Помнить о Кришне и Его близких спутниках



 

кр̣шн̣ам̇ смаран джанан̃ ча̄сйа прешт̣хам̇ ниджа самӣхитам
тат тат катха̄ раташ́ ча̄сау курйа̄д ва̄сам̇ врадже сада̄

Здесь смарана означает с любовью думать о Кришне и Его спутниках. Они могут находиться в дасье, сакхье или ватсалья-расе, но в данном случае особое внимание уделяется мадхурья-расе. Как помнить о Кришне? Как совершать смарану? Тот, у кого есть духовная жажда, подобная той, которой обладали гопи, будет вспоминать Кишора Кришну в шрингара-расе, когда Он находится на Сева-кундже или у Вамшивата. У Него прекрасное улыбающееся лицо, у губ Он держит чудесную флейту. Глаза Его, как у лани, беспокойно ищут кого-то. Появляются гопи. Увидев их, Кришна настолько наполняется радостью, что перестает владеть своим телом и умом. Кришна — Сам Бог, но Он забывает обо всем и не замечает, что делает и как выглядит. В позе трибханга-лалита Он необыкновенно прекрасен. Вокруг Него тысячи и тысячи гопи, но Он украдкой высматривает только одну из них, а Она задерживается. Кто это? Затем Он видит, что Она, наконец, приближается. Что происходит с Кришной в этот момент?

Это и есть смарана — помнить о Кришне во всех подробностях, оценивая Его многочисленные достоинства. В «Джайва-дхарме» можно прочитать о различных качествах Кишора Кришны в шрингара-расе. Кришна в сакхья-расе — это не тот Кришна, о котором думают гопи, и не тот Кришна, которого любят Нанда и Яшода. В каждой расе Кришна другой. Поэтому нужно помнить о Кришне, находясь в том настроении, в которое мы хотим войти. Развивая настроение мадхурьи, нужно помнить об играх Кришны с гопи, например, как Он обманывает их, а они в ответ обманывают Его и пытаются украсть Его флейту.

Помните о Кришне и Его дорогих спутниках. Как выглядят гопи, и особенно, Шримати Радхарани? И что делает та самая гопи, настроение которой мы хотим обрести? Это не Радхика, Лалита или Вишакха, а Рупа Манджари. Мы хотим видеть только то, что она делает, чтобы обрести такое же, как у нее, настроение. Когда Шримати Радхика довольна, Рупа Манджари счастлива. Она делает для Радхики так много служения — носит Ей воду в золотом сосуде, медленно и нежно обмахивает Ее чамарой. Видя, что Радха и Кришна устали, она делает для Них все, что необходимо. Наблюдая за этой манджари, мы видим, как она завоевывает сердце Кришны, Радхики, Лалиты, Вишакхи и всех остальных. Нужно всегда помнить, как она служит Божественной Чете и следовать ее примеру.

Это и есть рагануга-бхакти — процесс, позволяющий войти в эти игры и служение. Он строится на смаране, памятовании, которое не должно прерываться. Тогда мы сможем обрести это служение. Кр̣шн̣ам̇ смаран джанан̃ ча̄сйа — помнить всех гопи и в особенности ту, чье настроение нас больше всего привлекает. В этом заключается метод раганугасадхана-бхаджана. Тат тат катха̄ раташ́ ча̄сау — нужно развивать свои отношения с гуру — шикша-гуру и премигуру, от которого мы слышим об этом. Он рассказывает нам, как все сакхи служат Кришне, особенно, Рупа Манджари и наш гуру в своем вечном образе сакхи. Нужно обсуждать между собой их служение и игры с Кришной.

Преданный должен постоянно жить во Врадже. Если у него нет возможности жить во Врадже физически, он обязательно должен находиться там в своих мыслях. Без этого он не сможет обрести эту любовь. Это очень важно.

Три момента наиболее важны: 1 — помнить о Кришне и Его близких спутниках; 2 — постоянно обсуждать их игры; и 3 — жить во Врадже (физически или хотя бы мысленно), на Сева-кундже, в Санкете, Явате и других подобных местах. И, если возможно, в полдень нужно ходить на Радха-кунду вместе с Радхикой и той гопи, которая вас больше всего привлекает.

Рупа Госвами и все манджари находятся в полной тадатме с Радхой. Поэтому поступки Радхики становятся поступками всех манджари. Что бы Она ни испытывала, каждая манджари испытывает то же самое. Они знают все Ее секреты. Радхика может скрыть что-то от своих сакхи, но только не от манджари.

