Точка зрения Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура



 

Шрила Вишванатха Чакраварти считал Шрилу Дживу Госвами одним из выдающихся последователей Шрилы Рупы Госвами. Джива Госвами не мог дать комментарий в пользу свакия-бхавы, супружеской любви. Все его слова на этот счет были сказаны только в угоду другим, как он это признает в конце своего комментария: ликхитам̇ кин̃чид атра пареччхайа̄. «Я написал это, чтобы удовлетворить других». Он сделал это для того, чтобы недостойные люди с разными наклонностями поняли, что эта непостижимая лила безукоризненно чиста. Тем самым он дал им возможность с непоколебимой верой обратиться к этой лиле в своей медитации. Однако для близких преданных Шримана Махапрабху это объяснение совсем неприемлемо, потому что оно противоречит идеям Шрилы Дживы Госвами, изложенным во многих других его комментариях.

1) Паракия-бхава (любовь вне брака) противоречит дхарме и ведет в ад. Это утверждение касается только мирских героев. Но какое, даже самое незначительное, сомнение может возникнуть в отношении Шри Кришны, наивысшего повелителя дхармы и адхармы? Встреча мирских любовников аморальна, но лила-пурушоттама Шри Кришна, который одним движением брови творит и разрушает бесчисленные вселенные, и гопи, — олицетворение хладини-шакти, самой главной среди Его бесчисленных энергий, — недосягаемы для этого греха. Шрила Рупа Госвами написал в «Натака-чандрике»: «Что бы сведущие люди ни писали в осуждение любовных отношений вне брака, нужно понимать, что это касается только мирских любовников, а не Шри Кришны и гопи». Такое же мнение высказал Кави Карнапур в своей «Аланкара-каустубхе»: упапати-бхава трансцендентного Шри Кришны и паракиябхава исполненных совершенства гопи являются не грехом (душаной), а украшением (бхушана).

2) Праката-лила Шри Кришны не является плодом иллюзии. В действительности, нет разницы между праката и апраката-лилой. Размышления Шрилы Дживы Госвами над сорок третьей шлокой «Брахма-самхиты» достойны того, чтобы их обсуждать и им следовать. Когда Шри Кришна из милости к дживам проявляет Свою лила-мадхурью в материальном мире, это называется праката-лила. Когда эта лила становится недоступной взору живых существ материального мира, она называется апраката-лила. В «Лагхубхагаватамрите» (1.2.44) Шрила Рупа Госвами говорит:

ана̄дим эва джанма̄ди
лӣла̄м эва татха̄дбхута̄м
хетуна̄ кеначит кр̣шн̣ах̣
пра̄душкурйа̄т када̄чана.

«Хотя Кришна — нерожденный, Его игры рождения и другие необычайно прекрасны. Он проявляет в материальном мире эти в высшей степени изумительные трансцендентные игры по разным причинам».

3) Нелогично думать, что в апраката-лиле вечно царит свакия-бхава, а в праката-лиле — иллюзорная паракиябхава, поскольку последняя во всем своем великолепии присутствует на протяжении всей раса-лилы, наивысшей среди игр Кришны. Поэтому эти игры нельзя считать плодом иллюзии. В каждой главе «Раса-панчадхьяи»27 содержится много доказательств в пользу любви вне брака. Шрила Шукадева Госвами со всей ясностью утвердил паракия-бхаву, цитируя следующие стихи, произнесенные непосредственно Шри Кришной и гопи: та̄ ва̄рйама̄н̣а̄х̣ патибхих̣ (10.29.8), бхра̄тарах̣ патайаш́ ча вах̣ (10.29.20), евам̇ йат-патйапатйа сухр̣да̄м анувр̣ттир ан̣га (10.29.32), тад-гун̣а̄н эва га̄йантйо на̄тма̄га̄ра̄н̣и сасмарух̣ (10.30.44), пати-сута̄нвайа-бха̄тр̣-ба̄ндхава̄н (10.31.13), евам̇ мадартходжджхита-лока-веда-сва̄на̄м̇ (10.32.21), кр̣тва̄ та̄вантам а̄тма̄нам̇ йа̄ватӣр гопа-йошитах̣ (10.33.19), ма̄нйама̄на̄х̣ сва-па̄рш́ва-стха̄н сва̄н да̄ра̄н враджаукасах̣ (10.33.37) и так далее.

