Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Махараджа



 

Прочитаны на английском Матхура, 1991

 

 

ПЕРВЫЙ ЛУЧ

Вступление

Обращаясь к «Рагавартма-чандрике», мы прежде всего выражаем почтение нашему Гурудеву, ом̇ вишн̣упа̄да ашт̣оттара-ш́ата Шри Шримад Бхакти Прагьяне Кешаве Госвами Махараджу, а также ом̇ вишн̣упа̄да ашт̣оттараш́ата Шри Шримад Бхактиведанте Свами Махараджу, затем Шри Рупе Госвами, Рагхунатхе дасу Госвами и автору этой книги, Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру. Мы горячо молимся о том, чтобы на нас низошла их милость. В своей «Рагавартма-чандрике» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур раскрывает истину об анураге Шри Шри Радхи-Кришны. Эту истину он постиг по милости Шри Чайтаньи Махапрабху и Шрилы Рупы Госвами. Анурага — это уровень премы, предшествующий махабхаве: снеха, мана, праная, рага и анурага. Автор утверждает:

«Я пишу это для тех, кто жаждет обрести рагу, но не знает, как это сделать. Эта книга станет для них руководством, подобно чандрике, лунному свету, озаряющему рага-вартму, то есть путь спонтанной любовной преданности. В этом мире редко кому удается отыскать этот путь. Данная книга озаряет путь раги, подобно луне, которая освещает самые узкие тропинки, затерявшиеся в ночной тьме». Поэтому она называется «Рагавартма-чандрика».

 

Необходимые качества

 

Нужно понять, что это чрезвычайно узкий путь, предназначенный для очень редких и возвышенных душ. Он не для каждого. Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур написал эту книгу для тех, кто жаждет обрести рагу, и не советует другим людям открывать ее. Вместе с тем, чтобы вступить на этот путь, не нужно иметь никаких особых достоинств — ничего, кроме страстного желания (лобхи). Человек может быть полон недостатков, но если он общается с раганугабхактами и под их руководством читает Десятую Песнь «Шримад-Бхагаватам», особенно «Гопи-гиту», «Югалагиту», «Бхрамара-гиту», «Праная-гиту» и «Вену-гиту», он может почувствовать глубокое желание обрести такое же настроение в сакхье, ватсалье или мадхурья-расе, как у враджаваси. Лишь с верой слушая «Шримад-Бхагаватам», где описываются чувства гопи, родительская любовь Нанды и Яшоды или дружеские отношения мальчиков-пастушков, можно почувствовать в сердце желание обрести такие же настроения. Однако в «Рагавартма-чандрике» Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур не касается сакхьяи ватсальябхав; он объясняет только гопи-бхаву. Те, у кого есть опыт общения с вайшнавами в прошлой жизни, могут развить необходимое желание и достичь гопи-бхавы, читая бхактишастры и не полагаясь на общие наставления шастр или логику. Для таких людей данный трактат станет чандрикой (лунным светом), освещающим путь рагануги.

 

Два вида шраддхи

 

Сначала автор говорит, что существует два вида веры (шраддхи) — вайдхи и рагануга, которые определяют два вида бхакти — вайдхи-бхакти и рагануга-бхакти. Оба вида веры возникают благодаря общению с истинными вайшнавами. Практика бхакти в соответствии с наставлениями шастр, которые предписывают каждому поклоняться Кришне и сулят адские наказания тем, кто этого не делает, называется вайдхи-бхакти.

Бхакти, основывающаяся исключительно на лобхе, страстном желании, называется рагануга-бхакти. Такое желание возникает в результате слушания повествований об играх Кришны и гопи, описанных в «Шримад-Бхагаватам», книгах Госвами и, особенно, благодаря общению с рагануга-бхактами, без которого игры Кришны и гопи будут поняты превратно.

Что служит признаком истинной духовной жажды? Когда садхака слушает о мадхурья-лиле Кришны и гопи, описанной в «Шримад-Бхагаватам», «Кришна-карнамрите»,

«Удджвала-ниламани», «Радха-раса-судханидхи» или любой другой книге, написанной рагануга-вайшнавами, у него пробуждается сильное желание стать таким же, как один из вечных спутников Кришны, и обрести его настроение. Тогда в его сердце постепенно проявляются имена, качества, образ и лилы Кришны. Это естественное и истинное состояние сердца (читта-вритти) в отличие от приобретенного мирского. В таком состоянии садхаку больше не интересуют предписания шастр; он хочет лишь обрести настроение своей ашрая-гопи. Но как это сделать?

