Шрила Бхактивинода Тхакур о свакии и паракии



 

Шрила Бхактивинода Тхакур дал подробное объяснение этой темы, комментируя стих а̄нанда-чинмайа-раса-пратибха̄вита̄бхих̣ из «Брахма-самхиты» (37). Ради блага садхак мы приводим этот комментарий.

Шрила Джива Госвами в своем комментарии к этой шлоке, а также в комментариях к «Удджвала-ниламани», в «Кришна-сандарбхе» и других своих книгах говорит, что праката-лилы Кришны устраивает Йогамайя. Поскольку они происходят в царстве иллюзии, кажется, будто они приобретают материальные черты, которым нет места в сварупа-таттве, внутренней основополагающей реальности. Примерами таких игр являются игры убийства демонов, рождения, связи с чужими женами и другие. Известно, что гопи — это проявление сварупа-шакти Кришны, Его внутренней энергии; следовательно, они — свакия, то есть принадлежат Ему. Поэтому невозможно, чтобы они были женами кого-либо другого. Тем не менее, мы видим, что в праката-лиле гопи предстают чужими женами, но это только их глубокое убеждение, созданное Йогамайей.

В утверждениях Шрилы Дживы Госвами есть скрытый смысл, осознав который, можно избавиться от всяких сомнений. Почитаемый Шрила Джива Госвами, выдающийся

 

последователь Шрилы Рупы и Санатаны Госвами, является таттва-ачарьей всех Гаудия-вайшнавов. Более того, в кришна-лиле он манджари, поэтому для него не существует нераскрытых тайн. Те, кто не понимают его истинных намерений, начинают спорить, принимая или отвергая его идеи и выдвигая собственные.

Согласно Шри Рупе и Санатане, между пракатаи апраката-лилами нет разницы, они тождественны. Единственное различие состоит в том, что одни проявлены за пределами материального мира, а другие — в его пределах. За пределами материального мира все — и объект и его созерцатель, — вишуддха, то есть трансцендентно чисты. Удачливые люди, обретя особую милость Шри Кришны, освобождаются от уз материи и вступают в духовную реальность. Если в процессе садханы они достигают совершенства, то, познав разнообразие расы, они могут увидеть все трансцендентные игры Голоки. Такие садхаки встречаются крайне редко.

Те же, кто достиг совершенства в бхакти и по милости Шри Кришны познал вкус духовной расы, даже находясь в материальной вселенной28, созерцают игры Голоки в Гокуле29, проявленной в этом мире. Садхаки обеих категорий бывают разного уровня. Пока садхака не достиг васту-сиддхи (то есть пока не родился из лона гопи в проявленных играх Кришны), его видение голока-лилы из-за влияния майи ограничено. С другой стороны, осознание своей сварупы зависит от того, какого уровня сварупа-сиддхи достиг садхака. Нужно согласиться с тем, что его даршан Голоки меняется в соответствии с тем, насколько он осознает свою сварупу. Дживы, связанные майей, не имеют духовного видения. Одни из них очарованы бесконечными прелестями майи, а другие, приняв прибежище у нирвишеша -гьяны, которая противоположна личностной концепции Бхагавана, идут по пути полной гибели. Даже увидев праката-лилу Бхагавана, такие дживы воспринимают эти игры как мирскую деятельность, не связанную с апраката-лилой. Таким образом, существуют градации в даршане Голоки согласно духовному уровню преданного.

Есть еще один тонкий момент, о котором нужно сказать. Голока представляет собой чистую божественную истину вне иллюзии, и точно так же Гокула на Земле всегда неизменно чиста, хотя по милости Йогамайи, энергии знания Бхагавана, проявлена в материальном мире. Как праката, так и апраката игры не имеют и следа материальных недостатков, деградации или несовершенств. Разные люди воспринимают их по-разному в зависимости от своего духовного уровня. Недостатки, осквернение, ошибки, ограниченность, иллюзию, невежество, нечистоту, лживость, отвратительность и грубость в этих играх видят только обусловленные живые существа, чьи глаза, разум и ложное эго одурманены материальной энергией. Они находятся далеко за пределами объекта своего созерцания, то есть Гокулы. Чем больше человек освобождается от недостатков, тем больше ему раскрывается трансцендентная истина. Истина представлена в шастре, но чистота ее осознания зависит от духовного уровня тех, кто над ней размышляет. Согласно Шри Рупе и Шри Санатане, какие бы игры ни происходили в Бхаума-Гокуле, они имеют место на Голоке, в таком же чистом виде, без тени майи. Поэтому настроение паракия в той или иной форме, несомненно, присутствует на Голоке в своем непостижимо чистом состоянии. Все проявления, созданные Йогамайей, безупречно чисты. Трансцендентное чувство принадлежности кому-то другому, а не Кришне, созданное Йогамайей у гопи, основано на чистой абсолютной реальности. Но что представляет собой эта чистая абсолютная реальность? Это нужно обсудить.