4) Если бы раса-лила была плодом иллюзии, майи, как было бы возможно доказать превосходство гопи перед Лакшми? При описании раса-лилы в «Шримад-Бхагаватам» (10.47.60) утверждается, что гопи превосходят Лакшми: на̄йам̇ ш́рийо ’н̣га у нита̄нта-ратех̣ праса̄дах̣ — «Гопи обрели высшую и очень редкую милость Шри Кришны, недоступную даже для Лакшми». Если бы раса-лила была плодом иллюзии, то величие гопи не имело бы под собой оснований и было бы ложным.

5) Никогда и нигде раса-лила не описывалась как проявление супружеских отношений.

6) Отвергая главы Десятой Песни, утверждающие паракия-бхаву, и считая их ошибочными, невозможно получить никакого блага от раса-лилы. В этой связи Шри Кришна сказал: на па̄райе ’хам̇ ниравадхйа-сам̇йуджа̄м̇ (Ш.-Б., 10.32.22) — «Ваша встреча со Мной чиста и безупречна во всех отношениях. Я не в силах воздать вам за вашу святость». Если бы раса-лила была иллюзорной, то доказательство превосходства гопи-премы, приведенное в этой части стиха, было бы безосновательным.

7) В этой же шлоке фраза йа ма̄бхаджан дурджара-гехаш́р̣н̇кхала̄х̣ также служит доказательством паракия-бхавы. Разорвав нерушимые семейные узы, враджа-гопи полностью посвятили себя служению Шри Кришне. Говоря о своей неспособности воздать им за их любовь и жертву, Шри Кришна признал, что Он находится в вечном долгу перед ними. Это вечная и наивысшая истина. Если бы расалила была ложной, то и эта истина также была бы ложной.

8) Нельзя думать, что Кришна лжив и восхваляет гопи лишь из желания им польстить. Если бескорыстная преданность гопи иллюзорна и временна, почему же тогда Уддхава, самый сведущий и лучший среди айкантикабхакт, провозгласил ее вершиной преданности? Почему он молится о том, чтобы родиться как лиана или травинка во Врадже, только чтобы обрести пыль со стоп гопи? а̄са̄м ахо чаран̣а-рен̣у-джуша̄м ахам̇ сйа̄м̇, вр̣нда̄ване ким апи гулма-латаушадхӣна̄м (Ш.-Б., 10.47.61).

Разве эта шлока не доказывает, что любовь гопи превосходит любовь цариц Двараки? Гопи-према несравненна в силу интенсивной и принадлежащей только Кришне анураги, которая заставляет гопи преступить семейные узы и сойти с пути добродетели. Если считать эту жертву проявлением иллюзии, то их анурага тоже нереальна. Соответственно, слова Уддхавы тоже ложны. В таком случае разве не будут сторонники такой идеи виновны в том, что они не принимают слова тех, кто постиг истину?

9) Смысл десятисложной и двенадцатисложной мантр также полон паракия-бхавы. Это не является секретом для тех, кто знает о необычайном могуществе шабды, трансцендентного звука.

10) Отблеск паракия-бхавы можно видеть в различных медитациях и мантрах, посвященных Шри Кришне.