С пробуждением духовной жажды не принимаются в расчет не связанные с нею указания и ограничения шастр. В них больше нет нужды. Мы можем чувствовать решимость достичь какую-то цель независимо от того, есть ли у нас для этого необходимые качества, образование и богатство. Например, я увидел расагуллу и тут же подумал: «О, это так вкусно!» У меня возникло сильное желание съесть ее, хотя в кармане не было ни гроша. На каком бы духовном уровне человек ни находился, он не будет принимать во внимание правила и предписания шастр, если он полон решимости получить то, что считает по-настоящему ценным. Но если мы думаем, что наша цель слишком возвышенна, и мы недостойны ее, значит, у нас нет желания. Понимаете? Если я хочу расагуллу, но при этом размышляю о том, что у меня в кармане нет ни копейки, это означает, что у меня в действительности нет сильного желания. Тот, кто решил любой ценой получить желаемое, прибегнет к любому методу — обманет, вымолит, займет или украдет. Он сделает это, не рассуждая, достоин он этого или нет. Он будет думать лишь об одном: «Я должен это получить». Это истинное желание. Наше сердце должно быть полностью занято именем, качествами, образом и лилами Кришны. И это является признаком пробудившейся духовной жажды. Садхака может размышлять: «Я слышал от расика-вайшнава о том, как Лалита, Вишакха, Читра, Рупа Манджари и другие служат Кришне, и я хочу служить так же, как они». Возможно, у него нет для этого необходимых качеств, и он не знает, как развить это настроение, но он хочет. Если он не обращает внимания ни на какие аргументы и попытки разубедить его, то это и есть страстное желание. Оно возникает без всяких рассуждений, а если требуется логика, то это уже не лобха. Как ее достичь? Нужно читать под руководством расика-вайшнава такие книги, как «Бхакти-расамрита-синдху», «Удджвала-ниламани», особенно «Рагавартма-чандрику», «Враджа-рити-чинтамани», «Кришнакарнамриту», «Радха-раса-судханидхи», «Гита-Говинду» Джаядевы Госвами, произведения всех наших Госвами и Кави Карнапура. Вам необходимо прочитать все эти книги и понять, как достичь желанной цели наиболее легким путем: украсть, попросить, занять, взять разбоем или как-то иначе. Используйте самый простой для вас способ. Итак, без помощи шастр невозможно это сделать.

Все наши ачарьи, включая Вишванатху Чакраварти Тхакура и Бхактивиноду Тхакура, ради нашего блага подробно описали, как сами они достигли цели и как это сделали садхана-сиддха-гопи. Их книги признаны истинными. Поэтому нужно изучить данные ими методы и следовать шастрам. Без руководства шастр, наставлений Рупы Госвами и других ачарий мы станем сахаджиями или безбожниками. В то же самое время нужно всегда помнить, что тот, у кого проснулось настоящее желание, никогда не будет задумываться о своей квалификации. Это главное. Он обратится за помощью к этим книгам. Вишванатхи Чакраварти Тхакура сейчас нет с нами, но он присутствует в форме своих книг. Важно понять, что это страстное желание невозможно вызвать никакими усилиями. Оно приходит только по милости Самого Кришны или рагануга-бхакты. Без их милости его обрести невозможно.

 

Милость вайшнавов

 

Милость вайшнавов бывает двух типов: практана (или прачина) и адхуника. Практана-крипа означает милость, которая приходит из прошлых рождений. Если человек в прошлой жизни имел опыт преданного служения и получил милость вайшнавов, в этой жизни он развивается в бхакти легко и быстро. Возможно, он не нуждается даже в дикше, подобно некоторым из наших Госвами. Или, получив дикшу, очень быстро продвигается вперед. Неизвестно, к какой парампаре принадлежали Харидас Тхакур, Сварупа Дамодара или Рай Рамананда, однако они обрели общение со Шри Чайтаньей Махапрабху и достигли совершенства. Это пример прачина-крипы благодаря самскарам, впечатлениям, накопленным в предыдущих рождениях. Конечно, вечные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху не являются обусловленными душами и не зависят от самскар. Тем не менее, они пришли в этот мир, чтобы показать нам пример.

