Поклонение Радхе-Кришне, Их спутникам и играм



 

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур подчеркивает также, что не следует поклоняться Радхе и Кришне, не размышляя об Их лилах. Если вы повторяете Харе Кришна Харе Кришна и не медитируете на Их игры, вы не многого достигнете. Рупа Госвами сказал: «Нужно повторять имена Кришны и в то же время медитировать на Его игры, и тогда придет раса». Сахар и вода по отдельности не дают вкуса, расы. Чтобы извлечь расу, их необходимо смешать. На какие игры нужно медитировать? Только на игры с гопи. Если человек стремится к враджа-бхакти, ему недостаточно медитировать на Радху-Кришну вне Их игр. Хотя Кришна никогда не расстается со своей хладини-шакти, Шримати Радхикой (сварупа-шакти), без медитации на Их игры хладини-шакти не будет действовать. Вовсе необязательно, что поклонение Радхе-Кришне в храме принесет враджабхаву. Вместо этого можно получить даршан Лакшми или Сатьябхамы и Рукмини.

Думая сначала о Рупе Манджари, Рати Манджари и затем о своем Гурудеве как о манджари33, нужно медитировать на игры Радхи-Кришны, как они описаны нашими Госвами и в «Шримад-Бхагаватам». Совершая арати Радхе-Кришне, необходимо думать об Их играх. Каких играх? Утром можно медитировать на утренние игры; а в полдень — на дневные. Нужно видеть себя и своего Гурудева в образе манджари. И тогда наш бхаджан будет рагануга-бхаджаном. А иначе это только вайдхи-бхакти. Когда гопи предлагают арати, у них есть прадипа, масляный светильник. Гхи в этом светильнике — према нашего сердца, сам светильник — это наше сердце, а фитиль — наша бхава. Какая бхава? Особая. Каждый бхакта имеет свою особую бхаву. И эта бхава будет передаваться через глаза. Гопи поклоняются Кришне, искоса поглядывая на Него. И Кришна глазами принимает их поклонение, храня его в своем сердце. Гопи совершают именно такую арчану, а не просто торжественно водят светильником. Когда Кришна возвращается с пастбища, Яшода берет прадипу, цветок и все остальное и приветствует Его с огромной любовью. Гопи стоят у дверей своих домов, где их никто не видит, и совершают арчану полными любви глазами. И Кришна не видит, что делает Его мама. Куда устремлены Его глаза? Это наилучшая арчана и наилучшее арати. И мы должны, совершая свое арати, видеть это арати во Врадже.

Наш автор говорит, что в Пуранах и во всех книгах великих расика-вайшнавов, таких, как Нарада, Вьяса, Шука, Шанкара и Парашара (отец Вьясы), нигде не говорится, что Радхика испытывает свакия-бхаву по отношению к Кришне. Нужно понимать, что как в праката, так и в апраката-лиле Радхика имеет только паракия-бхаву. Свакия означает хладини-шакти Кришны34, поэтому, независимо от того, является Она свакией или нет, Она всегда находится в паракия-бхаве как в праката, так и в апраката-лиле. Поэтому Радхике нужно поклоняться в паракия-бхаве. И, медитируя на никун̃джа-йӯно рати кели сиддхйаи, йа̄ йа̄либхир йуктир апекшанӣйа̄, служить Ей. Как? Думая о себе, как о манджари, обманывать родственников, мужей, свекровь и свекра, братьев и всех остальных35. Нужно также знать шестнадцать обязанностей сакхи36, чтобы помогать Шримати Радхике в паракия-бхаве. Если у нас есть духовная жажда, мы должны стать очень искусны в этом. А иначе мы не сможем служить Ей описанным образом.

Есть одна лила, когда Радха и Кришна поженились, будучи детьми, но эта свадьба не была настоящей. Гопи сидели рядом с Кришной и решили подшутить над Ним. Лалита за спиной Радхи и Кришны взяла кончик Ее сари и Его дхоти и связала. Вишакха стала произносить мантры, а остальные гопи — петь свадебные песни. Они сказали Кришне: «Возьми руку Радхики», — и были счастливы, когда Он это сделал. Это была шутка в паракия-бхаве, подобная той, какую разыграл Брахма в Бхандираване37. В этой лиле заключено два смыла. Внутренний — увеличить блаженство Радхи-Кришны и поддержать паракия-бхаву. Точно так же делают дети в этом мире, играя в свадьбу. И внешний — закрыть рты недостойным: «Смотрите, они женаты. Это законно». Обе цели были достигнуты.

