Разница между айшварьей и мадхурьей



 

Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет разницу между айшварьей и мадхурьей. Что такое айшварья? Это богатство, великолепие и благоговение, это сознание того, что Кришна — Бхагаван. А что такое мадхурья? Недостаточно сказать «сладость», потому что мы познали много сладостей жизни, но это не мадхурья. Мы испытываем некоторую мадхурью в семье. Юноша наслаждается всем, что можно было бы назвать мадхурьей, но это не мадхурья. За мадхурьей должна стоять айшварья, могущество и великолепие. Без айшварьи не может быть и мадхурьи. Знаете, что такое маха-айшварья? Это настроение величайшего могущества. Маха-айшварья может быть проявлена или нет — вопрос не в этом. Когда Кришна являет свои подобные человеческим игры, даже полные маха-айшварьи, они проникнуты мадхурьей. А когда в отношениях Кришны и Его преданных проявляется маха-айшварья, то есть когда они сознают, что Кришна — Ишвара, что Он — Бог, эти игры перестают быть подобными человеческим. Например, Арджуна оказался во власти сильнейшей айшварьи, когда Кришна явил ему на Курукшетре Свою вишварупу, и сказал:

«Я совершил много оскорблений Твоих лотосных стоп. Я считал Тебя другом, а Ты — Бог. Ты — объект моего поклонения, а я называл Тебя другом и приказывал управлять моей колесницей». Это айшварья-лила, потому что Кришна находился в настроении «Я — Ишвара». Он показал Арджуне свою вишварупу, и тот немедленно оставил свою сакхья-бхаву. Это и есть айшварья-лила.

Когда Васудева и Деваки увидели Кришну и Балараму после победы над Камсой, они стали поклоняться Им и возносить множество став и стути. Кришна пришел убить Камсу, зная: «Я Ишвара». Васудева и Деваки тоже знали, что Он Ишвара. Это айшварья-бхава. Кришна поднял Говардхан и держал его мизинцем семь дней. Индра спустился с небес и совершил абхишеку Кришне, и Яшода слышала об этом. Все жители Враджа собрались, позвали Яшоду и Нанду и сказали: «Вы не должны думать, что Кришна ваш сын. Он — Бог! Вы не должны наказывать Его, шлепать или ругать плохими словами. Не называйте Его вором, обманщиком, потому что вы совершаете оскорбление». У Яшоды эти слова вызвали только еще больший восторг: ее сын держал Говардхан одним пальцем семь дней, и теперь все прославляют Его. Ее распирало от гордости. Женщина всегда счастлива слышать похвалы своему ребенку. Но при этом Яшода никогда не говорила о том, что Кришна — Бог. Это и есть мадхурья. Она понимала, что Его деяния необыкновенны, но все же думала: «Это мой сын».

Когда Уддхава встретился с гопи во Вриндаване, они рассказали ему, что слышали от Паурнамаси, будто Кришна — это Бхагаван, и не только в этом рождении, но и в предыдущих. В образе Рамачандры Он совершил много сомнительных поступков. Он полностью находился во власти Сита-деви. Гопи слышали, что Паурнамаси рассказал об этом Гаргачарья. Она говорила им, что Кришна — Бог, но они никогда не воспринимали Его таковым. Они говорили Ему: «Пойдем, красная алака стерлась с моих стоп. Пожалуйста, нанеси ее снова». Они отдавали Ему так много приказов и, зачастую, сердились на Него, потому что никогда не воспринимали Его как Бога. Они вели себя с Ним так, будто Он был их собственностью. Таким образом, они не знали ничего, кроме того, что Кришна — их возлюбленный. Это и есть мадхурья-бхава.

Итак, Вишванатха Чакраварти говорит, что если Кришна знает, что Он — ишвара, и бхакта знает, что Кришна — ишвара, то это айшварья-бхава. А когда Кришна забывает, что Он ишвара, и бхакта забывает об этом, то это мадхурья. Кришна всегда находится во враджа-бхаве, охваченный премой. Он действует под влиянием Йогамайи. То, что Кришна находится во власти премы, не противоречит сиддханте, поскольку према и Кришна неотличны друг от друга. Кришна — саччиданандамайя, а према — Его свабхава. Знаете, что такое свабхава? Это природа Кришны. Можно сказать, что према — это шакти, а можно сказать, что это Сам Кришна. Кришна есть према, и в то же время према — это шакти Кришны.

Теперь Шрила Чакравартипад объясняет, что во время раса-лилы Кришна был сарвагья, потому что Он знал, что все гопи хотели любить Его и танцевать с Ним, и поэтому исполнил их желание. Это проявление мугдхаты. Когда Он знал, что «все хотят танцевать со Мной», — это айшварья, сарва-гьята. Оба качества проявились одновременно. Каким образом? Благодаря Его ачинтья-шакти. Таковы Его качества.