Адхуника-крипа означает, что у человека нет самскар из прошлых жизней, но по беспричинной милости гуру или истинного вайшнава он обрел сильное желание достичь премы. Такому человеку следует получить дикшу у раганугавайшнава, приняв его своим гуру. Если он получил дикшу, но не обрел сильного желания в бхакти, он должен принять шикша-гуру (который также должен быть раганугавайшнавом) и с одинаковой преданностью служить обоим. В некоторых случаях у него могут сложиться более близкие отношения с шикша-гуру, чем с дикша-гуру, как это произошло со Шьяманандой Прабху, Рагхунатхой дасом Госвами и Кришнадасом Кавираджей. Рагхунатха дас Госвами был учеником Ядунанданы Ачарьи. Впоследствии Шри Чайтанья Махапрабху передал его заботам Сварупы Дамодары. Во Вриндаване, следуя наставлению Шри Чайтаньи Махапрабху, он общался с Санатаной Госвами и, особенно, с Рупой Госвами. Как описано в «Вилапа-кусуманджали», Рагхунатха дас Госвами молился только о служении Рупе Госвами. Кришнадас Кавираджа даже не стал называть имя своего дикша-гуру. Он молился только Рупе и Рагхунатхе, потому что они были источником его вдохновения.

 

Цель — манджари-бхава

 

Почему Рагхунатха дас Госвами молился только Рупе Госвами? Сварупа Дамодара — это Лалита-деви и превосходит Рупу Госвами, который является Рупой Манджари. И все же Рагхунатха дас молился только Рупе Госвами, потому что он не хотел быть наикой Шри Кришны, подобно Лалите или Вишакхе. Он хотел быть манджари. Что такое манджари? Это бутон (манджари) лотоса или манго? У любого растения и цветка есть манджари. Сначала появляются манджари, а затем среди них распускается цветок. Шмель, собирающий мед с цветка, садится на лепестки, и манджари вокруг начинают дрожать от радости. Шмель — это Кришна, а цветок, с которого он собирает мед, — Шримати Радхика. Встречаясь, Они предаются любовным играм (према-виласе). При этом шмель не касается манджари, но они трепещут, словно от прикосновения. Это происходит потому, что манджари испытывают бхаву любовных игр Радхи и Кришны. Они не нуждаются в том, чтобы шмель прикасался к ним, потому что и без этого чувствуют все, что испытывает цветок. Манджари видят, как шмель целует цветок, и испытывают от этого даже больше вкуса, чем сам цветок: цветок так не трепещет, как манджари.

Рагхунатха дас Госвами хотел быть манджари, а не цветком. Он не хотел сакхи-бхавы. Это говорит о важности положения манджари. В нашей сампрадае никто не хочет быть радха-сакхи, подругами Шримати Радхики, все хотят быть только кинкари, Ее служанками. Слово кинкари невозможно адекватно перевести на другой язык. Это чудесное санскритское слово — такое нежное, ароматное и сладкое. Таких объяснений вы не найдете ни в одной книге. Они приходят только в процессе самоосознания. Я не достиг самоосознания, но по милости Господа могу немного это объяснить.

В первой шлоке «Вилапа-кусуманджали» говорится, что муж Рупы Манджари находится далеко, но на губах у нее след свежего поцелуя. Откуда? Не потому, что Кришна поцеловал Рупу Манджари. Кришна поцеловал Шримати Радхику, и на губах у Радхики остался след, который тотчас же проявился на губах Рупы Манджари. Какие бы экстатические признаки ни проявлялись на теле Шримати Радхики, они тут же проявляются у манджари. Однако для сакхи (Лалиты, Вишакхи) это невозможно, поэтому мы следуем за Рупой Госвами. Манджари-бхава — это особое благословение его последователям, и я думаю, вы никогда в жизни о нем не забудете.

 

Истинная дикша — это процесс

 

Для многих, кто получает дикшу, это формальность. Они думают: «Я должен это сделать, как и другие», — и во время огненного жертвоприношения получают брахманский шнур, кантхималу и т.д. Но при этом они не получают никаких наставлений относительно внутреннего настроения дикши, хотя именно в них и заключается истинное посвящение. Это настроение приходит постепенно, не за один день. В действительности, дикша предполагает длительный процесс, но формально ее может получить каждый. Тот, у кого есть самскары из прошлой жизни, получает ее легко и быстро завершает процесс. Без таких самскар этот процесс протекает медленно, пока садхака не начнет общаться с рагануга-бхактой. Несомненно, такой рагануга-бхакта и его ученик должны обладать необходимыми качествами. Если ученик не имеет самскар и сильного желания, он не сможет получить у своего дикша-гуру сокровенное знание. Даже если гуру обладает этим знанием, он не раскроет его незрелому ученику. Если ученик достиг духовной зрелости и обрел сильное желание, когда его гуру уже покинул этот мир, ему нет нужды менять гуру. Он должен лишь принять шикша-гуру, который даст ему наставления согласно его духовному уровню и раскроет сокровенные истины. Если же дикша-гуру еще жив, он может сам раскрыть это знание ученику или с удовольствием послать его для этого к другому вайшнаву, как это случилось со Шьяманандой Пандитом, Нароттамой дасом Тхакуром и Шринивасом Ачарьей. Дикша-гуру с радостью делает это.

