Стати сказать, он был первым губернатором Олонецкой губернии, в составе которой 10 страница



Бить, ударяя чем-то гибким(вицей, верёвкой, кнутом…) хлест а́ ти хлестать,

(дерев.призн.)хвост а́ ти хвост а̀ ть, стег а̀ ти, стег а̀ ть, сте́жыти, сте́жыть, поро́ти, поро́ть,

 В переносном смысле «хлест а́ ти, хлест а́ ть»- много пить (хмельного, чаю,квасу, молока);

«Да што ты воду-ту всё хлё́шшош, во́но квас – пей ско́ко хош!», «А надоела мине така́ жысь – не жыву, мучяюсь, ить и мужык в доме, а то́лку некако́ва, то́льке водку хлё́шшот!»; (что делаешь)хво́шшош, хво́щёш,  (что делают) хлё́шшут, хле́щют хво́щют; глагол«стежыти,сте́жыть» употребляется в смысле:1.бить-хлеста́ть(«Накото́ру де́вку робята озля́цце, ак было, всю ре́мнём иссте́жат!»);, 2) следить за кем-то(см.«подстерегать»),

(что делает) сте́жыт, (мн.ч)сте́жат,  (что сделают) «иссте́жат» - «исхле́щут»; смысл глагола

«стега́ти, стега́ть»(стега́ю, стега́е(т), стега́(е)т,настега́е(т), стега́(е)ш, настега́(е)т),

отстега́е(т), стегне́(т), стегане́(т), настега́ю, отстега́ю»)– далеко  неоднозначен: 1.с приставками «на», «от», в 1-ом лице, в будущем времени («настега́ю, отстега́ю») глагол так же как и слова «исхлёщ ю́ до красных рубцёв», «нажо́гаю» - несёт смысл обещания наказанием, а слова

«пропишу́ с прозво̀нчиком» - означают «отхлещю́ ремё́нной пле́тью с металлической (звенящей) пряжкой»; слова «стегану́, стегну́́» равно как и «охлес(т)ну̀, ожгу̀(см «обожгу»), жо́гну(см. «ужалѝть»), «огрѐю» - несут угрозу «один раз ударить»( «Ты у меня довыкамы́риваш,ты у миня вы́просиш – огре́ю поле́ном, буш знать!»;  «Как жо́гну вожжа́м-от, ак скоро у миня утихомѝрисе!»), а  угрожающе произнесённое «застегну̀, захлесну́́» = обещание убить. Глагол «стега́ти,стега́ть» употреблялся и в смысле «шить, прошивая стежками (ватные или пуховые одеяла, верхнюю

одежду) в этом случае слова«стегану́, стегну́́»- это обещание или утверждение, что шитьё не

займёт много времени, т.е. стежо́к-друго́й и - всё готово; 

Бить, ударяя, чем-либо мягким, илиплоским - хло̀пати, хло̀пать;  2. хлопать ладо̀шками = хло̀пать в ладо̀шы, бить в ладо̀шки – аплодѝровать (одноразовое воспроизведение этого действия и звук, слышимый при этои - - хлопо̀к, хлопкѝ);  3.(переносн.,неод)хло̀пать глазам(и) – глядеть моргая, отводить взгляд, не находя ответа; 4.(переносн.,неод)хло̀пать уша̀ми, хло̀пать ушмѝ, пропуска̀ть мѝмо ушэ̀й – слушать невнимательно; (что делает)хло̀пае(т), хло̀па(е)т, хло̀паёт, хло̀паит; (что сделает) хло̀пне(т), нахло̀пае(т), нахло̀па(е)т, нахло̀паёт, нахло̀паит, отхло̀пае(т), отхло̀па(е)т, отхло̀паёт, отхло̀паит;   «отхло̀пает» –выбьет пыль из чего-либо мягкого, хлопая этим предметом о что-либо(угол дома, пол, забор);  захло̀пнет, затворит – закроет раскрытое окно, дверь(«Стирали бѐльё в сту̀пах, толклѝ коромы̀слом, а летом на рѝцьке, на мосто̀цьках па̀лицёй хло̀пали. Вот это, как мы̀ло-то отсту̀каш-отхло̀паш и – в пáхану пець - выпа̀ривать. Вот оно бѐло тако̀ и есь»); (что сделать) схло̀пати, схло̀пать хло̀пнути, хло̀пнути в ладошки; «Идёт, идёт, глядь – русалка на ка̀мени, хвост в воды, и воло̀сьё гребнем чѐшэт, а он взял, да и схло̀пал, лишо̀, в ладо̀шы, а она – тольке булты̀х в озеро, и всё пропало»;

Бледнеет - бледѐ(е)т, бледѐе(т). (мн.ч.) бледе́ют. «Лишо́ бледе́ют лица мертвецё́в в голубом сия́нии луны».      

