Кружок Тверитинова трезвенники.



Возникновение: 1692 год приехал в Москву, собрал кружок. Потом их всех посадили. Фома, брат его изрубил икону. 1714 сожжен.  

Вероучение: Идеал – самосовер-ние, вера оправдывается делами, наказание грехи не искупляет, против церкви и поклонения святым, творений отцов.

Культ: не понятно.

Штундизм

Возникновение: 60-е 19 века. Эта секта – результат попытки немцев (реформаторов и меннонитов) распространить свое влияние на русских и украинцев. Меннонитские, реформаторские и евангелические кружки для чтения евангелие, пения религиозных гимнов. С 1880 года штундисты начинают молиться с баптистами, отсюда штундобаптисты. 

Вероучение: Неоднородно. Смесь евангелизма (сверху) и духоборчества (снизу).  

Шалопуты

Возникновение: Братья духовной жизни. Крестьянин Тамбовской губернии Порфирий Катасонов. 1875 год – объявил себя живым Богом. . 

 Вероучение: По их учению Бог не может существовать просто так, только вселяясь в разных людей. Иисус был простой человек, также как Моисей и пр. Просто в него вселился святой Дух. Всего вселений будет 24. В последним произойдет конец. «Богородицы не только женщины, но и мужчины, так как они рождают словом праведных людей. «Христом» может быть тоже женщина. Отвергают таинства, второе пришествие, Достаточно аскетичны.

Культ: Два вида молитвенных собраний: одни по воскресеньям после обеда (читают евангелие и апокрифы), другие ночью (радения).

Десное братство.

Возникновение: В 1846 году на Урале. Основатель Николай Ильин. Такое месиво.

Вероучение: Дуализм: Иегова и Сатана. Иегова – бог бессмертных, Сатана – бог смертных. Иисус – простой умный человек. Рекомендуется безбрачие, простое сожитие. Отрицал таинства. Изображают имя иеговы.

Культ: Иудейские праздники, пение стихов Ильина на простанародные песни и солдатские.

Интеллектуальный период.

Чуриковцы.

Возникновение: 1900- регистрация общ-ва трезвости, Иван Чуриков из Самары- второй Христос (радикальное течение), Просто Святой (умеренное течение). Вероучение: Заповедь любви, толерантность по отношению к инаковерующим ,

Культ: в причастии не вино, а виноград. Сок. Песнопения, проповедь, коллективные благодарения, икона- Чурикова.

Толстовцы.

Л.Н. Толстой- развитие его идей

Вероучение Б.- всемирный дух, Хр. Не искупитель, но воскрес, нет первородного греха, загробной жизни, отрицание церкви, обрядности, непротивление злу насилием, всепрощение, культура и наука- зло, Смысл жизни поддержание чистоты, всеобщее очищение- замкнутые общины не могут очиститься.

 

 

 Проблемы религии в русской философии.

Вр. возникновения: 1 с 10 в.; 2. с Чаадаева; 3. со славянофилов и западников; 4. с Соловьева.

Особенности: осмысление особой роли России. Осмысление кризиса мировой философии, поиск новых путей, антирационализм, единство космоса, природы, человека, познания, добра, Бога, жизни, истории – априорное, данное изначально. Объединение гносеологии, этики и религиозной проблематики. Проблема русской идеи. В 20-м в. – проблема индивида, общества и коллектива, вопросы индивидуализма и коммунизма, русская интеллигенция.

В начале истории религиозно-политическая тематика «Слово о законе и благодати митр. Иллариона, «Поучение чадам» Владимира Мономаха, инок Филафей – Москва 3 Рим.

17-18 вв. Григорий Сковорода – украинский просветитель. Пантеист – Бог – закономерность, внутреннее начало, причина всего сущего. Бог предопределяет все.

Проблема образования решается – Славяно – Греко – латинская академия. Спор между латинскими и греч учителями. 18 в. интерес к религии ослабевает под влиянием фр. просветителей.

19 в. возобновляется интерес к религии. Осмысление роли России. Чаадаев скептически оценивает положение России – отстает от Европы. Вина в этом на разделении церквей. РПЦ не вмешивалась и не защищала права человека. Необходимо разработать религиозную фил-ю истории – понять замысел Бога, нужно объединить христианство. Христианская нравственность д. стать основой общечеловеческого общежития. Герцен отрицательно оценивает роль религии, осуждает религиозное миропонимание. Данилевский и Леонтьев видят путь России в византийском примере – страх перед Богом помогает государственности. Белинский «Письмо к Гоголю» спасение России не в мистицизме и аскетизме, а в достижениях цивилизации и соблюдении закона. Молитвенному созерцанию он противопоставляет здравый смысл.

Славянофилы Киреевский, Хомяков, Аксаков. Религия определяет характер мышления и общественной жизни. Истинные принципы общественной жизни у православных народов.

Вл. Соловьев. Софиология. Этика всеединства. София – божественное, космическое начало. «Оправдание добра» - это нравственная философия. Ее предмет – понятие добра во взаимосвязи с нравственным смыслом жизни, что обусловлено тем, что человек предназначен для добра. Не этическое мировоззрение, а нравственная деятельность. Религия – естественный источник нравственности. Нравственная фил-фия: добро в человеческой природе, добро от Бога, добра в истории человечества. Идея всеединства и богочеловечества. Идеал – Христос. 3 ступени истории: родовая, нац – гос., вселенская. «Свободная теургия» -исходящее от человека творчество, реализация божественного принципа творения, должно слиться с религией. Сотрудничество ралигии и человека. Для создания богочеловечества.

Эсхатологическая философия творчества Бердяева. Причина зла – несотворенная свобода. Этика творчества - реальное преодоление дихотомии добра и зла. Этический апокатастасис – все придут к сверхдобру. Свобода человека – в создании новых ценностей, свобода творчества. Творчество – выход за пределы личного бытия, оно близко тому, что стоит по ту сторону добра и зла. Творчество не уничтожает зло, а преображает его в добро. Творчество – путь освобождения и ведет к Богу. Философию нужно повернуть к проблемам человечества. «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» - д.б. разумная критика исторического христианства.

Христианский реализм Франка. «Онтологическая необеспеченность добра» и «метафизическое могущество и эмпирическое бессилие добра». Верит в осуществимость абсолютного добра. Но сейчас мир лежит во зле, и нет гарантий торжества добра. Борьба со злом имеет смысл независимо от веры в победу. Зло принадлежит к составу мира. Благо вынуждено принимать формы этого мира, претерпевать кеносис. Бог освещает окружающую тьму, но его всемогущество не распространяется на зримую победоносность. Добро изливается через человеческие сердца. Ч-к сопричастен злу. Чел-к д. верить в высшую принадлежность и осознавать свое бессилие.

Е.Н. Трубецкой «Смысл жизни». Проблему теодицеи решает в поиске смысла жизни, который осуществляется через сомнение. Всеединство находится за пределами времени и держит его в себе, поэтому видит все время в одно мгновение. Грех – нарушение всеединства изнутри. Бог допускает существование как добра, так и зля – нельзя уничтожить зло, не уничтожив добра.

Вышеславцев – этика благодати как сублимация абсолюта. Сублимация – восстановления образа и подобия Бога, выражается в творческом акте.

Булгаков. Богочеловеческая этика. Эгоистически – альтруистическая амбивалентность человека. Самоотвергаемая личная любовь – основа всех добродетелей.

   

 


Дата добавления: 2020-01-07; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!