Нара-лила — айшварья во Врадже



 

Что означает выражение враджа-лока̄нуса̄ратах̣? Игры Кришны бывают двух типов: айшварья-лила и мадхурьялила. Что такое айшварья-лила? Кришна всегда исполнен шести достояний: знания, отречения, красоты и так далее. Он всегда проявляет эти качества как в образе Нараяны, так и в образе Кришны. Даже во Вриндаване, как мы видим, Кришна исполнен этих шести достоинств. Они никогда не покидают Его. Он убил Путану, будучи младенцем несколько дней отроду. Она попыталась вырваться от Него, когда Он начал сосать ее грудь, но Он не дал ей уйти. «Вместе с молоком Я выпью твою жизнь. Ты навечно останешься со Мной, Я никогда не отпущу тебя». Путана была сильна, как 10 000 слонов, но не смогла отделаться от Кришны. Младенец Кришна ничего особенного не делал, Он лишь держал во рту сосок, но это лишило ее жизни. В действительности, это айшварья-лила, но Кришна не менял Своего облика. Он оставался младенцем и лишь держал Путану за грудь. Это и есть лока̄нуса̄ратах̣ в подобных человеческим играх, хотя Путана была убита благодаря Его айшварье. Во Врадже тоже присутствует айшварья, но вместе с мадхурьей.

Гопи видят только мадхурью, не айшварью. Тем не менее там есть айшварья, но покрытая мадхурьей. Нельзя сказать, что во Вриндаване нет айшварья-лилы. Айшварья во Врадже еще сильнее, чем в Двараке или даже на Вайкунтхе, но она всегда покрыта мадхурьей. Вишванатха Чакраварти Тхакур написал, что если бы в нара-лиле Кришны не было никакой айшварьи, то Он был бы обыкновенным ребенком. Без качества айшварьи Он не может быть Богом, и поклонение Ему не имеет расы. Какая-то айшварья должна быть, потому что без нее Кришна не является Богом и объектом поклонения для гопи. Здесь можно отметить интересный факт. Мы видим, что сначала все гопи и гопы воспринимали Кришну только как сына Нанды и Яшоды, как друга, и вели себя соответственно. Но после того, как Он семилетним мальчиком поднял Говардхан и держал его на мизинце семь дней, старшие враджаваси сказали Нанде Махараджу: «Это необычный мальчик. Он подобен Нараяне. Он и есть Нараяна».

Нанда Махарадж ответил: «Может быть, Он и Нараяна, но прежде всего это мой сын. Я слышал об этом, еще когда Гарга Муни проводил для Него церемонию наречения именем. Он сказал мне, что этот мальчик подобен Самому Нараяне; прежде Он был Нараяной, Ва̄судевой, сыном Васудевы». Старшие гопы сказали: «Тогда обращайся с Ним подобающим образом. Не ругай Его и не связывай. Не наказывай Его, не называй маленьким вором (чхота-чора), обманщиком (капати), мошенником (дхурта)».

Тут Нанда Махарадж рассмеялся и ответил: «Вы говорите, что Он Бог, что Он одним пальцем держал холм Говардхан. Гарга Риши тоже это говорил. Но я вижу, что у вас совсем не работают мозги. Вы уже состарились, вам за шестьдесят. Кришна приходит и просит у своей матери: «Дай мне хлеба и масла». И всегда плачет. Стоит ей замешкаться, как Он страшно гневается. Он может даже украсть. Все это не говорит о том, что Он Бог. Так что неважно, поднял Он Говардхан или нет, это мой сын. На мой взгляд, Он этого и не делал; в действительности, это наше домашнее Божество Нараяны подняло Говардхан в ответ на наши молитвы. Почему? Потому что мы молились Нараяне, и Он ответил. Вам кажется, будто Кришна сделал это. Он мой сын. Хотя в споре мы и говорим иногда, что Он Бог, все равно это мой сын, и я буду наказывать и воспитывать Его и делать все, что нужно, чтобы Он вырос хорошим мальчиком». Нанда Махарадж видел все божественные качества и деяния Кришны, но не переставал верить, что Кришна его сын.

Васудева и Деваки являют собой пример, противоположный этому. Убив Камсу, Кришна и Баларама пришли в тюрьму, где томились Их родители, чтобы снять с них цепи.

Двое мальчиков хотели предложить пранамы своим роди телям, которые сейчас стояли перед ними с почтительно сложенными ладонями и молились: «О, Ты сам Бог. Мы видели Тебя на борцовской арене. Сначала Ты явился в четырехруком образе, а теперь предстал перед нами, словно обычный мальчик». Кришна увидел, что из-за их айшварьи сейчас испортится вся лила, и позвал на помощь Йогамайю. Потом Он забрался Деваки на колени и стал плакать. Под влиянием Йогамайи Деваки тоже заплакала. Баладева подошел к стопам Васудевы, который тоже заплакал. Охваченные айшварьей, они относились к Кришне как к Богу, но иногда в их сердцах возникало чувство, что Кришна их сын. Здесь мы видим айшварью в сочетании с мадхурьей, которая присутствует в такой незначительной степени, что не может покрыть айшварью. Однако во Врадже Яшода и Нанда никогда не забывают, что Кришна их сын, сколько бы айшварьи Он ни проявлял. Они всегда помнят об этом, и их распирает от гордости, когда они видят, как Он поднял Говардхан: «Мой сын сделал это? О, теперь весь Врадж увидит, какой сильный у меня сын!»