Бледнеть, побледнеть – бледе́ти, бледе́ть; (что сделать)забледе́ти, забледе́ть, збледе́ти, збледе́ть, побледе́ть, побледе́ть; (что сделал) забледе́л, збледѐл, побледе́л; («Шцё-то ты забледе́ла, не боли́ёш- ли хоть?»  «Да ты што, ты што эдак збледе́ла-та, уж не ошу́нуло ли тя случя́ем?» «Да, постира́ла, да то́льке раз и стирну́ла-та, а плат и слиня́л – виш, цвэ́том побледе́л».

Бледноватый, бледноватая – бледова́той, бледова́т(ой), бледова́тая, бледовата́ («Цвэтки́ на плато̀цьке больнё бледова́ты!» «Ну уж больнё аляпова́та кофтё́шка-та, кабы чуть побледова́тей»).

Бледный, бледная - бледо́й, бледа́я, бледа́(я) - бледна́. «Не-э, мине́ такой плат не нать, больно бледо́й».

Блеск(высшая степень похвалы) – «лоск». Слово «лоск» сродни слову«шык», «шыка́рный» = «лощё́ный, щё́голь, щеголи́ха (см.«модничать»), налощё́ной»; «навёл лоск», «налощи́лсе, налощё́нось» - это всё характеристикачеловека одевшегося с шиком. («Куды́ ото́ налощи́лсе-то, небо́сь, по ба́бам?»; «Э́кой лощё́ной – не наш брат кресья́нин!»; «Фе́нька, ты не Ваську ли и́шшош? Ак у ёо налощё́нось, да у́йдёно – как фон-баро́н пощеголя́л к Са́хиному дому!»);Делать блестящим, начищяя до блеска обувь – лощи́ть (см.«бить») лощи́ть; (деревенское произношение) лошшы́ти, налошшы́ти; «лоск», «шык» - высшая степень похвалы одежде, воспитанности; шыка́рная дама,(шляпа);, шыка́рней не бывает чем.., шыка́рна - слишком хороша, недосту́пна; шыка́рно жывёшь, шыка́рное платье, шыка́рноё, шыка́рной мущѝна, шыка́рныи цвэты, шыка́рный вид, шыка́рны – слишком хорошы́, шыка́рные туфли, шыка́рныё сапожки́.

Блестеть, блестит (о коже, волосах человека, или о шерсти животного) - лосне́ть, лосни́̀тисе, лоснѝтсе; лосне́(е)т, лоснѝцца, лоснѝццэ. («До-то́ котик-от хорош, на́ни шо́рска лосни́цце!»; «Ыш отъе́лсе на дармовых-от харчях, а́жно рожа лоснѐёт!»);об одежде, заношенной (засаленной, затёртой, загрязнённой до блеска «лосни́цце, залосне́ло, замусо̀лено, засусо̀лено(см. «сосать»).(«Да́-ко, я те порты́ вы́стираю –заноси́л до то, што коли́на залосне́ли!»)

Блея́ть  – бле́яти, бле́ять, бле́яндати, бле́яндать(см.«говорить») б я̀ ляндати б я̀ ляндать, (что делает)бле́е(т), блѐянда(е)т, бле́яндат, бле́яндае, б я̀ ляндае(т) б я̀ ляндаит, б я̀ лянда(е)т б я̀ ляндаёт; (мн.ч)бле́ют, («Ове́цьки-ти бле́ют – ись хотя́т.»); (презр.) « блѐяндать, б я̀ ляндати б я̀ ляндать, бё́ляндати, бё́ляндать (вепс Вöläi//tа) - о сплетнике, болтуне.(«А хватит уж тутоко те блеяндати, давай забирайсе к сибе, тошно слушати!»).

