Пять принципов практики рагануга-садханы



 

Чтобы развить сильное желание, нужно придерживаться следующих пяти принципов:

1) свабхишта-бхавамайи-сева. Что это такое? Постоянно думать о своей сиддха-бхаве. Иметь настроение манджари — это и есть бхавамайи. Оно никогда не меняется.

2) свабхишта-бхава-самбандхи — те составляющие бхакти, практика которых позволяет развить настроение, желанное для садхаки. Абхи-ишта . Здесь абхи означает «обязательно», а ишта — «то, что мы хотим». То есть, это практика, которая непременно приведет к желанной цели.

3) свабхишта-бхава-анукула — практика, благоприятная для настроения садхаки.

4) свабхишта-бхава-авируддха — то, что не мешает настроению садхаки.

5) свабхишта-бхава-вируддха — то, что неблагоприятно для настроения садхаки, должно быть отвергнуто. То, что благоприятно, нужно принять, а то, что нейтрально, можно принять или отвергнуть согласно обстоятельствам.

Далее Вишванатха Чакраварти Тхакур подробно объясняет эти пять аспектов. Абхишта-бхавамайи — это наша садхана, то, что мы делаем сейчас и будем продолжать делать на уровне сиддхи. Помнить о Говинде сейчас, и помнить о Кришне, находясь в своем духовном теле. В обоих случаях это то же самое памятование, но сначала оно незрелое, а потом — зрелое. Виды практики никогда не меняются. Киртана никогда не меняется, будь то на уровне садхаки или сиддхи. Такая практика называется абхишта-бхавамайи. Теперь мы думаем о себе как о кишори-гопи, которая занята служением Радхике. В своей медитации мы видим себя девочкой-пастушкой, которая делает прекрасные гирлянды и отдает их Рупе Манджари. Рупа Манджари передает их Лалите и Вишакхе, а те надевают их на Радху и Кришну. Такая медитация называется ашта-калия-сева, или ашта-ями-сева. Или мы можем молиться о вечном служении, как это делал Шрила Рагхунатха дас Госвами в «Вилапа-кусуманджали», и тогда на уровне совершенства мы обретем его. Сама практика не меняется. Разница только в зрелости. Это называется абхишта-бхавамайи.

Рассмотрим второй принцип, абхишта-бхава-самбандхи . Всем движут две причины — упадана-карана и нимиттакарана, прямая, материальная причина и косвенная, действенная причина. Для глиняного горшка глина является упаданой, а горшечник, его сделавший, — нимиттой.

Другой пример — Каранодакашайи Вишну как нимиттакарана, а Адвайта Ачарья — как упадана-карана. Таким образом, майя бывает двух видов: нимитта и упадана, и из них упадана более важна. Как упадана-карана все есть Сам Кришна, Бог. А как нимитта-карана — майя есть пракрити32. Здесь Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что упадана-караной в случае бхакти является страстное желание, возникающее благодаря шраване, когда мы слушаем о Кришне из уст шикшаили дикша-гуру. Слушать о Кришне, сладостном юноше с флейтой у губ, очень благоприятно для гопи-премы. Гуру расскажет нам об ашрае. Кто является ашраей? Рупа Манджари и ее спутницы. Нужно помнить и обсуждать между собой деяния Рупы Манджари. Это упадана-карана. Следует посещать связанные с ними места, такие, как Радха-кунда, Шьяма-кунда, Гирирадж Говардхан, Вриндаван, Вамшиват и другие. Все это упадана-карана, самые важные и решающие формы духовной практики, которые быстро приведут к цели.

Некоторые виды практики являются нимитта-караной: ставить тилаку, носить кантхималу, принимать санньясу, носить одежду шафранового цвета и т.д. Вишванатха Чакраварти Тхакур еще будет это объяснять. Какие-то из них благоприятны и полезны для садхак. Например, читать «Бхагаватам» и другие книги. Если вы не делаете этого, вы многое теряете. Это необходимая практика. Но во всей своей деятельности нужно сосредоточиться на желанном настроении (абхишта-бхаве) — будь то дасья, сакхья, ватсалья или мадхурья. На уровне садханы это настроение незрелое, а на уровне сиддхи — зрелое.

