вся прыть в пятки уйдёт- и на тройке удалы́х не догониш!» «Ууй, такой шустря́к-от, ак - я те дам!»).

Акуше́рское де́ло - ба̀бничянье, по́витье, пови́тье «по́витье», очевидно как и слово «повива̀льна(я)» производное от слова «вить»(повива̀ть= обвязывать). День 21января(новое летоисчисление) отмечали «День пови́тья», «День повиту́х» или «Бабьи кашы»; «Бох с милос(т)ью, а бабка с руками»-пожелание роженице чтоб роды приняла опытная повитуха. (деревенское произношение) по́витьё, пови́тьё, бабниценьё(см.«женщина, день»);

Алекса̀ндр - Алекс а̀ ха, Алекс а̀ шка, Шу́рка, Шу́рик, Шуро́к, Сашу́рка.                          

Алекса̀ндраЛекс а̀ ндра,Шуре́йка, Алекс а̀ ха, Са́́ха, Сашынька, С а̀ нька, Ш а̀ нька (детское картавое произношение, оставшееся в говоре Вертосельги как шутливое для имени Санька.)

Алексе́й - Алё̀ша, Лё̀шынька, Лё̀шка Лё̀ха, (устаревш)Елисе́й, Еле́ска, Елька.

Алколго́ль; пьяня́щий напи́ток - хме́льно, хмельно́й, хмельно́(е), (дерев.произн.)хмельнё̀й, хмельнё̀ё; пи́во сваренне с добавлением хме́ля - хме́льно(е); о пьяном человеке - хмельно́й, под хмелько́м, захмеле́вшой, захмеле́вшый; хмель – 1) растение, плоды которого употребляли в пивоварении, 2) хмель - состояние опьяне́ния «Я, мотри́, хмель-от с тя вы́шыбу!», «Хме́льно в дому́ не де́ржым - бе́сов это на́пий»; «Федю́шка-та, пои, под хмелько́м вчера́се к Са́хе в о́кна лез»;  

Амба́р - (дерев.произн.)онба́р, (мн.ч.) онба́рье, онба́рьё «Так во́то -Га́нин дом, да́ле -прога́лок, так– Стё̀пын, а меж ых о са́му дорогу - онба́рьё Тѝшыно быва̀ло».

Анѝ̀сья - Онѝсья, Нѝса, Нѝска, о́ня, о́нюшка, Аня, Нина (в тридцатых годах ХХ в., очевидно при переписи населения, старые имяна меняли на более благозвучные современные – Пелаге́я стала Полина, тогда же и многие дедины и прозвища закрепились как фамилии)

АнфѝсаФѝса, Аня.

Анхѝмово(село в Вытего́рском районе Вологодской области в 40 верстах от города Вы́тегра - Вытег о́ рский Пог о́ ст, (разгов) «Пог о́ ст», (произнос. «Пог о́ с») стоит на высокой горе прозванной «Выть-гора», и река над которой высится эта гора называется Вы́тегра, т.е. вода с Вы́ти-горы; примечателен Погост был деревянным двадцати пятиглавым храмом Покров а́ Пресвятой Богородицы, срубленным вытегорскими мастерами в 1708 году, топором и долотом без единого гвоздя. «В обонежских лесах у реки, там, где в скитах раскольники жили, без гвоздя топором мужики деревянную церковь срубили. Освятили её на Покров –словно лико у Бога умыли» - написал вытегор Павел Федяхин. В шестидесятых годах 20-го века храм – чудо деревянного зодчества Руси, сгорел. Осталась его точная копия в Кижах. Вертосельгская молва гласит, что и этот храм срубили те самые вытегорские мужики, что строили и храм Покрова́ на р. Вы́тегре. На Ве́ртосельге  из поколения в поколение поговаривали, что в строительстве участвовали мужики из семей Елизара Мартюшына, Нифа́нтия Алексеева(Савельева, Васильева), Тараса, Александра, Степана Александрова – они с семьями шли с Вытегорского Погоста в поисках свободной земли(сыновей было много, а дедовских земель на всех не хватило), ставили почи́нки, прожив там три года – (льготный налоговый срок для починков,) шли дальше. Впоследствии кое-кто из сыновей Тараса, Александра, Степана Александрова, и Нифантьевы остались у «ы́гат-озерка́», и в «Матеньжэ», а Елиза́ровы, поставив дом на Ве́ртосельге для Ивана Елизарова, женившегося на богатой, имевшей землю, вдове Алексея Нифантьева Елене Авраа́мовой(она внучка Матфея Сергеева и Марьи Ива́новой, т.е. – моя пра-пра-пра-прабабушка), ушли в Поморье, где дом Елиза̀ровых и сейчас жив, стоит-красуется, радуя нашу современность архитектурой древнего Вытегорского севера. Среди многочисленных вытегорских легенд существует легенда, будто бы на деревенской площади Вытегорского Погоста возле храма Покрова̀ зарыт богатый клад, и найти его можно только когда тень главы падёт…». Но легенда, осталась легендой, как и рассказы о подземном ходе, ведущем ко всем трём церквям города  Вытегры: рядом с храмом Покрова̀ стояла часовенка, как раз, над входом в подземелье, (к стати сказать мой старший брат в детстве вместе с другими мальчишками, в их числе был и будущий директор Девятинской школы)  «спускались туда но не до конца, - рассказывал Валентин маме:… потому, что внизу было мокро и холодно) по металлическим скобам вделанным в стену, спускатьсянадо было так глубоко, что со дна этого колодца, и при ясном солнечном дне, видны были звёзды в небе., а холод там был как в ле́днике. На дне колодца справа небольшая дверца). Считают, что Лопарёв был причастен к строительству этого подземного хода. Подземный ход соединял Покровскую церковь с домом Лопарё̀ва, стоявшем на горе (выше «Летнего Сада») над рекой Вы́тегрой. С горы от дома сбегала лесенка к причалу(к дому вёл отводной канал, по которому небольшие пароходики подходили ) вход на лесенку охраняли два больших деревянных льва. А дом, по словам очевидцев, был весь как игрушечка: двери, окна «изуро̀чены» деревянным кружевом. От дома Лопарё̀ва ход вёл к Воскресенскому Собору, далее к Сретенской церкве и заканчивался в церкви «Всех Святых» на островке в устьи реки «Вытегра». Ещё в тридцатые годы двадцатого века под полом Сретенской церкви можно было видеть(да я сама видела) большую чёрную плиту с кольцом для поднятия её. И там же сохранились два надгробья схороненных купцов-благодетелей.