Тот, кто повстречал гуру или вайшнава в линии Рупы Госвами, может постепенно вступить на путь рагануга бхакти. Иногда духовную жажду можно обрести без помощи вайшнава или дикши, как это случилось с Билвамангалой, и тогда о ней говорят мысли и поступки человека. По ним можно судить, обладает ли он истинной жаждой и является ли раганугой. Прежде всего нужно знать, что на начальном этапе человек практикует вайдхи-бхакти, и тогда в процессе слушания у него пробуждается настоящая жажда. Таким образом, тот, у кого благодаря прошлым и нынешним самскарам пробудилась духовная жажда, должен читать, слушать и изучать шастры, особенно произведения Шри Рупы Госвами и его последователей, рупануга-вайшнавов. Что на самом деле означает рупануга?

В своих книгах Рупа Госвами с нейтральной точки зрения описал основные пять рас — шанту, дасью, сакхью, ватсалью и мадхурью. С жадностью развивая в себе эти настроения, можно стать рагануга-бхактой, но не обязательно рупанугой, даже если следовать «Удджвала-ниламани». Рупануга означает следовать Рупе Госвами, глубоко меди тируя на его качества и настроения в служении Радхе и Кришне.

Садхака должен искать в шастрах это настроение и слушать из уст рупануга-вайшнава «Шримад-Бхагаватам», «Удджвала-ниламани», «Кришна-карнамриту», «Радхараса-судханидхи», «Гита-Говинду», поэзию Чандидаса, Видьяпати и других. Такой рупануга-вайшнав научит садхаку видеть в шастрах настроение, которое тот хочет развить. Он знает обо всех расах (сакхье, ватсалье, мадхурье), но принимает служение только того, кто находится с ним в одном настроении. Желаемое настроение (стхайибхава) приходит только на уровне премы, но стремление достичь его нужно иметь задолго до этого. Настроение (стхайибхава) никогда не меняется — ни в этой жизни, ни в следующей. Если у меня действительно такая же духовная жажда, как у Рупы Госвами, то это настроение никогда не изменится.

Бхарата Махарадж достиг уровня бхавы, но мы не знаем, в какой расе. Возможно, это была дасья-бхава. Кумары находились в шанта-расе, но несмотря на это поведали весь

«Шримад-Бхагаватам». Будучи нейтрально расположены, они обладали полным знанием, но не испытывали стремления к враджа-бхакти. Шукадева Госвами — это особый случай, потому что он — попугай Шримати Радхики. Но даже он не может служить Радхе и Кришне как это делают гопи. Он счастлив знать обо всем, но он лишь попугай. Ради блага шанта-раса-бхакт иногда говорится, что Шукадева Госвами находится в шанта-расе. Это важный момент. Если Шукадева Госвами — попугай Шримати Радхики, то он будет сидеть на ветвях тамала или кадамбы и с великим блаженством наблюдать все игры Божественной Четы, но он не сможет служить Им, как это делает Рупа Манджари. В шастрах говорится, что он обладает шанта-бхавой, потому что занимает нейтральное положение, но он находится во Врадже, где нет шанта-бхавы. Бессмысленно пытаться определить, какой расой он обладает. Утром, когда Радхика и Кришна еще спят, Шука говорит много очаровательных умных слов, чтобы разбудить Их. Это, конечно же, не шанта-бхава. Точно также коровы Враджа, казалось бы, находятся в шанта-расе, но, в действительности, они испытывают ватсалья-бхаву.

 

Необходимость шастр

 

Чтобы показать, что для достижения цели необходимо пройти описанный в шастрах процесс, Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит пример человека, который, попробовав молоко, захотел, чтобы оно всегда у него было. Чтобы получить желаемое, он должен пройти определенный процесс. Сначала он должен спросить того, кто имеет молоко, где он его берет. Затем купить корову с теленком, потому что без теленка корова не дает молоко. Дома он должен помыть корове вымя, смазать его гхи, подвести теленка и дать ему пососать молока. Потом ему нужно снова помыть вымя, подоить корову, процедить молоко, поставить его на огонь и вскипятить. По желанию он может добавить сахар, розовую воду, камфару и т.д., чтобы молоко стало сладким и ароматным. Подобно этому, желание возникает независимо от предписаний шастр, но чтобы найти способ достижения цели, шастры необходимы.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!