В связи с этим Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что те, кто по-настоящему хотят идти по пути раганугабхакти, обретут редкую возможность служить Радхе и Кришне в гопи-бхаве. А тот, кто, имея желание служить Радхе и Кришне с рагой, практикует только вайдхи-бхакти, — ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох̣ смаран̣ам̇ — обретет дваракабхаву и станет служанкой Рукмини и Сатьябхамы, как это утверждается в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.303). Некоторые же говорят, что если садхака, у которого есть желание служить Радхе и Кришне с рагой, практикует вайдхибхакти с примесью рагануги, он станет служанкой цариц Матхуры. Но Вишванатха Чакраварти Тхакур утверждает, что это неверно. Почему? Какая из жен Кришны была царицей Матхуры? Ни одна из них. В Матхуре была только Кубджа. А царицами Двараки были Рукмини, Сатьябхама и т.д. Было бы несправедливо, если бы тот, кто практикует вайдхи-бхакти, становился слугой цариц Двараки, а тот, кто практикует вайдхи и раганугу, — слугой Кубджи. Према Кубджи уступает преме цариц Двараки, поэтому они намного выше Кубджи. Так же и вайдхи в сочетании с раганугой значительно превосходит вайдхи-бхакти. Если согласиться, что тот, кто обладает только вайдхи-бхакти, достигает лучшего предназначения — то есть служения царицам Двараки, — чем тот, кто практикует вайдхи с примесью рагануги, то это будет противоречить принципам бхакти.

В «Гопала-тапани-шрути» написано, что свадьба Рукмини состоялась в Матхуре, поэтому некоторые думают, что она и была царицей Матхуры. Но разве это правильно, что тот, кто практикует вайдхи-бхакти, обретает ту же награду, что и тот, кто практикует вайдхи и раганугу? Нет, это противоречит идее Гаудия-вайшнавов. Кроме того, Вишванатха Чакраварти Тхакур утверждает, что тот факт, что свадьба Рукмини состоялась в Матхуре, не соответствует шастрам и упоминается только в «Гопала-шрути». Но под Матхурой там, в действительности, подразумевается Дварака, потому что, по сути, это одно и то же. К тому же, согласно «Бхагаватам» и всем другим подлинным бхакти-шастрам, то, что сказано в «Гопала-шрути», не имеет ценности. Позднее Вишванатха Чакраварти Тхакур объяснит это подробнее, но сейчас он лишь упомянул об этом, чтобы прояснить этот момент.

Далее Чакравартипад говорит, что когда садхака поклоняется Нараяне, Раме или любому другому воплощению Кришны с помощью вайдхи-бхакти, то, достигнув сиддхи, он отправляется на Вайкунтху. Но куда отправятся те, кто не имеет лобхи, но хочет служить Радхе и Кришне посредством вайдхи-бхакти? Они пойдут на Голоку. Они ничего не знают о паракие, они знают только свакию. Свакия царит на Голоке, обширном месте со множеством пракоштх (независимых друг от друга пространств). Кто-то хочет поклоняться Радхе и Кришне и достичь Голоки. Там нет различия между свакией и паракией. Там царит только свакия-бхава в айшварье. На Голоке Радха-Кришна окружены всеми видами айшварьи и подобны Нараяне, но Они — не Нараяна.

Теперь отправимся на Вайкунтху. На планетах Вайкунтхи находится Нараяна, двадцать четыре аватары и все остальные. Выше находится Рамалока, за ней — Кришналока, которая начинается с Голоки. Голока подразделяется на Голоку, Двараку, Матхуру и Врадж. На нижнем уровне Голоки царит только свакия-бхава с айшварья-гьяной. Там нет лобхи, желания обрести враджа-бхаву. Радха и Кришна находятся там в настроении Нараяны и Рамы.

Куда отправится садхака, у которого есть лобха и который достиг сиддхи, поклоняясь Радхе и Кришне согласно вайдхи-маргу, а не рага-маргу? В Двараку. Почему? Потому что Радхика — это Сатьябхама, Чандравали — Рукмини, а Кришна — Дваракадхиша Ядава Кумар, и там царит айшварья. Даже неважно, есть лобха или нет: тот, кто поклоняется согласно вайдхи-маргу, идет в Двараку. Тот же, кто хочет обрести враджа-бхаву и поклоняется согласно рагануга-бхакти под руководством расика-вайшнава, враджаваси, обретет враджа-бхаву. Это очень важно понять. Не зная об этом, невозможно получить истинного представления о Врадже. Мы можем обмануться и вместо Враджа попасть в Двараку или на Голоку.

Если вы хотите обрести враджа-бхакти, нужно отдать жизнь вайшнаву, который может вам дать такую бхакти. Несомненно, нам очень повезло получить возможность обсуждать эти темы. Я думаю, это редкий шанс даже для тех, кто практикует садхану на протяжении сотен лакхов жизней. Он приходит только по милости Шри Гуру и Гауранги.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 258; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!