Принятие прибежища у Гурудева, повторение джапы, медитация, слушание и памятование — эти основные виды духовной практики являются бхава-самбандхи упаданакараной. Сначала бхавамайи, то есть истинное желание обрести определенное настроение, а именно, гопи-бхаву, манджари-бхаву. Затем — бхава-самбандхи, то есть упаданакарана, практика основных форм бхакти, позволяющая развить это настроение. Без преданности гуру невозможно обрести такое желание. Гуру-падашрая, следовать наставлениям духовного учителя, является решающим. Нужно слушать его и служить ему, и это является упадана-караной бхава-самбандхи. Таким образом, под упаданой понимается главная составляющая.

Медитировать на гопала-мантру, кама-гаятри и мантру Шри Чайтаньи Махапрабху также является бхава-самбандхи . Что происходит во время медитации на клӣм̇ гаура̄йа сва̄ха̄? Мы лишь произносим слова? Нет, что-то должно прийти в сердце. Что же? То, что Шри Чайтанья Махапрабху — это Сам Кришна, и Он так милостив, что через эту мантру безо всякой причины дарует прему. Поэтому мы отдаем себя Гауранге — сваха, чтобы обрести служение Ему. Нужно повторять мантры, которые гуру дал нам, три раза в день, и это упадана-карана. Такова наша обязанность.

Ниджа̄бхӣшт̣а кр̣шн̣а-прешт̣ха пачхета’ ла̄гийа̄ (Ч.-ч., Мадхья, 22.159) — нужно всегда повторять маха-мантру, следуя настроению одного из вечных спутников Шри Кришны. Это упадана-карана. Следует не только повторять, но и медитировать на качества Кришна-намы. Какие качества? Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Харе — это Шримати Радхика, кр̣шн̣ам̇ ванам̇ харати ванама̄гамайатӣти хара̄. Хара̄ означает «привлекать всех», но здесь Шримати Радхика очаровывает Кришну и завлекает Его в никунджу. Кришна привлекает каждого, но Шримати Радхика пленяет Самого Кришну. Поэтому Она — Маданамохан Мохини. Помня об этом, нужно повторять харинаму. Эти мантры — сиддха-мантры. Они не требуют никаких предварительных очистительных церемоний. Это бхавасамбандхи упадана-карана. Слушать и рассказывать о Кришне и Его возлюбленных — тоже бхава-самбандхи. Нимитта-карана не относится к категории бхава-самбандхи. Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что для рагануга-бхакти наиболее важны два вида деятельности — смарана и киртана. Но какой из них важнее — смарана или киртана? Обычным людям кажется, что смарана важнее, но в шастрах говорится, что в Кали-югу харина̄ма харина̄ма харина̄ма эва кевалам — «нет иного пути, кроме пения святого имени». Шри Чайтанья Махапрабху нисшел только ради киртаны. Те, кто посвятили себя киртана-ягье, считаются очень разумными людьми. Вишванатха Чакраварти принимает слова Шри Чайтаньи Махапрабху как неоспоримую истину. Смарана следует за киртаной, и в «Брихадбхагаватамрите» Шрила Санатана Госвами объясняет, почему. Сахаджия-бабаджи не принимают идею Санатаны Госвами и Махапрабху. Но Вишванатха Чакраварти Тхакур подчеркивает, что смарана возможна только на основе санкиртаны. Почему? Потому что любой шум может нарушить медитацию на игры Кришны, она прервется. Однако если человек с беспокойным и неустойчивым умом громко поет киртану, он подчиняет контролю все свои чувства. Все чувства обязаны замолчать.

Не имеет значения, преданный в одиночестве повторяет джапу или поет в совместной киртане. Киртана означает и то, и другое. Гораздо важнее иметь желание и находиться под руководством расика-вайшнава, памятовать игры Кришны, повторять мантру вслух и находиться во Вриндаване телом или в своих мыслях — именно такую киртану нужно совершать. Если наш Гурудев совершает киртану, и мы принимаем в ней участие, наша киртана будет отличаться от его киртаны, потому что мы находимся на другом уровне. Он думает об играх Кришны и плачет, а мы нет. Мы лишь поем вместе с ним.

