Концепция Шри Дживы Госвами и Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура



 

Здесь излагаются взгляды Шрилы Дживы Госвами и Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура на тему свакии (супружеской любви) и паракии (любви вне брака) на основе их комментариев к «Удджвала-ниламани» (2.21). И тот и другой ачарья рассматривают конечную Абсолютную Истину с точки зрения таттвы и лилы, опираясь на логику и доказательства шастр.

 

Точка зрения Шрилы Дживы Госвами

 

1) Качества, согласно принятым в обществе представлениям, присущие обычному любовнику (упапати), не приложимы к Шри Кришне. В нитья-лиле нет места паракиябхаве (любви вне брака), однако майя создает иллюзию такой любви, чтобы дать возможность герою и героине в праката-лиле насладиться особой расой. Подобную иллюзию можно наблюдать в брахма-вимохана-лиле, когда Брахма впал в заблуждение.

2) В шрингара-расе любовь вне брака порождает расаабхасу. Шрингара-раса описывается как исключительно чистая:

ш́р̣н̇го хи манматходбхедас тад-а̄гамана-хетуках̣
уттама-пракр̣ти-пра̄йо ра̄сах̣ ш́р̣н̇га̄ра ӣшйате

(Сахитья-дарпана, 3.188)

Объясняя фразу уттама-пракр̣ти-пра̄йах̣, Шрила Джива Госвами приводит цитату из основного санскритского словаря «Амара-коша»: ш́р̣н̇га̄рах̣ ш́учир уджджавалах̣, — где говорится, что эти три слова являются синонимами. Поэтому использование слова ш́учи (чистая) означает, что в сокровенной и чистой шрингара-расе нет места безнравственности (адхарме) в форме любви вне брака. В другом санскритском словаре «Трикандашеша» в значении «любовник, поведение которого осуждается в обществе», приводится слово джа̄ра.

3) В «Натья-аланкара-шастре» отношения любовников также считаются отвратительными. В «Сахитья-дарпане» утверждается:

упана̄йака-сам̇стха̄йа̄м̇ муни-гуру патнӣ гата̄йа̄н̃ ча
баху-на̄йака-вишайа̄йа̄м̇ ратау / ча татха̄ ’нубхава-ништ̣ха̄йа̄м̇

«Любовное желание (рати), которое женщина испытывает к одному или многим любовникам, а мужчина — к жене мудреца или гуру, которое испытывают неверные друг другу мужчина и женщина, в шрингара-расе считается недопустимым».

4) Шри Кришна Сам осудил любовь вне брака:

асваргйам айаш́асйан̃ ча
пхалгу кр̣ччхрам̇ бхайа̄вахам
джугупситан̃ ча сарватра
хй аупапатйам̇ кула-стрийа̄х̣

(Ш.-Б., 10.29.26)

«Для женщины из почтенной семьи измена мужу всегда предосудительна. Такое поведение закроет ей путь на Сваргу и опозорит ее доброе имя в этом мире. Подобное греховное увлечение не только очень низко и преходяще по своей природе, но и является источником адских страданий».

5) Парикшит также сказал: а̄пта-ка̄мо йаду-патих̣ кр̣тава̄н ваи джугупситам (Ш.-Б., 10.33.28). «С какой целью самоудовлетворенный Господь, повелитель Ядавов, каждое желание которого исполняется, совершил столь предосудительный поступок?»

6) Все утверждения, осуждающие измену и любовь вне брака, приложимы к любым другим наякам, но только не к Кришне. У Кришны, явившегося вкусить мадхурья-расу, не могло быть такого порока.

7) Кришна имеет с гопи особые вечные супружеские отношения. В «Брахма-самхите» (37) говорится: а̄нандачинмайа-раса-пратибха̄вита̄бхис та̄бхир йа эва ниджарӯпатайа̄ кала̄бхих̣, где слово ниджа-рӯпатайа̄ означает: сва-да̄ратвенаива на ту пракат̣а-лӣла̄ват пара-да̄ратвавйаваха̄рен̣етй артхах̣. «Гопи, исполненные трансцендентной блаженной расы, в нитья -лиле не совершают игры в паракия-бхаве, как они это делают в праката-лиле». В нитья-лиле все гопи, будучи изначальными Лакшми, не имеют иной бхавы, кроме супружеской. Поэтому в праката-лиле в материальном мире их чувство принадлежности другим мужчинам, а не Кришне, — лишь проявление майи.

8) В шастрах говорится, что Кришна является мужем гопи. В «Гаутамия-тантре» (2.23) говорится, что Нанданандана Шри Кришна — это муж гопи, достигших совершенства по истечении многих жизней:

анека джанма сиддха̄на̄м̇ гопӣна̄м̇ патир эва ва̄
нанда-нандана итй уктас траилокйа̄ нанда-варддханах̣

В «Шримад-Бхагаватам» (10.33.35) также подтверждается, что Шри Кришна является мужем гопи, гопов и всех живых существ:

гопӣна̄м̇ тат-патӣна̄н̃ ча сарвеша̄н̃ чаива дехина̄м
йо ’нташ́ чарати со ’дхйакша эва крӣд̣ана деха-бха̄к

9) В «Гопала-тапани-упанишад» (23) Шри Кришна назван свами, то есть мужем гопи — са во хи сва̄мӣ бхавати.

10) Лакшми-деви не может испытывать паракия-бхаву. Однако в «Брахма-самхите» (29) говорится, что все возлюбленные Кришны являются Лакшми: лакшмӣ-сахасраш́ата-сам̇бхрама-севйама̄нам̇ — «На Голоке Вриндаване Говинде служат миллионы Лакшми в образе гопи». Шри Кришна Сам назвал Шримати Радхику акхила-локалакшми, то есть Лакшми всех миров. Кришну описывают как упапати только потому, что в праката-лиле Он играет роль любовника.

11) В мирских раса-шастрах следующие проявления рати считаются наивысшими: а) баху-вараната — неоднократно останавливать своего возлюбленного (тем самым усиливать его желание); б) праччханна-камуката — скрывать свою любовь; в) дурлабхата — преодолевать препятствия ради встречи со своим возлюбленным.

12) Поскольку гопи обладают самартха-рати, то есть могут подчинить Кришну своей власти, перечисленные три аспекта не свойственны им, тем не менее, их любовь достигает вершины маданакья-махабхавы, не нуждаясь ни в какой упапати-бхаве. Хотя кажется, что упапати-бхава существует в праката-лиле, это не более чем иллюзия, созданная майей.

В заключение своего комментария Шрила Джива Госвами пишет:

свеччхайа̄ ликхитам̇ кин̃чит кин̃чид атра пареччхайа̄
йат пӯрва̄пара-самбандхам̇ тат-пӯрвам апарам̇ парам̇

«Мое толкование этой темы (касающейся паракии) отчасти отвечает моему желанию, а отчасти — желанию других. То, что находится в согласии с моими предыдущими и последующими комментариями, написано в соответствии с моим желанием, а то, что противоречит им — в соответствии с желанием других. Это надо понимать именно таким образом».

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!