Христианское богословие в контексте византийской и средневековой русской культуры.



 Основы христианского богословия – были заложены в эпоху Вселенских Соборов, Золотой Век Патристики в 3-4 вв. складывается учение об искупительной жертве Христа, его пришествии и установлении царства Божьего на земле. Развивается этическая концепция: идея нравственности, самосов-вания, равенства. В 1054 году произошел разрыв м/ду восточным и западным христианством.

В византийском богословии начинает развиваться мистико- аскетическое направления как феномена восточной православной культуры .

 Образование монашества: цель- мир есть царство гибели от которого необходимо отречься.

- пещерное отшельничество- протекающее в безмолвии. Антоний Великий серед. 3 в

- 4 в. расцвет монашества формирование Уставов : Пахомия Великого и Василия Вел принцип «золотой середины»- монашеское бытие. 

- С 5 века- упадок монашества на Востоке, 1051 основание Киево-Печерского монастыря- как культурный центр Др. Руси, сосредоточение летописания. Исихазм- от греч. «покой» «безмолвие». Система аскетических духовных практик направленных на богопознание и обожение. Складывается в 4-5 вв в рамках монашеского отшельничества в Палестине и Египте- складывание института старчества.

Монашеская литература 4 века:

Евагрий Понтийский- платоновская традиция- освобождение от материального- скит, не принятие тела, «умная молитва»- непрерывное общение разума с Б.

Макарий Египетский- знать Б. можно только на уровне личного опыта. крещение-условие для воскресения души, тела. Общение с Б., -центр богообщения- сердце. Умная молитва + Сердечная молитва = Сведение ума в сердце.

Максим Исповедник- 6-7вв- 5 разделений, сфер бытия. Раскрытие в человеке образа Б.

Григорий Палама – богословское обоснование исихазма, распространение. Энергийное богословие- Б. не познаваем, но у нас есть божественная интуиция, через которую мы познаем его. Б. энергия пронизывает весь мир. Цель исихазма: обожение, техника созерцания Фаворского Света (бож. энергия)- символ пришествие Царства Христа- обожение.

Взаимодействие религиозного христианского канона и искусства происходило в процессе развития средневековой культуры, в итоге образовались принципы построения художественного образа.

В византийско- православном варианте канон превратился в канон-символ, содержательно- символический догмат. Существенна не только внешняя форма, но и выражение смысла религиозного догмата. Принцип духовности в образном воспроизведении божественного, в создании «неподобного подобия» т. о. в византийско-православном искусстве все время происходит столкновение внутри образа-канона, когда образ (изобразительный в иконописи, объемный в архитектуре, интонационный в песнопения) отражающий нечто реальное, совмещается с ирреальной религиозной идеей. Образ – начинает выступать не только как источник информации, сколько как возбудитель, личностно проецируемого на общее- религиозный канон. Выделяется материальность особого порядка: - энергичный контур и контрастирующий цвет

- в иконах попытка «материализовать» время : икона «Богоматери троеручницы»- третья рука передает движение богоматери, ловящей падающего младенца.

В искусстве доминировал- функционально-культовый момент- использовались такие образы- которые вызывали и репродуцировали различные эмоциональные состояния у верующих, например образной доминантой церковного искусства стало страдания вообще и страдания Христа.

 

 

 

Религия в мировой литературе. Формы присутствия

Введение – К.Г. Юнг – все религиозные образы восходят к архетипам сознания поэтому проявления этих архетипов можно проследить везде. Литература вырастает из мифа, ритуала- древнегреческие мистериальные ритуалы, три классических единства: места, времени пространства.

Мировая литература: началась с эпоса о Гильгамеше.

Европейская- Гомер Илиада

Русская рел. лит-ра Державин ода «Бог»

Формы присутствия:

- религиозная литература (религиозные сюжеты, изложенные в литературе).

- богословствование в форме худ. лит-ры (Данте)

- интерпретация религиозных сюжетов в литературе (Томас манн «Иосиф и его братья», М. Булгаков «Мастер и Маргарита» Гете «Фауст»)

- религиозная проблематика в лит-ре (Лермонтов «Демон»)

- религ. образы в худ. лит-ре светского хар-тера.

- Упоминание религиозных слов в лит-ре (мин. Присутствия).

- Та лит-ре, где образы, сюжеты, используются пародийно, сатирически (Боккаччо, Рабле «Гаргантюа и пантагрюэль»)

- Волшебная литературная сказка (Гофман)

- Литературная притча

- атмосфера романа религиозна.