Богатство - доста̀ток, доста̀тки, зажы̀ток . «Вот о святках набаси́мсе, да и бежым в деревню, где-ка дро́люшкин-от дом стоит, да и выгледим: вели́ка-ли семья, да каковы достатки»;

Богатеть - кунѐти, кунѐть, мохнатѐти мохнатѐть. (ку̀на – старинная разменная монета, а мохна̀тость, меха̀ – признак богатства); крепнуть хозяйством богатеть потомством - расте́ти, расте́ть, матере́ти матере́ть.  «Кунѐть Вам, да мохнатѐть, растѐть да матерѐть, спѐреди горбатѐть …» - пожелание молодожёнам богатства, обильного потомства; (спѐреди горбатѐть- беременеть);

Богатый человекбогатѐй, богатѐи, богатѐйка, зажы́точьный, зажы̀тоцьной, (уваж,завист) де́нежный, де́нежной, «де́нежны(е) люди». «У ево родители-то денежны люди были!».

Бодрит=оживляет возбуждает, беспокоит, тревожит - жывѝт, будара̀жыт, (что делаете)будара̀жыте, (что сделает)(в)збудара̀жыт – встревожит.(в)збудара̀жыте, (в)збудара̀жылисе, (какой)(в)збудара̀жоной, (в)збудоражоные, (в)збудара̀жэныи (дерев.произн.) збудора̀жыт, будора̀жытё, збудора̀жоной, збудоражоныё.  Когда ружьё не «разѝт» (не с первого разу убивает) зверя, а только ра̀нит, то говорили что ружьё «жывѝт». Еслитакое случалось, то ( и это знал каждый охотник) надо пропустить через ду́ло (сквозь ствол) ружья живую змею, и тогда оно будет рази́ть наповал. («Ак, а пошто винишшо-то лака̀ш?» - «А, понима̀ш, с им как-то веселяе, жывит оно, кровь будара̀жыт!»; «Пошто с ранья́ писнѝ-то орё́ш – народ-от будара̀жыш!», «Чё то с им ско́илосе-то – какой-то весь збудара̀жэный»);  

Бодрый – (восх.) бадё́рой, бадё́ра(я) , бадё́ры(е), бадё́рыё, бадё́рыи, бадё́рый(«Да, ты штоо, не́уж помё́р, а такой ли бадё́рой ходил, такой ли бадё́рой!»).

Бой, драка   - схва́тка=шш ы́бка, бо́йня(см.война, драка).

Бойкий любвеобильный мо́лодец, подмигивающий всем понравившимся девкам мига̀чь, (мн.ч.) мигачи́, мига̀ци(«У дородных добрых молодцев, мигачЕй и залихвАтчиков, перелётных зорких кречетов будут шапки с кистью до уха, опоЯски соловецкие» - Николай Клюев).

Бок - бекре́нь . «Вечё́р как хло̀пнулсе с крыльця, ак до́си бекре́нь поба́ливат, хорошо, видать, зашы́б».

Боковой край дороги - обо́чина, бокови́̀на, край, обо́чь дороги.

Бо́́леежа̀лко чем - жали́̀мее, жали́̀мей, жалче́й.

Бо́́лее широкий - шы̀ршэ, шыршЭй «Бук деревянной - такой, как ушáт, то̀льке шы̀ршэ, цем ушáт».

Болезнь, болезни – бо́лес(т)ь, бо́лести; на́пуск, нагово́р, наговорё́но, лихома́нка, не́мочь, призо́р - болезни от злого пожелания лиха, от наговора, порчи,.зглаза, пущенных по ветру, по следу, по воде, по одежде. («Кака́-то лихома́нка пристала – не и́наче на́пуск, наговорё́но это уж! Но-ко, спо́мни: мот што съела, ли перешагнула мусор какой, али мот хто зло гля́нул?»);. «лихома́нка» - так называли и выступившую на губах болячку – простудное заболевание, считая что это ли́хо (см.«зло») от нагово́ра с ветра.

Болезненно-вялый; грустно-капризный - кве́лый, кв ё́ лой.

Бо̀ли в жывоте - р е́ зи в жывот е́.

Болѝт что-либо (кости, рана…) (переносн.)«но̀ет, скули́т, гло̀жот, можжЫт, щеми́т, щѐмит(смысловое от «придавѝть= прищемѝть, защемѝть ущемѝть». («Ыш какой злой – не со щево́ зубы щѐмит!», «Вот как серцё-то щеми́т, с утра с самова щемит»);Слово «ныть» употреблялось и в значении «говоритьвяло, со слезами, клянчить(«И што ты всё ноешь, ноешь, што ты хочешь?»), «скулИт» в букв. смысле –жалобные звуки издаёт собака); слово «ло̀мит», ломѝть» (см.«запрашивать»)употребляли и в значении «усиленно и много, порой через силу» работать(«Тяжёлая у ево работа – эк ломи́ть, ак такое здоровье иметь надэ!»), слово «ло́мит» имеет и смысл глагола «сломать»(«Экой витер-от на дво̀ри - ветку ло́мит»); гло̀жот (см.«грызёт») «Костоцьки-ти так болят- так ноют, ровно собаки гло̀жут»);  словом«вывора̀чива(е)т, вывора̀чивае(т)»(см.«поворот») жаловались на сильную боль в костях («Ой так болят ноженьки-ты - вывора̀чиват колѝни), асловом «можжЫт»(см. «дождь»)определялинепонятную дробную боль в костях; жалуясь на то, что всё болит, говорили - «ме́ста жыво́ва нет», «ме́ста здоро́вова нет»; об избитом человеке также говорили «ме́ста жыво́ва нет», «весь избѝтой». 