Иногда Шрила Рагхунатха дас Госвами совершал киртану один, в уединенном месте, а иногда пел вместе с Чайтаньей Махапрабху и Его спутниками. Беседа Шри Чайтаньи Махапрабху и Рая Рамананды также была сугубо личной.

Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит пример из «Удджвала-ниламани», где рассказывается о риши, которые совершали аскезы. Это не значит, что теперь нужно окружать себя кострами летом, омываться ледяной водой зимой, голодать, принимать обет молчания или другие виды телесной аскезы. Здесь речь идет об арадхане, поклонении. По милости Рамачандры махариши совершали арадхану в уме на протяжении 60000 лет и стали гопи. Такая практика называется бхава-самбандхи.

Нимитта-карана означает также с воодушевлением соблюдать враты ради Кришны — Экадаши, Джанмаштами, и совершать другие тапасьи. Упадана означает, вы обязательно должны это делать. И если вы не можете следовать нимитте, это не так пагубно, как не следовать упадане.

Я привел пример, что упадана — это глина, а нимитта — горшечник. Без глины и горшечника не будет горшка, но глина важнее, поэтому упадана выше нимитты. Слушать об играх Кришны и служить Гурудеву — это упадана-карана, а все остальные виды практики второстепенны. Нимитта означает поддержку, причину, а упадана — фундамент, компонент. Без фундамента ничего невозможно сделать, поэтому упадана важнее.

Но если кто-то скажет, что нам можно не соблюдать Экадаши, это будет неверно. Нужно соблюдать Экадаши и Джанмаштами, даже если это нимитта-карана и не так важно, как другие виды практики. Соблюдать Экадаши, Джанмаштами и другие праздники, наносить тилаку и т.д. благоприятно для смараны, главной составляющей, бхавасамбандхи. Бхава-самбандхи — это основная причина, превосходящая нимитта-карану, второстепенную причину. Это превосходство подчеркивается ради блага тех, кто уделяет больше внимания Экадаши, Джанмаштами и Раманавами и недооценивает слушание об играх Господа. Это написано для таких людей. Что плохого в том, чтобы не соблюдать Экадаши? Тот, у кого пробудилось истинное желание, кто совершает бхавамайи или бхава-самбандхи, может пропустить Экадаши, как это случалось с Вамшидасом Бабаджи Махараджем. Он соблюдал пост на аштами (восьмой) или навами (девятый лунный день) в течение трех-четырех дней и даже не знал, когда наступал Экадаши (одиннадцатый лунный день). Рагхунатха дас Госвами зачастую на много дней погружался в смарану и пропускал Экадаши. Но поскольку они были рагануга-бхактами, их бхаджан от этого не страдал. Если бы они пренебрегали Экадаши, находясь во внешнем сознании, это было бы пагубно для них.

Сначала я объяснил бхавамайи-севу, которая может быть зрелой и незрелой. На уровне садханы можно думать о себе как о гопи, но когда мы на самом деле станем гопи, это будет сиддха-бхава. В обоих случаях это называется бхавамайи. Далее, бхава-самбандхи упадана-карана — то, что мы должны делать, а именно, слушать и медитировать. Этим нельзя пренебрегать ни при каких обстоятельствах. Но если мы в определенных ситуациях не можем придерживаться того, что является нимитта-караной, то это не так страшно, поскольку нимитта-карана считается второстепенной.

Картика-врата бывает двух видов. Когда ее соблюдают как аскезу, это нимитта-карана. Но Вишванатха Чакраварти говорит о ней в связи с бхава-самбандхи. Когда происходит шравана-киртана во славу Шримати Радхики и Кришны, это упадана-карана. Поэтому нет потери в том, чтобы не соблюдать аскезы в это время. Но шраванойкиртаной пренебрегать ни в коем случае нельзя. Каждая врата бывает двух видов. Когда она выступает как упаданакарана, ее нельзя пропускать. Но если нам не удается соблюдать разного вида нимитта-карану, в этом нет потери. Однажды я приехал в храм Говиндаджи в Джайпуре во время Картики. Мне предложили там маха-прасад, и я ответил: «Большая удача для меня, что вы предлагаете мне маха-прасад Радхи-Говинды». Они принесли мне рис, лауки (бутылочную тыкву) и баклажаны. Обычно мы не едим лауки и баклажаны во время Картики, но я отнесся к этому с огромной верой, как к маха-прасаду. Я подумал: «Это упадана-карана — почитать маха-прасад. Шри Говиндаджи — это Божество Рупы Госвами». Так что я почтил его, но повсюду в наших матхах мы не готовим лауки, баклажаны и прочее в месяц Картика и не едим это.