 

Шрила Рупа Госвами пишет в «Удджвала-ниламани» (1.9-10; 2.21; 5.2):

пӯрвокта-дхӣродатта̄ди чатур-бхедасйа тасйа ту
патиш́ чопапатиш́ чети прабхеда̄в иха виш́рутау

татра патих̣ са канйа̄йа̄х̣ йах̣ па̄н̣и-гра̄хако бхавет.
ра̄ген̣оллан̇гхайан дхармам̇ паракӣйа̄-вала̄ртхина̄

тадӣйа-према-сарвасйам̇ бӯдхаир упапатих̣ смр̣тах̣.
лагхутвам атра йат проктам̇ тат ту пра̄кр̣та-на̄йаке

на кр̣шн̣е раса-нирйа̄са — сва̄да̄ртхам авата̄рин̣и
татра на̄йика̄-бхеда-вича̄рах̣,

«на̄сау на̄т̣йе расе мукхйе
йат парод̣ха̄ нигадйате
тат ту сйа̄т пра̄кр̣та-
кшудра-на̄йика̄дй-ануса̄ратах̣»

Глубоко проанализировав эти шлоки, Шрила Джива Госвами утверждает, что чистая паракия, так же как и игры рождения Кришны, представляют собой творение Йогамайи. Татха̄пи патих̣ пура-ванита̄на̄м̇ двитӣйо враджаванита̄на̄м̇: «Понятно, что в Двараке царит настроение замужества, но враджа-сундари имеют трансцендентное настроение возлюбленных». Согласно выводам Шри Рупы и Шри Санатаны, все вводящие в заблуждение игры тоже являются творением Йогамайи. Шри Джива Госвами доказал, что нет разницы между играми Голоки и Гокулы, и нужно принять, что в Гокуле проявлен изначальный принцип всех игр.

Тот, кто принимает руку невинной девушки согласно священному свадебному обряду, считается супругом. А тот, кто под натиском страсти преступает законы морали, чтобы завоевать чужую жену, считается любовником. На Голоке нет религиозных обязательств и связанного с ними супружеского долга. Супружество там не предполагает существование мужа в полном смысле этого слова. Поэтому гопи, будучи внутренней энергией Кришны, не могут быть замужем за кем-либо другим. В царстве Голоки отношения супругов (свакия) и отношения любовников (паракия) неотделимы друг от друга. В играх, проявленных в материальном мире, есть супружеские рамки, но Кришна вне их. Поэтому дхарма, существующая в сладостной реальности Враджа, — это творение Йогамайи. Кришна преступает эту дхарму и наслаждается трансцендентными отношениями любовников. Только мирской человек может узреть в этом нарушение дхармы, созданной Йогамайей. В действительности, в играх Кришны нет места деградации. Вкус любви вне брака — это суть всех рас, и отрицать существование такой любви на Голоке означает ограничивать эту реальность. Невозможно, чтобы в наивысшей обители отсутствовало наивысшее выражение расы. Шри Кришна, источник всех воплощений, наслаждается этой расой на Голоке одним образом, а в Гокуле — другим. Хотя с точки зрения материалиста эта истина выглядит нарушением дхармы, в какой-то форме она должна существовать также и на Голоке. А̄тма̄ра̄мо ’пй арӣрамат (Ш.-Б., 10.29.42) — «Кришна предавался любовным играм, хотя Он всегда самоудовлетворен (атмарама)». А̄тманй аваруддха-сауратах̣ (Ш.-Б., 10.33.25) — «Шри Кришна, каждое желание которого исполняется, совершая любовные игры, испытывает в сердце хаву, бхаву и другие анубхавы». Реме рамеш́о враджасундарӣбхир йатха̄рбхаках̣ сва-пратибимба-вибхрамах̣ (Ш.-Б., 10.33.16) — «Бхагаван Шри Кришна, источник радости верховной богини удачи, развлекался с прекрасными девушками Враджа, словно невинный ребенок, играющий со своим отражением».

Из приведенных утверждений шастр ясно, что по природе Шри Кришна самоудовлетворен. На духовных планетах, где преобладает настроение великолепия и богатства, Он проявляет Свою внутреннюю энергию в образе Лакшми и женится на ней, наслаждаясь настроением супружеской любви. Там, где преобладает такое настроение, раса достигает только уровня дасьи. Но на Голоке, полностью забыв о супружеской любви, Кришна проявляет миллионы и миллионы гопи и постоянно наслаждается с ними настроением любовников. В настроении супружеской любви раса легко доступна (и потому не имеет большой силы), тогда как в настроении любовников из-за препятствий каждая встреча становится для героя и героини чрезвычайно ценной. Поэтому с незапамятных времен гопи имеют врожденное чувстсво принадлежности кому-то другому. А Шри Кришна в ответ на это настроение принимает на себя роль их любовника и, призвав на помощь флейту, — своего любимого и близкого спутника, совершает с ними танец раса и другие игры.

