Разница между вайдхи и раганугой



 

ш́раван̣от-кӣртана̄дӣни ваидхӣ-бхактй удита̄ни ту
йа̄нй ан̇га̄ни ча та̄нйатра виджн̃ейа̄ни манӣшибхих̣

«Те, кто сведущ в принципах бхакти, говорят, что такие составляющие бхакти, как шравана, киртана и т.д., которые преданный практиковал на уровне вайдхи-бхакти, нужно продолжать практиковать и на уровне рагануги ».

Выражение ш́раван̣от-кӣртана̄дӣни означает, что нужно практиковать все шестьдесят четыре составляющие бхакти, и особенно пять из них, считающиеся самыми главными: садху-сангу (общаться с вайшнавами), нама-киртану (петь

 

и повторять на четках святое имя), бхагавата-шравану (слушать «Шримад-Бхагаватам»), матхура-васу (жить в таких святых местах, как Врадж, Навадвипа и Пури) и шримуртех-шраддхая-севу (поклоняться Божеству). Эти пять составляющих вайдхи-бхакти нужно практиковать также в рагануга-бхакти, но с другим настроением. Если человек развивает веру под влиянием шастр и начинает практиковать бхакти, это называется вайдхи-бхакти. Но преданный, у которого есть страстное желание служить Кришне, как это делают гопи, испытывает мадхурьяили рагануга-бхаву, даже практикуя вайдхи-бхакти. Настроение его вайдхибхакти совсем другое.

Таким образом, рагануга-бхакта должен следовать всем составляющим бхакти: будь то девять, пять, три (шравана, киртана, смарана) или только одна — харинама-киртана, и тогда он обретет нужное настроение. Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что рагануга-садхака должен практиковать те составляющие бхакти, которые поддерживают его настроение. Он не обязан следовать всем шестидесяти четырем или девяти составляющим. Нет оскорбления в том, чтобы пренебречь любой из них ради главной цели — гопи или манджари-бхавы. Иметь личное служение Шримати Радхике, подобно гопи или манджари, — это главное.

Чтобы достичь этой цели, нужно делать то, что этому благоприятствует, и отвергать то, что не благоприятствует, например, аханграха-упасану. Аханграха-упасана означает медитировать: «Я Лалита, я Вишакха, я Рупа Манджари», — как это делают сахаджия-бабаджи, вместо того, чтобы думать: «Я — Лалита-даси». Это называется аханграхаупасана, то есть отождествлять себя с объектом своего поклонения — очень опасное настроение, которого нужно избегать.

Неблагоприятно также делать мудры и все процедуры для ачамана. Служение коровам, их защита и т.д. не особенно важны. Мы не держим в руках траву куша во время санкалпы (давая обет) и не принимаем ньяс. Мы не должны медитировать на Двараку, Рукмини и махиши-пуджу, хотя это входит в шестьдесят четыре составляющие бхакти. Будьте осторожны с поклонением Рамачандре. Это для других, но не для нас. Кришна и есть Рама, тем не менее, нужно быть с этим осторожным. Раме можно предложить пранамы: «О Кришна! Ты проявил прекрасный образ Рамы, в котором совершил множество удивительных игр», — но не поклоняться этому образу. Нужно полностью сосредоточиться на Кришне. Не совершайте рама-пуджу. Дваракадхиша-пуджа лучше рама-пуджи, но и от нее ачарьи предостерегают нас. Только поклонение Нрисимхадеву как защитнику бхакти не чревато нежелательными последствиями. Шастры предписывают разнообразные формы поклонения, но эти наставления предназначены для обычных людей, а не для садхак, которые хотят служить Шримати Радхике. Рагануга означает служить Радхике и Кришне, поэтому нужно быть целеустремленным, айкантика. Наши ачарьи установили много божеств для того, чтобы обычные люди могли им поклоняться, но они не предназначены для тех, кто занят особым поклонением. Будьте очень осторожны в своем поклонении, чтобы никто не подумал, что вы против Рамы или Дваракадхиши. Все действия в бхакти нужно совершать с большим воодушевлением. Таким образом, даже если в бхакти-шастрах предписано практиковать все упомянутые формы бхакти и не пренебрегать ни одной из них, те, что не благоприятны для раганугабхавы, практиковать не следует.

Если рагануга-садхака приходит в храм Сатьябхамы, Рукмини, Рамачандры и т.д., он может принять участие в поклонении или пренебречь им, — в этом не будет греха. Для большинства людей это будет оскорблением, но в нашем случае настроение, с которым мы отказываемся от участия в поклонении, не является оскорбительным. Возьмем пример Ханумана. Гаруда сказал ему: «Твой иштадев зовет тебя. Твой иштадев Шри Кришна хочет, чтобы ты пришел». Хануман ответил: «Я нездоров. Я не могу идти. Я сильно болен». Гаруда повторил: «Кришна зовет тебя». Хануман ответил: «Я знаю, но я так устал, что не могу пошевелиться». Тогда Гаруда попытался насильно отвезти его, но Хануман отшвырнул его своим хвостом, так что Гаруда приземлился в Двараке. Тогда Кришна сказал ему: «Иди и скажи ему, что Рама его зовет».

Гаруда вернулся к Хануману и сказал: «Твой иштадев Рама зовет тебя». Хануман тут же преисполнился радости и сказал: «Сейчас, я только совершу омовение и поставлю тилаку! Иди и скажи Раме, что я уже иду!» Гаруда ответил:

«Я летаю со скоростью мысли. Так что лучше если ты пойдешь со мной. Садись мне на спину». Хануман возразил:

«В этом нет нужды. Я уже иду. А ты иди вперед». Когда Гаруда был на полпути к Раме, он увидел Ханумана, который возвращался от Него. Он уже повидал Кришну в образе Рамы, поговорил с Ним и предложил Ему пранамы.

Если у рагануга-садхаки есть основная бхава, и при этом он не следует пада-севане, арчане, вандане, дасье, сакхье или любой другой форме бхакти, в этом нет ничего оскорбительного, потому что эта основная бхава заменяет ему все недостающие виды практики.

ш́рути смр̣ти пура̄н̣а̄ди пан̃чара̄тра видхим̇ вина̄
аика̄нтикӣ харер бхактир утпа̄та̄йаива калпате

«Преданное служение, при котором пренебрегают подлинной ведической литературой, такой, как Упанишады, Пураны, Нарада-панчаратра и др., является лишь беспокойством для общества».

Это очень важный стих из «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.101). Смысл его состоит в том, что если человек практикует айкантики хари бхакти (особое поклонение Кришне), но при этом не придерживается наставлений шастр, он становится источником беспокойства. Причинять беспокойство значит делать то, что не предписано шастрами. Здесь ш́рути смр̣ти пура̄н̣а̄ди пан̃чара̄тра видхим̇ вина̄ означает, что человек, жаждущий служить Радхе и Кришне, только этим и должен заниматься. Этого достаточно. И если он не практикует какую-то составляющую бхакти, которая не поддерживает его настроение, но рекомендована в шастрах как обязательная, это не считается оскорблением.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 196; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!