 

Шлока вторая

Как служить?

сева̄ са̄дхака рӯпен̣а сиддха рӯпен̣а ча̄тра хи
тад бха̄ва липсуна̄ ка̄рйа̄ враджа-лока̄нуса̄ратах̣

«Садхака, идущий по пути рагануга-бхакти и обретший бхаву, или рати (сильное чувство любви к Шри Кришне), подобную бхаве одного из враджаваси, должен служить Шри Кришне двумя способами: в садхака-рупе (физическом теле) он должен совершать садхану, как это делали все рагануга-бхакты (наши Госвами и ачарьи); а в сиддха-рупе (духовном теле) он должен совершать према-севу Шри Кришне в таком же настроении, как Его ближайшие рагатмика-спутники (такие, как Лалита, Вишакха, Рупа Манджари, Рати Манджари и другие)».

Слово сева означает «служение». Са̄дхака рӯпен̣а означает практиковать рагануга-бхакти, а сиддха рӯпен̣а — служить в своем духовном теле. Духовное тело проявляется в сердце искреннего преданного по милости гуру и Кришны. И тогда, как это сказано в «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья, 22.157): мане ниджа сиддха деха корийа̄ бха̄вана, ра̄три дине коре врадже кр̣шн̣ера сева̄на — «В своей сиддхадехе, раскрытой по милости гуру, преданный должен день и ночь служить Божественной Чете во Врадже». Каждое живое существо имеет свою сиддха-деху (духовное тело). У нас тоже есть духовное тело, но в непроявленном виде. Сейчас оно подобно семени (бидже). Точно так же как в семени содержится целое дерево, наша полная сиддха-деха со всеми характеристиками существует в форме семени. В нынешнем обусловленном состоянии, когда мы отвернулись от Кришны, мы не можем ее видеть. Когда же по милости Шри Гуру и Гауранги у нас во всей полноте проснется духовная жажда, то шикшаили дикша-гуру раскроет нам ее. Сначала он скажет, какая у нас сварупа, как это произошло в «Джайва-дхарме» с Враджанатхой и Виджаей Кумаром. Наша сиддха-сварупа находится в дремлющем состоянии. Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что она может проявиться на протяжении одной жизни, но я вижу, что в нашем случае это потребует много жизней. Бхакти винода Тхакур лишь показал путь. Когда Враджанатха и Виджаей Кумар получили дикшу, они увидели перед собой Шри Чайтанью Махапрабху со всеми Его спутниками. Мы не видели их во время своей дикши, хотя взору достигшей самоосознания души они доступны.

Это истинная дикша. Мы поступили в школу дикши, но не закончили ее. Мы находимся в процессе. Господь и гуру должны пролить на нас милость, чтобы мы получили полную дикшу, то есть обрели истинное трансцендентное знание и духовное видение, как это случилось с Виджая Кумаром и Враджанатхой. Они тут же потеряли сознание. В Навадвипе они получили все необходимые наставления от Шри Рагхунатхи даса Бабаджи и по его совету за дальнейшим обучением отправились в Пури к Шри Гопалу Гуру Госвами, ученику Вакрешвары Пандита. Он был рагануга-вайшнавом, воплощением одной из восьми главных сакхи. Они обратились к нему с вопросами. Он был настолько милостив, что однажды позвал их и открыл каждому его вечный духовный образ, осознав, что Враджанатха был в сакхьябхаве, а Виджая Кумар — в манджари-бхаве. Одному из них он дал восемнадцатисложную, а другому — десятисложную гопала-мантру. Десятисложная гопала-мантра включает дасью, сакхью, ватсалью и мадхурья -бхавы и поддерживает все расы.

Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет состав десятисложной гопала-мантры, которую Шри Чайтанья Махапрабху получил от Своего Гурудева, а также восемнадцатисложную мантру. Гопӣ джанаваллабха̄йа сва̄ха̄ без слова клӣм̇ представляет собой десятисложную мантру. Когда к ней прибавляются слова «Кришна» и «Говинда» — кр̣шн̣а̄йа говинда̄йа — она становится восемнадцатисложной мантрой. Слово клӣм̇ само по себе представляет собой полную мантру в форме биджи (семени) и присоединяется к десятисложной мантре.