Вечно совершенная и свободная от иллюзии Голока является обителью божественного блаженства. Поток расы в настроении любовников достигает там совершенства. На Вайкунтхе не найти даже родительского настроения, поскольку там царят почтение и благоговение. Однако во Врадже, источнике наивысшей сладости, расположенном на Голоке, не существует ничего, кроме изначальной концепции этой расы. Там есть Нанда и Яшода, но там нет лилы рождения Шри Кришны. В действительности же, родительское настроение не может возникнуть без рождения ребенка, поэтому Нанда и Яшода только думают (то есть имеют абхиман), что они — родители Кришны. Это подтверждается в стихе джайати джана-нива̄со девакӣ-джанмава̄дах̣. (Ш.-Б., 10.90.48) Ради совершенства расы этот абхиман вечен.

Согласно изложенной выше логике, не может быть ничего предосудительного и во внебрачных любовных отношениях, потому что чувство своей принадлежности другому мужчине, так же как и осознание себя любовником, — это лишь вечное представление о себе. Когда основная реальность Голоки проявляется во Врадже, оба эти представления (для гопи — что у них есть мужья, а для Кришны — что Он любовник) становятся доступны мирскому восприятию. В этом состоит единственная разница. В ватсалья-расе настроение Нанды и Яшоды становится реальным благодаря лиле рождения и другим играм. Также и в мадхурья-расе идея гопи о том, что они являются чьими-то женами, принимает доступную восприятию форму их замужества за Абхиманью, Говардхана Маллу и другими. В действительности, у гопи нет никаких мужей ни в Гокуле, ни на Голоке.

Поэтому в «Удджвала-ниламани» утверждается: на джа̄ту враджа-девӣна̄м̇ патибхих̣ саха сан̇гамах̣ — «враджа-деви никогда не вступали в близкие отношения со своими мужьями». Шрила Рупа Госвами, величайший знаток расы, пишет: патиш́ чопапатиш́ чети прабхеда̄в иха виш́рутау — «В великолепной мадхурья-расе есть только два вида героев: муж и любовник». В своем комментарии к этой шлоке Шрила Джива Госвами пишет: патих̣ пураванита̄на̄м̇ двитӣйо враджа-ванита̄на̄м̇ — «Героя молодых женщин Дварака-пури называют мужем, а героя молодых женщин Враджа, Шри Кришну, называют любовником».

Отсюда видно, что Шрила Джива Госвами считал, что Кришна предстает как муж на Вайкунтхе и в Двараке, и как вечный любовник на Голоке и в Гокуле. Качества любовника во всей своей полноте проявлены в Господе Голоки и Гокулы. Полностью самоудовлетворенный Шри Кришна изменяет собственной природе, поскольку имеет страстное желание встретиться с гопи Враджа, чужими женами. Статус жены в данном случае — это не более чем самооценка (абхиман) гопи. Хотя у гопи в действительности нет настоящих мужей, им достаточно думать, что они принадлежат другому, чтобы находиться в трансцендентном настроении паракия. Поэтому нарушение дхармы из-за сильной привязанности и другие подобные признаки паракии вечны в царстве превосходной мадхурья-расы. В Бхаума-Врадже это настроение отчасти становится доступным взору мирских людей.

Одновременное единство и различие трансцендентных настроений свакия и паракия на Голоке невозможно постичь материальным разумом. Можно сказать, что между ними нет никакой разницы, и в то же время она есть. Почему? Сутью отношений любовников является любовное наслаждение вне брака, а сутью отношений супругов является отсутствие незаконных связей. Поэтому любовное наслаждение Шри Кришны собственной сварупа-шакти (Его внутренней энергией) согласно этому определению также можно понимать как свакию30. Хотя свакия и паракия являются выражением одной и той же расы, они вечно существуют как два ее варианта. В Гокуле раса существует в той же самой форме, но мирские наблюдатели этого не видят. Шри Говинда, герой Голоки, предстает как пати («муж» или «прибежище») девушек Враджа, а также как их упапати («любовник»). Оба качества сияют своим изначальным великолепием, далеко превосходя всякие представления о благочестии и пороке. Эти же качества присущи и герою Гокулы, но с некоторым своеобразием, созданным Йогамайей. Некоторые могут подумать: любое творение Йогамайи есть Абсолютная Истина, поэтому настроение любовников также нужно принимать как абсолютную истину. Чтобы развеять это сомнение, говорится, что концепция паракии оправдана с точки зрения наслаждения расой; в ней нет ничего предосудительного, потому что она имеет под собой глубокое основание. Однако какие бы убеждения по этому поводу ни существовали в мирском сознании, они ошибочны. Им нет места в чистом, трансцендентном мире.