Вишванатха Чакраварти Тхакур дает много хороших примеров мадхурья-расы, связанных с гопи. Когда Уддхава прибыл во Вриндаван утешить гопи, он услышал, как одна их них разговаривает со шмелем: «О шмель! Уходи сейчас же! Уходи отсюда. Нас ничего не связывает с Кришной. Мы не придем с Ним к согласию. Мы не хотим с Ним мириться. Мы знаем, кто Он такой не только по тому, какой Он сейчас, но и по Его предыдущим рождениям. Паурнамаси говорила нам, что в своем первом рождении Он был Рамой и имел такой же темный цвет тела, как и сейчас. Он так любил Ситу, что чуть ли не стал Ее слугой, а уходя в лес, взял Ее с собой, потому что не мог жить один. Кришна тоже не может один. Он не может. Ему нужно, чтобы рядом всегда была женщина. Рама так сильно любил Ситу, что взял Ее с собой в лес и там исполнял все Ее прихоти. Сита сказала: «Взгляни на этого золотого оленя! Поймай его и принеси — живым или мертвым. Если он будет живым, Я заберу его с собой в Айодхью и подарю матери Кайкеи или Бхарате. А если он будет мертвым, его мягкой красивой шкурой Я покрою асану. Так что в обоих случаях Я найду ему применение».

Лакшман предупредил Раму: «Я знаю, это иллюзия, созданная демонами. Не ходи». Но мы знаем, что Рама не мог переубедить эту женщину, если Она уже что-то задумала. Он не смог бы этого сделать, даже если бы был самим Брахмой или другой великой личностью, потому что Он был Ее слугой. Ему ничего другого не оставалось, как только погнаться за оленем.

Шурпанакха пришла к Раме и сказала: «Я красива, и Ты тоже красив. Я хочу выйти за Тебя замуж. Твоя жена не так прекрасна, как я. Я готова отдать себя Тебе». Рама ответил:

«Иди к Лакшману. Он неженат. Моя жена со Мной, так что Я не могу тебя принять. А он один, он может это сделать». Она подошла к Лакшману, который в ответ на ее предложение спросил: «Ты хочешь быть служанкой или царицей?» Она сказала: «Я хочу быть царицей». Тогда Лакшман ответил: «Но я слуга Рамы. Если ты выйдешь за меня, ты тоже станешь служанкой. У Рамы может быть много жен, и все они будут царицами. Так что возвращайся к Раме».

Снова Шурпанакха обратилась к Рамачандре, который опять послал ее к Лакшману. Тогда она рассвирепела и решила съесть Ситу. Рама сказал Лакшману: «Не шути с женщинами. Это приведет к ужасным последствиям. Не насмехайся над ними». Но Лакшман не послушал Его». Гопи продолжала: «Он так жесток и похотлив! Почему Он отрезал Шурпанакхе нос и уши? Он преднамеренно изуродовал ее, чтобы никто не захотел на ней жениться.

Теперь даже ее муж не хотел жить с нею. Вот как жесток этот человек! И в своем следующем рождении Шурпанакха стала Кубджей, такой уродливой, что никто не мог жениться на ней. Видите, что это за личность!

В Сатья-югу Он приходил как Вамана и безо всякой причины обманул Бали Махараджа, сказав: «Я возьму земли только в три шага». Бали Махарадж согласился, но когда Вамана стал отмеривать шаги, Он стал таким огромным, что первым шагом покрыл всю Землю, вторым — все пространство от Паталы до Сатьялоки, и поскольку у Него уже не было места, куда сделать третий шаг, Бали Махарадж подставил Ему свою голову. Но Ему и этого было мало. Он связал Бали Махараджа и бросил его в ад. Вот что мы знаем об этой личности. Но есть много того, что мы о Нем не знаем. Так что мы не можем помириться с Ним. Уходи отсюда сейчас же». Так гопи разговаривала со шмелем.

Здесь Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит, что гопи слышали от Паурнамаси и других, что Кришна — Бог, что Он — Рама, Вамана и все другие воплощения. Иногда они говорят: «О, я слышала...». Это айшварья, но она всегда покрыта мадхурьей. Гопи проявляют айшварья-бхаву только в разлуке, и никогда при встрече. Их айшварья-бхава подобна соломинке в огромном котле молока. Когда молоко начинает закипать, эта соломинка ненадолго поднимается на поверхность и снова уходит на дно. Соломинка айшварьябхавы проявляется у гопи, только когда они горят в огне разлуки. Ни в какое другое время ее невозможно увидеть. Но даже в айшварья-бхаве они считают Кришну своим возлюбленным.

Когда айшварья благоприятствует нара-лиле, и Кришна продолжает вести себя как обычный ребенок, то это — мадхурья. Иногда Деваки и Арджуна тоже проявляют мадхурья-бхаву. Например, когда Кришна был возничим Арджуны, Арджуна приказал Ему: «О Кришна, выведи мою колесницу на середину поля сражения!» — и Кришна сделал это. Но когда Арджуна увидел вишварупу, он преисполнился страха и сказал: «Я никогда больше не назову Тебя сакхой. Ты — Сам Бог». Арджуна оказался полностью во власти айшварьи и забыл, что Кришна был его другом.

Дварака-лила полна айшварьи. Иногда там проявляется мадхурья, но айшварья неизменно подавляет ее. Враджалока̄нуса̄ратах̣ относится к нара-лиле, когда Кришна чувствует себя обычным человеком. Нанда, Яшода и гопи имеют с Ним подобные человеческим отношения, хотя все они не являются людьми. Это и есть нара-лила. Он — возлюбленный гопи и Шримати Радхики. Нужно служить Радхе и Кришне в том же настроении, что и гопи в нара-лиле. В этом и заключается значение выражения враджалока̄нуса̄ратах̣.

 

Шлока третья


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!