Эта мантра поддерживает расу каждого живого существа. Клӣм̇ кр̣шн̣а̄йа говинда̄йа гопӣджанаваллабхайа сва̄ха̄. Она включает в себя все. Но необходимо понять, что кр̣шн̣а̄йа — это Божество для тех, кто находится в дасья-расе. Для них говинда̄йа и гопӣджанаваллабхайа являются определениями к первому имени кр̣шн̣а̄йа, описывающими качества Кришны. Кто для них Кришна? «Он мой господин, а я — Его слуга». В этом случае Кришна как гопӣ-валлабха выступает в общем смысле. Имя «Кришна» является главным также для тех, кто находится в сакхья-расе. Они сосредоточены на Кришне или Говинде. Но те, кто стремятся к гопи-бхаве или манджари-бхаве, медитируют на Гопиджана-валлабху, а кр̣шн̣а̄йа говинда̄йа служат для них определениями к этому главному имени.

В ватсалье действует тот же принцип, и те, кто находятся в этой расе, видят в Кришне свое Божество. Каждый в ватсалья-бхаве знает, что гопи любят Кришну, но они не знают, что все юные гопи имеют с Ним близкие любовные отношения. Друзья Кришны тоже не знают о природе этих отношений. Поэтому для тех, кто стремится к манджариили гопи-бхаве, слог го в имени «Говинда» означает гопи — то есть Тот, кто дарует блаженство (ананду) гопи. Они не медитируют на другие значения. Кришна как трансцендентный бог любви с пятью цветочными стрелами бесконечно привлекателен. Таким образом, все остальные имена поддерживают имя гопӣджанаваллабхайа и служат определениями к нему.

Итак, каждый в нашей сампрадае получает имя Гопиджана-валлабха. По милости Шри Чайтаньи Махапрабху все, кто приходят в эту сампрадаю, как правило, находятся в гопи-бхаве. Некоторые могут находиться и в других расах, как это было со Шривасом, Мурари Гуптой, Анупамой и другими. Поэтому Враджанатха и Виджая Кумар получили одну и ту же гопала-мантру, хотя находились в разных расах. Виджая Кумар видел своего Гурудева как Лалиту, а Враджанатха — как Баладеву или Субала. Такое возможно. В мадхурья-расе гуру учит служить под руководством Лалиты и Вишакхи.

Рупа Манджари, прана-сакхи, тоже обучает всему, но не как гуру, а как близкий друг. В мадхурья-расе каждый должен пройти обучение у Рупы Манджари, чтобы служить в настроении манджари. В своем шикша-гуру можно видеть проявление Рупы Манджари или Лалиты, но в этом не должно быть майявады. Понимаете? Нужно видеть своего гуру как представителя Рупы Манджари. В этом нет ничего плохого. Поэтому Виджая Кумар видел в Гопале Гуру — Лалиту, а Враджанатха — Субала. Он был проявлением обоих, подобно Кришне, которого можно видеть как Нараяну, Ваману или любую другую аватару. Каждый может видеть своего гуру как воплощение того спутника Кришны, настроению которого он следует. Если же считать своего гуру непосредственно самой Рупой Манджари, то это будет майявадой, от которой нужно держаться как можно дальше.

 

Садхака рупена

 

Здесь сева̄ са̄дхака рӯпен̣а означает, что, будучи садхакой, я должен совершать служение, как это делал Рупа Госвами. Что же он делал?

сан̇кхйа̄-пӯрвака-на̄ма-га̄на-натибхих̣ ка̄ла̄васа̄нӣ-кр̣тау
нидра̄ха̄ра-виха̄рака̄ди-виджитау ча̄тйанта-дӣнау ча йау
ра̄дха̄-кр̣шн̣а-гун̣а-смр̣тер мадхурима̄нандена саммохитау
ванде рӯпа-сана̄танау рагху-йугау ш́рӣ-джӣва-гопа̄лакау

(Шад-госвами-аштака, 6)

«Я поклоняюсь шести Госвами, которые день и ночь повторяли святые имена, прославляли Господа в песнях и смиренно отдавали дандават-пранамы установленное число раз каждый день. Они использовали в служении Господу каждое мгновение своей бесценной жизни и так победили сон и потребность в еде. Кроткие и смиренные, они всегда испытывали высочайшее духовное блаженство и с трепетом вспоминали удивительные качества Шри Радхи и Кришны».