Шрила Джива Госвами, несомненно, сделал правильный, совершенный с философской точки зрения вывод, и вместе с тем выводы его «оппонента» также непостижимым образом верны. Напрасные споры на тему свакиипаракии — это лишь бесплодная словесная игра. Скептицизм никогда не возникнет в сердце того, кто будет беспристрастно изучать комментарии Шрилы Дживы Госвами и «противоположной стороны». Что бы ни сказали чистые вайшнавы — это истина, свободная от каких бы то ни было отклонений или предвзятости, но в их словесных разногласиях сокрыта тайна. Те, кому недостает духовного разума и преданности, не могут осознать глубоких секретов любовных споров шуддха-вайшнавов и ошибочно видят в этих великих личностях философских противников. Великий преданный Шрила Вишванатха Чакраварти искренне и с огромным почтением поддерживал мнение Шрилы Санатаны Госвами, высказанное в «Вайшнаватошани», комментарии к шлоке из «Раса-панчадхьяи» (Ш.-Б., 10.33.35): гопӣна̄м̇ тат-патӣна̄н̃ ча — «гопи и их мужья». Пытаясь понять любую точку зрения, касающуюся божественных игр Голоки и других трансцендентных обителей, нужно всегда помнить бесценный совет Шримана Махапрабху и Его последователей, Шести Госвами. Верховная Личность, Абсолютная Истина, всегда обладает формой и качествами. Она обладает формой, разнообразными качествами и полна доставляющих Ей удовольствие развлечений, которые лежат далеко за пределами материального восприятия.

Наивысшее выражение бхагавад-расы — расы трансцендентного служения Бхагавану, — которую можно познать с помощью четырех составляющих океана расы, а именно, вибхавы, анубхавы, саттвика и вьябхичари31, вечно присутствует на Голоке и Вайкунтхе. Ради блага преданных эта раса Голоки с помощью Йогамайи проявляется в материальном мире в форме враджа-расы. Нужно знать, что все расы, проявленные в Гокуле, в своем изначальном состоянии присутствуют на Голоке. Поэтому там в такой же форме существуют герой и героини (Кришна и гопи), раса во всем ее разнообразии, которой они наслаждаются, вся обстановка и атмосфера Гокулы, включая земли, реки, горы, дома, ворота, беседки, коров и так далее.

Единственное, чего нет на Голоке, так это досужих домыслов мирских философов. Разные люди согласно своему духовному уровню по-разному видят Голоку, где проходят разнообразные игры Враджа. Трудно установить строгий стандарт, который позволил бы определить, какое из этих откровений иллюзорное, а какое истинное. Ясное видение постепенно открывается в сердце, когда очищаются глаза преданности, умащенные бальзамом премы. Поэтому нет никакой необходимости спорить на эту тему, — такие споры не помогут духовно возвыситься. Истина Голоки полна непостижимых бхав, и любая попытка рассматривать эту непостижимую реальность с ментальной точки зрения так же бесполезна, как бесполезно молотить пустую шелуху. Следовательно, нужно отказаться от эмпирического метода познания и постараться обрести духовное видение, практикуя чистую бхакти.

На пути бхакти принципиально важно отвергать любую тему, которая в конечном итоге приводит к имперсональному пониманию. Чистая любовь вне брака, явленная в играх Голоки, свободна от мирских концепций и редко для кого достижима. Преданные, идущие по стопам вечных спутников Кришны на Голоке (то есть практикующие рагануга-бхакти) должны принять эту концепцию и посвятить себя садхане. Благодаря этому они смогут достичь совершенства, познав эту в высшей степени благоприятную основополагающую истину. Те, кто обращаются к паракие, полагаясь на свой мирской разум, как правило, заканчивают аморальной деятельностью, не имеющей отношения к трансцендентной сфере. Наш таттва-ачарья Шрила Джива Госвами принял этот факт во внимание и представил свой образ мысли очень осторожно. Нужно принять суть его утверждений в духе чистого вайшнавизма. Пренебречь же мнением ачарьи с целью утвердить какую-либо другую теорию является оскорблением.

 

Так заканчиваются комментарии Шрилы Нараяны Махараджа «Чандрика-чакора-вритти» к книге высокочтимого Шримад Вишванатхи Чакраварти Тхакура «Рага-вартма-чандрика»

 

— часть вторая —

Четыре лекции по

«РАГАВАРТМА-ЧАНДРИКЕ»


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 194; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!