Болото зарастающее травой - «топь, зыбь, зыбу́н, хлябь, трясѝна, (неод.)боло̀тина -1.болотистый участок земли, местами зарастающая мхом и травой, поверхностьболота угрожающе качающаяся под ногами, ступившего на неё человека = зы́́баецце, хля́бает, (хля́ба(е)т, хля́бае(т), хля́баит), болотная грязь – жы́жа, чя̀́чя под ногами издаёт чавкающий звук -  хлю́пае(т), хлю́па(е)т, хлю́паит, чя̀вкае(т),чя̀вка(е)т,чя̀вкаит, а попадая во внутрь обуви «хля́бает»;  - 2. «зыбь=рябь(см.«доски»)» -мелкие волны на поверхности озера, реки; 3) «жы̀жа, «жы́́жа» - это и жи́дкая часть супов, похлёбок;  «хля́би» - 4.дожди, дождевы́е тучи(библейское выражение «хля́би небе́сные»); 5.«хля́би» - волнистые, обере́говые узоры, символизирующие эти самые «хля́би небе́сные», вырубленные топором и долотом на подзо́рах и приче́линах (см. слово «доски») окон, на пошо̀мке крыши, на фронтоне шеломка̀; (деревенское произношение) хля́баёт, хлю́паёт, «жы́жа ця́вкаёт» («На зыбуна́х ыть я́года не росте́т - каки́ ягоды, как сплошна́ жы̀жаболо̀тна – хля́би, дак.» «Хы-ый -ттуды́́т твою, прости Хосподи, - боло̀тина!» – не сдержался, оступѝвшись в тряси́ну») .

Болото старое, заросшее мха́ми – мох, мхи,  (неод)мшы́на, ле́мох..На таких болотах растёт

клю́ква, моро́шка. А «за́мош, за́мошъе, за́болотье, в забол о̀ тье, за мха́ми  - местность,

 находящаяся за болотом. В церковных книгах вытегорских приходов встречаются деревни с названиями: «Деревня надомх о̀ м», «За́мошъе», «Забол о̀ тье»,«Деревня возле Гѝжын мох

на гор е́ », «Починок у Гѝжына озера надомх о̀ м».

Болото лесное -  лѐмох; поэтому обо всём что так или иначе относилось к лесному болоту говорили «лѐмой, лѐма(я)».  Вероятно, потому, что здесь в краях вытегорскихглухих залесных бесчисленные болота затянули почти все низинылесные, потому так много названий со слогом «лем»(Две реки с названием «Лѐма» берут начало в болотном озере «Лѐмозеро» - из которого бегут эти реки; в двух верстах от Вѐртосельги на Ко̀шачем болоте –«Два Лемозерка́»,образованные водами выскочившей из-под болотарекой «Лѐма-потеряйка», «Лим-р и́чка»; ичетыре деревни с названием «Лѐма». Ближайшая деревня «Лѐма» от Вертосельги в десяти верстах к северу, через неё шла торная дорога с Вы̀тегры на Ѐжезеро.  «Лѐша Лѐма» называли деревню Лему вытегоры«…туда заехать – рупь, два – выехать!»В нашейсеверной мифологии Хозяин лесных болот,Лѐман, Лѐшман – дух, стерегущий лесные болота(оба сродни Домово̀му, Дворово̀му, Водя̀нику, да Ба̀еннику), остальные лесо-болтные духи(более мелкие по рангу) – кик и́моры, шышыги, шыжлики…. Крестьяне побаивались Хозяина, и старались как можно реже произносить вслух его имя.

Большая, многодетная семья – (сочувст.)«се́меро по ла́вкам», (сочувст.) «семеро

за подо́л де́ржацце», (сочувст.) «мал-мала́-ме́ньше».


Дата добавления: 2020-04-25; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!