Иногда Шрила Рупа Госвами ходил на Радха-кунду, на Говардхан или в Нандагаон. Оттуда отправлялся в Тер-кадамбу или целый день проводил в Уддхава-кьяри, Нандабайтхаке, Кокилаване или в Явате. Так же как и другие наши Госвами, он посещал все дорогие для нас места. Он всегда был рад пойти в Яват, потому что там живут Шримати Радхика, Рупа Манджари и остальные Ее подруги. Ночью они идут оттуда на свидание в Санкет, Сева Кундж и многие другие места, а в полдень встречаются на Радхакунде. Эта священная кунда имеет особое значение по сравнению с остальными местами, потому что в полдень там происходят игры, в которых принимают участие только свапакша-сакхи (близкие подруги) Шримати Радхики. Випакша-, сухрити татастха-гопи, а также Нанда и Яшода не могут прийти туда.

 

Сиддха рупена

 

Итак, са̄дхака рӯпен̣а означает следовать примеру Шести Госвами и, особенно, Рупы Госвами. Сиддха рӯпен̣а подразумевает Рупу Госвами в его духовном образе Рупы Манджари. В форме садхаки он — Рупа Госвами, а в своей сиддха-дехе — прекрасная юная гопи, Рупа Манджари. Какое служение она совершает? Это описывает Шри Рагхунатха дас Госвами:

тамбӯла̄рпан̣а па̄да мардана пайо да̄на̄бхиса̄радибхир
вр̣нда̄ранйа-махеш́варим̇ прийатайа йас тошайанти /
прийах пра̄н̣а-прешт̣ха-сакхи-кула̄д апи кила̄сан̇кочӣта̄ бхӯмика̄х
кели-бхӯмишу рӯпа-ман̃джарӣ-мукха̄с та̄ да̄сика̄ / сам̇ш́райе

(Враджа-виласа-става, 38)

Она приносит Радхе и Кришне тамбулу и сладкую ароматную воду в золотом кувшине (пайо-да̄на̄). Подает Им золотую чашу, когда Радхика и Кришна хотят выплюнуть пан. Затем, ародхана-висараде-абхиса̄ра. Вы знаете, что означает абхиса̄ра? Это встреча Шримати Радхики и Кришны в Санкет-стхали. В полнолуние и последующие пятнадцать дней убывающей луны Радхика идет на эту встречу полностью в белом. Хотя тело Шримати Радхики золотистое и светлое, манджари натирают Ее карпурой — камфарой, смешанной с другими компонентами, чтобы Она стала еще белее. Тогда, кто бы ни увидел Ее в ночи, примет Ее за лунный свет. Это Ее маскировка. Манджари завяжут Ей колокольчики таким образом, чтобы они не звенели «клин-клин». Не должно быть ни звука. На Ней белое сари и легкая белая накидка.

Одна сакхи говорит Шримати Радхике: «В новолуние ночь очень темная, так что Тебе надо научиться ходить по лесу в это время». Для этого сакхи заливают весь двор водой из глиняных горшков, делая его грязным и скользким, и разбрасывают повсюду колючки, как это бывает во время длительных дождей, когда небо затянуто облаками, а на тропинках много змей и колючек. Как Она пойдет к Кришне в такое время? Она должна научиться ходить по ночам очень тихо и осторожно, на цыпочках. Лалита обучает Шримати Радхику, а Рупа Манджари наблюдает.

Наблюдает и наш Гурудев, который находится сейчас в этом мире и является сакхи-манджари. Манджари знают все — когда и как пойти — и умело устраивают все необходимое.

Это абхисар. Кришна ждет в Санкете. Стоит темная дождливая ночь. Сначала туда приходят манджари и говорят, что Радхика сегодня не придет. На самом-то деле Она уже там, но прячется, наблюдая за Кришной. Манджари обманывают Его, чтобы усилить Его желание встретиться с Радхикой. Кришна на грани обморока от услышанной новости. Потом Он начинает думать, как Ему встретиться с Нею. Видя, что Кришна искренне ищет этой встречи, манджари сообщают об этом Радхике, и Она появляется. А иначе Она ни за что не придет. Ее сакхи знают все хитрости. Иногда, Шримати Радхике пора идти на свидание, когда рядом находятся свекровь, свекор или золовка. Сакхи должна быть такой сообразительной, чтобы обмануть всех и устроить так, чтобы Радха и Кришна встретились. Это называется абхисар. Манджари совершают это служение.