По «инвентарному описанию» составленному в 1861 году (запись на странице 701) «…Вытегорский Погост состоял из 88-и деревень, из которых пять: Варг у́ евская, Макр ѝ дина, «П ѝ хка(Со̀болевская) за деревней Ка̀рово», «Уп ы́ рь-боло̀та» и «Упеть-о̀зера» - в сущности пустоши, и жители их, хоть и продолжают писатья по ним, сами имеют оседлость в других деревнях».  

Афана̀сий - Афо̀ня, Офо̀ня, Опана̀сей, Опанас, Пана̀ска,Пана̀сей.

Афана̀сья - Охо̀ня, Охо̀нюшка, Фа́ня, Фана́ска.

(статья от«А» до «АХ»-словарь в «проза ру»  © Copyright: Клеопатра Тимофеевна Алёшина, 23.12.2017 Свидетельство о публикации №217122301604(А-АХ)

 

 

Б

 

Б а̀бушка(мать родителей) – (тороп.произ, и дет.лекс) ба̀̀ушка, ба̀̀шка,  ба, ба́ба, бабУля, (неуваж)ба́бка «Ба́шка, роскажы нам ска̀зку про мы́мру-белогла̀зку!»; (уваж)«ба́бка, ба́бушка» - о женщине-знаха́рке; (пренеб)ба́бка – о старой женщине.

Ба́бье лето - ма́рьины пя́́тёнки,  а паутинки, летающие в воздухе в дни бабьего лета – ма́рьина пря́́жа; («Пришла пора лето проважа̀ти – ушло лѐтицько за моря́́-окия́́ны, за камень-алаты̀рь. Уж и тра̀вы ро̀сныи тенѐ́тами все опу́таны – в луга̀х-от уж Ма̀рьина пря́́жа лета̀т»).

База́р - ры́нок, торг, торга̀, торгИ, торжо́к. («Мотри на торгу̀ ро́т-от не роззявля́́й, на торга̀х не то́ко торгу́ют, а и вору́ют!» «Сердиласе баба на торг, а торг и не знал» - вертосельгская при́сказка-насмешка, над обидевшемся беспредметно);Небольшой, стихийно собирающийся на постоянном людном месте база́рчик –толо́к, толчё̀к; в послевоенное время появились «толчки́» - база́рчики, называ́емые просто «барахо́лка», на которых торгова́ли ста́рой поношенной одеждой = барахло́м(см.«ненужное»), тряпьё̀м. На таких многолюдных база́рчиках(на таком многолю́дьи) цари́лису́толока, толчея́ = толкотня́, теснота́. ( «Уста́вши́й от пра́здничной су́толоки город затиха́л»);           

Банди́т - банд ю̀́ га, лиходе́й; белобанди́т(со времён гражданской войны 1918года).

Ба́ня – бáйна, бáйнушка, бáенка, бáёнка, пару́ха, пару́ша, а парна́(я), па̀ра - отдельная, нагрева́емая до высокой температу́ры воздуха, комната. («По̀дь-ко натаска́й воды в ба́йну с коло́цця, ста́нем ну́нько ба́йнушку топи́ти!», «В Семи́к-день вѐ́ника не ря́дят, не па́рятся в парно́й пару́ше»- Николай Клюев «Бесѐ́дный наигрыш»).

Бара́н - бора́н, бора́ны(вертосельг. произн). «Мамка, а бора́н бодáицце, не дае́цце в руки!».

Башмаки́ – ко́ты,(шут.по вытегорски)коты̀-женские боти́нки без застёжек, с кру́глыми носами и с пѐ́телькой на за́днике невысо́кого(по щи́колотку) голени́ща, мо́дные в конце 19века; 2.(усм.ирон)«коты́» - о любой обувке с обрезанными голени́щами:3.« коты̀» - сапоги, или ва́ленки с отрезанными голени́щами; 4.(усм., пренеб.)«ко́́тики» - жѐ́нские башмаки, полусапо́жки с высо́кими передáми, 5. резиновые коро́ткие сапо́жки- бо́ты= ко́ты , бо́тики= ко́́тики и 6. берестяны́е ла́пти с обо́рами. («На́ша-та ду́ра коты́ набу́ла, в кота́х щегаля́́е», ав Сибири о вся́́кой дорого́й вѐ́щи говорили «Ныне и молоко́ в ко́тах щеголя́́ет»;   


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!