Третье — бхава-анукула, — это то, что благоприятно и оказывает поддержку, но не является главным: ставить гопи-чандана-тилаку, служить туласи, совершать парикраму, выражать почтение Хари, гуру, вайшнавам, святым местам и так далее. Все это нужно делать, потому что это благоприятно. Вишванатха Чакраварти Тхакур приводит пример: Кришна хочет, чтобы Яшода покормила его грудью, а у нее на очаге стоит молоко. Когда молоко закипело, Яшода спустила Кришну с колен, несмотря на то, что Он сопротивлялся. Он расплакался и очень рассердился, но она, не обращая на это внимания, поспешила снять молоко с очага. Тому, что Кришна любит, нужно оказывать даже больше внимания, чем Самому Кришне, потому что это может быть использовано в служении Ему.

Хотя для рагануга-бхакты важнее всего шравана, киртана и смарана, организация киртаны не менее важна: «Приходи и сыграй на мриданге. Начинай киртану!» Это называется проповедь. Шравана и киртана важнее управления и организации, но, в конечном итоге, это тоже превращается в шравану и киртану. Тот, у кого в сердце есть раганугабхакти, может заниматься деятельностью, которая поддерживает санкиртану, смарану и т.д. Например, те, кто проповедуют и путешествуют с нама-санкиртаной, вынуждены заниматься управлением и организацией своей проповеди. Это их долг, у них нет выбора. Но они должны заниматься этим, имея в сердце определенное настроение — мы делаем это только для того, чтобы расширить движение санкиртаны. Тогда это не вредит. Санкиртану нужно поддерживать.

Другой пример — стирать одежду Кришны. Это не менее важно, чем киртана или смарана, потому что впоследствии это превратится в киртану. В будущем этот преданный будет совершать киртану и смарану.

Нужно с уважением относиться ко всем составляющим — ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох̣ смаран̣ам̇ — и посвятить себя памятованию о Кришне. Такая смарана превосходит все. Асакти (привязанность) бывает двух видов — привязанность к составляющим бхакти и привязанность к Кришне и Его спутникам. И то, и другое хорошо, так как привязанность к шраване-киртане и другим формам практики со временем перерастет в привязанность к Кришне и станет смараной. Таким образом, это начинается как бхава-анукула и перерастает в бхавамайи.

Четвертое — бхава-авируддха. Это то, что нейтрально, то есть не вредит и не приносит пользы. Служить коровам, раздавать воду, поклоняться дереву баньян и почитать брахманов входит в число шестидесяти четырех составляющих бхакти, перечисленных в «Бхакти-расамрита-синдху», и считается нейтральным. Если садхака не следует этому — не беда. Важнее следовать наставлению Шрилы Рагхунатхи даса Госвами в «Манах-шикше»: суджане бхӯсура ган̣е. Под словом бхӯсура подразумеваются брахманы. Но если у рагануга-вайшнава нет времени делать это, не страшно, потому что это лишь нимитта-карана.

Пятое — бхава-вируддха. Это то, от чего нужно отказаться, а именно, аханграха-упасана (отождествлять себя с объектом поклонения), ньяса, мудры, медитация на Двараку и махиши. Если другие виды практики полезны, то эти вредны.

Вишванатха Чакраварти объяснил эту тему так, как я вам ее представил. Вы осознаете это, когда обретете свою сиддха-сварупу. На начальном этапе у вас не может быть ясного представления. Он завершает эту часть такими словами: «Я объясняю, но если вы не понимаете, то это моя вина, потому что я не смог объяснить. Пусть же Господь и шуддха-бхакты простят меня».

 

ВТОРОЙ ЛУЧ


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!