Фундаментализм и модернизм в современной религиозной жизни.



Фундаментализм. Термин протестантов, настаивающих на буквальном понимании Священного Писания. Научно обоснованного определения не существует. Фундаментализм – это тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных кругов на секуляризацию, эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, это стало причиной маргинализации рел. Сегодня фундаментализм – это идеология религиозно – политических движений и течений, которые активно выступают за возвращение к истокам или богословской основе вероучения, за возвращение к вере и ее изначальной чистоте. т.о. фундаментализм характерен для религий Откровения.

Возник в США в 1895 году на протестантской библейской конференции в г. Ниагаре, где группа пасторов выдвинула 5 основных принципов фундаментализма: непогрешимость Писания; божественное происхождение Христа и непорочное зачатие; гибель Христа на кресте за грешников; физическое воскрешение Христа; будущее пришествие.

Позже добавили пункт по милленаризму – премиленаризм (пришествие Христа до наступления тысячелетнего царства).

В 1910 г. эти постулаты были одобрены пресвитерианской Генеральной Ассамблеей.

1909 – 1915 гг. Торри и Диксон издали 12 томов статей под общим названием «Основы». После этого термин «фунд-лизм» вошел в философский дискурс. Широкое распространение получил после ряда «обезьяньих процессов». Сторонники чистоты теологии считают, что фундаментализм исключительно протестантское явление. Но после Иранской революции этот термин стал применяться и к другим религиям и конфессиям христианства – исламу, иудаизму, католицизму- разделение в понимании вероучительного богословского фундаме-ма и фун-ма имеющего идеологическую окраску.

В богословском понимании фун-м рассматривается как идеология религиозных и религиозно – политических движений, которые выступают за возвращение к истокам веры, священным текстам или богословской основе вероучения, чистой вере, ортодоксии.

Идеологический контекст, ставший актуальным в 70-е гг., предполагает возвращение к началам религиозно – цивилизационного единства и выведение религиозно – политических принципов из вечно священного текста.

Общим для всех этих определений является идея возврата.

С общим понятием «фундаментализм» связаны термины частично отражающие его сущность:

1) в европейской традиции существует термин «интегризм», т.е. целостность, чистота, полнота. Интегризм акцентирует внимание на сплоченности и преемственности сообщества на базе религиозно – моральных ценностей.

2) «Ревайвелизм» (возврат, возвращать) – религиозное возрождение и возрождение религиозных чувств, которые ставятся выше догматов (пиетизм, пятидесятничество, обновленчество).

3) в исламской традиции термин «аль-бас» или «аль-ислами» - возрождение религии.

4) «Усуль-ад-дин» – основы веры, подразумевает приверженность догматам веры. Это является первоначальным принципом исламской политики церкви и основанием легитимности власти. Мсламский фун-м находится в политическом контексте.

Фундаменталистские течения можно разделить на 2 типа:

тип, характерный для религий откровения (пуритане, реформаторы, которые стремятся пересмотреть религиозную доктрину в соответствии с требованиями меняющегося мира). В организациях с ярко выраженном мистико – аскетическом элементе возможность фен-ма не высока.

Тип, ориентированный на буддизм и индуизм.

Причины возникновения фун-ма:

1. фундаментализм, как идея возврата к истокам или начальная форма ортодоксии появляется тогда, когда религиозная доктрина на определенном этапе общественного развития перестает в должной мере отвечать потребностям современности. Фун-м всегда ориентирован на новую социальную реальность.

2. в индустриальную эпоху фун-м появляется в связи с необходимостью восстановления соответствия между устаревшей богословской формой и новым состоянием общественного сознания. Современный фун-м – реакция на глобализацию, модернизацию.

3. антропологические корни фун-ма, необходимость их объясняется тем, что фун-кие тенденции обнаруживают себя раньше, чем проявляется общественный кризис.

Фундаментализм можно рассматривать только через призму модернизма, т.к. он поднимает идею корней всегда в духе новых социальных ориентиров.

Вследствие этого 2 основных вектора направленности фун-ма:

- охранительный фун-м. который является решительным противником модернизации.

- модернизационный фун-м, который рассматривает религию как средство изменения, осовременивания общественного сознания.

 3 условия наивысшего развития фун-ма:

1. при наличии веры в реализацию царства Христова;

2. высокая значимость религиозных доктрин;

3. ни у одного социального института или группы нет монополии на доступ к священному писанию.

Современный фунд-м. политическая платформа, идеологический конструкт, который противостоит ряду современных процессов, с другой стороны, это неизбежный продукт модернизации, для которого хар-ны элементы рациональности и готовность использовать передовые технологические и организационные достижения. В результате современный фун-м сумел преодолеть противостояние между религией и идеологией, соединив веру с целесообразностью и разумом.

Яблоков: религиозный фун-м –сопротивления секуляризационным процессам,

Религиозный модернизм.