11) Садхака на уровне зрелой медитации непосредственно созерцает праката-лилу. Поэтому такая лила не является временной или иллюзорной. В «Бхагавад-гите» (4.9) говорится, что рождение и деяния Бхагавана трансцендентны: джанма карма ча ме дивйам эвам̇ йо ветти таттватах̣. Почитаемый Шри Рамануджачарья в своем комментарии к этой шлоке утверждает, что рождение и деяние Бхагавана и Его спутников вечны. Шри Мадхусудана Сарасвати также объясняет, что слово дивйа в этом стихе означает апракрита, то есть за пределами материальной реальности. В «Пурушабодхани-шрути» (Упанишада, прокомментированная в парампаре Пиппалады Риши) также говорится, что игры Бхагавана вечны: эко дево нитйалӣла̄нуракто бхакта-вйа̄пӣ бхакта хр̣дайа̄дй-а̄нтара̄тма̄. В своем священном тексте, озаглавленном «Видван-мандалана» Шри Виттхаланатха подтверждает вечную природу явления и деяний Бхагавана. И «Брихад-Вамана-пурана»

 

свидетельствует о непреходящей природе праката-лилы. Шри Бхагаван говорит: «Приняв Меня своим возлюбленным, все вы разовьете безгранично глубокую любовь ко Мне, и ваша жизнь станет успешной».

12) Имена Шри Бхагавана вечны. Каждое из них обозначает одну из Его игр. Если допустить, что Его лилы временны, то и Его имена, такие, как Раса-бихари и другие, тоже должны быть временными. В таком случае бхаджан теряет всякий смысл. Считать имена Бхагавана временными и преходящими, в действительности, нама-апарадха.

13) В «Шри Бхагават-сандарбхе» Шрила Джива Госвами утверждает, что имя, явление и деяния Бхагавана вечны. Он также доказывает, что лилы Бхагавана и связанные с ними Его образ, деяния и спутники — это вечное проявление Его сварупа-шакти. Если все это вечно, согласно Шриле Дживе Госвами, то как же могут быть иллюзорными лилы в настроении паракия?

14) В шастрах нигде не упоминается, что враджа-гопи вышли замуж за Кришну перед священным огнем и в присутствии брахманов в качестве свидетелей. Согласится ли с этим Шри Шукадева Госвами? Когда Парикшит Махарадж усомнился в паракия-бхаве самоудовлетворенного Шри Кришны и задал этот вопрос, Шри Шукадева Госвами, защитник дхармы, мог бы со всей ясностью ответить, что гопи были законными женами Кришны и никого другого. Почему же вместо этого он постарался объяснить этот предмет на основе трудной для понимания сиддханты? Здесь следует обратить внимание на другой факт: если допустить, что Кришна женился во Врадже, тогда Его свадебная церемония предшествовала обряду надевания священного шнура, проведенного в Матхуре. Разве это не противоречит «Арья-шастре», священной книге правил поведения в цивилизованном обществе?

15) Мы видим, что слово пати, супруг, упоминается несколько раз. Оно не означает женатого человека. Скорее, его нужно понимать как гати, то есть «Ты все для меня, мое последнее прибежище». Неверно думать, что пати относится только к женатому человеку, мужу героини. В «Удджвала-ниламани», например, при описании разных видов героинь термин свадхина-бхартрика (женщина, которая управляет своим мужем) используется по отношению к героине в паракия-бхаве. Даже если принять, что Кришна является пати каких-то героинь, есть множество других героинь, с которыми Он не вступает в супружеские отношения. Если бы Кришна был законным супругом всех гопи, тема пара-да̄ра̄бхимаршан̣а («наслаждаться с женой другого» — Ш.-Б., 10.33.27) вообще не стала бы предметом обсуждений. Тем более, в «Шримад-Бхагаватам» есть упоминания о мужьях гопи, с которыми они никогда не вступали в интимные отношения:

на джа̄ту враджа-девӣна̄м̇ патибхих̣ саха сан̣гамах̣

(Удджвала-ниламани, 3.32)

16) В утверждении са во хи сва̄мӣ бхавати из «Гопалатошани» слово сва̄мӣ означает не супружество, а айшварью. Это подтверждается в грамматике Панини (5.2.126), где говорится сва̄минн аиш́варйа. Там также встречаются тексты такого содержания: локе хи йасйа хи йах̣ сва̄мӣ бхавати, са тасйа бхокта̄ бхаватӣбхи. «В этом мире сва̄мӣ считается тот, кто поддерживает других (например, царь или великодушный покровитель), и кто наслаждается всем». Таким образом, слово сва̄мӣ далеко не всегда означает «муж».