- Мифология – особая форма религиозности.

- Книги могут быть написаны религиозными деятелями.

Литература так же может оказывать и обратное влияние на религиозность- появление НРД- толкиенисты.

Библиография О.М. Фрейденберг Сакральное в литературе.

                «поэтика сюжета и жанра».

 

 

Основные исторические формы свободомыслия.

Свободомыслие- широкое духовное течение, исходным пунктом которого является права разума на критическое рассмотрение рел. и свободное исследование окружающего мира.

Исторические формы свободомыслия:

Богоборчество – Самая ранняя и простейшая форма уже на стадии разложения первобытной общины. Не отвергает основную рел. догматику и обрядность. Критика Бога как первопричины зла и несправедливости верующим человеком, злой мир кажется богоборцу несовместимым с добрым создателем. Например миф о Прометее, миф о Вавилонской башне. Способствует пересмотру рел.- нравственного идеала, особенно смирения- формирует образ свободного чел-ка, борца против соц. несправедливости.

ереси – религиозные воззрения, отклонившиеся от определенного религиозного учения, и критикующие его в вопросах догматики, культа, организации; неприятие интерпретации, которую дает церковь в отличие от первоисточника

Религиозный скептицизм – (от греч. – рассматривающий, исследующий) критика религии в целом, или отдельных ее положений. Появляется тогда года формируется современная мировоз-кая сис-ма, использование сомнений как метод. (Сократ, антиавторитаризм и антидогматизм). «Беседа разочарованного со своим духом» - участь души и тела одинаковая – оба разрушаются. Абсолютный (тотальный, негативный), отрицает возможность познания истины (Сект Эмпирик, Декарт, Юм); Позитивный скептицизм является методологическим принципом познания человека и общ-ва.

Антиклерикализм – неприятие притязаний церкви на господство в обществе и государстве. 2 формы: религиозный и светский. Отстаивание идей веротерпимости и св. совести.

Натурализм- сущ. Лишь природа, кот есть всеохватывающие бытие, человек и общество часть природы.

Пантеизм – Б. – безличная сила, дух растворенный в природе, составляя с ним единое целое. 2 направления пантеизма: Идеалистическое – Бог существует во все природных явлениях (Эпикур, Шлейермахер). Материалистическое – Бог как бы поглощен миром – он представлен совокупностью все природных явлений (Б.Спиноза, который отверг идею личного бога). Спец. Форма у Плотина- Б. не творит мир.

Деизм – учение о Боге как создателе мира, не вмешивающемся в жизнь созданного мира; идея божественного первоисточника, к нему не за чем обращаться. Истоки деизма в средневековой философии, как направление оформился в Новое время (Лейбниц, Толанд, Локк), называли «естественной религией разума».

Атеизм – Система взглядов, сознательное и безоговорочное неприятие религии религиозных представлений с непременным противопоставлением ей альтернативного образа мыслей и действий. Отрицание веры в сущ-ние всего сверхъ-нного.

Нигилизм –Самая крайняя форма отрицания религии: она трактуется абсолютно негативно, за ней не признается никаких заслуг в духовной эволюции человека. Это бунт против рел. с позиции эгоистического индивида. Может стать основой - бездуховности, аморализма. Своеобразный «манифест» теоретического нигилизма работа Ф. Ницше «Антихрист. Проклятие христианству».

религиозный индифферентизм – игнорирование религии, безразличие к ней при решении практических или мировоззренческих проблем. Он создает предпосылки для критического отношения к религии. Развитию способ-л научно- технич. прогресс + повышение уровня образования.

светский или секулярный гуманизм – идейная основа современного движения свободомыслящих. Отстаивает право чел. на свободное развитие и на счастливую жизнь на земле. 80-е гг. 20 века- секулярная гуманистическая декларация.

Свободное исследование всех областей наук, отделение церкви от государства; мораль независима от религии; использование рационального способа познания действительности и т.д.

Стимулы свободомыслия: социальные фа-ры – успехи преобразовательной деятельности человека. интеллектуальные – успехи познавательной деятельности. психологические факторы – успехи в преодолении психологических перегрузок, религия как терапевтическое средство. бытовые факторы – наличие безрелигиозной среды или обстоятельств.

Общественный смысл свободомыслия: двигатель философской мысли, идеология любой революции, стимул социального прогресса, движущая сила религиозного прогресса.

 

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!