Религиозный модернизм – парадигмальное понятие, которое устанавливает взаимосвязь, характер взаимодействия между религией и обществом, находящемся в процессе модернизации. Рел. модерн тесно связан с проблемой социального модернизма.

2 подхода к изучению рел. модернизма:

 1. религиоведческий подход – под рел. модерн понимают процессы, связанные с изменением внутреннего содержания религии, вызванные ее внутренней эволюцией в тех или иных исторических условиях. Часто употребляют термин не «религиозный модернизм», а «модернизация религии». Ее особенность в том, что эволюционные процессы в религиозной системе могут расходиться с основными тенденциями, наблюдаемыми в современном обществе. Например, когда модернизация религии будет подразумевать возврат к истокам религии.

 2. социологический подход – выявляет отношение той или иной религии к модернизируемому обществу. Здесь термином рел. модернизм обозначается процессы, идущие в социально – религиозной сфере и имеющее обязательное отношение к социальной модернизации. При этом отношение религии к модернизации общества на разных этапах может меняться: от поддержки до торможения.

Структура рел. модерн состоит из 2-х противоположных позиций:

промодернистская позиция – положительное отношение;

контрмодернистская позиция – отрицательное отношение.

Рел. модерн можно классифицировать по качественным и количественным характеристикам.

Качественные: эксплицитность – внешнее проявление рел. модерн. Эту позицию занимают те рел., которые поддерживают идею социального прогресса (теология революции, теология процесса).

 имплицитность – внутреннее проявление. Эта позиция связана с косвенной поддержкой модернизации и выражается в наличии соответствующей догматики и этики, которые объективно способствуют социальной модернизации. 

Количественные характеристики выявляют степень поддержки модернизационных процессов той или иной религией:

- радикальный рел. модерн – рел. должна стоять во главе всех преобразований в обществе;

- умеренный рел. модерн, который сознательно поддерживает соц. модернизацию, но активного участия в ней не принимают (2-й Ватиканский Собор);

- слабо выраженный рел. модернизм, который является следствием того, что при определенных условиях религия вынуждена поддерживать соц. модернизм, хотя ее идеология и этические установки противоречат ей.

 Также используется термин «религиозный постмодернизм», вызван процессом секуляризации. Религиозный постмодернизм. – это парадигмальное понятие, которое констатирует деконструкцию религии как духовно – социальной подсистемы, а также деконсрукцию социальных функций религии. Характерные черты:

- деконструкция религии не предполагает полный отказ от нее, но при этом изменяется критерий религиозности человека.

- разрушение целостного системного представления о религии и предание ей иррационального и противоречивого характера.

- Религиозный постмодернизм характеризуется эклектическим синтезом догматов как традиционных, так и нетрадиционных учений. 

- потеря верующими цели своего духовного развития или принадлежности той или иной религии.- деконструкция религиозных организаций, которые теряют догматические и соц. основы своего существования.

Его также можно разделить на:

-эксплицитный, примером которого является исламский фун-м, призывающий к созданию единого исламского государства, живущего по закону шариата.

-имплицитный, его можно обнаружить в буддизме, который формально нейтрален по отношению к социальному развитию. 

 Классификация по количественному признаку:

- Радикальный – самое активное сопротивлению модернизму, развитию общества, допуская методы борьбы вплоть да террора.

-Умеренный выражается в пассивном, косвенном сопротивлении модернизации.

 

 

Русское сектантство.

Православие окончательно установилось на территории Р. – в 15 в. До этого на окраинах Р. жили язычники- различные синкретические верования. Различие м/ду сектой (социологическое понятие)- группа людей и ересью (вероучительное понятие)-учение. Можно разделить на мистические и рационалистические. Периодизация: ранний период- Богомилы (ересь) дуалистическая

Возникновение: Харьковская губерния. Поп Богомил. 

Вероучение: Сатанаил – творец всего, кроме души, первый сын Бога, Иисус второй. Считали, что в каждом человеке есть бес.

Культ: строгий аскетизм.

Зрелый период - Стригольники 13-14 века

(проязыческие, антиклерикальное движение, мнение, что это ранний протестантизм)

Возникновение: Псков, 70- годы 14 века, перешла в Новгород. Руководители – дъякон Никита и некто Карп.

Вероучение: Считали, что потустороннего бытия нет, поклонялись небу и земле. Считали, что греховная церковь не способно удовлетворить дух. запросы, единственные таинства -покаяние и евхаристия.

Культ: не принимали таинств. Обрядов не признавали. Каялись, припадая к земле.

Жидовствующие (политическое явление, антитринитарии)

Возникновение: Из Литвы. 15 век киевский еврей Схария.  

Вероучение: Рационалистическое отрицание догмата Троицы, Божества Иисуса и искупления, предпочитали ВЗ, отрицание трудов ОЦ, икон, обрядов и таинств, монашества.

Культ: строгий аскетизм.


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 968; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!