 

Куда отправляется садхака по достижении бхавы?

 

Теперь последняя тема, которой касается Шрила Чакравартипад. Рагануга-садхака, пройдя стадии шраддхи, ништхи, ручи и асакти, завершает свою садхану и достигает бхавы, которая является первым лучом премы. После бхавы больше нечего делать в этом мире. Физическое тело не может вынести воздействия премы. Что же происходит после того, как садхака оставляет свое физическое тело? Вишванатха Чакраварти Тхакур спрашивает: «Отправляется ли садхака сразу на Голоку Вриндавану? Что он делает, оставив физическое тело, и где находится?» Он говорит, что некоторые считают, будто садхака сразу отправляется во Врадж, но это не факт. Есть еще одна предварительная ступень. В «Удджвала-ниламани» говорится, что садхака попадает во Вриндаван, но не уточняется, в какой именно: праката или апраката. Если речь идет о Голоке Вриндаване, то возникает несколько вопросов. После премы наступают снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава и, в итоге, махабхава. Только тогда можно увидеть Кришну во Врадже. Не имея махабхавы, никто не может встретиться с Радхой и Кришной. Нужно обладать махабхавой. Это то, чем обладают гопи, которые встречаются с Радхой и Кришной и служат Им. Если преданный сразу достигает Голоки Вриндаваны в апраката-лиле, то где он развивает снеху и другие стадии премы вплоть до махабхавы? Не имея этого, он не может попасть непосредственно на Голоку. В садхака-дехе невозможно обрести даже стхайибхаву, не говоря уже о махабхаве. Снеха, мана и праная тоже не могут проявиться. Стхайибхава не может прийти в этом теле. Она проявится, когда соединятся ашрая-аламбана, уддипана, вьябхичари и все бхавы. И тогда она станет премой. Это физическое тело может выдержать лишь уровень бхавы и не больше.

Вишванатха Чакраварти отмечает, что нет ясных утверждений о том, куда отправляется садхака — в праката или апраката Врадж, речь идет лишь о том, что он отправляется во Врадж. Так что это нужно объяснить более подробно. Наши ачарьи исследовали этот вопрос. Вишванатха Чакраварти говорит, что мы должны родиться из лона гопи. Таким образом, мы попадаем прямо в апраката Врадж. Это одно предположение. Но Вишванатха Чакраварти делает вывод, что оно неверно, потому что в апраката-лиле нет места садхане. Садхака также не может войти туда непосредственно. Наш автор отвергает оба эти предположения. Теперь он высказывает собственное мнение. Когда садхака достигает бхавы, Йогамайя по воле Кришны и Радхики переносит его в праката-лилу, которая всегда проходит в одной из материальных вселенных. Йогамайя, подчиняясь желанию Радхи-Кришны, переносит эту удачливую дживу в такую вселенную и дает ей рождение из лона гопи. С детства эта душа получает общение с нитья-сиддха-гопи. Иногда она видит Кришну и испытывает сильное желание встретиться с Ним. Это называется пурва-рага. Она познает все уровни эмоций от премы до махабхавы, и даже если она выходит замуж и вступает в отношения со своим мужем, она может испытывать прему к Кришне. Но если она дает рождение ребенку, Йогамайя не допускает ее к общению с Кришной и гопи. Поэтому такая джива, у которой еще остались какие-то привязанности (кашая), должна выйти замуж и страдать от боли разлуки, не имея возможности встретиться с Кришной. В этом огне разлуки сгорают остатки ее привязанностей и неблагоприятных желаний38. Тогда она понимает, что «это не мой муж, не мой ребенок», и в тот же момент встречается с Кришной. Те, кто общаются с нитья-сиддха-гопи, развивают свою прему до уровня махабхавы и получают позволение встретиться с Кришной. Когда праката-лила завершается, эти новые гопи уходят вместе со всеми вечными спутниками (парикарами) Кришны в апраката-лилу вечно служить Ему.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!