17) Все отношения во Врадже трансцендентны. Когда бы ни использовалось слово майя, под ним надо понимать Йогамайю. В том, что Шримати Радхика считает Своим мужем Абхиманью, скрывается трансцендентный замысел. Являясь неотъемлемой частью игр Шри Бхагавана, эти отношения также не являются плодом иллюзии, — за ними стоит Йогамайя.

18) Шримати Радхика — это хладини-шакти Шри Кришны, Его энергия наслаждения. В этом нет никаких сомнений. Объектом нашего поклонения является Божественная Чета Радхи-Кришны вместе с Их особыми лилами. Поклонение Радхе-Кришне без медитации на Их игры не признается в нашей линии и не входит в концепцию бхаджана.

19) Можно спросить, почему в отличие от Сатьябхамы, Рукмини и других цариц враджа-гопи имеют дурную репутацию, терпят душевную боль и страдают от своих свекровей и золовок, которые не дают им встречаться с Кришной? Означает ли это, что положение гопи уступает положению Рукмини? Конечно же нет, потому что наряду, с казалось бы, мирскими страданиями, гопи исполнены махабхавы и испытывают никому более недоступное счастье.

20) Отношения, которые гопи имеют с Кришной, возникают в результате их непостижимой анураги. Ради этих отношений они оставили родственников и пренебрегли своим добрым именем. При этом все сопутствующие страдания и невзгоды они воспринимают как наивысшее счастье. Возможно ли найти другой пример столь возвышенного выражения анураги? Шрила Джива Госвамипад сам жаждет обрести эту уникальную, трансцендентную анурагу.

Поэтому в заключение он милостиво написал стих свеччхайа̄ ликхитам̇ кин̃чит, в котором выразил сокровенное желание своего сердца. Если бы гопи вышли замуж за Кришну в присутствии гуру, жертвенного огня и брахманов, то «Удджвала-ниламани» потеряла бы всякий смысл. Поэтому его высказывания в поддержку супружеских отношений гопи и Кришны были сделаны исключительно в силу сложившихся обстоятельств.

В «Риг-веде» (1.12.66; 1.17.117; 1.20.134; 6.55.4-5; 9.38.4; 10.162.5) и других шрути-мантрах встречается слово джа̄ра, «любовник незамужней девушки». В «Чхандогьяупанишад» (1.66.4; 1.17.117-118) и в написанном Анандагири комментарии к «Шанкара-бхашье» (2.13.2) также утверждается паракия-бхава, как метод поклонения посредством самопасаны (данный в «Сама-веде»), которым пользовался Вамадевья. В комментариях Панини (3.3.20, 743 варттика) во фразе джарайантӣти джа̄ра̄х̣ можно обнаружить изначальный смысл слова джа̄ра.

 

Мнения других вайшнавов

 

Паракия-бхава является исключительной особенностью садхьи и садханы Шри Гаудия-вайшнавов. До них ни один вайшнава-ачарья не говорил об этом принципе. Намек на паракия-бхаву можно найти в «Кришна-карнамрите» (9, 51, 53, 76, 77, 87, 90), в «Шримад-Бхагаватам» (Раса-панча дхьяи, 10.29.22, 25, 26; 10.33.27, 35), в комментарии к «Муктапхале» (5.14), а также в собраниях стихов Чандидаса и Видьяпати. В «Гита-Говинде» Шрилы Джаядевы Госвами, несомненно, содержатся намеки на паракия-бхаву, хотя там нет прямых упоминаний о ней. В стихе 12.13 встречается слово «муж» (патйур манах̣ кӣлитам). Однако из остального текста «Гита-Говинды» невозможно сделать вывод, что Шримати Радхика замужем за Шри Кришной: дехи пада паллавам уда̄рам (10.8); в первой части при описании васанти-расы Шримати Радхика изображается отдельно; Она испытыва ет непреодолимый гнев; и сукхам уткан̣т̣хита-гопа-вадхӯкатхитам̇ витаноту са-лӣлам (2.18).