Что означает санскритское слово абхиса̄ра? Пойти ночью на свидание со своим возлюбленным. Есть восемь типов героинь: абхисарика (та, что идет на свидание); васаксадджа (та, что приходит на место встречи заранее и готовит ложе из лепестков). Она постоянно ждет, что Кришна вот-вот придет, что Он уже совсем близко. Готовя ложе, она прислушивается к каждому шороху и, слыша шелест листвы, думает, что это Кришна. Такая героиня называется васаксадджа.

Уткантхита — та, что жаждет, чтобы Кришна пришел. Кришна уже идет, сейчас Он будет здесь. Когда Он придет? Когда же Он придет? Но если Кришна так и не появляется, ее называют кхандита. Если Кришна не пришел в назначенное время, Она удивляется — почему? Этому должна быть причина. Возможно, Он пошел к другой гопи, или с Ним что-то случилось. Так много демонов во Вриндаване. Может быть, Ему нужно с ними сразиться, или что-нибудь еще произошло. Наконец, Кришна появляется намного позже назначенного срока, незадолго до рассвета. Увидев на Его теле знаки любовной встречи, Она впадает в гнев. Это калахантарита — героиня, которая устраивает Кришне любовную ссору (према-калаху) и не разговаривает с Ним. В каждой ситуации у манджари есть свои обязанности — ругать Кришну, давать Ему что-то понять или утешать Радхику. И когда Кришна просит прощения, падает к стопам Радхики и, наконец, убеждает Ее не гневаться, Шримати Радхика велит Ему: «Дай Мне Мои ножные колокольчики. Укрась Мои косы». И Кришна исполняет все Ее желания. В это время Ее называют свадхина-бхартрика — женщина, покорившая своего возлюбленного. (Два другие вида героинь: випралабдха, которая страдает в разлуке, потому что ее возлюбленный так и не пришел; и прошита-бхартрика, которая страдает в разлуке, потому что ее возлюбленный находится вдалеке от нее).

Манджари должна обладать всеми необходимыми качествами: уметь все подготовить, выразить сочувствие, украсить и все устроить:

никун̃джа-йӯно рати-кели-сиддхйаи
йа̄ йа̄либхир йуктир апекшанӣйа̄
татра̄ти-да̄кшйа̄д ати-валлабхасйа
ванде гурох̣ ш́рӣ чаран̣а̄виндам

(Гурв-аштака, 5)

 

«Шри Гурудев вместе с другими сакхи обсуждает, как лучше устроить любовные развлечения (рати-кели) Божественной Четы в лесах Вриндавана и участвует в этих приготовлениях.

Он очень искусен в этом служении и потому бесконечно дорог Шри Радхе и Кришне. Я возношу молитвы лотосным стопам Шри Гурудева».

Нужно многое сделать, чтобы подготовить кунджу, где встретятся Радха и Кришна и будут предаваться любовным играм. Сакхи должны обмануть других, встретиться с Кришной, поругать Его и исполнить много других обязанностей, чтобы устроить встречу Божественной Четы. Рупа Манджари очень опытна в кунджа-севе и достойна этого служения. Нужно всегда помнить то, что она делает, и надеяться обрести ее настроение. Но до тех пор, пока мы не обрели стхайибхаву, которая проявляется из хладини-шакти, можно только молиться об этом, как это делает Рагхунатха дас Госвами в «Вилапа-кусуманджали». На нашем уровне мы не можем делать это служение, и гуру предупреждает учеников о том, чтобы они даже не пытались. Мы можем только молиться: «Когда благая удача улыбнется мне, и я смогу по-настоящему служить Божественной Чете, как это делают Рупа Манджари, Ананга Манджари и наши гуру?»

Таким образом, будучи садхаками, нужно делать то же, что делали Рупа Госвами, Рагхунатха дас Госвами и наш Гурудев. А в сиддха-рупе нужно стараться служить РадхеКришне, как это делают Рупа Манджари, Рати Манджари и Лаванга Манджари. Тад бха̄ва липсуна̄ ка̄рйа̄ враджалока̄нуса̄ратах̣. Вот что должны делать те, у кого есть истинное желание. Враджа-лока̄нуса̄ратах̣ — то же, что делают враджаваси. Здесь под враджаваси имеются ввиду Рупа Манджари и другие манджари.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!