Церковно-государственные отношения в истории России.



1) Древняя Русь. 988 г. принятие христианства. Золотая орда поддерживала церковь, и в это время положение церкви укрепилось. 1551г. Стоглавый Собор – реформа церкви. Главный вопрос церковное землевладение. Иван Грозный вел войну и нуждался в средствах. После реформы только царь мог позволить церкви приобретать земли. Он подчинил церковь с помощью опричнины. В ближайшее время царь захватил свободные Новгород и Псков и запретил земельные вложения в монастыри. В 1575г. по решению земского собора изъяты деньги из церковной казны.

1589г. утвержден институт патриархии. Патриарха выбрал царь – московский митрополит Иов. Этим утверждена независимость от Византии, но признана зависимость от государства. Иов поставил на царство Бориса Годунова.

1649 земский собор – новый свод законов: церковь лишена экономической независимости и административных привилегий. Создан монастырский приказ. В его ведении суд, церковные земли. Он управлялся светскими лицами.

Следующий собор под руководством патр. Иосифа, осудил вмешательство государства. Власти созвали свой собор и выбрали нового патриарха Никона. Создан «Союз премудрой двойки». Но Никон стал конфликтовать с царем. Собор 1666-1668 лишил Никона сана и была подтверждена правильность нововведений. Принято решение о подсудности священства светским властям.

1676 монастырский приказ ликвидирован. Было решено, что власть царская выше власти духовной. Патриарх должен повиноваться царю.

2) Рождение и укрепление абсолютизма. Реформы Петра I:

Указ о взятии под контроль архиерейских домов и земель, о запрете строительства, прекращении казенной руги церквям, имеющим земельные наделы. После смерти патриарха Адриана – запрет новых выборов. Местоблюститель Стефан Яворский – лишен права назначения и администрирования.

1701 восстановлен Монастырский приказ, расширены его функции. Феофан Прокопович подготовил проект духовного регламента. Его подписали все патриархи. 1721 открыт Синод «Во Христе брат» восточных церквей. 1722 учреждена должность обер-прокурора. Обязанности епископов сведены к духовному попечительству. Есть юридические возможности нарушения тайны исповеди. Ограничен прием в монастыри. Проведена крупная компания по борьбе со старообрядцами (двойной налог, лишение административных прав).

 С середины 70-х гг. реформы Петра сведены на «нет». Синод разделен на два департамента. Екатерина II в поисках поддержки отказалась от секуляризации. Но в 1764 манифест о секуляризации церковных владений.

Александр I провел незначительную реформу в управлении – обер-прокурор должен подчинятся непосредственно царю. Создал министерство народного и духовного просвещения.

Николай I усилил контроль над церковью и защищал ее: наказание за действия, порочащие сан. Следит за рассмотрением всех жалоб мирян.

При общей кодификации законодательства: отмена телесного наказания, подушной подати, воинской обязанности для духовенства, священникам позволено покупать имения, они определены во 2-е сословие. Отделены должности: царский священник, обер-священник главного штаба, обер-священник армии – обер-присвитеры армии и флота.

Г. начало обновленчества.

Указ «Об укреплении начал вероисповедания». Нельзя переходить только в ислам и иудаизм. Преподавание в церковных школах разрешено на родном языке. Разрабатывается проект, в котором предусмотрена свобода вероисповедания, но он не был одобрен. Глава законов «О вере» осталась почти без изменений. «все подданные пользуются свободой веры на условиях, определенных законом». В Гос. Думе одобрен приоритет РПЦ.

В проекте закона о переходе из одного вероисповедания в другое впервые прозвучало понятие «вневероисповедального состояния». Но проект утвержден не был.

При Временном правительстве Синод сохранен. РПЦ поддержала правительство. Вышел закон об отмене вероисповедальных и национальных ограничений.

Обер-прокурор Львов позаботился о созыве Собора. Создано министерство исповеданий.

15.08.17 – Поместный Собор. Выбран патриарх Тихон, который выступил против сов. Власти, отказался отдавать церковное имущество во время голода 20-х гг., но после ареста просил православных поддержать советскую власть. Сразу после революции – расцвет сектантства. Советская власть заигрывала с нетрадиционными религиями. Созданы артели баптистов, адвентистов и т.д. Были подписаны декреты об отделении церкви от государства и школы от церкви. 1918 принята соответствующая конституция. Во 2-й конституции запрет на религиозную пропаганду.

При становлении культа личности ужесточение отношения к церкви. 1943 создан Совет по делам православной церкви. 1944 совет по делам религиозных культов. 1965 объединен в совет по делам религии (оттепель).

1954г. постановление ЦК КПСС об усилении атеистической работы с населением.

1988 1000-летие крещения Руси. Горбачев встретился с представителями РПЦ. 1990 принят закон о свободе совести и религиозных организаций.

4) Российский этап. Отменен совет по делам религий, вместо него комитет по делам религий.

13.09.1990 закон о свободе вероисповедания – снятие всех ограничений на культовую деятельность => резкий рост количества религиозных организаций (отмена обязательной регистрации, упразднении единого органа регуляции церковно-правовых отношений, не проводится религиоведческая экспертиза, не предусмотрено процедуры отказ от регистрации).

1993 принята конституция. Закон 1990 исправлен.

1997 Закон о религиозных культах, в нем предусмотрено деление религий на традиционные и нетрадиционные, 15-летний срок действия на территории России, пострадали католики и протестанты, т.к. их возглавляли иностранные граждане. Принят иерархический принцип: РПЦ, ислам, католицизм, нрд.

2001 закон президента о национальной безопасности, в котором оговорена идеологическая безопасность.

        

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!