До Гаудия-вайшнавов никто из вайшнава-ачарий не учил бхаджану в паракия-бхаве. У многих сложилось впечатление, что Шри Джива Госвами отдавал предпочтение свакие, но оно не имеет под собой оснований. Шри Рупа, Шри Санатана, Шри Рагхунатха дас, Шри Кави Карнапур и другие Госвами описывали игры Шри Шри Радхи-Кришны, имея в виду паракия-бхаву. Однако Шри Джива Госвами видел, насколько редко встречается человек, способный оценить паракия-расу и совершать бхаджан в паракия-бхаве. Поэтому в «Шри Кришна-сандарбхе» (153) он дал процесс поклонения посредством мантры, то есть мантрамайи-упасану, при котором нужно медитировать на одну лилу, описанную в конкретной шлоке. Однако Шри Рупа-Рагхунатха и другие Госвами упоминали в своих книгах о сварасики-упасане, то есть севе в непрерывном потоке лил, спонтанно проявляющихся у преданного в сердце во время бхаджана.

Такая сварасики-упасана является сокровенным желанием Шри Чайтаньи Махапрабху. Ни в одной из своих книг Госвами не делали акцента на мантрамайи-упасане. Сварасикибхаджан и паракия-бхава-бхаджан обсуждаются в текстах

«Шри Брихад-бхагаватамриты» (1.7.82, 154, 155; 2.5.84-85) и комментариях к ним. Пример такого бхаджана дается в Уттара-кханде «Брихад-бхагаватамриты», где шаг за шагом показан процесс сварасики-бхаджана. Более того, метод бхаджана в сакхаи приянарма-сакха-бхаве тоже является сварасики, а не мантрамайи. Даже сами мантры объяснены как сварасики. В «Брихад-бхагаватамрите» (2.1.77) есть следующее описание:

гопа̄рбха-варгаих̣ сакхибхир ване са га̄,
вам̇ш́ӣ-мукхо ракшати ванйа-бхӯшан̣ах̣
гопа̄н̣гана̄-варга вила̄са-лампат̣о,
дхармам̇ сата̄м̇ лан̇гхайатӣтаро йатха̄

«Украшенный лесными цветами, мой почитаемый Господь, держа флейту у губ, вместе со своими сакхами гонит коров на пастбище. Поскольку Он — великий обольститель, Он всегда наслаждается играми с гопи, которые пожертвовали ради Него своей религиозной жизнью и благочестием».

В мантрамайи-упасане описывается встреча Радхи и Кришны только в одном месте, и потому нет возможности практиковать паракия-бхаву.

Шрила Джива Госвами и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур в своих комментариях к «Удджвала-ниламани» представили подробный анализ свакии и паракии. Их заключения истинны, разница состоит только в точке зрения: Шрила Джива Госвами рассуждает с точки зрения таттвы, а Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур — с точки зрения лилы. Так же как в материальном мире существует бесчисленное множество вселенных, а в духовном небе (Паравьоме) — бесчисленное множество Вайкунтх, на Шри Кришналоке (Голоке Враджа) существует бесконечное число пракоштх (независимых друг от друга пространств). Хотя прямо об этом нигде не говорится, отдельные намеки можно найти в литературе Госвами. Каждому проявлению Кришны, — будь то Враджендра-нандана, Матхурадхиша или Дваракадхиша, — присуще свое настроение. В одном Его проявлении (пракаше) происходит встреча, а в другом — разлука. Встреча приносит блаженство, а разлука — боль. В «Гопала-чампу» (1.22) Шрила Джива Госвами описывает лилы, происходившие в пракатапракаше и апраката-пракаше, как различные проявления Голоки. Нет сомнения в том, что точно так же как существует бесконечное разнообразие любовных игр на уровне маданакья-махабхавы, в различных пракоштхах проходят вечные игры свакии, вечные игры паракии или одновременно — свакии и паракии. Если рассмотреть все эти игры с нейтральной точки зрения, то можно прийти к выводу о несомненном превосходстве паракии.

 


Дата добавления: 2019-11-16; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!